Научная статья на тему '2015.03.031. ПОПЕСКУ Б.Ф., ЛЕФЕВР Ф. КРАУДФАНДИНГ ПО-ФРАНЦУЗСКИ. POPESCU B.F., LEFÈVRE F. LE CROWDFUNDING MADE IN FRANCE // LA GAZETTE DE LA SOCIETé ET DES TECHNIQUES. - P., 2014. - N 78. - P. 1-4'

2015.03.031. ПОПЕСКУ Б.Ф., ЛЕФЕВР Ф. КРАУДФАНДИНГ ПО-ФРАНЦУЗСКИ. POPESCU B.F., LEFÈVRE F. LE CROWDFUNDING MADE IN FRANCE // LA GAZETTE DE LA SOCIETé ET DES TECHNIQUES. - P., 2014. - N 78. - P. 1-4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОПЕРАЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.03.031. ПОПЕСКУ Б.Ф., ЛЕФЕВР Ф. КРАУДФАНДИНГ ПО-ФРАНЦУЗСКИ. POPESCU B.F., LEFÈVRE F. LE CROWDFUNDING MADE IN FRANCE // LA GAZETTE DE LA SOCIETé ET DES TECHNIQUES. - P., 2014. - N 78. - P. 1-4»

2015.03.031. ПОПЕСКУ Б.Ф., ЛЕФЕВР Ф. КРАУДФАНДИНГ ПО-ФРАНЦУЗСКИ.

POPESCU B.F., LEFEVRE F. Le crowdfunding made in France // La gazette de la societe et des techniques. - P., 2014. - N 78. - P. 1-4.

Ключевые слова: краудфандинг; интернет-платформы; регулирование интернет-операций.

Власти Франции поставили задачу сделать Париж европейской столицей краудфандинга, отмечают авторы. Специалисты считают, что это очень масштабные политические амбиции. Краудфандинг (по англ. сrowdfunding - «народное финансирование»1) позволяет предпринимателям собирать через Интернет деньги на реализацию разнообразных проектов. Авторы проанализировали деятельность нескольких тысяч интернет-платформ краудфандинга в мире и во Франции, чтобы выявить особенности краудфандинга по-французски, и сформулировали рекомендации, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности французских платформ.

Платформы краудфандинга представляют собой интернет-сайты, на которых предприниматели могут поместить объявления о своем проекте и обратиться с призывом поддержать его финансирование. Такая практика получила особенно широкое развитие в США, где по модели краудфандинга в 2013 г. было собрано около 3 млрд долл. В мире существует три типа платформ: 1) платформы, специализирующиеся на сборе пожертвований - безвозмездных или с вознаграждением (около 700 сайтов); 2) платформы, где происходит прямое кредитование одних физических лиц другими без участия финансовых посредников за вознаграждение или без него (примерно 100 сайтов); 3) платформы, где инвесторы получают вознаграждение в форме участия в бизнесе (капитале) (порядка 250 сайтов). Франция занимает заметное место на мировом рынке краудфандинга: около 60 платформ находятся в стадии развития, а 40 - уже активно работают (с. 1).

Различаются две модели финансирования в форме пожертвований: пожертвования без возмещения (благотворительные) и с

1 Во французском языке используется понятие «долевое финансирование» (financement participatif). - Прим. реф.

возмещением в форме услуг, материальных или финансовых благ. Таким способом во Франции финансируются проекты в сфере искусства, кинематографии, музыки, журналистики (60% проектов) и т.п., которые невыгодны для банков. Проекты, в частности, предусматривают реставрацию старых зданий, публикацию оригинальных книг, выпуск музыкальных дисков, постановку спектаклей и др. В целом во Франции на пожертвования приходится очень незначительная часть собранных методом краудфандинга средств (1%).

Краудфандинг путем прямого кредитования одних физических лиц другими без участия финансовых посредников (crowdlen-ding) позволяет людям, имеющим свободные средства, инвестировать их под процент или без него. Как правило, речь идет о небольших суммах (микрокредитах). Хотя размер процентного вознаграждения за кредит может в 4-5 раз превышать банковские процентные ставки, эта разница компенсируется отсутствием тран-закционных издержек. Например, при ссуде на сумму 100 тыс. евро на 36 месяцев использование платформы краудфандинга дает возможность так снизить затраты, что после приведения их к текущей стоимости (актуализации) они будут всего на 1,6% выше затрат по банковской ссуде (с. 1).

Масштабы прямого кредитования с помощью краудфандинга (78 млн евро за 2013 г.) несопоставимы с размером кредитования через финансовых посредников (818 млрд евро) (с. 2). Тем не менее этот способ финансирования может найти свою нишу, в частности, благодаря высокой скорости получения денег.

Краудфандинг с компенсацией в форме участия в капитале (equity-based crowdfunding) позволяет компаниям, в основном высокотехнологичным и инновационным, привлечь средства пользователей Интернета. При начальном вложении в размере около 1 тыс. евро инвестор получает небольшую долю в капитале, но надеется на более существенный доход в среднесрочном периоде. Главная причина развития этой формы краудфандинга - фактор масштаба: предприятиям особенно трудно найти средства в размере от 500 тыс. до 1 млн долл. Такая сумма слишком велика для бизнес-ангелов и недостаточна велика, чтобы заинтересовать инвестиционные фонды. Этот интервал называют «дыра капитализа-

ции» (equity gap). Интернет-платформы могут помочь предприятиям решить данную проблему.

Три основных преимущества краудфандинга:

1) скорость получения финансирования. По расчетам специалистов при размещении объявления на интернет-сайте можно собрать необходимые для проекта средства в виде пожертвований за 1-3 месяца, в виде ссуд - за 1-1,5 месяца и в форме участия в капитале - за 1-2 месяцев. Получение денег у бизнес-ангелов занимает в среднем 3-12 месяцев, а у банков - 1-6 месяцев (с. 2);

2) тестирование рынка. Имея информацию о том, какое количество интернет-пользователей заинтересовалось проектом и согласилось его финансировать, предприниматель может оценить перспективы проекта в целом;

3) повышение шансов на софинансирование. 28% предпринимателей, которые успешно провели кампанию краудфандинга, заявили, что позднее им было легче договариваться с другими кредиторами, в том числе с банками. Более того, 10% предпринимателей получают банковскую ссуду уже в период проведения такой кампании (с. 2).

Однако далеко не всем нуждающимся в финансировании удается собрать средства. Так, во Франции только 55-65% проектов, для реализации которых была предпринята попытка собрать деньги с помощью краудфандинга в форме пожертвований, добиваются успеха. Причем краудфандинг для проектов, связанных с музыкой, чаще бывает успешным, чем сбор средств на технологические проекты (63 против 37%). Успех во многом зависит от активности инициатора проекта, использования рекламных средств, личных связей, контактов в социальных сетях и т.д.

Рентабельность большинства интернет-платформ пока не достигла необходимого уровня, хотя интернет-платформы берут за свои услуги комиссионные в размере 5-10% от суммы собранных средств, и их рентабельность зависит от числа финансируемых проектов. Как показывает анализ, особенно трудно увеличить трафик пользователей Интернета на сайте, где представлены проекты, связанные с конкурентным сектором, имеющим высокий уровень концентрации. В итоге лишь небольшое число платформ достигло необходимого уровня рентабельности.

Основной мотивацией интернет-инвесторов является желание помочь определенному проекту. В отличие от традиционных инвесторов они меньше принимают в расчет такие факторы, как доходность инвестиций и возможность вывести их из-под налогообложения. Однако и интернет-инвесторы подвержены рискам. Их доверие к инвестированию через интернет-сайты может быть подорвано, если не будут созданы механизмы, которые позволяют управлять рисками и сделать их прозрачными.

Специалисты считают, что для решения проблемы рисков правительство должно создать правовые рамки специально для такого вида деятельности, как краудфандинг, поскольку имеющееся банковское регулирование не учитывает его особенности и лишь навязывает диспропорциональные ограничения, касающиеся объема финансовых операций платформ. Вместо многочисленных ограничений и барьеров необходимы меры, повышающие ответственность интернет-платформ, направленные, в частности, на обеспечение прозрачности операций и предоставления информации.

Реформа регулирования краудфандинга будет содействовать повышению конкурентоспособности французских интернет-платформ.

Авторы выделяют следующие средне- и долгосрочные тенденции на рынке краудфандинга:

- международные платформы первого типа (сбор пожертвований) американского происхождения будут контролировать львиную долю рынка краудфандинга благодаря их очень высокой посещаемости интернет-пользователями, что автоматически увеличивает вероятность финансирования заявленных проектов. Французским платформам, чтобы добиться успеха в конкуренции, придется предпринять усилия по консолидации в масштабе европейского континента;

- новые платформы, не имеющие достаточного технического оснащения, будут использовать информационные структуры других платформ - сотрудничество по модели «marque blanche»1;

1 Партнерство по модели «marque blanche» (англ. white label) предполагает, что компания предлагает своим клиентам услугу, которая фактически предлагается третьей стороной, причем об этом не сообщается. Например, платформа краудфандинга может предложить своим интернет-пользователям услуги финансирова-

- образ действий интернет-платформ, стремящихся привлечь как можно больше пользователей, становится схожим с поведением авантюриста, стремящегося привлечь как можно больше средств любой ценой. Французские власти должны быть очень бдительными, отслеживать и прекращать подобную практику;

- интернет-платформы будут развивать сотрудничество по модели «marque blanche» с организациями, которые могут оказать информационные услуги, помочь с финансированием и т.д.;

- продолжат развиваться партнерские отношения между отдельными банками и интернет-платформами, однако пока случаи подобного партнерства очень редки, так как розничные банки видят в краудфандинге потенциальную угрозу их бизнесу.

Последние министры экономики Франции настойчиво повторяют, что Франция должна стать лидером краудфандинга в Европе. И для этого есть объективные основы: французские платформы пожертвований (платформы первого типа), опередив своих британских конкурентов, стали лидерами объединенного европейского рынка. Однако по числу посещений интернет-пользователей они в 10 раз отстают от ведущей в мире платформы «Kickstarter», базирующейся в США. Французские платформы второго и третьего типов в 4-5 раз отстают от аналогичных американских платформ (с. 4). Низкая цифра посещений французских платформ обусловлена такими факторами, как меньший размер внутреннего рынка, слабая осведомленность французов о таком способе финансирования, предпочтение банковским кредитам и др. Чтобы французские платформы остались лидерами и укрепили свои позиции в Европе, необходимо создать правовые рамки для краудфандинга, усовершенствовать законодательство, касающееся его статуса, прозрачности, открытости, в том числе на уровне ЕС; принять меры, направленные на расширение информирования населения о платформах, их целях и возможностях; провести кампанию с целью развития финансового образования населения, посвященную долевому финансированию, его влиянию на экономическую деятельность и занятость с использованием платформы «Tousnosprojets.fr», семинаров, конференций и т.д.

Г. В. Семеко

ния, используя информационно-вычислительное оборудование другой платформы, имеющей большие технологические возможности. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.