следования свидетельствуют, что новгородская розмера являлась четвертой частью луба, новгородская получетвертка - восьмой частью коробьи, известный по новгородским и севернорусским источникам пузь, видимо, составлял половину луба. В ходе проведенного исследования было уточнено метрологическое содержание многих мер (мех, рогожа, куль, выть, гоня, половинка, кипа и др.). Кроме того, были выявлены некоторые метрологические наименования, до сих пор не введенные в научный оборот; ср., например: бабка - единица измерения церковного вина.
Фразеологическая активность метрологических единиц подтверждается многочисленными примерами пословиц, поговорок и другими образцами устного народного творчества в русском языке. Причем в составе фразеологических единиц используются самые распространенные в метрологической практике наименования: верста, локоть, пядь, вершок, фунт, золотник; например: За семь верст киселя хлебать; Семь верст до небес и все лесом; Беда приходит пудами, а уходит золотниками; Мал золотник, да дорог и др.
Перспективы дальнейших исследований автор видит в «продолжении изучения метрологических наименований в источниках разных исторических периодов и территориальной принадлежности, хранящихся в архивах (особенно региональных). Это будет способствовать выявлению в истории народной метрологии новых фиксаций и появлению дополнительной информации об уже известных метрологических наименованиях, так как иногда только на основании лингвистического изучения можно судить о первичной величине или происхождении меры, проследить ее историю в русском языке и в языках соседних народов» (с. 371).
А.М. Кузнецов
2015.03.006. ОВЧИННИКОВ Г.И. ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ФЕСТСКОГО ДИСКА. - М.: Эдитус, 2014. - 322 с. - Библи-огр.: с. 211-212.
Ключевые слова: Фестский диск; знаки; группы; обряды; инициация; интронизация; эпифания; минойское письмо; Фестский календарь.
Книга посвящена расшифровке пиктографического письма Фестского диска, включает краткое описание истории открытия
Фестского диска, системы письма, классификацию знаков и групп, описание 45 знаков диска, тексты А и В, обряды, молитвы, описание эпифаний Великой богини, инициации, календаря диска, календарной символики знака № 24, словарь, литературу, список сокращений, состоящий из списка сокращений в тексте и списка обозначений в приложениях, и пять приложений (Приложение 1. «Знаки и группы Фестского диска». Приложение 2. «Крит и Микены». Приложение 3. «Древняя Греция». Приложение 4. «Древний Восток». Приложение 5. «Древний Египет»).
Систему письма Фестского диска можно отнести, по мнению автора, к пиктографическому типу. Являясь рисуночным, пиктографическое письмо фиксирует не речь, а отражает повествование лишь мнемонически (напоминательно). Этому виду письма свойственны образная символика и повествовательный характер. Оно служило для передачи сообщения, для напоминания об известных событиях и фактах, а также культовым целям жителей древнего г. Фест на острове Крит (обряды, молитвы, мистерии, жертвоприношения). Каждый рисуночный знак является идеограммой, выражающей не слог, не звук, а определенное конкретное или абстрактное понятие. Это означает, что Фестский диск не содержит текста в обычном понимании, и его «чтение» должно основываться непосредственно на толковании как значения каждого понятия, «так и справа налево», а начало «текста» - от начала спирали, от вертикальной линии с пятью засечками (с. 2).
При интерпретации пиктографического письма Фестского диска автор опирался на памятники литературы и искусства Древней Греции, Древнего Востока, Египта.
Останавливаясь на истории открытия Фестского диска, автор отмечает, что он был найден итальянской археологической экспедицией Фредерико Хальберро в 1908 г. при раскопках древнего г. Фест на южном побережье острова Крит. Дворцовый комплекс, где найден диск, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на о. Сантория в 1628 г. до н.э. Условная дата изготовления диска - 1700 г. до н.э. в эпоху третьего среднеминойского периода (2000-1600 гг. до н.э.). Именно в это время была зафиксирована грандиозная сейсмическая катастрофа, когда все дворцовые комплексы Крита и многие мелкие поселения были разрушены.
Согласно приведенному описанию Фестский диск представляет собой круглую терракотовую табличку неправильной формы диаметром 16,5 см, толщиной около 2 см. На обеих сторонах диска нанесены борозды в виде спирали, содержащей несколько витков. Обе стороны диска покрыты рисуночными знаками, расположенными по спирали, которые, в свою очередь, разделены вертикальными линиями на группы знаков. Приложение 1 иллюстрирует знаки и группы диска. Знаки представляют собой оттиски с последующим обжигом диска.
Автор отмечает, что уникальность Фестского диска заключается в том, что это самый ранний рисуночный текст, сделанный с помощью набора «печатей», каждая из которых использовалась многократно.
Поскольку диск двусторонний, то условно выделяют сторону А (Приложение 1, илл. 1) и сторону В (Приложение 1, илл. 2). На стороне А четко различаются 122 знака в 31 группе. Сторона В содержит 119 знаков в 30 группах.
При сопоставлении знаков на сторонах А и В обнаружено, что 24 знака повторяются на каждой из сторон диска (Приложение 1, илл. 8). 11 знаков из 45 присутствуют только на стороне А (Приложение 1, илл. 9). 10 знаков из 45 обнаружены только на стороне В (Приложение 1, илл. 10).
При описании знаков и их толковании автор исходит из того, что система письма Фестского диска рисуночная. Его «текст» не является текстом в прямом смысле. Значение знаков не могло исчезнуть бесследно. Их смысл должен был сохраниться в том или ином виде в мифах, преданиях, обрядах и особенно в изобразительном искусстве. Начертание некоторых знаков можно увидеть в буквах греческого алфавита.
Отмечается, что критские мифы дошли до нас лишь в очень поздних греческих переработках, в которых их первоначальный смысл мог подвергнуться радикальному переосмыслению и в некоторых случаях, видимо, был утрачен. В самом минойском искусстве сцены на мифологические сюжеты почти не встречаются. Такие священные предметы, как двойной топор (лабрис), рога посвящения, щит в виде восьмерки, колонна, бетил (священный камень) и др., постоянно присутствуют в сценах сакрального характера, изображенных на фресках, сосудах и печатях.
Среди знаков Фестского диска нет подобных знаков. Знаки на диске изображены по спирали справа налево, по ходу часовой стрелки. Ленточная спираль начинается от края диска и заканчивается в центре диска. Автор отмечает, что разнообразные комбинации спиралей и концентрических кругов широко использовались в эгейском искусстве, в первую очередь, на Кикладах, а также на Крите в 3 тыс. до н.э. Очевидно, можно предположить, что орнаменты этого рода заключали в себе представления о путях, связывающих потусторонний мир с реальным.
В книге дается подробное описание 45 знаков и их толкование.
Очевидно, что «тексты» Фестского диска описывают культовые обряды инициации, интронизации, жертвоприношений, погребений, священные игры, обряды, посвященные богам. Фестский диск можно рассматривать и как календарь обрядов плодородия, которые совершались как по лунному, так и по солнечному календарю.
Текст А, очевидно, содержит описание обрядов интронизации, которые должен совершить претендент на место паредра (царя-жреца) после обряда инициации. По мнению автора, сторону А можно соотнести с Лунным годом. По краю диска на этой стороне расположено 13 групп, т.е. Лунный год состоял из 13 месяцев по 28 дней. Лунный месяц в 28 дней - это период, когда Луну можно наблюдать на небе: от первого появления молодой Луны до полного ее исчезновения. Во время новолуния Луну нельзя видеть в течение одного или двух дней на небе. Обычно лунный месяц, таким образом, округляется до 28 дней. Такой год имеет продолжительность в 364 дня. Обряд интронизации мог проходить в течение 14 дней - в период от новолуния до полнолуния.
Текст В содержит описание обрядов и испытаний, которые должен был пройти претендент на место царя-жреца. Сторона В диска может соотноситься с Солнечным (зодиакальным) годом, который состоял из 12 месяцев по 30 дней и имел продолжительность в 360 дней. Между старым и новым годом появлялось пять свободных дней. По краю диска на стороне В расположено 12 групп, а всего на этой стороне - 30 групп. Таким образом, группы А1-А12 можно соотнести с 12 месяцами Солнечного года, а число групп - с числом дней в каждом месяце. Пять блоков на стороне В можно соотнести с пятью дополнительными днями между старым и новым
Солнечным годом. Таким образом, обряд инициации мог совершаться в течение этих пяти дней, между старым и новым годом. В эти дни паредр должен был пройти испытания и совершить нисхождение в царство мертвых для общения с душами усопших и для получения прорицания.
Наряду с Египтом и Месопотамией важным культурным центром древности был и остров Крит. На протяжении истории остров не раз покоряли, следовательно, чужеземные влияния здесь всегда имели место. Самобытным осталось лишь письмо. Известно также, что египетские властители считали Крит в числе своих данников, так же как и некоторые вавилонские и хеттские правители. Что касается истории Крита, то до раскопок Артура Д. Эванса о ней было мало что известно. Основные данные черпались из сочинений греческих писателей, а также из вавилонских и египетских источников. После завоевания острова дорийцами он был почти полностью заселен греками. Однако в течение долгого времени там проживали и коренные жители этеокриты. Непонятное письмо их предков называлось эгейским или минойским.
Население Крита было смешанным. С малоазиатскими хеттами их объединял тождественный культ матери-земли, быка и двойного топора. Наибольший расцвет просвещения на Крите приходится на период 1700-1500 гг. до н.э., от которого и сохранилось больше всего памятников письменности. Первый удар был нанесен Криту около 1450 г. до н.э., когда островом завладели ахейцы и ионийцы. Окончательное падение критской культуры относится к 1100 г. до н.э., когда он был завоеван и разграблен дорийцами.
Критская культура и, в частности, критское письмо оказали большое влияние на соседние страны. Некоторые знаки Фестского диска по своему очертанию напоминают соответствующие буквы греческого алфавита.
В книге представлен словарь мифологической лексики, что в значительной степени облегчает читателю знакомство с «текстами» Фестского диска.
Э.Б. Яковлева