УРОВНИ ЯЗЫКА
ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ
2015.02.027. ПЕТРОВА А.А. ПРОСОДИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. - Волгоград: Волгоград. гос. ун-т, 2013. - 353 с. -Библиогр.: с. 323-353.
Ключевые слова: речевой онтогенез; просодическая система; детская речь; становление речи; онтологический аспект.
Появление и разработка заявленной исследовательской проблематики продиктованы логикой дальнейшего развития накопленного предшествующего опыта в изучении онтогенеза детской речи, который требует сегодня пристального внимания и достойной научной рефлексии. В разное время речевой онтогенез, являясь предметом междисциплинарных исследований, находился в центре внимания разных научных направлений, среди которых лингвистическое, к сожалению, не было доминирующим.
Первые пробные шаги в лингвистическом исследовании речевого онтогенеза были сделаны в отечественной науке в рамках лингвоцентрического подхода, предполагавшего выявление закономерностей овладения родным языком как системой.
Антропоцентрический подход в значительной степени раздвинул границы изучения языковой личности, сделав коммуникативную компетенцию остроактуальным междисциплинарным концептом. Данному концепту уделяется огромное внимание в разных сферах современного социума.
Монография А.А. Петровой, вписывающаяся в эту широкую антропоцентрическую междисциплинарную речеведческую парадигму, посвящена изучению онтогенеза просодической основы речи в раннем детском возрасте. Она состоит из предисловия, введения, трех глав (1. «Теоретические и методологические основы
изучения просодии и коммуникации в раннем онтогенезе»; 2. «Роль просодической основы в становлении речи на этапах раннего онтогенеза»; 3. «Просодическая основа становления речи в раннем онтогенезе с позиции мультимодального подхода к коммуникативной деятельности»), заключения.
Во введении формулируются основные цели и задачи исследования, постулируются модели порождения речи, изложенные в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, Т.В. Ахутиной, А.А. Леонтьева, Л.В. Сахарного и др.
До сего времени в центре внимания исследователей находились разные уровни формирования детской речи, где первое место отводилось грамматическому. Просодический же уровень находился «за кадром» в силу разных объективных причин. Постепенное осознание необходимости изучения формирования первичного базового уровня становления речи, наконец, привело к серьезной попытке лингвистов положить в основу объяснительных моделей развития речи именно онтогенез просодической системы, где можно проследить источник формирования речи как фактор, определяющий дальнейшее развитие детской личности.
Актуальность исследования определяется разработкой целостной концепции эволюции просодической системы у детей в раннем возрасте с учетом других смежных составляющих и при этом проводится комплексное междисциплинарное исследование детского речевого онтогенеза с позиции мультимодальности коммуникативной деятельности.
Автор в качестве объекта теоретического и экспериментального исследования выбирает аутентичный звучащий дискурс носителей немецкого и русского языков как раннего возраста, так и взрослых с целью установления сопоставительных просодических характеристик и определения специфики просодии детской речи в рамках психолингвистической модели перцепции и генерирования речи. Цель исследования заключается в изучении становления просодической основы в раннем детском возрасте, ее внутренних закономерностей функционирования на протяжении рассматриваемого периода жизни немецко- и русскоговорящих детей, в познании механизма этой основы как в протоформах, так и на стадиях собственно речевых форм. Поставленная цель работы предопределила и выполнение основных задач исследования, сформули-
рованных на основе теоретического анализа методологических концепций отечественной и зарубежной психолингвистической школы и экспериментального исследования, включающего комплексные виды анализа экспериментального звучащего материала.
Верификация данных осуществлена на основе электроакустического и других видов анализа фактического материала (3000 высказываний разноязычных детей). Анализу подвергается аутентичный спонтанный материал: аудио- и видеозаписи речи русско- и немецкоязычных дошкольников, детей-билингвов, а также взрослых носителей двух языков при длительности записи видеосъемки 20 час. и аудиозаписи 15 час.
Исследователь пытается доказать, что именно просодическая система вместе с другими модальностями является основополагающей, цементирующей основой для развития коммуникативного навыка, без которой невозможно развитие других речевых уровней, и тем самым подняться над интуитивными представлениями о просодии, важность которой долгое время до конца не осознавалась (что является причиной первичных научных изысканий отнюдь не в этой области), и разрушить известные стереотипы о первостепен-ности изучения других языковых уровней в становлении детской речи.
На основе методов комплексного исследования речевого материала с учетом экстралингвистических условий протекания коммуникации, позволяющих изучить когниции и поведение ребенка в диалоге со взрослым и сверстником, а также особенности дискурса взрослого при общении с младенцем и дошкольником, автор представляет просодические модели речи дошкольника на ранних стадиях развития и устанавливает мультимодальный слоговой комплекс, характерный для протоинтеракции в раннем онтогенезе.
Теоретическая значимость исследования заключается, в первую очередь, в изучении становления социальности ребенка, в исследовании возрастной просодической динамики. Полученные результаты позволяют раскрыть просодические механизмы, имеющие место как в проторечи, так и на начальных собственно речевых стадиях ребенка, сравнить их с просодическими характеристиками автодискурса взрослого на этапах его интеракции с ребенком в до-словесный период и с этими характеристиками полноценного дискурса в ранний вербальный период. Изучение механизма диалоги-
ческой интеракции ребенка и взрослого, ребенка и сверстников потребовало от исследователя введения ряда соответствующих категорий и терминологических понятий, в частности, таких как «муль-тимодальная интеракция в раннем онтогенезе» «модальные уровни коммуникации» применительно к детской речи и ряд других.
В монографии анализируются психолингвистические и лингвистические подходы к изучению проблемы, рассматриваются онтологические аспекты в исследованиях становления речи, и, в частности, детской просодии. Начиная анализ теоретических и методологических основ изучения просодии и коммуникации в раннем детском возрасте, автор обобщает накопленный опыт научных разработок данной проблемы в психолингвистике, в психологии развития речи, теории моделей коммуникации, теории установки, в лингвистике, в онтолингвистике. Данный аналитико-критический анализ подходов к решению обсуждаемой проблемы позволяет представить целостную научную картину выдвинутых объектов исследования.
Обзор междисциплинарного отечественного и зарубежного опыта в разработке данной проблемы позволяет констатировать факт наличия давнего интереса ученых к проблеме восприятия и речевых способностей у детей на стадиях раннего онтогенеза. К научному анализу привлекаются не только ставшие уже классическими психолингвистические и лингвистические концепции, но и другие междисциплинарные направления, универсальные для развития разных аспектов языкознания, например: социально-прагматическое, когнитивное, теория врожденных знаний, теория внешних факторов, структурализм (Д. Брунер, Н. Хомский, С. Пинкер, Ж. Пиаже, Р. Якобсон, Е.С. Сергиенко, Н.И. Горелов) и др.
Опираясь на фундаментальную методологическую основу, А. А. Петрова продолжает ее концептуальное развитие, вводя новые понятия, такие как «слого-слово», базовую единицу речевосприя-тия и речепроизводства, что представляется правильным при обращении к онтогенезу речи лепетного периода, поскольку слог является наименьшей просодической единицей и в данном случае выполняет роль редуцированного номината слова.
Основные выводы по теоретической части исследования развернуты, иллюстрируют разноаспектный характер исследуемой
проблемы. Автор указывает на ряд неразработанных проблем, ждущих своего разрешения.
Далее наряду с излагаемыми теоретическими положениями о проблеме восприятия, о понятии, сущности и функциях просодии, комплексном характере и функциях интонации, о сегментации речи автор приводит экспериментальное исследование просодии вопросительных высказываний детей, включающего аудитивный и акустический виды анализа. Привлечение всех акустических параметров для анализа речевых образцов детей и взрослых дает развернутую картину динамики характерных модификаций показаний частоты основного тона, длительности, интенсивности, свидетельствующих об определенных закономерностях в просодическом оформлении вопросительных фраз детей разного младшего возраста (от 2.0 до 2.5 лет). Кроме того, данные акустического анализа позволили также сравнить просодические характеристики фраз детей с фразами взрослых и выявить, насколько велика степень деви-антности просодических показателей детской речи от просодической нормы речевых образцов взрослых.
Монография иллюстрирована графиками, таблицами, транскриптами, видеоотображениями, структурными схемами, рисунками, текстами диалогов.
С целью исследования мультимодальных аспектов интеракции автором выполнено описание интеракционных моделей в дискурсе маленькой личности и взрослого. Для исследования квазикоммуникативных аспектов интеракции автор предпринял еще одно экспериментальное исследование, описанное в третьей главе монографии. Анализировался спонтанный диалогический микродискурс, содержащий квазифрагменты. Акустический анализ просодической структуры реплик диалога представил наглядную интонационную картину реплик. Описаны структура реплик согласно их коммуникативному типу и модели разновекторного распределения информации в микродискурсе. Учитывая тот факт, что во всех случаях трансакции речь идет об аксиологической составляющей в коммуникации, исследователь вводит понятие «модальных уровней коммуникации», к которым, кроме вербального, относятся и другие модальные уровни.
Исходя из анализа приведенных ситуаций и освещения проблемы «нарушенной» коммуникации, автор называет причины ква-
2015.02.028-030
зикоммуникации и способ снятия наступившей коммуникативной неудачи. Интонационные характеристики квазиреплик в целом не отличаются от полноценных высказываний. В этом случае речевой продукции имеют место другие смысловые соотнесения денотата и номинации. Намеренно неверные номинации, по данным автора, могут выражаться модифицированными интонационными параметрами восходящей динамики. Контрастные мелодические показатели свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии ребенка, ведущему к смене модальности коммуникации. Отрицательные эмоциональные состояния дошкольника характеризуются терминальными изменениями частоты основного тона ЧОТ.
Проведенный анализ показал, что вследствие отличия аппер-цепирующей массы взрослого индивида и ребенка наблюдаются плеонастичный характер оформления речи взрослого и синкретич-ность единиц в речи ребенка. Определению наличия квазиэлементов в дискурсе служит интонация. Возрастающий характер просодических показателей, мелодический «разброс» значений свидетельствуют об эмоциональной окрашенности в актах квазикоммуникации.
Э.Б. Яковлева
2015.02.028-030. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ И ПЕРЦЕПТИВНО-СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ: Литературная и диалектная речь. (Сводный реферат).
2015.02.028. ЕВДОКИМОВА В.В. Анализ спектра гласных на основе неравномерной психоакустической шкалы эрбов для определения словесного ударения // Тр. СПИИРАН (Санкт-Петерб. ин-т информатики и автоматизации). - СПб., 2014. - Вып. 1 (32). -С. 58-67.
2015.02.029. КАРПОВА Л.Л. О словесной акцентуации в северных диалектах удмуртского языка // Филол. науки: Вопр. теории и практики. - М., 2014. - № 4 (34). - С. 103-105.
2015.02.030. СЕЛЮТИНА И.Я., УРТЕГЕШЕВ Н.С., ДОБРИНИ-НА А.А. Типологическая специфика эвенкийского консонантизма: (По данным рентгенографирования и МР-томографирования) // Сибир. филол. журн. - Новосибирск, 2014. - Вып. 1. - С. 186-191.