Научная статья на тему '2015.02.022. НИЛЬСЕН П. ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ. РОМАН ХЕНРИКА ПОНТОППИДАНА «ЦАРСТВО МЕРТВЫХ». NIELSEN P. EN STOR TIDSALDERS SIDSTE TIMER. HENRIKS PONTOPPIDAN ROMAN «DE DøDES RIGE» // AVIS. INFORMATíON: KULTUR [ELECTRONIC RESOURCE]. - KøBENHAVN, 21.02.2014. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.INFORMATION. DK/488768'

2015.02.022. НИЛЬСЕН П. ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ. РОМАН ХЕНРИКА ПОНТОППИДАНА «ЦАРСТВО МЕРТВЫХ». NIELSEN P. EN STOR TIDSALDERS SIDSTE TIMER. HENRIKS PONTOPPIDAN ROMAN «DE DøDES RIGE» // AVIS. INFORMATíON: KULTUR [ELECTRONIC RESOURCE]. - KøBENHAVN, 21.02.2014. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.INFORMATION. DK/488768 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БУРЖУЗНАЯ ДАНИЯ / РЕАЛИЗМ / Г. БРАНДЕС / С. ЦВЕЙГ / Р. МУЗИЛЬ / Г. БРОХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.022. НИЛЬСЕН П. ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ. РОМАН ХЕНРИКА ПОНТОППИДАНА «ЦАРСТВО МЕРТВЫХ». NIELSEN P. EN STOR TIDSALDERS SIDSTE TIMER. HENRIKS PONTOPPIDAN ROMAN «DE DøDES RIGE» // AVIS. INFORMATíON: KULTUR [ELECTRONIC RESOURCE]. - KøBENHAVN, 21.02.2014. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.INFORMATION. DK/488768»

которому он принадлежал от рождения, ибо они препятствуют, по его словам, “серьезному душевному общению”»1.

Вступая в столь доверительные отношения с читателем-собеседником, Толстой утверждает мысль, что это отношение может быть возвышено до абсолютно бескорыстной любви и блаженства; восхождение к этому состоянию зависит только от самого человека, от потребности его духа стать совершенным. Первый шаг на пути к совершенству - момент обращения к самому себе (с. 206).

Религиозно-философские искания Л.Н. Толстого привели его к убеждению, что «русский путь в вечную Софию проходит не через внешнее заимствование иноземных текстов и тем более контекстов, а только через свой исторический опыт, свою науку, свою литературу (шире - искусство) и через свою религию» (с. 223).

Т.М. Миллионщикова

Зарубежная литература

2015.02.022. НИЛЬСЕН П. ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ. РОМАН ХЕНРИКА ПОНТОППИДАНА «ЦАРСТВО МЕРТВЫХ».

NIELSEN P. En stor tidsalders sidste timer. Henriks Pontoppidan roman «De d0des rige» // Avis. Information: kultur [Electronic resource]. -Kobenhavn, 21.02.2014. - Mode of access: http://www.information. dk/488768

Ключевые слова: Первая мировая война; буржузная Дания; реализм; Г. Брандес; С. Цвейг; Р. Музиль; Г. Брох.

Петер Нильсен, проф. Орхуского университета, пишет о последнем романе Хенрика Понтоппидана (1854-1943), крупнейшего датского писателя конца XIX в. В 1917 г. Понтоппидан совместно с Карлом Гьеллерупом был удостоен Нобелевской премии по литературе «за правдивое описание современной жизни Дании». Но из-за войны церемония награждения не состоялась.

Хенрик Понтоппидан родился в многодетной семье. Его отец, выходец из старинного рода датских ученых и священников,

1 Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. - М., 1936. - Т. 26. -

140

был последователем С. Грундтвига, радикального богослова, который сочетал идеи лютеранства с датским национализмом. Когда Хенрику было шесть лет, родители переехали в центральную часть Ютландии, в город Рандерс, который год спустя был на непродолжительное время захвачен прусскими и австрийскими войсками. Это событие произвело на мальчика настолько тяжелое впечатление, что, когда Южная Ютландия в 1920 г. была возвращена Дании, Понтоппидан написал по этому поводу патриотическую поэму, одну из многих, в которой отразилось пережитое в детстве потрясение.

В 1879 г. он бросил институт и стал учителем в крестьянской школе во Фрерслеве, которую открыл его брат Мортен. В 1880 г. он служил в армии, а в 1881 г. женился на Метте Мари Хансен, крестьянке, с которой познакомился во время преподавания; у них было двое детей. В этом же 1881 г. состоялся литературный дебют Понтоппидана - в еженедельнике «За рубежом и дома» («Ude og Hjemme») был опубликован его рассказ «Конец» («Et Endeligt»), а также сборник его новелл «Подрезанные крылья» («Stakkede Vinger»), выборочно печатавшихся в периодике.

В «Подрезанных крыльях» писатель раскрывает крах и гибель мелкого производителя - крестьянина. Наиболее характерен в этом отношении рассказ «Конец», где показано полное разорение и гибель крестьянской семьи. Как в этих рассказах, так и в своих крупных произведениях - трилогии «Обетованная земля» (состоящей из романов «Muld», 1891; «Det forjattede Land», 1892; «Domens Dag», 1895) - Понтоппидан выступает как сложившийся реалист. Он раскрывает в своем творчестве судьбу мелкого буржуа, его деградацию, а также и возможность приспособления к новым экономическим условиям.

Переизданный роман «Царство мертвых» издательства «Gyldendal» с предисловием Йенса Серенсена - это произведение о гибели целой культуры. Роман публиковался с 1912 по 1916 г. в пяти отдельных томах с разными заглавиями. «Царство мертвых» -символическое название. В датском обществе царят жадность, моральное разложение, отсутствует нравственность. Остро и печально звучит в романе история любви Йютты и Торбена. Здесь Х. Понтоппидан приближается к импрессионизму. Если в таких романах, как «Счастливчик Пер» и «Обетованная земля», писатель показывает своего героя в действии, в его взаимоотношениях с об-

ществом, то в «Царстве мертвых» его интересует прежде всего духовная жизнь фантаста Иетте. Образы и сравнения Понтоппидана, носящие в первый период творчества зачастую нарочито прозаический характер, становятся более отвлеченными и усложненными. В художественном отношении это последнее произведение писателя П. Нильсен считает уступающим первым романам, дающим богатую галерею типов буржуазной Дании, подчас с чисто бальзаковской прозорливостью писатель вскрывает противоречия буржуазного общества.

П. Нильсен пишет о том, что при повторном прочтении романа он обратил внимание на некоторые особенности, делающие роман очень современным. «Царство мертвых» - роман-хроника, где отсутствует главный герой. Здесь сменяются ключевые персонажи, воплощающие разные духовные течения. Это дает Х. Пон-топпидану возможность показать масштабную картину современного общества Дании. В романе отсутствуют чисто положительные или отрицательные персонажи, его герои полны контрастов. Герои показаны с двух точек эрения - их собственной, а также со стороны. В центре повествования - радикальный политик, пытающийся поднять, разбудить народ. На автора, осуждающего уклад современного датского общества, огромное влияние оказал Георг Бран-дес, стоявший у истоков датского Возрождения.

По словам П. Нильсена, Понтоппидан хотел написать роман о времени, которое привело к трагедии - войне. Одним из значимых произведений, написанных в преддверии Первой мировой войны, он считает роман Стефана Цвейга «Вчерашний мир». Годы, предшествующие войне, описаны Цвейгом как завершение европейской утопии единства и стабильности в многонациональной Австро-Венгерской монархии, разрушенной катастрофой.

Исследователь сравнивает «Царство мертвых» также с романом Роберта Музиля «Человек без свойств», который считает крупнейшим явлением литературы XX в. Этот роман - расчет с прошлым и поиск нового, в том числе и в области романной формы. В этом произведении, как и у Понтоппидана, отсутствует главный герой. Герой Музиля, Ульрих, является неким пустым сосудом, лишенным индивидуальности. Именно такой прием дает Музилю возможность показать миросозерцание культуры и эпохи в целом. В каком-то смысле Ульрих - радикальный вариант Торбена,

142

героя Понтоппидана. Они оба свободны от влияния культуры своего времени, но если Торбен страдает и гибнет вместе с этим временем и этой эпохой, то Ульрих так и остается человеком, лишенным каких-либо особенностей и свойств. И Хенрик Понтоппидан, и Роберт Музиль отошли от ностальгического взгляда на годы, предшествовавшие Первой мировой войне.

П. Нильсен упоминает в данном контексте еще одного австрийского писателя - Германа Броха, который в новой смелой форме описывает социальный крах, приведший к Первой мировой войне, в романе «Лунатики».

Таким образом, по словам П. Нильсена, роман «Царство мертвых» Хенрика Понтоппидана, являясь датским по своей сути, оказывается тесно связанным с крупнейшими европейскими романами, где анализируется кризис идей и ценностей в обществе, приведших в конечном итоге к Первой мировой войне.

Л.М. Семенова

2015.02.023. ФЛОЙД Дж. «НАСТОЯЩАЯ РАБОТА ОТКРОЕТ ВСЕ ДВЕРИ»: ПИСАТЕЛИ И ПЕРИОДИКА В САН-ФРАНЦИСКО 1860-х.

FLOYD J. «Our present work will be all doors»: Writers and periodical culture in 1860 s San Francisco // Journal of American studies. -Cambridge (Mass.): Cambridge univ. press, 2013. - Vol. 47, N 3. -P. 659-672.

Ключевые слова: городская и индустриальная культура; периодика.

Профессор Дженет Флойд (Кембридж) выявляет основные направления в американской периодике периода Золотой лихорадки и начала экономической депрессии 1870-х годов. Она исследует творчество писателей второго ряда, которое не выходило на национальный уровень, но оказывало значительное влияние на городских читателей. Цитата, вынесенная автором статьи в заглавие, - лозунг журналистов и авторов литературных журналов, во многом формирующих культурную городскую среду.

Сан-Франциско середины Х1Х в. отличался непостоянством читательской аудитории, интересы которой определялись сферой деятельности ее представителей, работающих в области металлур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.