Научная статья на тему '2015. 03. 031. Бордмен К. , боузмeн Б. Академические права и интеллектуальная собственность в исследовательских альянсах университетов с промышленными компаниями. Boardman C. , Bozeman B. academic Faculty as intellectual property in university-industry research alliances // Economics of innovation and new technology. - 2014. - p. 1-20. - doi:10. 1080/10438599. 2014. 988499'

2015. 03. 031. Бордмен К. , боузмeн Б. Академические права и интеллектуальная собственность в исследовательских альянсах университетов с промышленными компаниями. Boardman C. , Bozeman B. academic Faculty as intellectual property in university-industry research alliances // Economics of innovation and new technology. - 2014. - p. 1-20. - doi:10. 1080/10438599. 2014. 988499 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И РАЗРАБОТКАМИ / КОМАНДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 031. Бордмен К. , боузмeн Б. Академические права и интеллектуальная собственность в исследовательских альянсах университетов с промышленными компаниями. Boardman C. , Bozeman B. academic Faculty as intellectual property in university-industry research alliances // Economics of innovation and new technology. - 2014. - p. 1-20. - doi:10. 1080/10438599. 2014. 988499»

нансовых ресурсов. При этом практически никто из респондентов не говорил о конфликте между развитием академического предпринимательства и традиционными академическими видами деятельности.

Второе направление исследования касалось влияния участия представителей академического сообщества в создании и функционировании коммерческих предприятий. Большинство респондентов отмечали важную роль этого вида предпринимательской активности в создании возможностей для производственной практики и последующего трудоустройства студентов. Подобного рода предпринимательская деятельность также содействует реализации университетом своих исследовательских функций. Он представляет свою лабораторную базу и квалифицированный персонал, что позволяет существенно повысить сложность и качество реализуемых научно-исследовательских проектов. Одновременно многие интервьюируемые отмечали, что участие в деятельности промышленных компаний способствует улучшению качества образовательных программ и учебных планов, повышая их практическую направленность на подготовку специалистов в соответствии с потребностями современного производства.

Таким образом, главный вывод представленного автором исследования заключается в том, что в условиях высокой степени ре-сурсоограниченности, характерной для функционирования учреждений высшего образования в странах «третьего мира», академическое предпринимательство играет преимущественно позитивную роль, создавая синергический эффект, способствующий более эффективной реализации традиционных академических функций и помогающий преодолевать существующие ресурсные ограничения.

М.О. Лихачев

2015.03.031. БОРДМЕН К., БОУЗМЕН Б. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ АЛЬЯНСАХ УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ.

BOARDMAN C., BOZEMAN B. Academic faculty as intellectual property in university-industry research alliances // Economics of innovation and new technology. - 2014. - P. 1-20. - D0I:10.1080/10438599. 2014.988499.

Ключевые слова: трансферт технологий; исследовательское сотрудничество; университетские исследовательские центры; управление исследованиями и разработками; команды исследователей.

К. Бордмен - сотрудник Университета штата Огайо (США), Б. Боузмен работает в Университете штата Аризона (США). Авторы статьи рассматривают основные подходы, использующиеся в исследовании проблем управления реализацией исследовательских проектов в рамках альянсов, создаваемых между университетской наукой и промышленными компаниями. По мнению авторов, исследовательские альянсы между университетами и промышленными компаниями возникают в том случае, если участники альянса, представляющие университетскую науку или промышленность, не способны или не желают в одиночку решать какие-либо научные или технические проблемы в силу недостаточности опыта или стремления избежать излишнего риска1. Поэтому ключевым фактором создания подобных альянсов становится наличие у потенциальных участников некоего эксклюзивного опыта в решении соответствующих научных и технических проблем. Этот опыт, накопленный сотрудниками научных или промышленных организаций, представляет собой тот человеческий капитал, который составляет основу альянса.

Авторы статьи проводят подробный анализ литературы по вопросу управления исследовательскими альянсами на базе двух основополагающих концепций, используемых в современной теории управления. Первая концепция - это концепция «организационного капитала», понимаемого, в широком смысле, как совокупность формальных и неформальных механизмов разрешения проблем, возникающих в процессе взаимодействия между различными участниками процесса совместной деятельности2. Вторая концепция - это разграничение «стратегического» и «технического» менеджмента. Стратегический менеджмент рассматривается

1 Boardman C., Gray D. The new science and engineering management: Cooperative research centers as government policies, industry strategies, and organizations // The journal of technology transfer. - 2010. - Vol. 35, N 5. - P. 445-459.

Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of management. - 1991. - Vol. 17, N 1. - P. 99-120.

как деятельность, имеющая своей целью повышение мотивации сотрудников, а технический менеджмент предполагает стандартизированную рутинную практику повседневного управления персоналом1. В таких широких исследовательских объединениях, как университетско-промышленные альянсы, большую роль играет не только стратегический менеджмент, позволяющий направлять усилия альянса к достижению поставленной цели, но и технический менеджмент, который, упорядочивая структуру взаимодействия в рамках альянса, существенно облегчает разрешение конфликта интересов между факультетами и департаментами университетов и промышленными компаниями. Поэтому авторы рассматривают оба типа менеджмента как «организационный капитал» альянса, в значительной мере обеспечивающий его эффективность.

Стратегический организационный капитал заключается как в формальных, так и в неформальных структурах, деятельность которых направлена на повышение мотивации персонала к тому, чтобы содействовать реализации целей альянса. Одной из наиболее эффективных институций такого рода считается система участия персонала в процессе принятия решений. Многочисленные исследования в сфере управления, в том числе в управлении реализацией научно-исследовательских проектов, демонстрируют устойчивую позитивную связь между результативностью проектов и степенью участия персонала в принятии решений в процессе управления проектом.

Другой системной составляющей стратегического менеджмента, которая также способствует повышению мотивации, является целеполагание. Предназначение целеполагания заключается не только в ясной постановке целей, а также обеспечении их внутренней согласованности, но и в убеждении персонала, участвующего в деятельности альянса, в том, что эти цели являются обоснованными и достижимыми. Большинство исследований значимости целе-полагания акцентируют внимание на важности избегать конфликта целей, который существенно снижает эффективность реализации проекта. Однако ряд исследований показывает, что умелое руководство способно существенно снизить отрицательный эффект этой

1 Huselid M.A., Jackson S.E., Schuler R.S. Technical and strategic human resources management effectiveness as determinants of firm performance // Academy of management journal. - 1997. - Vol. 40, N 1. - P. 171-188.

проблемы. Кроме того, четкая постановка целей и формирование организационных структур, реализующих проект в соответствии с правильным целеполаганием, может не оказывать существенного влияния на эффективность его реализации1.

Одним из важнейших неформальных подходов современного стратегического менеджмента является установление отношений, основанных на доверии между начальниками и подчиненными (trust-engendering leader member exchanges) (с. 8). В сфере реализации исследовательских проектов эта стратегия предполагает установление доверия и продуктивного взаимодействия между управленцами и учеными-исследователями, деятельностью которых они руководят. Это рассматривается как одно из условий достижения высокого качества и результативности процесса исследования, поскольку усиливает креативность и инновационность исследовательской деятельности и способствует решению более сложных научных проблем, а также совместному принятию исследовательских рисков, обеспечению доступа к ресурсам, необходимым для исследовательской деятельности, и облегчению процесса апробации полученных результатов. Многочисленные исследования подтверждают гипотезу о высокой корреляции между уровнем взаимного доверия внутри исследовательских альянсов и уровнем мотивации участников исследовательского процесса, их ориентированности на решение поставленных задач и степенью инноваци-онности в подходах к их решению. Эти и подобные им неформальные подходы, развиваемые в рамках современного стратегического менеджмента, могут использоваться не только изолированно, но и в определенных сочетаниях. В этом случае эти подходы должны дополнять и взаимно усиливать друг друга. Так, четкое целепола-гание в процессе реализации исследовательских проектов, очевидно, будет способствовать установлению более высокой степени взаимного доверия и взаимопонимания между менеджерами проекта и исследователями, участвующими в его реализации.

Некоторые исследования демонстрируют сравнительно слабую эффективность формальных методов стратегического ме-

1 Boardman C., Bozeman B. Role strain in university research centers // The journal of higher education. - 2007. - Vol. 78, N 4. - P. 430-463; Keller R.T. Transformational leaders make a difference // Research technology management. - 1989. -Vol. 38, N 3. - P. 41-44.

неджмента, таких как оплата по результатам, кадровая ротация, развивающие тренинги и т.п. Университетские ученые-исследователи, участвующие в совместных проектах альянса, как правило, являются ведущими специалистами в своей области исследования. Применение ротации и развивающих тренингов для повышения мотивации таких специалистов представляется сомнительным. Эти методы могут оказывать эффективное воздействие только на участников проекта, представляющих персонал промышленных компаний.

Технический организационный капитал заключается в использовании традиционных формальных методов менеджмента с целью управления ходом реализации исследовательских проектов. Формализованная организационная структура и система централизованного управления выглядят несовместимыми. Исследовательская деятельность предполагает значительную степень свободы принятия решений для исполнителя, что с трудом можно совместить с какой-либо иерархией. Однако, по мере того как исследовательская деятельность перестает быть делом индивидуальных исследователей и трансформируется в сложную коллективную деятельность, предполагающую взаимодействие различных индивидов и структур, формирование управленческой структуры становится необходимостью. Наибольшая сложность при создании такой структуры связана с необходимостью установить систему горизонтального и вертикального взаимодействия между различными структурами, участвующими в реализации проекта, а также с нахождением оптимального баланса централизации и децентрализации при принятии управленческих решений. Большинство исследований в этой сфере показывает, что относительно более высокую эффективность в реализации исследовательских проектов имеют структуры, отличающиеся децентрализацией, низким уровнем иерархичности и преобладанием неформальных норм над формальными правилами (с. 9-10). Рациональное объяснение этого заключается в том, что при реализации проекта, в котором участвуют специалисты, имеющие опыт в разных областях, невозможно точно предвидеть, какой вклад каждый из них вносит в достижение конечного результата. В этой ситуации трудно использовать стандартные процедуры распределения полномочий и централизации в принятии решений.

В процессе реализации исследовательских проектов в рамках университетско-промышленных альянсов происходит столкновение двух различных управленческих культур - университетской, основанной преимущественно на неформальных механизмах управления, и корпоративной, получившей развитие в крупных промышленных компаниях и основанной преимущественно на формальных механизмах. Главные проблемы с точки зрения эффективности подобных альянсов заключаются в том, насколько высокая степень конвергенции этих культур необходима для достижения инновационных результатов и возможно ли при этом избежать конфликтов, обусловленных различиями в организационной культуре.

Эта проблема также опосредованно затрагивает вопрос о защите авторских прав университетской стороны альянса на интеллектуальную собственность, создаваемую в процессе совместной деятельности. Заинтересованность представителей академической среды в публикации новых научных результатов, полученных в процессе исследования, неизбежно входит в противоречие с интересами их партнеров из промышленных компаний, связанных с коммерческим использованием этих результатов. Разрешение этого противоречия должно быть найдено на уровне стратегического управления альянса. В противном случае внутренняя слаженность и эффективность процесса взаимодействия партнеров, представляющих университетские структуры и промышленные компании, может быть в значительной степени подорвана.

М.О. Лихачев

2015.03.032. ХАО ЧЖИДУН. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И КОР-ПОРАТИВИЗАЦИЯ VS СТАТУС ПРОФЕССУРЫ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА В США И БОЛЬШОМ КИТАЕ1. HAO ZHIDONG. Commercialization and corporatization versus professorial roles and academic freedom in the United States and Greater China // Chinese sociological review. - 2015. - Vol. 47, N 2. - P. 103127. - D0I:10.1080/21620555.2014.989806.

1 Большой Китай - определение, относящееся ко всем территориям, которыми управляет Китайская Народная Республика (континентальный Китай, включая Гонконг и Макао), и территориям, которые контролируются Китайской Республикой (Тайвань и некоторые соседние острова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.