Научная статья на тему '2015. 04. 015. Джозеф С. Социальные медиа, политические изменения и права человека. Joseph S. social media, political change and human rights // Bоston College International and corporative law review. - Boston, 2012. -vol. 35, n 1. - p. 145-188. - mode of access: http://lawdigitalcom Mons. BC. Edu/iclr/vol35/iss1/3'

2015. 04. 015. Джозеф С. Социальные медиа, политические изменения и права человека. Joseph S. social media, political change and human rights // Bоston College International and corporative law review. - Boston, 2012. -vol. 35, n 1. - p. 145-188. - mode of access: http://lawdigitalcom Mons. BC. Edu/iclr/vol35/iss1/3 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 015. Джозеф С. Социальные медиа, политические изменения и права человека. Joseph S. social media, political change and human rights // Bоston College International and corporative law review. - Boston, 2012. -vol. 35, n 1. - p. 145-188. - mode of access: http://lawdigitalcom Mons. BC. Edu/iclr/vol35/iss1/3»

присутствовали представители коммерческого сектора, правительств, международных организаций для разработки принципов и плана действия. Главным выведенным принципом стал ориентир на развитие информационного общества, в котором каждый бы смог создавать, делать доступной, использовать и делиться информацией и знаниями, позволяя людям, сообществам и народам реализовать свой потенциал, увеличивать жизнеспособность, создавать условия для развития и улучшать качество жизни.

В практике правового регулирования важное место занимают также вопросы вторжения в частную жизнь граждан. Возможности разнообразных методов наблюдения способны порождать недовольство граждан цензурой, осуществляемой техническими методами.

В настоящее время актуализируются проблемы, связанные с конституционными правами, вызов которым в том числе связан с использованием международными организациями темы борьбы с терроризмом для достижения своих интересов.

Автор приходит к выводу, что культура пользователя сети явится определяющим фактором глобального информационного обмена. В корыстных целях со стороны любых структур возможны манипулирование информацией и вовлечение пользователей. Посредством распространения недостоверной информации можно формировать общественное мнение, что также может быть использовано любой заинтересованной стороной. Даже услуги популярных поисковых систем и почтовых серверов, предоставляющих место для размещения данных и хранения информации, могут оказаться связанными с правонарушениями. И судьба Интернета таким образом никак не определена. В то время как ранее предполагалось, что интернет-свободы представляют собой нечто вроде свобод, существующих в западных демократических государствах, сегодня ощущается необходимость в консолидации и прозрачности действий в вопросах сетевого регулирования.

И.А. Лисицын-Светланов

2015.04.015. ДЖОЗЕФ С. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

JOSEPH S. Social media, political change and human rights // Bоston college international and corporative law review. - Boston, 2012. -

Vol. 35, N 1. - P. 145-188. - Mode of access: http://lawdigitalcom mons. bc.edu/iclr/vol35/iss1/3

Ключевые слова: социальные медиа; социальные сети; «арабская весна»; информационное право.

Профессор права Монашского университета (Мельбурн, Австралия), директор Кэстанского центра прав человека Сара Джозеф рассматривает роль социальных медиа в политических изменениях в контексте «арабской весны». Автор анализирует противоположные позиции: Клей Ширки и Малкольм Гладуэлл приводят аргументы в поддержку важности социальных медиа в революции. Евгений Морозов наоборот считает, что социальные медиа и Интернет могут быть средством порабощения, а не освобождения, распространения ненависти и пропаганды, а не терпимости и демократии.

В начале 2011 г. революционные выступления прошли во многих арабских странах. Протесты распространились и за пределы арабского мира - Уганда, Израиль и Испания. Роль социальных медиа в этих выступлениях была крайне высока, и термин «twitter-революция» разлетелся по всему миру.

Справедлив ли такой ажиотаж вокруг социальных медиа? В конце концов, народные революции свергали жестокие правительства еще задолго до появление Web 2.0: иранцы низвергли шаха в 1979 г., филиппинцы - президента Маркоса в 1986 г., коммунистические государства в Восточной Европе рухнули одно за другим в 1989 г., демонстрации ускорили падение президента Индонезии Сухарто в 1998 г. Возможно, преувеличенная роль социальных сетей в революциях «арабской весны» - лишь попытка доказать их причастность к демократическим переменам, размышляет автор.

Если обратиться к теории, то социальные медиа определяются как группа интернет-приложений, в основе которых лежат идеологические и технологические основы Web 2.0 и которые позволяют пользователям создавать контент и обмениваться им. Web 2.0 представляет собой интернет-платформу, которая обеспечивает пользователям интерактивное участие. «Пользовательским контентом» называются все способы взаимодействия пользователей с социальными медиа.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три критерия для контента, который должен быть классифицирован как «пользовательский»:

1) информация должна быть размещена на общедоступном веб-сайте или на сайте социальной сети, которая доступна для избранной группы;

2) такая информация не является результатом творческой деятельности;

3) указанный контент «создан вне профессиональных процедур и практики».

Хотя чисто коммерческие веб-сайты исключены из этого определения, интерактивные блоги, которые ведутся фирмами, под него подпадают, так как информация, размещаемая в них, выходит за рамки чисто коммерческой. Письма и текстовые сообщения также исключены из определения, потому что они недоступны через веб-сайты или социальные сети для широкой аудитории.

Тем не менее массовая рассылка работает аналогично сайтам социальных сетей, облегчая непосредственное распространение информации, в том числе информации, полученной с сайтов социальных медиа, для широкой аудитории в форме, которая легко повторно передается.

Есть различные типы социальных медиа: совместные проекты, виртуальные миры, блоги, сообщества, а также социальные сети. Совместные проекты включают людей, работающих вместе для создания контента. Самым известным примером такого проекта является Wikipedia (Википедия) - один из влиятельных источников информации, так как все поисковые системы выводят ее в первых строках.

Платформы совместных проектов также могут позволить людям, находящимся в разных местах, создавать и редактировать документы вместе, что становится особенно полезным для тех, кто разделяет подобные политические цели и совместно работает над документами стратегии. Например, во время египетского восстания в начале 2011 г. все документы, связанные с тактикой и требованиями манифестантов, разрабатывались в Google Docs.

Блоги являются наиболее рудиментарной формой социальных медиа, которая предполагает создание лицом или группой контента на любую тему по выбору автора. Физические лица могут

взаимодействовать с блогами посредством комментариев. Первоначально блоги главным образом основывались на тексте. Сейчас многие включают в себя изображения и видео. Видеоблоги (так называемые влоги) становятся все более популярными.

Например, во время восстания в Ливии в начале 2011 г. Мо-хаммад («Мо») аль-Наббус запустил свой телеканал «Ливия Аль-хурра ТВ», через который он сообщал о событиях в своем городе с помощью видеороликов.

Блоги являются ключевыми инструментами для диссидентской деятельности в государствах, где СМИ подвергаются жесткой цензуре.

Самыми известными примерами сайтов-сообществ, где пользователи могут обмениваться контентом с другими участниками, являются «Flickr» для фотографий и «YouTube» для видео. Такие сайты стали бесценными ресурсами для разоблачения жестокости правительства по всему миру.

Наконец, люди обмениваются информацией в социальных сетях, из которых особую популярность снискали «Facebook» и «Twitter». Эти сайты универсальны, что позволяет использовать как текст, так и фотографии, видео-, аудиофайлы и приложения. «Facebook» позволяет пользователям создать страницу профиля и обмениваться информацией с неограниченным количеством виртуальных «друзей». Как правило, эти «друзья» известны пользователю в реальной жизни. Но бренды или компании создают страницы, которые привлекают неограниченное количество «фанатов». Пользователь самостоятельно выбирает, ограничить ли доступ к своему профилю, регулируя сложный набор настроек конфиденциальности. В последние годы сайт стал феноменально популярным.

Сайт микроблогов «Twitter» позволяет пользователям размещать текстовый контент - «твит» объемом до 140 символов. В эти 140 символов пользователи могут включать в том числе ссылки на статьи, изображения, фото-, видео- и аудиофайлы. Твиты пользователя сразу же становятся видны виртуальным «друзьям», хотя пользователь может редактировать настройки конфиденциальности, открывать свой аккаунт только для определенной группы лиц или блокировать нежелательных пользователей. Большинство твитов являются открытыми и доступными для поиска в Интернете и легко распределяются с помощью функции «Retweet». «Twitter» -

исключительно важный источник информации, отчасти потому, что он связывает огромное количество людей, не знакомых друг с другом лично. Твиты могут быть объединены тегами, которые указывают, что твит относится к определенной теме. Например, сообщения о восстании в Тунисе часто помечены «#Tunisia», что облегчает пользователям поиск постов на эту тему. Одним из главных достоинств социальных сетей является общедоступность. Любой желающий может создать учетную запись «Facebook» или «Twitter», загружать видео на «YouTube» или написать на WordPress блог бесплатно. Конечно, доступ к социальным сетям непосредственно связан с доступом к сети Интернет, которая повсеместно распространена на Западе, но менее доступна в развивающихся странах.

Важным шагом в развитии социальных медиа стало появление мобильных приложений. Мобильные телефоны с возможностью доступа в Интернет становятся все более распространенными, особенно в развивающихся странах. В июле 2011 г. «Sydney Morning Herald» сообщила, что глобальное проникновение мобильной связи прогнозируется на уровне 100% к 2016 г. и что к этому моменту половина всех мобильных телефонов будет смартфонами с доступом к Интернету.

Конечно, необходима осторожность при оценке социальных медиа в качестве инструмента прогрессивных политических изменений. С одной стороны, они помогают распространять пусть даже и важную и нужную информацию среди пользователей, но, с другой стороны, ничто не мешает государству через социальные сети контролировать граждан. К сожалению, интернет-технологии могут быть использованы для отслеживания диссидентов с тем же успехом, как и для продвижения мнений тех же диссидентов.

Социальные медиа создали беспрецедентное глобальное публичное пространство, которое значительно увеличивается с каждым днем в разных частях мира; они постоянно развиваются и являются для людей важным средством, чтобы высказаться и быть услышанными.

Е.А. Афанасьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.