Научная статья на тему '2015. 02. 023. Педерсен Х. С. Новые доктора в экономике знаний: тенденции и Ключевые вопросы. Pedersen H. S. new doctoral graduates in the knowledge economy: trends and key issues // journal of higher education policy and management. - 2014. - Vol. 36, n 6. - p. 632-645. - doi: 10. 1080/13600 80 X. 2014. 957891. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/ 1360080x. 2014. 957891'

2015. 02. 023. Педерсен Х. С. Новые доктора в экономике знаний: тенденции и Ключевые вопросы. Pedersen H. S. new doctoral graduates in the knowledge economy: trends and key issues // journal of higher education policy and management. - 2014. - Vol. 36, n 6. - p. 632-645. - doi: 10. 1080/13600 80 X. 2014. 957891. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/ 1360080x. 2014. 957891 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА ДОКТОРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / PHD-ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА / STEM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 023. Педерсен Х. С. Новые доктора в экономике знаний: тенденции и Ключевые вопросы. Pedersen H. S. new doctoral graduates in the knowledge economy: trends and key issues // journal of higher education policy and management. - 2014. - Vol. 36, n 6. - p. 632-645. - doi: 10. 1080/13600 80 X. 2014. 957891. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/ 1360080x. 2014. 957891»

Таким образом, связи между производством знаний в университетах и инновациями неоднородны, хотя для некоторых отраслей производства и секторов экономики они играют ключевую роль. Тем не менее учитывая масштабы университетской системы, трудно говорить о прямой экономической стоимости производства знаний в университетах. По сути, вопрос о роли университетов в инновационном развитии может ставиться в более широком ракурсе, как вопрос о роли университетов в обществе. В условиях огромных потоков студентов и аспирантов, на обучение которых тратятся средства государственного бюджета, подходы в русле «башни из слоновой кости» уже не работают. В то же время трудно представить университет в качестве только инкубатора инновационной деятельности, в котором много предприимчивых людей производят технологии следующего поколения, которые изменят мир.

В заключение автор отмечает, что современный университет должен совмещать многие виды деятельности: производить знания, обучать студентов и вносить весомый вклад в инновационное развитие государства. Однако традиционная модель университета, нацеленная на подготовку квалифицированных специалистов, остается приоритетной. Требования усилить инновационный и предпринимательский потенциалы университетов должны инициировать обращение к интеграторам знаний, а не его производителям. Соответственно, значительная часть литературы, по мнению автора, преувеличивает роль университетов в инновационном развитии.

Е.Г. Гребенщикова

2015.02.023. ПЕДЕРСЕН Х.С. НОВЫЕ ДОКТОРА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ: ТЕНДЕНЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ. PEDERSEN H.S. New doctoral graduâtes in the knowledge economy: Trends and key issues // Journal of higher education policy and management. - 2014. - Vol. 36, N 6. - P. 632-645. - DOI: 10.1080/13600 80 X.2014.957891. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/ 1360080X.2014.957891

Ключевые слова: карьера доктора; человеческий капитал; PhD-образование; исследовательская политика; STEM.

Автор - сотрудник Датского центра изучения исследований и исследовательской политики и Департамента политических наук и

государственного управления школы бизнеса и социальных наук при Орхусском университете - рассматривает вопрос о влиянии возрастающего числа обладателей докторской степени (PhD) на развитие человеческого капитала, инноваций и технологий и экономический рост в национальной экономике многих стран мира.

В последнее десятилетие ориентация на развитие высоких технологий и формирование экономики знаний, принятая политическими структурами многих государств, породила тенденцию к увеличению численности специалистов, имеющих докторскую степень. В период 2000-2010 гг., по данным ОЭСР, их количество существенно выросло по сравнению с предшествующим десятилетием во многих странах мира. В таких странах, как Греция, Ирландия, Новая Зеландия и Турция, этот показатель увеличился на 100% по сравнению с предшествующим десятилетием; в Бельгии, Норвегии и Португалии - почти на 80%; в Австралии, Южной Корее, Нидерландах, Великобритании и США - на 50-60; в Австрии, Канаде, Японии, Испании - на 25-40%. Только в трех из развитых стран -Франции, Германии и Швеции - число обладателей PhD за указанный период увеличилось менее чем на 25% (с. 634).

Этот рост стал отражением общей тенденции к инновационному экономическому развитию и связанного с ней увеличения инвестиций в сферу исследований и разработок (ИР), происходившего в частном секторе в последнее десятилетие. В связи с этим правительства многих стран сделали увеличение числа присуждаемых докторских степеней одной из приоритетных целей своей образовательной политики. В результате во многих государствах были установлены нормативы выпуска обладателей PhD в процентах от числа выпускников низших ступеней высшего образования (бакалавров и магистров). Кроме того, во многих странах были приняты программы финансовой поддержки научных исследований для потенциальных получателей PhD. В таких странах, как США, Канада, Великобритания, Германия и Япония, предусмотрено частичное или полное субсидирование научных исследований, направленных на получение PhD. И хотя полное финансирование исследований обеспечивается лишь для малой части претендентов на получение докторской степени, частичное субсидирование явилось эффективным средством для стимулирования роста численности обладателей PhD. В связи с этим во многих странах возникает стремление более четко обозначить набор компетенций, которые должны стать результатом

прохождения соответствующей подготовки и получения докторской степени. Они в большей степени должны соответствовать требованиям потенциальных работодателей.

Еще один важный аспект развития образования на получение докторской степени в 2000-х годах связан с направленностью на подготовку специалистов преимущественно в сфере естественных, технологических, инженерных и математических специальностей (Science, Technology, Engineering, Mathematics - STEM). Эти области получили преимущество благодаря тому, что они непосредственно связаны с развитием высоких технологий и инноваций, что и стало основной целью развития докторского образования в последнее десятилетие. Кроме того, представители именно этих научных областей имели наиболее высокие шансы трудоустройства в частном секторе национальной экономики. Эти специалисты оказались востребованы крупными частными компаниями, активно осуществляющими внедрение инноваций. Статистические данные демонстрируют уверенное преобладание среди соискателей PhD представителей естественных и технических наук над представителями социальных и гуманитарных практически во всех рассмотренных странах. Их доля колеблется от 62% в Израиле до 78% в Дании (с. 639).

Увеличение численности обладателей PhD во многом было обусловлено ожиданиями повышения спроса на специалистов такого уровня на национальных рынках труда в связи с интенсификацией технического прогресса и ускорением распространения инноваций. Однако эти ожидания не были связаны ни с прогнозированием специфики технологического развития конкретных стран и регионов, ни с конкретным распределением предполагаемого спроса на специалистов высшей квалификации по областям исследований. Общее предположение о росте спроса на обладателей PhD на рынке труда базировалось исключительно на данных о существенно более низком уровне безработицы среди этой группы сравнительно с группами работников более низкого образовательного уровня1. Однако низкий уровень безработицы среди обладателей PhD является плохим индикатором реального спроса на специалистов высшей

1 Auriol L. Labour market characteristics and international mobility of doctorate holders: Results for seven countries // OECD science, technology and industry working papers. - 2007. - N 2. - P. 1-37.

квалификации. Обладание степенью PhD может играть для работодателя роль простой метки, свидетельствующей о том, что данный кандидат имеет более высокий творческий потенциал, чем другие претенденты на соответствующую должность. При этом должности, на которые претендуют обладатели PhD, могут быть непосредственно не связаны с их научной квалификацией в рамках определенной области исследований. И их высокая квалификация может не приводить к созданию дополнительной добавленной стоимости для их работодателей. Повышение предложения обладателей PhD на рынке труда может привести к частичному замещению ими специалистов более низкой квалификации, которая тем не менее является вполне достаточной для выполнения соответствующих функций. Многие исследователи говорят о том, что результатом расширения выпуска специалистов, обладающих степенью PhD, становится формирование чрезмерно квалифицированного персонала, который обладает компетенциями, превышающими потребности выполняемой им работы1. Это может отрицательно отражаться как на мотивации, так и на карьерных перспективах обладателей PhD.

Многочисленные исследования показывают, что обладатели докторской степени, занимающие в частных компаниях должности, связанные с исследовательской деятельностью, в целом более удовлетворены условиями и результатами своей работы, чем обладатели, чьи должности не связаны с исследовательской деятельностью. Для большинства обладателей PhD возможность продолжения исследовательской карьеры имеет большое значение, поэтому длительное пребывание на должностях, не связанных с исследовательской деятельностью, оказывает на них демотивирующий эффект. В результате возникает вопрос о том, насколько вообще навыки, полученные в сфере академических исследований, могут быть эффективно использованы в частном секторе национальной экономики и на государственной службе. Многие исследователи полагают, что обладатели PhD, сформировавшие свою исследовательскую компетентность и знания как важнейший атрибут своего профессионализма, сталкиваются затем с большими трудностями в

1 Auriol L. Careers of doctorate holders: Employment and mobility patterns // OECD science, technology and industry working papers. - 2010. - N 4. - P. 1-29.; Schwabe M. The career paths of doctoral graduates in Austria // European journal of education. - 2011. - Vol. 46, N 1. - P. 153-168.

реализации этих компетенций вне академической сферы и могут быть неподготовленными для будущей работы в частном секторе.

Еще один важный аспект карьеры обладателей PhD в национальной экономике - горизонтальная мобильность, т.е. возможность свободного перемещения между различными отраслями и секторами. В современной экономике знаний горизонтальная мобильность становится одним из важнейших каналов распространения академических знаний и исследовательских компетенций. Однако данные исследований в этой сфере показывают, что наиболее высокий уровень горизонтальной мобильности обладателей PhD имеет место внутри академической сферы и учреждений высшего образования. Движение таких специалистов между другими секторами и отраслями национальной экономики демонстрирует гораздо более низкий уровень интенсивности (с. 642). Это также свидетельствует о наличии значительных барьеров между академической сферой и другими отраслями и секторами национальной экономики. В связи с этим возникает острая необходимость дополнительного изучения этой проблемы, что способствовало бы выявлению стимулов, способных повысить интенсивность горизонтальной мобильности обладателей PhD за пределами академической сферы, и могло бы содействовать более быстрому распространению научных знаний и исследовательских компетенций в различных отраслях и секторах национальной экономики. Продолжение исследований в этом направлении является весьма перспективным с точки зрения формирования и развития экономики знаний.

Г.И. Спижанкова

2015.02.024. МЭТТЬЮ Д. ОБЗОР ЦЕН НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, 2014/15 уч. г. MATTHEW D. International and postgrade fee survey, 2014. - The Times higher education. - 2014. - 21 aug. - Mode of access: http:// www.timeshighereducation.co.uk/features/international-and-postgrad-fee-survey-2014/2015207.fullarticle

Ключевые слова: стоимость высшего образования; экономика высшего образования; Великобритания; равный доступ к высшему образованию; открытые базы данных.

В начале 2014/15 уч. г. в журнале «Times higher education» (штаб-квартира в Лондоне) были опубликованы цены на обучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.