Научная статья на тему '2015.02.027. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА. ÉVALUATION DE L’EFFORT BUDGéTAIRE // BULL. MENSUEL BCE. - BRUXELLES, 2014. - N 10. - P. 70-85'

2015.02.027. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА. ÉVALUATION DE L’EFFORT BUDGéTAIRE // BULL. MENSUEL BCE. - BRUXELLES, 2014. - N 10. - P. 70-85 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.027. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА. ÉVALUATION DE L’EFFORT BUDGéTAIRE // BULL. MENSUEL BCE. - BRUXELLES, 2014. - N 10. - P. 70-85»

Чтобы смягчить негативное влияние глобального банкинга на национальную финансовую систему, по мнению автора, принимающие страны должны принять меры, которые можно объединить в две группы. Во-первых, речь идет о мерах, направленных на стимулирование постоянных изменений в структуре финансирования филиалов ИБ, имеющих высокий уровень левериджа, в направлении большей опоры на местные источники финансовых ресурсов. Это сократит потребность филиалов ИБ в зарубежных заимствованиях и, таким образом, уменьшит их роль проводников финансовых шоков. Одновременно необходимо придерживаться оптимального сочетания местных и иностранных источников финансирования, принимая во внимание то, что использование только местных ресурсов может привести к снижению и удорожанию кредитования местных фирм. Во-вторых, принимающим странам необходимо усилить регулирующие функции, прежде всего в сфере трансграничной координации банковского надзора. Что касается восточноевропейских стран, то большое значение имеет не только усовершенствование координации надзора в пределах зоны евро, но и координация надзора за деятельностью родительских банков в зоне евро и их дочерних отделений за пределами этой зоны.

Е.Е. Луцкая

2015.02.027. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА.

Évaluation de l'effort budgétaire // Bull. mensuel BCE. - Bruxelles, 2014. - N 10. - P. 70-85.

Ключевые слова: ЕС; бюджетная политика; структурный дефицит государственного бюджета.

В статье рассматриваются концепция и методы контроля органов ЕС над бюджетной политикой стран-членов.

Центральное место в концепции оценки государственного бюджета, указывают эксперты Европейского центрального банка (ЕЦБ), занимает понятие «бюджетные усилия». Значимость оценки бюджетных усилий определяется тем, что именно от эффективности действий по снижению бюджетного дефицита зависят в конечном счете величина накопленного государственного долга и устойчивость государственных финансов.

Политика оздоровления государственного бюджета включает два фундаментальных элемента: целевое сокращение номинального дефицита за конкретный период и бюджетные усилия, которые должны быть предприняты для достижения поставленной цели с учетом их воздействия на экономическую активность и других факторов, которые могут повлиять на взаимосвязь между бюджетными усилиями и сокращением дефицита.

Поскольку оздоровление государственного бюджета может оказывать негативное влияние на темпы экономического роста в краткосрочном периоде, то размер ежегодного снижения бюджетного дефицита не должен превышать определенного лимита и, следовательно, процесс оздоровления должен быть растянут на несколько лет. Необходимо предварительно тщательно выверить по годам целевые задания по снижению бюджетного дефицита и оценить последствия выбранной стратегии, а также разработать сценарий макроэкономического развития, соответствующий плану бюджетного оздоровления. На основе этого сценария определяются фискальные меры и политика в области государственных расходов с учетом динамики потенциального ВВП и отклонений от нее.

В рамках Пакта стабильности и роста1 (далее - Пакт) бюджетные усилия оцениваются с помощью соотношения между структурным бюджетным сальдо, представляющим собой общее сальдо бюджета государственных административных структур (administrations publiques2), очищенным от циклических колебаний и дискреционных факторов, и ВВП. Между тем установлено, что такой измеритель бюджетных усилий является крайне несовершенным и, как показал последний кризис, факторы, которые находятся вне сферы влияния государственной политики в краткосрочном аспекте, могут очень сильно воздействовать на структурное бюджетное сальдо. Не так давно традиционная оценка стала допол-

1 Пакт стабильности и роста (1997) - соглашение между государствами ЕС с целью создания Экономического и валютного союза (ЭВС), касающееся налоговой и бюджетной политики; предусматривает контроль над налоговой и бюджетной политикой и санкции (после нескольких предупреждений) к странам-нарушителям. - Прим. реф.

2 Включая учреждения центральных, региональных и местных органов государственной власти, а также учреждения системы социального страхования, т.е. это государственный сектор без государственных предприятий. - Прим. реф.

няться более детальным анализом в рамках концепции «восходящий» подход (bottom-up approach), нацеленным на прямое количественное измерение последствий различных мер, касающихся бюджетных доходов и расходов.

Со времени принятия Пакта в 1997 г. критерии оценки бюджетной политики отдельных стран претерпели изменения, в частности в результате реформ 2005, 2011 и 2013 г. Согласно Пакту в версии 1997 г. оценка структурного бюджетного сальдо рассматривалась в основном лишь как «превентивный клапан». Основной акцент делался на соблюдении лимита номинального дефицита госбюджета (3% ВВП в среднесрочном периоде). Когда в стране возникает избыточный дефицит, правительство обязано сразу же в течение года провести коррекцию, если не существует особых обстоятельств. В Пакте не предусматривалась отсрочка в процедуре устранения избыточного дефицита (ПУИД).

Реформа Пакта 2005 г., хотя и оставила в силе его базовые макроэкономические нормативы, в том числе лимит дефицита госбюджета в 3% ВВП, но ввела более гибкие правила в ПУИД с целью учета сложившейся экономической ситуации. Так, была принята концепция ежегодного улучшения показателя «номинальный дефицит / ВВП» на 0,5%, а также предусмотрена возможность продления периода ПУИД, если установлено, что страна принимает действенные меры по преодолению разбалансированности госбюджета. В результате правительства получили право при особых обстоятельствах выходить за твердые границы госбюджетного дефицита и госдолга. Кроме того, отныне при принятии решения о санкциях за нарушение условий Пакта рекомендовалось исходить из размера структурного дефицита, т.е. учитывать влияние конъюнктурных факторов (делового цикла) и взаимосвязь дефицита с мерами по стимулированию экономического роста.

Усиление макроэкономических, финансовых и бюджетных диспропорций в зоне евро и кризис суверенной задолженности во многих странах заставили власти Евросоюза принять в 2011 г. пакет из шести нормативных документов («six-pack»), направленных на совершенствование системы управления экономикой. В 2013 г. был принят еще один пакет из двух документов («two-pack»), предусматривающих усиление контроля над бюджетными планами государств зоны евро, испытывающих финансовые трудности.

В документах 2011 г. специалисты выделяют две инновации, касающиеся оценки бюджетных усилий. Во-первых, к рекомендации относительно оценки структурного дефицита добавлены ежегодные целевые показатели по номинальному дефициту для рассчитанных на несколько лет ПУБД. При этом соблюдение номинальных целевых показателей (даже если не достигнуты нормативы по структурному дефициту) стало рассматриваться как свидетельство того, что национальные власти страны, находящейся под ПУБД, принимают необходимые меры по преодолению бюджетного дефицита. Во-вторых, в качестве дополнительного «превентивного клапана» была введена оценка эффективности действий национальных властей по устранению бюджетного дефицита на базе анализа бюджетных расходов (с учетом дискреционных мер в области бюджетных расходов и доходов) и их соответствия рекомендациям Совета и Комиссии ЕС.

Недавно Еврокомиссия предложила применять в отношении стран, подпадающих под ПУБД, «восходящий» подход при анализе причин сохранения избыточного бюджетного дефицита, несмотря на выполнение рекомендаций в рамках ПУБД. Согласно этой методике при расчете структурного дефицита принимаются во внимание факторы, выходящие за рамки сферы влияния государственных властей. Так, проводится корректировка расчетов по таким факторам, как пересмотр показателей роста ВВП, расходы чрезвычайного характера, последствия непредвиденных событий (природных катастроф, ревизии статистики) и т.д.

Конъюнктурная составляющая бюджетного сальдо, согласно применяемой методологии расчетов, является «продуктом» отклонения производства и глобальной чувствительности бюджетного сальдо к подобным отклонениям. Отклонение производства представляет собой разницу между эффективным и потенциальным объемами производства, рассчитанными с помощью производственной функции. Реакция бюджетного сальдо на изменения в отклонении производства резюмируется в переменной, именуемой полуэластичностью.

Ежегодные колебания показателя «структурное бюджетное сальдо / ВВП» находятся под влиянием недискреционных факторов, таких как макро- и микроструктура ВВП, налоговое бремя, социальные пособия, масштабы неформальной экономики и др.

2015.02.028-029

Усилия, которые должно приложить государство для улучшения этого показателя путем повышения налогов и сокращения расходов, более значительны в условиях, когда имеются факторы, оказывающие давление на показатель «структурные доходы / потенциальный ВВП» и подталкивающие вверх неконъюнктурные расходы, когда накопившаяся государственная задолженность растет, а рост потенциального ВВП - слабый или негативный.

При использовании «восходящего» подхода последствия бюджетных усилий рассчитываются как агрегированная сумма последствий отдельных бюджетных мер, касающихся государственных доходов и расходов. «Восходящие» расчеты в принципе являются существенным дополнением к расчетам колебаний структурного бюджетного сальдо, но их применение поднимает ряд проблем методологического и практического характера, которые касаются прозрачности методов оценки, четкого определения основных понятий, сбора данных и информации.

Для надлежащей оценки последствий различных мер, затрагивающих бюджетные доходы и расходы, подчеркивают авторы, важно, чтобы в программах стабилизации и бюджетной документации стран-членов четко описывались ожидаемые эффекты от каждой меры и давались разъяснения по поводу методологии расчетов, использованных концепций и данных. Адекватность бюджетной политики всегда следует оценивать по достигнутым в среднесрочном периоде результатам.

Г. В. Семеко

2015.02.028-029. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЗОНЫ ЕВРО. (Сводный реферат).

2015.02.028. ATKINSON P., MICHALSKI W., PAGROTSKY L. Wirtschaftspolitik für die Eurozone // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2014. - Jg. 94, N 6. - S. 407-409.

2015.02.029. BELKE A. Transparenz und forward guidance: Stimulierung der Volkswirtschaft in der Eurozone // Wirtschaftsdienst. -Hamburg, 2014. - Jg. 94, N 6. - S. 410-415.

Ключевые слова: зона евро; банковский сектор; государственный долг; кредитно-денежная политика.

Кризис в зоне евро, указывают авторы первой статьи (028), является результатом не только кризиса государственной задол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.