Научная статья на тему '2015. 02. 018. Кресси П. Г. Таксидэнс-холл (глава 3) (перевод с англ. ). Cressey p. G. The taxi-dance Hall: a sociological study in commercialized recreation and city life. - Chicago (il): Univ.. Of Chicago Press, 1932. - Ch. 3. - p. 31-53'

2015. 02. 018. Кресси П. Г. Таксидэнс-холл (глава 3) (перевод с англ. ). Cressey p. G. The taxi-dance Hall: a sociological study in commercialized recreation and city life. - Chicago (il): Univ.. Of Chicago Press, 1932. - Ch. 3. - p. 31-53 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
747
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 018. Кресси П. Г. Таксидэнс-холл (глава 3) (перевод с англ. ). Cressey p. G. The taxi-dance Hall: a sociological study in commercialized recreation and city life. - Chicago (il): Univ.. Of Chicago Press, 1932. - Ch. 3. - p. 31-53»

хив, отбирались по принципу их связи с экологическим движением и контекстом (российским и глобальным), в котором оно развивалось.

Далее представлена переписка автора с учеными и экоакти-вистами, представляющая почти исчезнувший в наш век высоких технологий эпистолярный жанр. Интересно, например, узнать, как можно было руководить Дружиной охраны природы биофака МГУ из армии посредством регулярной переписки с активом.

Затем идет раздел «In memoriam», в котором даны краткие сведения об ушедших в мир иной ученых и активистах, с которыми автор сотрудничал в течение многих лет: Ф.Р. Штильмарке, В.М. Лупандине, Л.В. Поповой, Н.Я. Мерперте, Р. Пале, В.Л. Гла-зычеве, В.П. Волкове.

В заключение Архива представлены списки избранной литературы социально-экологического направления, периодических изданий, выпускаемых экодвижением, а также основных публикаций автора на русском и английском языках. Для облегчения навигации по страницам этого объемного труда Архив снабжен именным, предметным и географическим указателями.

2015.02.018. КРЕССИ П.Г. ТАКСИДЭНС-ХОЛЛ (ГЛАВА 3) (Перевод с англ.).

CRESSEY P.G. The taxi-dance hall: A sociological study in commercialized recreation and city life. - Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 1932. - Ch. 3. - P. 31-53.

От переводчика. Книга Пола Гоулби Кресси «Таксидэнс-холл» (1932) - одна из лучших эмпирических монографий, оставшихся нам в наследство от Чикагской школы. Книга основана на полевом исследовании, которое автор провел в одном из самых закрытых видов чикагских танцевальных заведений. В этом исследовании Кресси не только тщательно реконструировал особый социальный мир этих заведений и их сотрудников и посетителей, но и ввел целый ряд методических новаций, прежде всего связанных с проведением включенного наблюдения. Эта книга до сих пор вызывает живой интерес. Ниже предлагается перевод одной главы из нее.

ГЛАВА III Таксидэнс-холл как социальный мир

Для тех, кто ходит в таксидэнс-холл, пусть и нерегулярно, это особый социальный мир со своими способами действования, говорения и мышления. Ему свойственны своя лексика, свои деятельности и интересы, собственное представление о том, что в жизни имеет значение, и - в какой-то степени - свой распорядок жизни. Этот культурный мир проникает во многие стороны привычной жизни, и некоторые его стороны сразу бросаются в глаза даже случайному посетителю.

«Я ожидал найти в этом зале почти все что угодно, но даже и тогда был удивлен. Никогда еще я не видел такого разношерстного сборища: там были филиппинцы, китайцы, мексиканцы, поляки-иммигранты, крепыши-работяги и подростки-старшеклассники. В еще большее смущение приводило то, как недвусмысленно мужчины поглядывали на девушек и как по-свойски они в начале каждого танца их прихватывали. Сами девушки были юными, густо разукрашенными, неразговорчивыми, а когда заговаривали, употребляли странные выражения, ярко выделявшие их речь. Они говорили о "черных и светлых", "местечке у Джо", "пиноях", "любов-никах-ниггерах", произносили другие неизвестные мне слова. Мои попытки познакомиться с несколькими из девушек наткнулись на безразличие с их стороны, и в тоже время каждая из них, казалось, очень живо реагировала на некоторых мужчин и нескольких девушек в этом месте. В отношении всех прочих они выглядели вежливыми, кокетливыми, но совершенно безразличными. Я ушел оттуда с ощущением, что мне позволили быть свидетелем, но не участником окружавшей этот зал реальной жизни»1.

Жизненный мир танцевального зала настолько плотно окутан покровом конвенционального поведения, что человек может регулярно его посещать, при этом его не воспринимая. Пока он не посвящен в смысл определенных деятельностей, слов и фраз, интересов и стандартов поведения, он может даже не пытаться понять человеческую значимость таксидэнс-холла. Ибо множество факторов способствует тому, чтобы сделать этот мир моральной средой,

1 Впечатления исследователя от первого посещения таксидэнс-холла.

совершенно оторванной от других, более конвенциональных форм городской жизни.

1. Удовлетворяемые фундаментальные желания человека

Наверное, важнейшей особенностью мира таксидэнс-холла, делающей возможным его моральное обособление, является полнота заключенных в нем интересов и предоставляемых им удовлетворений. В особенности это касается молодых девушек, отрезанных от домашних влияний и живущих с другими танцовщицами; жизнь в танцевальном зале оказывается достаточной для удовлетворения большинства их главенствующих интересов и желаний.

«После того как я начала работать в танцзале, я так радовалась полноте жизни, что не было ни малейшего желания это бросить. Работа была легкая, приносила мне больше денег, чем я могла бы заработать где-то еще, и у меня была возможность встречаться с самыми разными людьми. Скучно никогда не было. Я встречала бутлегеров, контрабандистов, налетчиков, грабителей, путешественников по миру и хобо. Все это были разные люди, непохожие на тех, с кем я встречалась бы, если бы осталась дома со своими родными в Роджерс-парке... Когда девушка попадает в танцзал и делает успехи, можно запросто жить месяцами, ни разу не выходя за пределы влияния танцзала. Взять, например, меня. Я жила с другими танцовщицами, встречалась с друзьями в танцевальном зале, получала все нужное для жизни опять же в танцзале. Не было по сути ничего, чего бы мне хотелось и что я не могла бы получить через него. Это была легкая жизнь, и я просто плыла по течению вместе с остальными. Думаю, если бы не произошло чего-то, что вытолкнуло бы меня оттуда, я так и моталась бы по Вест-Сайду»1.

Не только экономическую выгоду, но и возможности эмоционального возбуждения, мужских завоеваний, интимных связей и мужской любви - все это обеспечивает таксидэнс-холл. Танцовщицы могут даже настолько полно идентифицироваться с жизнью танцзала, что, возвратясь после временного отсутствия, испытывают радость и удовлетворение от «возвращения домой».

«Вы даже представить не можете, насколько я была счастлива снова вернуться в "школу" после двухнедельного пребывания дома в Висконсине. Конечно, я была рада свидеться с матерью, но, понимаете, нам теперь почти не о чем с ней говорить. Что до моего старого отчима-немца, то чем реже мы видимся, тем лучше. Не думаю, что я когда-нибудь еще вернусь в Висконсин. А вот в "школе" я чувствую себя как дома... Тут я знаю что и как, здесь у меня друзья, они всегда рады моему возвращению и реально готовы тратить на меня свои деньги. Здесь полно людей, которые мало чего стоят, но при всем при том больше настоящих друзей, чем во всем остальном мире вместе взятом»1.

Фундаментальное желание признания, или статуса, равно как желание интимности, или отклика, и желание нового опыта и возбуждения, - все они находят в таксидэнс-холле некоторое удовлетворение. В сущности, желание безопасности - единственное из томасовских «четырех желаний», которое не присутствует в жизни преуспевающей танцовщицы.

2. Уникальные деятельности и словарь

Вторая основная особенность мира таксидэнс-холла, помогающая поддерживать его моральную обособленность, - это отличительные паттерны поведения и лексика. Для мира танцзала даже мельчайшие характеристики поведения и манер человека могут стать средствами идентификации его как «инсайдера» или «аутсайдера». Так, одна танцовщица называет некоторые признаки, по которым она идентифицировала аутсайдера:

«Впервые увидев вас, я сразу поняла, что вы не с Вест-Мэдисон-стрит. Вы вели себя совсем не так, как другие белые парни, заходящие в зал. Другие чужие мужчины, войдя, ведут себя тихо или так, будто не уверены в себе. Они не болтают вовсю. А вы болтали. И даже поднялись наверх поговорить с боссом, но никто другой так не поступил бы, не будучи с ним знакомым.

Потом, когда вы ко мне подкатили, вы первым делом пригласили меня потанцевать - а не сунули просто в руку билет, как это делают другие. Да и танцевали вы иначе, чем они.

Еще я сразу заметила, что вы говорите по-другому, используете другие слова, и хотя, в отличие от большинства других, вы ничем не хвастались, у меня возникло ощущение, что вы кем-то себя мните и при этом не боитесь опозориться, если вас в этом зале застукают. Так я и поняла, что вы какой-то "профессионал", который здесь по делу»1.

Особая лексика мира танцевального зала сама по себе есть средство идентификации, так же как и коммуникации. Она отражает особые интересы, оценки и деятельности, сосредоточенные вокруг этого учреждения. Лексика эта выстраивается в значительной мере из общего сленга и «вестсайдского диалекта». Однако вдобавок к тому имеются еще и другие красочные слова и выражения, употребляемые главным образом в мире танцевального зала. Многие из этих слов и выражений находят почти всеобщее применение в речи всех клиентов; другие используются исключительно одной группой. Например, у филиппинцев есть свои слова и выражения, у белой молодежи Вест-Сайда - свой особый словарь. Схожим образом и у танцовщицы есть свои слова и выражения, с помощью которых она описывает филиппинца и юношу с Вест-Сайда. Вся эта особая лексика, однако, смешивается, и в ней раскрывается уникальный мир интересов и деятельностей, в центре которого находится чувственный и коммерческий интерес. Хотя полный глоссарий здесь и не представлен, значимость этого словаря в жизни танцевального зала можно увидеть из следующего списка колоритных слов и выражений.

Африка. - Черный пояс [район Чикаго], особенно цветные кабаре.

Игра в Африку. - Скрытая проституция в Черном поясе.

Остаться в Африке. - Жить в Черном поясе, предположительно с целью занятий проституцией.

Бата. - Тагальское слово, означающее «малыш»; филиппинцы употребляют его для обозначения белого возлюбленного филиппинки.

Горячее. - Краденые вещи.

Договориться. - Договориться о свидании, назначить свидание.

1 Комментарий танцовщицы со стажем, данный исследователю.

Играть. - Успешно эксплуатировать человека противоположного пола.

Класс. - Термин, используемый филиппинцами для обозначения таксидэнс-холла.

Уменя класс. - Я иду в танцевальный зал.

Пойдем в класс. - Пойдем в танцевальный зал.

Колегиала. - Испанское слово, означающее «учащаяся»; используется филиппинцами для обозначения танцовщицы такси-дэнс-холла.

На черноте. - Таксидэнс-холл или танцовщица, спокойно относящиеся к социальным контактам с мужчинами иных рас, нежели белая.

Ниггер. - Вестсайдское слово для обозначения филиппинцев.

Ниггеролюбка. - Девушка, «встречающаяся» с филиппинцами.

Никчемыш. - Новичок, новенькая; непосвященный юноша или девушка; обычно слово употребляют в отношении неопытной танцовщицы.

Обезьяньи шоу. - Бурлеск-шоу с девушками-хористками.

Обезьяны. - Танцующие девушки: хористки или танцовщицы.

«Опера». - Бурлеск-шоу.

Оставаться белой. - Принимать предложения о свидании только от белых мужчин.

Охотник за обезьянами. - Мужчина, проявляющий интерес к танцовщице или хористке.

Очередь. - Аморальное действо с участием нескольких мужчин и одной девушки.

Пиной. - Самоназвание филиппинца. Слово туземного происхождения.

Платить за аренду. - Жить в тайных интимных отношениях.

Покупать продукты. - Жить в тайных интимных отношениях.

Профессионал. - Исследователь. Человек, посещающий танцевальный зал с неясными целями.

Пути. - Филиппинское слово, обозначающее белого мужчину.

Пятицентовая попрыгушка. - Танцовщица с повременной оплатой.

Рыба, рыбешка. - Мужчина, которым девушки могут легко воспользоваться для извлечения личной выгоды.

Рыбачить. - Успешно эксплуатировать мужчину ради собственной выгоды.

Рэкет. - Особая активность ради честного или нечестного заработка.

Снимать. - Договариваться с танцовщицей об ангажементе после танца.

Стряска. - Насильственное вымогание денег.

Флип. - Самоназвание филиппинца. Слово американского происхождения.

Фрукт. - Доверчивый человек, «лох».

Черное и светлое. - Цветное и белое кабаре.

Эскуэла. - Испанское слово, означает «школа»; используется филиппинцами для обозначения таксидэнс-холлов.

3. Уникальные смыслы общепринятых действий

В мире таксидэнс-холла не только развились новая лексика и особый тип персонального поведения, но и старые, давно закрепившиеся выражения и обыкновения приобрели новые смыслы и цели. Внешнее соответствие прочно установленным обычаям часто маскирует поведение, идущее вразрез с моральными стандартами общества. Такие всецело приемлемые конвенции, как ухаживание и «свидания», приобретают новые значения. Свидание - общепринятое средство, позволяющее молодым знакомиться, - становится в мире таксидэнс-холла намеком на аморальную связь. Если первое свидание с такси-танцовщицей может дать лишь повод для пересудов относительно его значимости, то несколько свиданий подряд уже воспринимаются многими как доказательство того, что установилась незаконная связь.

«Они вместе уже две недели. Но ты же не думаешь, что он прожигает здесь вечер за вечером, а потом всякий раз забирает ее на ночь к себе домой, если там между ними ничего нет?.. Послушай, ну ты же Большой Мальчик, никакого Санта-Клауса не существует!»1

В мире таксидэнс-холла новые смыслы обретает не только свидание, но и многие другие формы общепринятого поведения.

«О да, конечно, они неровно дышат друг к другу», - заявила Милдред в ответ на мое предположение, что Хэзел и Артур, видимо, хорошо знакомы. «Разве вы не заметили, что она отдает ему все свои свободные танцы и как он ревнует, когда кто-то еще танцует с ней больше, чем два танца подряд? Арт теперь не танцует ни с кем кроме нее, вы же заметили. Он просто приходит, садится неподалеку от нее и отдает ей свои билеты. Ну и не могли же вы не заметить, что у нее новая одежда, новое меховое пальто. Вы же понимаете, что на пять центов за танец девушка меха не покупает», -заключила она сардонически1.

В таксидэнс-холле имеется свой корпус оценок и опытов, с помощью которого интерпретируются деятельности, вращающиеся вокруг учреждения.

4. Доминирование танцовщицы в таксидэнс-холле

Наиболее яркой чертой таксидэнс-холла является видное и престижное положение, занимаемое в нем успешной такси-танцовщицей. Танцовщица не чувствует себя коммерчески эксплуатируемой; напротив, она отзывчива к стимулирующему воздействию ситуации и восхищению клиентов и иногда находит в них удовлетворение.

«Конечно, это легкая жизнь - никакой работы, спишь допоздна, денег больше, чем я могла бы заработать дневной работой, и все такое. Но здесь мне нравится не только это. В зале есть что-то такое, что здесь я хорошо себя чувствую. Я могу быть синей как индиго, когда спускаюсь вниз, но в скором времени чувствую прилив сил. Думаю, дело не в музыке. Мне нравится быть с людьми, да и парни в зале, особенно филиппинцы, считают меня настоящей красавицей»2.

Когда клиенты стремятся снискать благосклонность девушки, надеясь на ночные ангажементы, они особенно вежливы и куртуазны. Коль скоро общества девушки, которого ищут многие клиенты, можно добиться лишь ненавязчивым процессом ухаживания, но не более надежным методом торга, то популярная танцовщица

1 Записи исследователя.

2 Случай № 12.

обладает в таксидэнс-холле предпочтительным статусом, и отчасти он, видимо, проистекает из самой неопределенности ее благосклонностей. Даже с теми клиентами, у которых совершенно очевидно нет ни желания, ни ожидания добиться свидания, такси-танцовщица обычно поддерживает сносные отношения. Контакты с ними имеют либо безличный, либо дружелюбно-товарищеский характер.

В силу особой организации таксидэнс-холла танцовщица доминирует в этом социальном мире даже полнее, чем в других типах танцевальных учреждений. Клиентура здесь по большей части изменчива и случайна. Девушкам, в свою очередь, свойственна определенная и довольно постоянная экономическая связь с учреждением. В своих контактах друг с другом и с клиентами они задают тон, предоставляют определенную схему жизни и устанавливают непосредственные стандарты поведения как для танцовщиц, так и для клиентов. Внешние стандарты поведения могут поддерживаться менеджментом, но наиболее прямой контроль остается за группой девушек, которые доминируют в жизни учреждения и развили определенные коды и техники контроля. Последние передаются от опытных девушек к новеньким через случайные контакты в танцевальном зале. Вполне естественно, что в перерывах между танцами местом для передачи этого кода служит комната отдыха.

«Никогда не забуду свою первую ночь в зале. Как вы знаете, я не была похожа на девочку из воскресной школы, когда попала в это место, но они, несомненно, заставили меня почувствовать себя таковой. Во время перерыва я вернулась в комнату отдыха. Там были девочки, они пудрились, красились, возились с губной помадой, ругались, курили и выпивали. Одна из них уже наклюкалась, сквернословила и говорила гадости, каких я никогда прежде не слышала. Другие слушали ее и смеялись над каждым словом. Мне от всего этого сделалось дурно, и я ушла.

Я не возвращалась в комнату отдыха почти неделю. Когда я однажды вечером все же туда пришла, одна грубоватого вида полячка крикнула в мою сторону: "Большая Белая Мамочка думает, что она задается, не так ли?" Это меня так разозлило, что я не знала даже, что и делать, а потому повернулась и вышла.

Но прошло немного времени, и я к этому привыкла. Постепенно я стала говорить их языком и теперь, входя туда, говорю так же, как и остальные»1.

5. Мотив эксплуатации

Еще одна базовая характеристика социального мира такси-дэнс-холла - уже во многом предполагаемая предшествующим описанием, - это наличие в нем уникальных «схем жизни». Типичные для таксидэнс-холла схемы жизни являются в какой-то мере порождениями самого учреждения и типа жизни, необходимого ввиду его социальной структуры и интересов его персонала. Они представляют способы, которыми люди, теснее всего отождествляемые с таксидэнс-холлом, пытаются достичь с его помощью того, что они считают в жизни важным. Их методы в какой-то мере стандартизируются, а достигнув полной зрелости, связываются с некой «философией жизни», или «разумным обоснованием», оправдывающим эти деятельности и применяемые методы. Преобладающая схема жизни для клиентов и такси-танцовщиц вырастает из сочетания коммерческих и романтических интересов и неизбежных случайных близостей танцовщиц со многими клиентами. Она представлена в мотиве эксплуатации лиц иного пола, явно присутствующем у большинства бывалых такси-танцовщиц и у немалого числа клиентов.

Важным аспектом этой схемы жизни является установка, принимаемая танцовщицей и клиентом по отношению друг к другу. Безличные рыночные установки быстро берут верх над развивающимися обычно романтическими импульсами. Под влиянием коммерциализма танцовщица, например, очень скоро начинает смотреть на клиентов, старых и молодых, не столько как на цели, сколько как на средства для достижения своих целей - изменений к лучшему в ее судьбе. Романтическое поведение, наряду с другими, менее желательными формами стимуляции, становится всего лишь еще одним приемлемым методом коммерческой эксплуатации мужчин.

Точка зрения клиента дополняет точку зрения такси-танцовщицы. Его интерес состоит в том, чтобы получить привлекательную молодую женщину, с которой он мог бы танцевать и беседовать без формальностей знакомства и без тех многочисленных обязанностей, которые возникли бы у него в других социальных сборищах. Часто он жаждет молодой женщины, которая обещала бы ему позже ночью другие контакты. Таким образом, из особых интересов клиентов и коммерческих целей танцовщицы развивается состязательная борьба между мужчиной и женщиной за извлечение выгоды друг из друга. Во многих случаях эта борьба бывает осознанной, и в ней для эксплуатации друг друга используются любые средства, честные и нечестные.

«Все, что этим девушкам потребно, так это деньги, которые они, как им кажется, могут из парня вытянуть. Ежели получится, они его "обчистят как липку". Но со мной у них этот номер не пройдет. Я ухо востро держу. Но не это меня заботит. О себе я могу позаботиться и сам. Я же не просто стараюсь не дать им что-то навязать мне; я стараюсь кое-что навязать им. Я знаю, чего хочу, и стремлюсь это получить. Таков уж я»1.

В случае опытной такси-танцовщицы эта философия эксплуатации, усердное практикование своих приемов, мстительные порывы, вырастающие из крушения грез и романтических мечтаний, и ее честное, хотя и беспечное отношение к своему неконвенциональному поведению смешиваются воедино и складываются в особый личностный тип, сам по себе интересный. Будучи индивидуализированной и даже несколько эгоцентричной, способной быстро находить характерные слабости у других, пытающихся ею воспользоваться, она явно неспособна распознавать существенные слабости в самой себе. При этом ни такси-танцовщица, ни большинство клиентов не понимают, что самое фундаментальное объяснение этих неудачных связей, этих неприятных переживаний обнаруживается не столько в характерах индивидов, сколько в самой социальной структуре нынешнего таксидэнс-холла.

Неспособная воспринять эти базовые, но незримые социальные силы, формирующие ее жизнь, такси-танцовщица становится чем-то вроде летуньи, которая по возможности черпает удовольст-

1 Из разговора клиента с исследователем.

вия в преходящих волнениях дня и в искусном практиковании своих инструментов эксплуатации. Следующий отчет талантливой журналистки, работавшей какое-то время танцовщицей, о своем контакте с «Дороти» емко обрисовывает типичные для опытной такси-танцовщицы переживания, установку относительно себя, философию жизни и гордое пользование своими средствами эксплуатации.

«- Как тебя звать? - спросила она.

- Лилиан, - ответила я.

- Собираешься целый день здесь работать?

- Не знаю. Это место выглядит немножко дешевым для меня.

- Да, ты права. Нигде еще не видела такого мерзкого скопища дешевых кляч... А почему бы тебе не сходить со мной? Я каждый день спускаюсь на Шеридан-роуд. Там всегда найдется пара сосунков, только и ждущих, чтобы их подцепили. Развлечемся. Вообще-то у меня был постоянный парень, но он меня бросил, и теперь я свободна. В конце концов, все они одинаковы. С еще одним таким я бы никогда не связалась. Тошнит от них. Днем и ночью одно и то же: распоряжаются, распоряжаются, распоряжаются. Потом забирают твои деньги, и гуляй на все четыре стороны, так что даже задницу прикрыть нечем. После этого все, что я получаю, мое. И все, что есть у них, тоже мое, если мне удастся это выцарапать.

- Пойдем отсюда, - сказала я. - У меня уже около 30 танцев было, но так и не могу похвастаться щедростью парней.

- Да? Ладно, предоставь это малышке Дороти. Я покажу, как раздеть их до носков. Смотри на меня, и через неделю у тебя будет меховое пальто.

Мы вышли; малышка Дороти уперла руки в боки и принялась водить взглядом вокруг.

- Прихвачу-ка вот этого. Смотри на меня, а потом иди вон к тому большому папочке, что стоит в углу. Даю двадцать к одному, что попадешь в яблочко.

Малышка Дороти направилась к невысокому темнокожему парнишке, оглядела его с ног до головы и сказала:

- Да ты, сдается мне, большой туз. Пойдем.

Она обвила его руками, взяла два билета, а затем прислонилась своей щекой к его щеке и стала что-то нашептывать ему на ухо. Стратегии уличной проститутки и такси-танцовщицы слились

воедино. Танец закончился, и лишь тогда я смогла отвести взгляд от того, как она пыталась применить свои трюки»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Азиаты как «рыба»

Яснее всего мотив к эксплуатации виден в установке по отношению к «свиданиям» и танцам с азиатами. Этих молодых людей - ввиду отсутствия в Соединенных Штатах подходящих молодых женщин их рас и в силу того, что им отказано в свободном общении с белыми американками, - проблема социальных контактов с молодыми женщинами часто заводит в тупик. Нередко это ограничение доходит до того, что предметом всепоглощающего интереса и даже особой гордости становится достижение контактов с белыми американками. В таких условиях многие азиаты готовы платить непомерно много даже за случайные контакты с такси-танцовщицами. Девушки, однако, зачастую относятся к ним как к «рыбе» - т.е. тем, кем можно попользоваться.

«Меня пригласили в гостиную дома Маловиски, где София развлекала довольно странного китайца, назвавшегося официантом ресторана чоп-суэй. Они не разговаривали. Он просто сидел и смотрел. Даже не танцевал. Мы с Софией направились к двери, но какое-то мгновение она колебалась. "Мы не должны отходить так далеко. Моя 'рыбка' может приревновать!" "Твоя рыбка? -спросил я. - Что это значит?" "А, да вон тот китаец". "А почему ты называешь его своей 'рыбкой'?" - не унимался я. "О, - ответила она, - он дает мне каждый раз, как попрошу, около 20 долларов, и он единственный, кто проводит здесь два вечера в неделю"»2.

Азиаты, особенно юноши-филиппинцы, оказываются столь выгодными источниками дохода, что многие молодые женщины, поддавшись соблазну оппортунизма, отбрасывают все расовые предрассудки, какие только могут у них быть, и предаются усердной и систематической их эксплуатации. Они могут даже развить техники эксплуатации.

1 Статья Джейн Логан (Jane Logan) в: Chicago daily times. - Chicago (IL), 1930. - Jan. 31.

2 Из отчета исследователя.

«Лила. рассказала мне, что филиппинские парни сущие простофили и тратят на девушек уйму денег, если девушки ведут себя ревниво и начинают время от времени за них бороться. "Если бы мне пришлось жить на деньги, которые я в этом месте зарабатываю, я бы с голоду сдохла. Но я всегда могу добыть денег у этих филиппинцев.

Моя сестра тоже здесь работает, но сегодня вечером ей плохо. Она попыталась выпить все, что удалось выманить. а потом поцапалась с парой девушек за своего китаезу. Он учится в университете и работает официантом. Он получает немного денег из дома, но моя сестренка не дает ему скучать и может вытрясти из него кучу баксов.

Я тоже держу своего придурка в черном теле. Он интерн в больнице и еще работает в парикмахерской. Он купил мне вот это платье на прошлой неделе после того, как я сказала, что оторву ему голову, если он будет танцевать с кем-то еще. Белые парни, которые сюда заходят, - это все ерунда. Они пятачка лишнего девушке не дадут, даже под угрозой смерти, так что глупо тратить на них время.

Познакомлю тебя с новеньким, который только что вошел. У него есть немного денег от родных, и ты сможешь их у него выманить, если будешь умничкой. Одна девушка, тут работавшая, все ходила с одним филиппинцем. Он был боксер. Так вот она вытрясла из него 1200 долларов, а потом махнула в Калифорнию. Когда добралась туда, написала ему, что так-то и так-то, пошел к черту, что он вшивый сосунок и что она пошла в кино"»1.

В кругу своих белых друзей такси-танцовщице приходится объяснять свой интерес к азиатам. И здесь опять же обоснование дается в терминах эксплуатации.

«О, эти ниггеры [филиппинцы] и чинки [китайцы] для девушек всего лишь "рыба". Они говорят нам, своим приятелям: "Не возражаешь, если я немного покручусь возле этих ребят? Они нормальные, дарят нам подарки к тому же. Ничего особого у нас с ними нет".

Девушки просто высматривают, что с них можно поиметь. Одна из них рассказала, что у нее таких было трое. Она получила

1 СЫса§о (1аПу Ише8. - СЫса§о (!Ь), 1930. - 1ап. 30.

от них рождественские подарки, понимаешь? Эти парни в основном филиппинцы. У них полно бабла [денег]. Думаю, большинство из них учатся в колледже»1.

Меж тем многие танцовщицы не принимают приглашения свидеться от азиатов и могут иногда даже отказываться быть с ними в одном танцзале. Для этих девушек принципиально важно «оставаться белыми», как это здесь принято называть.

«Флипы [филиппинцы] подойдут любой девушке, если она пожелает. Они гораздо вежливее большинства других посетителей заведения. Но они не белые, и все тут. Конечно, я буду танцевать с ними в зале. Но никуда с ними не пойду. Я белая и намерена оставаться белой»2.

7. Ночные клубы и кабаре

Мотив к эксплуатации связан также с посещением ночных клубов и кабаре. Мужчины полезны отчасти потому, что могут быть предрасположены сопровождать девушек в эти места и оплачивать счета. Хождение в кабаре - признак престижа, и оно становится почти обязательным для юной девушки, желающей, чтобы ее считали дамой, достаточно значимой для посещения определенных заведений. Меж тем лишь очень немногие кабаре и рестораны считаются достойными того, чтобы в них ходить. Среди них предпочтение отдается «черным и светлым» кабаре цветного пояса. Несомненно, так изначально сложилось из-за того, что спутники - а это часто филиппинцы и китайцы - находят эти места гостеприимными к расово-смешанным парам. Каких-то заведений, наоборот, избегают, так как одежда и манеры поведения в них культурнее и утонченнее, чем привычные для клиента таксидэнс-холла.

«Нас было две пары, и ранним утром мы решили отправиться в кабаре. "Куда пойдем?" - спросила ЛаБелль. "Может, в 'Рандеву'?" - предложил я. "Нет! - громко возразил Большой Билл Хэн-сон, чугунщик. - Не хочется идти в такое место для 'крутых'. Пойдемте-ка лучше в Закуток Келли". Похоже, девушкам больше

1 Комментарий польского юноши, данный исследователю.

2 Случай № 10.

понравилось предложение Большого Билла, и мы сказали таксисту, чтобы он отвез нас в "Берт Келлис"»1.

Вследствие этого ограниченного отбора такси-танцовщица, войдя через таксидэнс-холл в развлекательную жизнь города, вступает в контакт почти исключительно с самыми деморализующими городскими заведениями. Для иллюстрации этого факта можно привести следующий пример:

«Я мало где была в Чикаго. Ходила в "черные и светлые" кабаре. Была однажды в "Красном кафе". Но никогда не ходила на шоу в даунтаун; была в маленьком кинотеатре неподалеку от места, где мы живем. В больших танцевальных заведениях я ни разу не была. Мне всегда туда хотелось, но из всей нашей шоблы никто туда не ходит»2.

Ряд пресловутых «черных и светлых» кабаре, ряд заведений в злачном квартале Чикаго и пара печально прославившихся мест в деморализующих районах Нижнего Норт-Сайда составили круг ночных прибежищ, высоко ценимых в мире таксидэнс-холла.

8. Чувственные танцы и эксплуатация

Мотив эксплуатации распространяется и на тип танца, который многие такси-танцовщицы считают прибыльным практиковать и поощрять. Многие девушки, озабоченные тем, как бы повысить свои заработки, принимают стандартизированную форму чувственного танца, обычно практикуемую во многих залах. Индивидуальное решение касательно того, вовлекаться или нет в эту практику, является почти всецело экономическим приспособлением и в меньшей степени моральным выбором, чем обычно считается. Типичная установка выражена в следующей выдержке:

«Здесь можно просто посидеть в углу, если так не танцуешь. Я и стояла в стороне с тридцатью центами за первые две ночи, потому что не танцевала эти танцы, но теперь мне нравятся худшие из них. Две девушки здесь теперь со мной не разговаривают, но мне плевать. Я пришла сюда за деньгами»3.

1 Из отчета исследователя.

2 Случай № 19.

3 Случай № 20.

Перейти от честной аккомодации к экономической ситуации, в которой оказалась девушка, к оправданию собственного поведения соображениями эксплуатации очень легко. В таксидэнс-холле, где эксплуатация мыслится как использование любых средств для получения денег и подарков на грани открытой аморальности, идея эксплуатации легко дает удовлетворительную рационализацию чувственных танцев. Такое поведение предстает как еще одно средство для «ловли рыбы», или эксплуатации мужчин.

9. «Сексуальная игра»

Мотив эксплуатации, характеризующий столь многие стороны жизни таксидэнс-холла, обнаруживается также в личной сексу -альной философии и практике такси-танцовщицы. Термин «сексуальная игра», применительно к этой схеме жизни 1 , означает соревнование в остроумии, в котором каждый осторожно подкрадывается к противоположному полу и в котором женщина откровенно использует свою сексуальную привлекательность как средство для достижения победы в игре.

Эта игра возникает совершенно естественным образом как случайное приспособление свободной женщины в мире мимолетных контактов. В этих случайных связях утилитарные интересы обычно одерживают верх над всеми другими. Девушке, пытающейся пробиться в подобном мире, перестройка кодекса поведения может казаться обязательной. Естественным результатом этого оказывается философия сексуальной игры.

Сексуальная игра часто мыслится и описывается как «золотодобыча», и эта схема жизни характерна не только для сезонной такси-танцовщицы, но и для многих других групп женщин, пытающихся преуспеть в мире случайных связей. Согласно Фрэнсис Донован2, официантка находит в какой-то степени целесообразным для себя прибегать к такой практике. Если бы у нас были сведения, то, вероятно, выяснилось бы, что хористки, танцовшицы кабаре и

1 См.: Donovan F. The woman who waits. - Boston (MA): Badger, 1920. -

P. 211-220.

2

Donovan F. The woman who waits. - Boston (MA): Badger, 1920. - P. 213.

даже многие продавщицы находят ту или иную форму сексуальной игры непосредственно выгодной.

Хотя, возможно, и нет базового паттерна жизни, в отношении которого среди опытных такси-танцовщиц было бы больше согласия, чем в их половой философии, имеющееся единообразие нельзя назвать целиком результатом их деятельностей в танцевальном зале. Скорее это продукт их очень схожих опытов, предшествовавших вхождению в жизнь танцевального зала. Хотя они происходят из очень разных культурных бэкграундов, большинство из них, прежде чем попасть в таксидэнс-холл, прошли через во многом схожие переживания и пришли к схожим схемам жизни. По большей части это были молодые девушки, брошенные на произвол судьбы в беспечной, помешанной на деньгах городской жизни, почти лишенные действенного нравственного наставничества, которое бы направило их на путь истинный, не имевшие ни навыков, ни подготовки к зарабатыванию денег и некритично воспринявшие стандарты успеха, представленные в витринах магазинов и на бульварах.

В стремлении к материальному обустройству жизни, имеющему, судя по всему, такую первостепенную важность, девушка становится не только индивидуалисткой, но и откровенной оппортунисткой. Не имея возможности купить многие из стимуляций и страстно желаемых ею материальных благ на деньги, зарабатываемые в общепризнанных занятиях, она находчиво открыла финансовые возможности в собственной личности и своих женских чарах. Это приспособление - всего лишь незатейливая адаптация к требованиям ситуации, в которой нравственные соображения в удивительно большом числе случаев имеют сугубо второстепенное значение. По словам одной такси-танцовщицы, проблема сводится к тому, как «выжать максимум из того, что имеешь».

«Я хожу в зал не для того, чтобы с кем-то там дружиться. Я хожу туда делать деньги. Я была там всего месяц, но уже знаю, как нарубить деньжат. Я должна выглядеть этакой горячей и легкомысленной, но девушке не следует танцевать нескромно, чтобы заработать. Я вполне обхожусь без таких танцев, но, может быть, потому что у меня хорошая фигура и правильно подобрана одеж-

да. Вопрос лишь в том, чтобы выжать максимум из того, что у тебя есть. А все, что у меня есть, - это моя сексапильность»1.

10. Формы сексуальных альянсов

Сексуальная игра совершенно естественно ведет к беспорядочности в половых связях. Из этих опытов возникло несколько форм, или паттернов сексуальных альянсов, которые, хотя и привнесены извне, стали тем не менее неотъемлемой частью мира так-сидэнс-холла. В ряде случаев эти привнесения значительно изменились, приспособившись к экономическим требованиям ситуации. Нагляднее всего это видно в случае «множественного альянса» -аномального приспособления, о котором сообщалось лишь в отношении очень немногих кругов за пределами таксидэнс-холла, хотя оно вполне могло бы развиться и в других обособленных мирах.

Любовница. Среди этих различных внебрачных союзов выше всего по статусу связь с любовницей. Как и в случае других форм незаконной половой активности, связанных с таксидэнс-холлом, в отношении любовников друг к другу присутствует значительная доля личного интереса и симпатии. Кроме того, есть вполне определенные и хорошо понятные стандарты преданности и верности. Очень часто в подобном союзе мало взаимного торга. Скорее, это кооперативная связь, в которой мужчина, в терминологии таксидэнс-холла, либо «платит за аренду», либо «покупает продукты», либо делает то и это. Такие альянсы могут длиться несколько месяцев.

Множественный альянс. Реже встречается упорядочение, которое можно назвать «множественным альянсом». Вместо того чтобы хранить «верность» одному мужчине, девушка достигает договоренности, по которой соглашается быть верной трем-четырем мужчинам, которые могут быть даже знакомыми друг с другом. Через отдельные связи с каждым из этих мужчин удовлетворяются финансовые требования.

«Энн была не из тех, кого вы назвали бы беспорядочными. У нее была договоренность с четырьмя приятелями, и по этой договоренности она нами четырьмя ограничивалась. Она отобрала нас, а затем обратилась к нам с предложением. Каждый из нас вно-

сил какую-то лепту. Двое оплачивали ей аренду, третий покупал ей продукты, четвертый покупал кое-какую одежду. Между нами никогда не было ревности. Мы часто встречались у нее дома и вместе прожигали там время. Шутили, кому на этот раз оставаться. Когда наступала полночь, она поворачивалась к неудачливым и говорила: "Ну все, ребята, вам пора домой". Потом, на следующую ночь, она выбирала другого. Никто не ревновал, потому что. ну, мы ведь хорошо знали Энн. Насколько всем нам было известно, она была верна нашей компании все время, пока эта компания существовала, -а длилось это больше четырех месяцев»1.

Свидание на ночь. Есть, наконец, свидание на ночь, и это довольно частая практика. Вместе с тем следует заметить, что деятельность этого рода быстро принимает характер скрытой проституции.

11. Романтический импульс

На последних страницах отмечалось, что схема жизни танцовщицы содержит в своей основе акцент на эксплуатации. Идет ли речь об установке девушки по отношению к клиентам, азиатам, посещению ночных притонов или «сексуальной игре», везде ясно видна установка эксплуатации - иначе говоря, стремление получить как можно больше ни за что. Это не только собственная позиция такси-танцовщицы, но и, в более консервативной ее форме, несомненно, установка, принятия которой желают от девушек хозяева заведения. На практике, однако, мотив к эксплуатации постоянно рушится другой силой - романтическим импульсом. Хотят того люди или не хотят, романтический импульс расцветает в этой обстановке во всю силу - до такой степени, что хозяева заведения принимают его как неизбежный недостаток своего бизнеса.

«В первые годы, пока мы поднимали нашу школу на ноги, мы пытались удерживать девушек от того, чтобы они уходили с клиентами. Ввели даже правило, что любая девушка, которая встречается с мужчиной у подножия лестницы, будет уволена. Но все без толку. Они просто стали встречаться с ними на углу в квартале отсюда. А если мы им говорили, что не надо с ними встре-

чаться на углу, то они встречались с ними в ресторане. Так что мы это дело бросили. Пока парни остаются парнями, а девушки девушками, их так или иначе тянет друг к другу»1.

Общей установкой танцовщицы по отношению к клиентам может быть установка эксплуатации, но с течением времени она приходит к тому, чтобы делать «исключения». Ей начинают «нравиться» некоторые мужчины, и жесткая коммерческая система танцевального зала обрушивается. Вместо того чтобы требовать от своих любимых поклонников билет, она часто дарит им «бесплатные танцы», добровольно отказываясь от получения дохода с тех, к кому она благоволит. Даже обширной системы «сборщиков билетов», которые крутятся среди танцовщиц во время каждого танцевального номера, требуя от каждой отрывать им часть от каждого билета, недостаточно, чтобы сдержать эту тенденцию. Прибегая к той или иной хитрости, танцовщица находит способ обойти эту систему и успешно отказывается по крайней мере от части дохода, приносимого танцами с особенно близкими друзьями.

Романтический импульс функционирует также в установке девушек по отношению к азиатам, особенно филиппинцам. Относясь первоначально к филиппинцу как к объекту эксплуатации, многие со временем принимают в отношении него совершенно другую установку.

«Филиппинцы - славные ребята. Не знаю, в курсе ли вы, но я помолвлена с филиппинцем. И я люблю его. Как раз сейчас я пытаюсь решить, люблю ли я его достаточно сильно, чтобы бросить все ради него. А если я выйду за него замуж, то уже не брошу. Даже если окажется, что я ошиблась, я буду верна ему, пока он будет верен мне. Если уж выходить замуж, то навсегда.

Если мы поженимся, то поедем жить на Острова. Ведь там не должно же быть больших предрассудков, правда?.. Не возражаю, если у меня ребенок будет немного смуглый. Я видела таких детишек. Они не сильно отличаются от наших и кажутся мне очень даже симпатичными»2.

Преимущества филиппинца перед другими азиатскими группами объясняются такими факторами, как его восточная культура,

1 Свидетельство хозяина заведения.

2 Случай № 21.

представленная испанскими влияниями на Филиппинском архипелаге, его учтивые манеры, элегантная одежда и вежливость, возможная для него романтическая роль любовника-испанца. Девушке с ограниченным знанием мира филиппинец кажется особенно привлекательной и романтичной фигурой.

«Когда я начала танцевать в холле, я многого не знала. Я даже не знала, кто такие филиппинцы. Я думала, что это киноактеры или что-то вроде того. Они были всегда аккуратно одеты и хорошо ко мне относились; я была ими очарована. Они водили меня в хорошие места, все время катали в такси. Я думала, что они, должно быть, богатые»1.

Особенно в случаях, когда девушка не удовлетворена своим прошлым, теми возможностями, которые ей давали другие приятели-мужчины, или тем, как они с ней обращались, вежливость и обходительность филиппинца дает ей лучшее представление о самой себе. В таких условиях такси-танцовщица очень часто начинает проявлять к нему романтический интерес.

В некоторых случаях романтический импульс, реагируя на низменные акцентировки таксидэнс-холла, получает дополнительную силу и может даже перерасти в наивное принятие индивидуалистической философии, наводящей на мысли о доктринах «свободной любви».

«Я верю в любовь, пусть даже у меня никогда ее не было. Да, у меня было много такого, что заставляло в нее не верить, но если бы я и в самом деле не верила, что у меня, возможно, будет настоящая, подлинная любовь, то я бы, наверное, предпочла умереть. Мне было бы все равно, что это за человек, ведь я бы так его любила. Меня бы не интересовало, чем он зарабатывает на жизнь. Не люблю спиртное, но если бы это был бутлегер или даже сборщик мусора, а я любила бы его, то я бы вышла за него замуж. И кому какое дело до того, чем занят мой муж. Это был бы мой муж, и это было бы его дело.

Любовь гораздо важнее женитьбы. Ведь что есть, в конце концов, брак? Священник что-то говорит над твоей головой, но слова эти ничего не значат, если ты не любишь своего мужчину»2.

1 Случай № 19.

2 Случай № 12.

Романтические интересы идут вразрез с безличной коммерческой системой таксидэнс-холла, то тут, то там отрицают ее. Между тем личный романтический интерес одного дня может стать утилитарным интересом следующего. Как только такси-танцовщица замечает в объекте своих нежных чувств попытку ею воспользоваться, ее искренний романтический интерес быстро сменяется разочарованием, цинизмом и обидой.

Из этих конфликтующих импульсов и дезорганизующих дея-тельностей у танцовщиц и клиентов формируются их стандарты и практики, их особые схемы жизни. Широкий спектр даваемых так-сидэнс-холлом удовлетворений, его особая лексика и особые способы действования, интерпретации действий, кодекс, организация и структура, доминирующие в нем схемы жизни - вот главные факторы социального мира таксидэнс-холла, под влиянием которых формируются деятельности, представления о жизни и философия жизни такси-танцовщицы.

Пер. с англ. В.Г. Николаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.