Научная статья на тему '2015. 04. 017. Армстронг Ш. Экономическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мировая торговая система. Armstrong Sh. Economic cooperation in the Asia-Pacific and the global trading system // Asia & the Pacific policy studies. - 2014. - vol. 1, n 3. - p. 513-521. - Mode of access: http://onlinelibrary. Wiley. Com/doi/10. 1002/app5. V1-3/issuetoc'

2015. 04. 017. Армстронг Ш. Экономическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мировая торговая система. Armstrong Sh. Economic cooperation in the Asia-Pacific and the global trading system // Asia & the Pacific policy studies. - 2014. - vol. 1, n 3. - p. 513-521. - Mode of access: http://onlinelibrary. Wiley. Com/doi/10. 1002/app5. V1-3/issuetoc Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ИНТЕГРАЦИЯ / ВТО / СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пряжникова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 017. Армстронг Ш. Экономическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мировая торговая система. Armstrong Sh. Economic cooperation in the Asia-Pacific and the global trading system // Asia & the Pacific policy studies. - 2014. - vol. 1, n 3. - p. 513-521. - Mode of access: http://onlinelibrary. Wiley. Com/doi/10. 1002/app5. V1-3/issuetoc»

производственных цепочек в указанный промежуток времени добавляло 0,2 процентных пункта к эластичности мировой торговли. Однако в посткризисный период доля промежуточных компонентов в торговле значительно сократилась, развитие глобальных производственных цепочек затормозилось. Кроме того, импорт промежуточных товаров был основной движущей силой торговли до кризиса, а в 2012-2013 гг. его рост остановился.

Небольшое, но значимое влияние на снижение эластичности торговли оказал протекционизм. Всплеск протекционизма в ответ на кризис 2008-2009 гг. был умеренным по сравнению с предшествующими кризисами. Причиной является более высокая степень торговой интеграции в мире, чем в прошлом, и более развитые глобальные производственные цепочки. Они создали среду, в которой любые ограничительные меры для вводящей их страны влекут за собой серьезные последствия. Однако в последние пять лет протекционизм в торговле нарастает. Банковское кредитование, нехватка которого оказала негативное воздействие на мировую торговлю во время Великой рецессии, по-видимому, не играет значимой роли в снижении эластичности торговли с 2011 г.

В среднесрочной перспективе авторы прогнозируют ослабление влияния циклических факторов, препятствующих развитию мировой торговли. Ожидается восстановление глобальной экономической активности, что окажет стимулирующее воздействие и на торговлю. Повышение доли капиталовложений в МВП также, вероятно, приведет к частичному восстановлению соотношения торговли и МВП. Однако, хотя эластичность торговли повысится по сравнению с текущим показателем, в ближайшие годы она останется ниже докризисного уровня. Авторы предполагают, что некоторые структурные факторы, такие как замедление развития глобальных производственных цепочек, сохранятся.

А.А. Сидоров

2015.04.017. АРМСТРОНГ Ш. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И МИРОВАЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА.

ARMSTRONG Sh. Economic cooperation in the Asia-Pacific and the global trading system // Asia & the Pacific policy studies. - 2014. -

Vol. 1, N 3. - P. 513-521. - Mode of access: http://onlinelibrary.wiley. com/ doi/10.1002/app5.v1-3/issuetoc

Ключевые слова: мировая торговля; Азиатско-Тихоокеанский регион; интеграция; ВТО; соглашение о свободной торговле.

Современная мировая торговая система регулируется набором правил, институализированных сначала в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем - Всемирной торговой организации (ВТО). Эти правила способствуют развитию торговых отношений и росту торгового оборота в глобальном масштабе, благодаря чему многие страны получают шанс трансформировать свою экономику. Объем мировой торговли удвоился по сравнению с 1950-ми годами. Самые высокие темпы роста торговли наблюдаются в Восточной Азии (ВА) (за 1980-2012 гг. средний темп роста составил 7,2%), где политика открытого рынка и интеграции в мировую торговую систему стала определяющим фактором борьбы с бедностью, а также фактором становления ВА как наиболее динамично развивающегося региона мира (с. 513).

Специфика интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно стран ВА, заключается в том, что, в отличие от Европы, где ядром интеграционных процессов являются институциональные изменения, в АТР она обусловлена в первую очередь развитием региональной рыночной среды и рыночными интересами стран. Практика заключения преференциальных соглашений о свободной торговле (free trade agreements, FTA), получившая распространение в АТР в последнее десятилетие, не оказала значительного влияния на торговые и инвестиционные потоки. Это объясняется тем, что торговые барьеры в регионе уже и так сведены к минимуму, за исключением нескольких секторов (в частности, сельского хозяйства), в которых процесс либерализации с помощью FTA продвигается с трудом.

В целом интеграция в АТР осуществляется без использования странами методов дискриминационной торговой политики. Открытость рынков стран региона обусловлена в большой степени доверием к мировой торговой системе, благодаря чему экономические отношения между странами активно развиваются, несмотря на разнообразие их политических режимов.

Вступление крупнейшей страны региона - Китая - в ВТО в 2001 г. и проводимая им политика отмены в одностороннем порядке торговых барьеров оказали огромное влияние на мировую торговлю, на экономические и политические отношения между Китаем и другими странами, а также на формирование новой глобальной экономики. Вступление Китая в ВТО способствовало росту доверия к нему как к экономическому партнеру и в конечном счете к быстрому росту иностранных инвестиций в китайскую экономику, а также экспортно-импортных операций. Эффект доверия, по мнению экспертов, благоприятно сказался на развитии отношений между Китаем и Японией. Несмотря на политические проблемы, связанные с территориальными спорами, в 2000-е годы наблюдались высокие темпы роста как торговли между этими странами, так и японских инвестиций в китайскую экономику, что явилось ярким подтверждением доминирования экономических интересов над политическими.

В последнее время, подчеркивает автор, растет роль ВТО в урегулировании торговых споров. Наблюдается увеличение числа жалоб на торговых партнеров со стороны развивающихся стран, подаваемых в структуры ВТО, что свидетельствует о востребованности механизмов этой организации. Недавнее постановление ВТО по поводу ограничений, наложенных Китаем на экспорт редкоземельных металлов, и принятие его Китаем к исполнению значительно повысило уровень доверия в мировой торговой среде, а также авторитет ВТО как регулятора мировой торговой системы. США, Япония (чья экономика в большой степени зависит от экспорта китайских редкоземельных металлов), ЕС и Китай, используя механизмы ВТО, смогли мирно разрешить возникшие разногласия без введения эмбарго и торговых войн.

Вместе с тем, хотя ВТО создала механизмы разрешения споров и проводит эффективную борьбу с протекционизмом, организация сталкивается с рядом рисков и вызовов, делающих ее будущее неопределенным. Позиции ВТО на мировой арене ослабляются из-за ее неспособности завершить серию переговоров по Доха-раунду, начавшуюся в 2001 г. Правила и принципы, продвигаемые ВТО, не охватывают такие быстро растущие сферы, как торговля запасными частями и полуфабрикатами и трансграничная специализация. Кроме того, ВТО не удалось добиться существенных ус-

пехов в либерализации торговли услугами. Организация также не предпринимает никаких попыток в направлении либерализации или создания правил регулирования международных инвестиционных потоков. В то же время торговля услугами и инвестиции представляют собой два важнейших сегмента мировой экономики в XXI в., а бурное распространение во всех регионах мира цепочек поставок демонстрирует тесную связь и взаимозависимость инвестиций, торговли товарами и торговли услугами, что повышает актуальность их регулирования на уровне ВТО.

Тот факт, что в ВТО входят 159 стран, с одной стороны, является фактором ее силы, а с другой - затрудняет достижение консенсуса. Так, для принятия решения по каждому пункту требуется всеобщее одобрение; при этом каждый вопрос является неотделимой частью общего пакета соглашений и его обсуждение не может проводиться отдельно от других. Такой порядок подчас делает невозможным универсализацию принципов либерализации товарообмена и создает препятствия для урегулирования постоянно возникающих новых проблем. Все это приводит к широкому распространению FTA, подрывающих основополагающий принцип ВТО - принцип недискриминации в торговле.

Значительный вклад стран АТР в укрепление мировой торговой системы состоит прежде всего в развитии региональной экономической интеграции: открывая свои рынки для стран-соседей и для всех стран из других регионов мира, государства АТР продвигают таким образом принципы открытого регионализма.

Вместе с тем в настоящее время получают распространение новые, так называемые мегарегиональные экономические соглашения, такие как Транстихоокеанское партнерство (Trans-Pacific partnership) в АТР и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (Transatlantic trade and investment partnership) между США и ЕС. По мнению автора, они способны значительно укрепить экономические связи между странами-партнерами по этим соглашениям в ущерб странам-аутсайдерам. Указанные соглашения знаменуют собой отход от открытого регионализма и движение в сторону преференциализма и дискриминации, что может нанести вред развитию экономической интеграции в АТР, и в частности в ВА.

Существует риск, что заключение таких соглашений приведет к формированию правил экономического взаимодействия, ко-

торые благоприятны для развитых государств и ущемляют интересы развивающихся стран и экономики стран с формирующимся рынком. Кроме того, может возникнуть вопрос о целесообразности существования и самой ВТО, что может вызвать снижение доверия к мировой торговой системе, в основе которой лежат универсальные правила. Тем не менее очевидно, что устойчивая, справедливая и легитимная торговая система является необходимым условием для построения отношений доверия во всех сферах международных отношений.

О.Н. Пряжникова

2015.04.018. ЛЕМУАН Ф., ЮНАЛЬ Д. ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.

LEMOINE F., ÜNAL D. Mutations du commerce extérieur chinois // Lettre du CEPII. - P., 2015. - N 352. - 4 p. - Mode of access: http:// www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2015/let352.pdf

Ключевые слова: Китай; внешняя торговля; экспорт; импорт; китайские компании; компании с иностранным участием.

В статье французских специалистов рассматриваются основные тенденции развития внешней торговли Китая. Темпы роста внешней торговли Китая, отмечают авторы, продолжают опережать темпы роста мировой торговли. В 2007-2013 гг. доля страны в мировом экспорте товаров выросла с 8,7 до 11,7%, а в мировом импорте - с 6,7 до 10,3% (с. 1).

Для выявления изменений, происходящих в китайской внешней торговле, авторы рассматривают два вида торговли - ординарную (ordinaire) (экспорт, опирающийся на местные ресурсы, и импорт, ориентированный преимущественно на внутренний спрос), и процессинговую (processing) (торговля промежуточными продуктами для сборочных производств) и два типа участников внешнеторгового оборота: китайские фирмы и фирмы с участием иностранного капитала (ФУИК).

С 2007 г. процессинговая торговля замедляется. Оставаясь источником профицита торгового баланса Китая, она перестает играть роль основного мотора внешней торговли. Китай продолжает расширять свое присутствие в мировой торговле благодаря ординарной торговле. В 2007-2014 гг. ординарная торговля увеличилась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.