Научная статья на тему '2015. 03. 024. Бохман С. Бунтующие приспособленцы и приспосабливающиеся бунтари: брачная сатира Джейн Остин и Оскара Уайльда. Bochman S. conforming rebels and rebellious conformists: shared comic style in Jane Austen and Oscar wild's marriage satire // the Victorian. - N. Y. , 2014. - vol. 2, n 3. - mode of access: http://journals. SFU. Ca/vict/index. Php/vict/article/view/136'

2015. 03. 024. Бохман С. Бунтующие приспособленцы и приспосабливающиеся бунтари: брачная сатира Джейн Остин и Оскара Уайльда. Bochman S. conforming rebels and rebellious conformists: shared comic style in Jane Austen and Oscar wild's marriage satire // the Victorian. - N. Y. , 2014. - vol. 2, n 3. - mode of access: http://journals. SFU. Ca/vict/index. Php/vict/article/view/136 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНАЯ САТИРА / ПАРАДОКС / ПАРОДИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / КАРИКАТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 024. Бохман С. Бунтующие приспособленцы и приспосабливающиеся бунтари: брачная сатира Джейн Остин и Оскара Уайльда. Bochman S. conforming rebels and rebellious conformists: shared comic style in Jane Austen and Oscar wild's marriage satire // the Victorian. - N. Y. , 2014. - vol. 2, n 3. - mode of access: http://journals. SFU. Ca/vict/index. Php/vict/article/view/136»

тора этого процесса. «Эпилогом» издания стала работа Ника Хей-вели о социальном и культурном контексте экранизации «Ада» Данте, выпущенной компанией Милано-Филмс в 1911 г., в контексте эволюции итальянского национализма того времени. В Приложении опубликована избранная библиография музыкальных интерпретаций дантовских сюжетов и образов в XIX в.

Е.В. Лозинская

2015.03.024. БОХМАН С. БУНТУЮЩИЕ ПРИСПОСОБЛЕНЦЫ И ПРИСПОСАБЛИВАЮЩИЕСЯ БУНТАРИ: БРАЧНАЯ САТИРА ДЖЕЙН ОСТИН И ОСКАРА УАЙЛЬДА.

BOCHMAN S. Conforming rebels and rebellious conformists: Shared comic style in Jane Austen and Oscar Wild's marriage satire // The Victorian. - N.Y., 2014. - Vol. 2, N 3. - Mode of access: http://journals.sfu. ca/vict/index.php/vict/article/view/136

Ключевые слова: брачная сатира; парадокс; пародия; социальные нормы; карикатурное изображение; неоднозначность.

Светлана Бохман (Нью-Йоркский университет) пишет, что Джейн Остин (1775-1817) и Оскар Уайльд (1854-1900) принадлежат к разным эпохам, пишут в разных жанрах и адресуют свои произведения разным типам читательской аудитории. Однако эти английские авторы используют много сходных техник и обращаются к одним и тем же темам, работая в жанре брачной сатиры. Среди этих техник исследовательница особо отмечает иронию (излюбленную технику Джейн Остин), парадокс (основной прием Оскара Уайльда), комическую характеристику персонажей и пародию.

Технику парадокса Уайльд использует при обращении к темам любви и брака, например, создавая несоответствие между благопристойным тоном высказывания и аморальным отношением к его субъекту: «Просто безобразие, сколько женщин в Лондоне флиртует с собственными мужьями. Это очень противно. Все равно что на людях стирать чистое белье» («Как важно быть серьезным», 1895). На самом деле большинство остроумных реплик в его пьесах являются парадоксами, что создает впечатление абсурдности происходящего в них. Характерный тип уайльдовского парадокса -введение неожиданного противоречия в традиционно приемлемый

контекст или обыгрывание известных выражений. К примеру, Алджерон в пьесе «Как важно быть серьезным» заявляет: «Разводы совершаются на небесах». С. Бохман отмечает, что практически все герои Уайльда так или иначе противоречат сами себе в своих высказываниях и поступках, в результате их становится невозможно воспринимать всерьез, герои кажутся поверхностными.

Обращаясь к тематике брака, Джейн Остин и Оскар Уайльд используют иронию для того, чтобы продемонстрировать различия между существующим положением вещей и тем, как все могло или должно было бы сложиться. Оба автора используют для этого ироническую характеристику персонажей.

Примечателен в этом отношении типаж «приспосабливающегося бунтаря» («conforming rebel»). Такие персонажи, с одной стороны, ставят под сомнение социальные нормы, с другой - способны внешне приспосабливаться к ним. Яркий пример у Остин -Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение», 1813), которая, следуя общепринятым установкам, выходит замуж, однако готова поступиться своей независимостью только ради любви к избраннику.

У Уайльда подобным персонажем является леди Уиндермир, однако С. Бохман предлагает считать героиню скорее «бунтующим приспособленцем», так как, в отличие от героини Джейн Остин, уайльдовская героиня сначала следует всем общественным нормам, а затем восстает против них. В данном случае прием иронической характеристики используется для высмеивания брака. «Хорошая» жена леди Уиндермар на самом деле оказывается распутницей, в то время как миссис Эрлин, несмотря на свою дурную репутацию, вызывает гораздо больше симпатии у зрителей.

Как Оскар Уайльд, так и Джейн Остин часто используют драматическую иронию или иронические ситуации, наделяя читателя знанием, недоступным героям их произведений. Техника всеведущего повествователя помогает Джейн Остин внушить читателю свою точку зрения по отношению к той или иной героине, особенно если это касается вопросов любви и брака. Пример активного использования драматической иронии - роман «Эмма» (1815). Для читателя почти с самого начала очевидно, что Эмма и мистер Найтли предназначены друг другу, несмотря на то что сама героиня этого не понимает.

Драматическая ирония Уайльда окрашивает стиль пьесы «Женщина, не стоящая внимания», в которой читатель осведомлен о происхождении Джеральда еще до того, как тот сам узнает, кто его отец. Такой прием позволяет вызвать у аудитории больше сочувствия по отношению к миссис Арбетнот - его матери.

Пьесы Уайльда наполнены ироническими ситуациями. Сюжет пьесы «Как важно быть серьезным» полностью на них строится. Алджерон Монкриф и Джек Уординг обманывают своих возлюбленных, один - придумывая себе несуществующего родственника, другой - выдавая себя за Эрнеста. В конце же пьесы выясняется, что они «всю свою жизнь говорили правду, сущую правду». Богаты ироническими ситуациями и романы Джейн Остин. Эмма постоянно обманывается в своих ожиданиях: мистер Элтон делает предложение Эмме, а не Гарриет, Гарриет влюбляется в мистера Найтли, а не во Фрэнка Черчилля, Фрэнк же оказывается влюбленным в Джейн Фэрфакс, а не в Эмму, в Эмму влюблен мистер Найтли, но она подозревает его в любви к Джейн.

Помимо иронии Джейн Остин часто обращается к приему пародии. Она пародирует популярные в то время готические романы, утрированные романтический и эпистолярный стили. К примеру, в ее романе «Разум и чувства» (1811) мелодраматичный характер Марианны является пародийной аллюзией на сентиментальные романы.

Оба автора отличаются критическим восприятием действительности и наделены особой чувствительностью к жизненному абсурду. Свое остроумие они используют, чтобы в сатирическом свете выставить представления своих современников о браке и подчеркнуть нестабильность английских общественных устоев. Так, в уайльдовской пьесе «Веер леди Уиндермир» (1892) лорд Дарлингтон объявляет брак «игрой», которая «выходит из моды». Выставляя в своих романах мужчин в невыгодном свете, Джейн Остин разрушает общественные представления о превосходстве мужчин. Оба автора рисуют брак как социальный институт, исключающий равенство.

Карикатурное изображение второстепенных персонажей -еще одна из общих особенностей их произведений. Подобные персонажи являются самыми «несообразительными», они не способны уловить ход событий и удивляются очевидным происшествиям.

Миссис Беннет из «Гордости и предубеждения», по словам Джейн Остин, «невежественная женщина с недостаточной сообразительностью и неустойчивым настроением»1, она не способна понять, какого рода отношения складываются у ее дочерей с мужчинами. На нее похожа и леди Агата из пьесы Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». У нее отсутствует собственная воля, она готова во всем подчиняться материнским указам.

Как и в любой брачной сатире, в произведениях анализируемых авторов присутствуют такие характерные темы, как конфликт поколений или разногласия между родственниками супругов. Родственники (например, мистер Коллинз из «Гордости и предубеждения») выступают у Джейн Остин в роли узурпаторов, стремящихся присвоить себе наследство героини. Родители же, вроде уже упомянутой миссис Беннет или мистера Вудхауса в романе «Эмма», часто оказываются отрицательными образцами для своих детей.

В творчестве как Джейн Остин, так и Оскара Уайльда превалирует изображение определенных социальных слоев, представители которых подвергаются типизации и высмеиванию. Джейн Остин населяет свои романы почти исключительно представителями провинциального дворянства, в то время как Оскар Уайльд в основном направляет свою сатиру на высшую аристократию. Сатира во многом привязана к месту действия. Домашние обеды, пикники, встречи за чаем - в такой обстановке герои Джейн Остин и Оскара Уальда следуют социальным условностям и одновременно демонстрируют свою истинную природу.

Концовки произведений столь же неоднозначны, как и сами произведения. Несмотря на то что романы Джейн Остин имеют «счастливый конец» в виде свадьбы, она сама скептически относится к бракам и не склонна переоценивать преимущества брачной жизни. «Счастливые концовки» у Оскара Уайльда часто являются результатом обмана (как в пьесе «Как важно быть серьезным»), что ставит под сомнение их позитивную оценку.

Сходство приемов при создании брачной сатиры у Джейн Остин и Оскара Уайльда не затмевает различий в отношении писателей к браку как таковому. Джейн Остин критикует лишь некоторые его аспекты, не отрицая брак как институт. Брак в ее романах

1 Пер. И. Маршака.

становится инструментом интеграции в общество. Оскар Уайльд более радикален: он склонен к полному отрицанию некоторых социальных структур, его персонажи не способны стать органичной частью общества даже после брака.

Е.Ю. Николаева

ЛИТЕРАТУРА ХХ-ХХ1 вв.

Русская литература

2015.03.025. ЧЕХОВ В АРЕАЛЕ ИДЕЙ И ОБРАЗОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. (Реферативный обзор).

Ключевые слова: Серебряный век; литературная критика; творчество; философия; творческие взаимоотношения; А. П. Чехов; Д.С. Мережковский; З.Н. Гиппиус; В.В. Розанов; Ин.Ф. Аннен-ский; Вл. С. Соловьёв; Г. Газданов; В. В. Набоков.

В обзор влючены материалы изданий, подготовленных в связи с 150-летним юбилеем А.П. Чехова (1860-1904). Их отличает многообразие тематики. В данном обзоре внимание сконцентрировано на восприятии творчества Чехова Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, В.В. Розановым, Ин.Ф. Анненским, Вл.С. Соловьёвым, Г. Газдановым, В.В. Набоковым. Особый аспект темы - Чехов и философия.

Одним из первых литературных критиков, поддержавших талант молодого А.П. Чехова, был Д.С. Мережковский. Проследить, как менялась концепция творчества писателя в работах Мережковского 1908-1914 гг., ставит своей задачей Н.Г. Коптелова (Кострома) (6). Речь идет о таких работах, как «Чехов и Горький», «Асфодели и ромашка», «Брат человеческий», «Наш "Антоша Чехонте"», «Чехов и Суворин»). Для Мережковского творческие представления писателя оказались идеалом, вершиной, к которой необходимо стремиться. Рецепция личности и творчества Чехова в рассмотренных критических статьях Мережковского (1908-1914), как и в работах предыдущего периода, остается подвижной. Развитие концепции феномена Чехова, созданной критиком-символистом, определяется принципом антитезы. Если в статье «Асфодели и ромашка» Мережковский объявляет Чехова эталоном истинной рели-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.