Научная статья на тему '2015. 03. 024. Зверев А. И. Метафора в креолизованном тексте: (на примере герметических текстов) // полит. Лингвистика = polit. Linguistics. - Екатеринбург, 2014. - № 3 (49). - С. 193-201'

2015. 03. 024. Зверев А. И. Метафора в креолизованном тексте: (на примере герметических текстов) // полит. Лингвистика = polit. Linguistics. - Екатеринбург, 2014. - № 3 (49). - С. 193-201 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕОЛИЗОВАННЫЙ (ПОЛИКОДОВЫЙ) ТЕКСТ / ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / МЕТАФОРА ВЕРБАЛЬНАЯ / МЕТАФОРА ВИЗУАЛЬНАЯ / АЛЛЕГОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 024. Зверев А. И. Метафора в креолизованном тексте: (на примере герметических текстов) // полит. Лингвистика = polit. Linguistics. - Екатеринбург, 2014. - № 3 (49). - С. 193-201»

2015.03.024. ЗВЕРЕВ А.И. МЕТАФОРА В КРЕОЛИЗОВАННОМ ТЕКСТЕ: (На примере герметических текстов) // Полит. лингвистика = Polit. linguistics. - Екатеринбург, 2014. - № 3 (49). - С. 193— 201.

Ключевые слова: креолизованный (поликодовый) текст; герметический алхимический текст; метафора вербальная; метафора визуальная; аллегория.

В статье под термином «креолизованный текст» понимается поликодовое текстовое образование, в котором вербальные и ико-нические элементы формируют одно смысловое, структурное и функциональное целое, нацеленное на комплексное воздействие на адресата. Исследование проведено на материале средневековых алхимических трактатов, в центре внимания - трактат «Иероглифические фигуры», автором которого является французский алхимик Н. Фламель, живший на рубеже XIV-XV вв.1

Исследования в области поликодовых текстов подтверждают их прагматическую эффективность, основанную на результате взаимодействия разных кодов, однако анализ проводится почти исключительно на современном материале (комиксы, видеоклипы, карикатуры, политические плакаты). Тексты герметической традиции, принадлежащие к религиозно-философским направлениям эзотерического характера, основанные на смешении элементов классической греческой философии, астрологии, магии и каббалы, еще не изучены в данном аспекте.

Герметические тексты характеризуются особым способом кодирования информации и характером соотношения вербальных и невербальных знаков. А. И. Зверев отмечает, что даже при отсутствии языковых знаков адресат был способен понять смысловое ядро изображения, так как этот дискурс был рассчитан на посвященного. Н. Фламель описывает иллюстрацию в другом (анонимном) трактате: изображение молодого человека, ступни которого «украшают крылья», а на голове - шлем, который также имеет крылья. Данное изображение представляет собой аллегорию, в которой закодиро-

1 Фламель Н. Алхимия / Пер. со старофр. Бутузова Г.А. - СПб., 2010. -

380 с.

вана цепочка метафор, взятых из одной, алхимической, области1. Н. Фламель, как посвященный адресат, интерпретирует его метафорическую символику: юноша со ступнями-крыльями и в крылатом шлеме - летучее вещество; там же изображены могучий старик (символ времени) с косой, грозящий отсечь юноше ноги (символизирует угрозу лишить вещество свойства летучести), и с жезлом (символизирует «первоматерию»). Аллегория порождает широкое интерпретационное поле, при этом для его однозначного толкования нужен полный контекст. Также важной характеристикой является то, что метафорические смыслы иллюстраций герметического текста основаны на коннотативных символических компонентах. Это отличает их от изображений современных поликодовых текстов, таких как карикатура: последние базируются на денотативных семантических компонентах, которые легко «прочитываются» массовым сознанием.

А.И. Зверев делает следующие выводы относительно визуального компонента герметического креолизованного текста. Алхимический текст обладал особой системой метафорических образов, воплощавшихся в визуальных аллегориях. Схему создания такого текста можно описать как переход от замысла автора, выраженного прямыми значениями лексем, через зашифрованную аллегорию к конечному креолизованному тексту, выражающему замысел. Для посвященных такие тексты были интерпретируемы (с добавлением некоторых индивидуально-авторских ассоциаций), для остальных - закрыты или нуждались в пояснениях. Сходным явлением, обладающим «аллегорической пеленой», автор называет сновидения. Поэтому они, как и алхимические тексты, нуждаются в текстах-посредниках как когнитивном механизме интерпретации первоначально заложенного и скрытого за визуальными образами смысла2. Суммируя данные, автор выделяет следующие функции визуальной метафоры в герметическом алхимическом тексте: информативную, кодирующую и конспиративную (граница между

1 Аллегория трактуется как иносказание, представляющее собой «обозначение некоторой абстрактной идеи с помощью чувственно воспринимаемого образа» (Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. - М., 2010. - С. 47). - Прим реф.

2 По отношению к снам эту функцию, как указывает автор статьи, осуществляют сонники. - Прим. реф.

ними в данном контексте весьма условна). Эти функции добавляются к тем, которые характеризуют визуальный компонент в других видах креолизованных текстов, а именно к аттрактивной, экспрессивной, иллюстративной и аргументирующей.

А. И. Зверев также анализирует особенности вербальной метафорики алхимического текста. Во-первых, это развитый прием антропоморфизма, т.е. перенесения человеческих качеств на неживые сущности. Например: «Это солнце и луна меркуриального источника и сульфурного родника, которые в ходе постоянного нагревания украшают себя королевскими одеждами»1. Во-вторых, герметические тексты написаны в едином метафорическом стиле, что отличает их, например, от текстов философских. Поэтому в них повышена информативная функция языковой метафоры: метафорический образ «панорамен» - он помогает интерпретировать и часть текста, и целый текст. В-третьих, при воспроизводимости в алхимических текстах ряда традиционных для них метафор, таких как образ путешествия для обозначения процесса Делания, они отличаются некоторой множественностью прочтения. Множественность присуща и визуальной метафоре. Так, Дракон воплощает 'грехи', но также 'золото и серебро'; Камень как одна из основных идей алхимии обладает множеством визуальных метафор, среди которых часто используемыми являются 'дева' и 'меч'.

В заключении автор отмечает, что герметическая метафорика оказала значительное влияние на европейскую культурную традицию. Так, исследователи указывают на роль алхимической образности в поэтике Дж. Донна, что проявляется, например, в названиях стихов: «The Dissolution», «Loves alchemie», «An anatomy of the world». Герметическая традиция также нашла отражение в жанре сказки: К.Г. Юнг проанализировал сказку братьев Гримм «Дух в бутылке» через призму алхимической метафоры.

Е.О. Опарина

1 Фламель Н. Указ. соч. - С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.