Научная статья на тему '2015. 02. 023. Флойд дж. «Настоящая работа откроет все двери»: писатели и периодика в Сан-Франциско 1860-х. Floyd J. «Our present work will be all doors»: writers and periodical culture in 1860 s San Francisco // Journal of American studies. - Cambridge (Mass. ): Cambridge Univ.. Press, 2013. - vol. 47, n 3. - p. 659-672'

2015. 02. 023. Флойд дж. «Настоящая работа откроет все двери»: писатели и периодика в Сан-Франциско 1860-х. Floyd J. «Our present work will be all doors»: writers and periodical culture in 1860 s San Francisco // Journal of American studies. - Cambridge (Mass. ): Cambridge Univ.. Press, 2013. - vol. 47, n 3. - p. 659-672 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ И ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРИОДИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 023. Флойд дж. «Настоящая работа откроет все двери»: писатели и периодика в Сан-Франциско 1860-х. Floyd J. «Our present work will be all doors»: writers and periodical culture in 1860 s San Francisco // Journal of American studies. - Cambridge (Mass. ): Cambridge Univ.. Press, 2013. - vol. 47, n 3. - p. 659-672»

героя Понтоппидана. Они оба свободны от влияния культуры своего времени, но если Торбен страдает и гибнет вместе с этим временем и этой эпохой, то Ульрих так и остается человеком, лишенным каких-либо особенностей и свойств. И Хенрик Понтоппидан, и Роберт Музиль отошли от ностальгического взгляда на годы, предшествовавшие Первой мировой войне.

П. Нильсен упоминает в данном контексте еще одного австрийского писателя - Германа Броха, который в новой смелой форме описывает социальный крах, приведший к Первой мировой войне, в романе «Лунатики».

Таким образом, по словам П. Нильсена, роман «Царство мертвых» Хенрика Понтоппидана, являясь датским по своей сути, оказывается тесно связанным с крупнейшими европейскими романами, где анализируется кризис идей и ценностей в обществе, приведших в конечном итоге к Первой мировой войне.

Л.М. Семенова

2015.02.023. ФЛОЙД Дж. «НАСТОЯЩАЯ РАБОТА ОТКРОЕТ ВСЕ ДВЕРИ»: ПИСАТЕЛИ И ПЕРИОДИКА В САН-ФРАНЦИСКО 1860-х.

FLOYD J. «Our present work will be all doors»: Writers and periodical culture in 1860 s San Francisco // Journal of American studies. -Cambridge (Mass.): Cambridge univ. press, 2013. - Vol. 47, N 3. -P. 659-672.

Ключевые слова: городская и индустриальная культура; периодика.

Профессор Дженет Флойд (Кембридж) выявляет основные направления в американской периодике периода Золотой лихорадки и начала экономической депрессии 1870-х годов. Она исследует творчество писателей второго ряда, которое не выходило на национальный уровень, но оказывало значительное влияние на городских читателей. Цитата, вынесенная автором статьи в заглавие, - лозунг журналистов и авторов литературных журналов, во многом формирующих культурную городскую среду.

Сан-Франциско середины Х1Х в. отличался непостоянством читательской аудитории, интересы которой определялись сферой деятельности ее представителей, работающих в области металлур-

гии и горного дела. Журналистикой занимались «временные» люди, использующие ее как альтернативу основной работе или для изучения обстановки на местности. Дж. Флойд отмечает два способа создания литературного образа Калифорнии, которой в середине Х1Х в. отводилась роль «сырьевого придатка». Первый - созданная Бретом Гартом «утешительная, мифическая» история штата, призванная «украсить Калифорнию». Второй - динамичная проза Марка Твена, основа которой - идея о свободе самовыражения.

Периодические издания в Сан-Франциско 1860-х годов находились в оппозиции к индустриальной культуре. Занимая лидирующее положение в горнодобывающей промышленности, Сан-Франциско постепенно превращался в «сцену» современной городской жизни, задачей периодических изданий становилось «формирование сообществ читателей».

Сан-Франциско переживал бум периодических изданий, отдавших предпочтение разным аудиториям (например, журналы «Пионер» (1854-1855) и «Калифорниец» (1864-1867)). Но наиболее успешным стал литературный еженедельник «Золотая эра» (1852-1881), на страницах которого в 1860-е печатались многие писатели (например, Мэри Элизабет Браддон (1837-1915) и Чарльз Диккенс). «Золотая эра» отличалась не разнообразием, а единством тем, что способствовало объединению читательских интересов местной аудитории. В журнале проповедовалась идеология индивидуализма, одобрялось «отсутствие корней» у местного населения. Имели успех пародии на «западный» бульварный роман, написанные Прентисом Малфордом (1834-1891), литературоведы часто рассматривают его наравне с Бретом Гартом и Марком Твеном. Малфорд имитировал лаконичный стиль романов о Диком Западе, дополняя его экспериментами - размышлениями главного героя -ковбоя и стрелка. Журнал «Золотая эра» существовал в условиях доминирования англо-европейских влияний. В литературе преобладала идея англосаксонского превосходства над Новым Светом, представление о нем как «детской площадке» для получения нового опыта. При этом упор делался на жанр путевых заметок.

Другие темы еженедельника - пассивность местных властей, женский вопрос, господствующие литературные вкусы (например,

анонимно была опубликована сатира на «огромное количество дверей в современных романах»)1.

За свое существование еженедельник трижды менял свою политику. В эпоху Дэна Де Киля (1829-1898) «Золотая эра» исследовала возможности свободы от литературных формул. Журнал ориентировался на повседневность, в текстах появились элементы натурализма. Развивалась тенденция упрощения письма. Произведения таких писателей как Браддон были призваны «обучать современности», приспосабливая менталитет провинциального читателя к темпам промышленной революции и городской жизни.

От жанра бульварного романа, от рассказов о путешествиях «Золотая эра» переходит к литературе чувственного восприятия действительности. Наиболее ярким ее образом Дж. Флойд считает творчество Фрэнсис Фуллер (1826-1902). Особую роль в ее творчестве занимает пейзаж, а точнее, его восприятие местными жителями, новыми калифорнийцами. Фуллер описывает панораму открывающегося перед читателем нового мира. Писательница акцентирует внимание на моментах близости героев, на стилистике чувственной литературы, однако не избегая норм морали.

Дж. Флойд отмечает, что своеобразие калифорнийской периодики 1860-х годов способствовало формированию у читателей опыта восприятия салонной и городской культуры Сан-Франциско. Активный протест авторов литературных журналов против традиционных социальных условностей и литературных норм свидетельствовал о формировании национальной литературы.

В.М. Кулькина

1 All out of doors: A mystery of San Francisco // Golden era. - San Francisco, 1865. - 31 december. - Р. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.