Реализация права инвалидов на труд и обеспечение их занятости невозможно без решения проблемы правового регулирования их профессиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация инвалидов - это меры, направленные на восстановление их трудоспособности путем максимально возможного их включения в трудовую деятельность для достижения ими конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Международные акты обязывают государства признавать право инвалидов на труд наравне с правом других граждан.
Далее рассматриваются проблемы трудоустройства инвалидов, защиты от дискриминации по признаку инвалидности в трудовых правоотношениях и установления для них льгот.
Н.В. Крысанова
2015.02.034. ЛУШНИКОВ А.М., ЛУШНИКОВА М.В. ОХРАНА ТРУДА И ТРУДОПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР). - М.: Проспект, 2015. - 245 с.
Ключевые слова: охрана труда; международные нормы охраны труда; МОТ; техника безопасности; ответственность работодателей.
Основное внимание в книге уделяется исследованию международных стандартов охраны труда. В отличие от трудового внутригосударственного права, для которого характерна единая иерархия правовых источников, международному праву свойственна множественность параллельных иерархий, объединенных общими императивными универсальными нормами (общепризнанными международными принципами и нормами [стандартами] трудового права). В настоящее время правотворчество МОТ - не единственный источник международных стандартов труда и социального обеспечения. К международным источникам трудового права относятся акты МОТ, акты, принятые ООН, региональными и межрегиональными организациями государств, например Советом Европы, СНГ, Евразийским экономическим сообществом, а также двусторонние соглашения России с другими государствами. Особенность системы международных источников трудового права обусловлена социальным назначением отношений, социально-партнерским ха-
рактером принятия и обеспечения действия международных норм в сфере труда и социальной защиты. В деятельности МОТ трехсторонние консультации с представителями работников и работодателей сопровождают не только процесс разработки и принятия международных норм о труде, но и процесс обеспечения их реализации во внутригосударственном законодательстве, а также международно-правового контроля за соблюдением этих норм.
Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию, которая является продолжением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в социальной сфере и в совокупности с ней гарантирует осуществление свыше 30 социальных прав. В российской правовой литературе отмечается значимость Социальной хартии, однако подчеркивается ее селективный характер, т. е. возможность государств выбрать для себя в качестве обязательных лишь определенное количество ее норм. Однако в ней сосредоточен наиболее широкий набор основных, прежде всего трудовых, прав и устанавливается обязательство государств по осуществлению этих прав, сведены воедино трудовые права, закрепленные в актах ООН, в конвенциях и рекомендациях МОТ. Отдельные положения ряда трудовых прав ратифицированы Россией в неполном (усеченном) объеме. Так, из структуры права на справедливые условия труда исключено право на оплачиваемые праздничные дни, в праве на справедливое вознаграждение не признается право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень. В существенно усеченном варианте ратифицирована статья о трудовых и социально-обеспечительных правах мигрантов.
Рассматривая вопросы охраны труда в законодательстве зарубежных стран, авторы отмечают, что в данной сфере наметился ряд новых тенденций. Во-первых, увеличилось число стран, где предусмотрено образование служб по производственной санитарии, работа заводских врачей. Например, в Бельгии службы здравоохранения создаются при наличии свыше 50 работников, а в Испании - свыше 100. Во-вторых, новшеством в законодательстве стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей работодателя и работников и имеющих консультативные функции.
Членам этих комитетов предоставляется по нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от произвольных увольнений. В некоторых странах наряду с государственной инспекцией труда введен общественный контроль за охраной труда. В Дании и Финляндии работники избирают общественных инспекторов труда, в Великобритании, Швеции инспекторов труда выдвигают профсоюзы. Администрация обязана консультироваться с профсоюзными инспекторами по вопросам гигиены и безопасности труда. В-третьих, усиливается ответственность работодателей за нарушение техники безопасности. Во всех странах нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую (имущественную) ответственность, а также уголовную ответственность в виде штрафа (в Канаде до 1 млн долл.) или тюремного заключения, при отягчающих обстоятельствах весьма значительного (в Италии до 10 лет лишения свободы, в Австралии - до 25 лет). В-четвертых, общие концептуальные изменения коснулись наметившегося перехода от традиционной трактовки охраны труда как совокупности техники безопасности и гигиены труда к охране здоровья в процессе трудовой деятельности или охране профессионального здоровья. В последнем случае охрана труда трактуется существенно шире и предполагает охрану здоровья конкретного человека с учетом его физических, физиологических, психологических и ментальных особенностей.
Далее рассматриваются новеллы трудового законодательства России, при этом отмечается целый ряд недостатков. В первую очередь это касается двойственной трактовки охраны труда - в широком и узком смыслах. Законодательство ориентирует работодателей на проведение набора определенных мер, а не на достижение нужного результата.
Н. В. Крысанова