Научная статья на тему '2015. 02. 013. Адамс М. Король Севера. Adams M. The King of the North. - L. : head of Zeus Ltd. , 2013. - 450 p'

2015. 02. 013. Адамс М. Король Севера. Adams M. The King of the North. - L. : head of Zeus Ltd. , 2013. - 450 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЯ / VII В / КОРОЛЬ НОРТУМБРИИ ОСВАЛЬД / СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 013. Адамс М. Король Севера. Adams M. The King of the North. - L. : head of Zeus Ltd. , 2013. - 450 p»

В целом, заключает автор, Ахеменидское государство было первой в истории мировой державой, провозгласившей вполне терпимое и доброжелательное отношение к культурным традициям десятков народов и племен. Оно сумело обеспечить в течение длительного периода относительный мир на огромной территории и создать благоприятные условия для развития культурных контактов народов различных стран. Социально-экономические и политические институты и культурные традиции, сложившиеся в ахеме-нидский период, сохранялись в течение многих столетий в государствах Александра Македонского, Селевкидов, Птолемеев, Аршакидов и Сасанидов (с. 329).

А.Е. Медовичев

СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

2015.02.013. АДАМС М. КОРОЛЬ СЕВЕРА.

ADAMS M. The king of the North. - L.: Head of Zeus Ltd., 2013. -450 p.

Ключевые слова: Англия; VII в.; король Нортумбрии Освальд; социальное устройство; повседневная жизнь.

Монография археолога, преподавателя университета Йорка (Великобритания) Макса Адамса посвящена одной из самых известных исторических фигур раннего периода в истории Англии: Освальду, королю Нортумбрии (ум. 642). Суммируя свидетельства источников и результаты новейших исследований, автор реконструирует генеалогию Освальда, рассказывает о событиях, в результате которых Освальд и его брат Осви оказались в изгнании, о победе и возвращении на трон, о его правлении, гибели в битве и посмертном культе. Одновременно Адамс сообщает массу сведений, поясняющих социальное устройство и реалии повседневной жизни Англии VII в., описывает систему сбора податей, военную тактику, погребальные обряды и пр. Тем не менее содержание книги выходит за рамки биографии конкретной личности или изложения социально-политической истории Англии первой половины VII в. В своей монографии Макс Адамс предлагает собственное прочтение некоторых важных эпизодов традиционного исторического нарратива. Основой для этого стало переосмысление нашего

главного письменного источника для данного периода - «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного. На сведениях, сообщаемых Бедой, до последнего времени строились все исследования раннего англосаксонского периода и все повествования о нем.

Однако, как отмечает Макс Адамс, несмотря на высокий (и вполне заслуженный) авторитет Беды как историка и относительную близость периода его жизни к описываемым им событиям («Церковная история» была закончена в 731 г.), современные исследователи уже не раз указывали на то, что некритичное принятие всех его свидетельств породило (и до сих пор порождает) немало историографических мифов. Беда писал не хронику, а дидактическое сочинение. Притом что в изложении отдельных фактов он практически всегда точен, отбор информации и способ подачи материала были подчинены определенной цели: демонстрации воли Провиденья в обращении англосаксов в христианство и подтверждению тем самым их статуса «богоизбранного народа» (с. 12).

Макс Адамс стремится отойти от привычных схем. Обращаясь к рассказу Беды, он нередко дает сообщаемым в «Церковной истории» фактам иную интерпретацию. Для этого он привлекает свидетельства иных источников, в первую очередь археологические материалы, а также данные из ирландских и валлийских анналов (и других сочинений), дошедших до нас в поздних рукописях, но содержащих, по мнению большинства историков, сведения, почерпнутые из древних текстов. Кроме того, по собственным его словам, он «задается вопросом о том, как тот или иной исторический персонаж должен был поступить в соответствии с культурными нормами своего времени, и строит умозаключения, взвешивая различные возможности и не теряя при этом здорового скептицизма» (с. 11).

Монография состоит из 20 глав и трех приложений.

Макс Адамс начинает с обсуждения истории англосаксонских и кельтских королевств на севере Англии в период, предшествующий приходу Освальда к власти (главы первая - шестая). Соглашаясь с мнением современного английского историка и археолога Николаса Хайма, Адамс отказывается от традиционной концепции «англосаксонского завоевания» как череды военных кампаний, приведшей к гибели бриттских королевств и фактическому исчезновению бриттского населения на всей территории

острова Великобритания, за исключением окраинных северных и западных областей. По мнению Хайма (и Адамса), в действительности события, происходившие в Британии во второй половине V -первой половине VI в., можно охарактеризовать как смену военно-политической элиты, выразившуюся в том, что место бриттских (а еще точнее романо-бриттских) знатных семейств заняли рода германских (англосаксонских) военных вождей. Число германских переселенцев в соответствии с этой гипотезой было невелико и огранивалось ближайшими родичами военных предводителей и их дружинами. Подавляющее большинство населения Англии было и осталось бриттским, хотя и переняло обычаи и язык германской элиты.

Подобная трактовка «завоевания» задает перспективу, в которой Макс Адамс рассматривает историю короля Освальда и -шире - историю Англии VII в.

Если традиционно в историографии «англосаксонский мир» описывается как существующий достаточно изолированно и от своих «кельтских соседей», и от континентальных королевств, Макс Адамс постоянно прослеживает и демонстрирует читателю сложную систему политических и экономических связей, включавшую в себя англосаксонские, бриттские, ирландские королевства и королевство франков. Он отмечает также, что если «южные» королевства ориентировались, скорее, на контакты с Меровингами, то «центром притяжения» на севере была Ирландия и - как ее политический, военный и культурный форпост - богатый и могущественный ирландский монастырь на острове Иона, основанный представителем королевской династии Ульстера Кримтаном из клана Уи Нейл, вошедшим в историю под именем св. Коллум Киле (или св. Колумба).

Обсуждая историю «римской» миссии на юге Англии, исследователь отмечает, что (в соответствии с его концепцией «завоевания») еще до появления Августина население англосаксонских королевств не было полностью языческим, хотя очень многие следовали бриттским или германским языческим практикам. Миссия, направленная (а не попавшая случайно, как пишет Беда) в Кент, была изначально ориентирована не столько на проповедь, сколько на выполнение «институциональных» задач - создание церковных структур, подчиненных римской церкви. Выбор Кента

как королевства, властители которого были связаны династическими узами с Меровингами, не был случаен. Однако в действительности миссия потерпела неудачу. Проблемы возникли в первую очередь из-за крайней нестабильности военной и политической ситуации, связанной с фактическим отсутствием в англосаксонских королевствах административных и социальных структур, обеспечивающих стабильность при переходе власти от одного короля к другому, а также - хотя в меньшей степени - из-за конфликта с бриттским духовенством, отказавшимся признать главенство римских посланцев.

В следующих главах (седьмая - 12) Макс Адамс излагает историю возвращения Освальда к власти, его правления и гибели, внося несколько важных поправок и уточнений в традиционный «нарратив», основанный на рассказе Беды. На основании косвенного свидетельства из ирландских Анналов Тигернаха исследователь предполагает, что Освальд и его брат Осви по материнской линии состояли в родстве с королевской династией королевства Дал Риа-да1, где они (вместе с матерью) нашли приют после гибели их отца Этельфрита (с. 64-65). Эта гипотеза не только объясняет, почему жена и дети Этельфрита бежали именно в Дал Риаду, несмотря на то, что Этельфрит незадолго до этого вел жестокую войну с этим королевством, но и дает возможность понять, почему изгнанники были приняты и при дворе, и в монастыре Иона. Оказывая покровительство юным королевским сыновьям, ирландцы рассчитывали в перспективе на то, что при благоприятном стечении обстоятельств это позволит им распространить свое влияние на «англосаксонскую» Берницию.

Ряд интересных деталей добавляет автор к истории «ирландской миссии» в Нортумбрии (с. 162-166). Он указывает, что в Мартирологе Донегана, составленном очень поздно (в XVII в.), но опирающемся, судя по всему, на какую-то древнюю традицию, независимую от Беды и Адомнана2, сказано, что Айдан стал епископом задолго до того, как его отправили с миссией в Нортум-

1 Королевство было основано выходцами из Ирландии; его династия состояла в родстве и имела тесные связи с Ульстерским кланом Уи Нейл. - Прим. реф.

2

Адомнан (624-704) - составитель первого Жития св. Колумбы и историк монастыря Иона. - Прим. реф.

брию, и его первой резиденцией был монастырь на острове в устье реки Шаннон в Ирландии. Приняв во внимание это свидетельство, Макс Адамс дает свою трактовку истории о «двух миссиях», рассказанной Бедой1. Он полагает, что кто-то из монахов монастыря Иона, сопровождавших Освальда, когда он отправился с войском из Дал Риады, чтобы отвоевать свое королевство, попытался основать монастырь на Хевенфилд2 (следы построек были обнаружены археологами), но эта «стихийная» деятельность не получила институциональной поддержки ни со стороны нового короля, ни со стороны настоятеля монастыря Иона, поскольку изначально была запланирована другая миссия. Сразу после того, как Освальд вступил на трон, в Нортубрию прибыл по просьбе настоятеля монастыря Иона епископ Айдан, который был одной из значимых фигур в ирландской церкви и обладал большим опытом и в миссионерской деятельности, и в политических делах. Таким образом, благодаря связям Освальда с королевской династией Дал Риада и настоятелями монастыря Иона, Нортумбрия в период его правления оказалась полностью включенной в орбиту политического и религиозного влияния Ирландии.

Макс Адамс предлагает также свою реконструкцию событий, связанных с последним военным походом Освальда против мерсийского короля Пенды. Он принимает традиционную (и неоднократно оспаривавшуюся в последние десятилетия) идентификацию места гибели Освальда с Освестри, на границе Мерсии и валлийского королевства Повис. Тот факт, что сражение произошло в области, удаленной от центральных районов Мерсии и Нортумбрии, можно объяснить, исходя из свидетельств «Истории бриттов» Нения и валлийских анналов, сообщающих, что на стороне Освальда сражался Эова, брат Пенды (и прадед прославленного мерсийского

1 По версии Беды, в Нортумбрию сначала отправился некий монах из Ионы (имени Беда не называет), однако его проповедь не нашла понимания у англов и он вернулся в родной монастырь, заявив, что англосаксы слишком невежественны и грубы. Один из его собратьев, Айдан, возразил, что не следовало спешить и излагать «младенцам в вере» сложные вещи. В результате Айдан по решению настоятеля был рукоположен в епископы (как замечает Адамс: непонятно, кто его рукоположил) и отправился в Нортумбрию. - Прим. реф.

Место, где, согласно Беде, произошло сражение и где, по преданию, Освальд воздвиг перед битвой крест и молился перед ним. - Прим. реф.

короля Оффы). Адамс полагает, что Эова был старшим в династии и именно он правил в Мерсии в 642 г. Его брат Пенда, удачливый и могущественный военный предводитель, заключил союз с королем Повиса с целью сместить брата и захватить власть (что ему и удалось). Освальд поддержал Эову и попытался преградить путь войску бунтовщиков, двигавшемуся из Повиса в глубь Мерсии. Однако он недооценил численность войска или военные таланты Пенды и этот просчет стоил ему жизни (с. 234-235).

Заключительные главы (13-20) посвящены периоду правления брата Освальда, а также истории формирования посмертного культа нортумбрийского короля. Макс Адамс в противовес принятому мнению считает, что культ Освальда зародился не в Нортум-брии, а среди христиан-бриттов, живших в приграничных областях Мерсии и знавших о битве христианских королей Эовы и Освальда против язычника Пенды. К этому «стихийному» культу, следы которого можно обнаружить в историях о чудесах Освальда, рассказанных Бедой, позднее добавился «официальный» культ, развивавшийся под покровительством нортумбрийской королевской династии.

В приложениях приведены генеалогические таблицы.

З.Ю. Метлицкая

2015.02.014. ИУДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.

Jews in medieval Christendom / Ed.by Utterbeck K.T., Price M.L. -Leiden; Boston: Brill, 2013. - 348 p.

Ключевые слова: Средневековье; христианство; иудеи; средневековая церковь и иудеи.

Реферируемый сборник статей посвящен анализу различных аспектов взаимоотношений иудеев и христиан в Средние века. Как указывают составители Кристин Уттербек и Меррал Прайс во введении, основополагающие идеи, определявшие отношение средневековой церкви к иудеям, были сформулированы в начале V в. блаженным Августином. Августин утверждал, что иудеи самим фактом своего существования подтверждают истинность христианской веры. Он ссылался при этом на строки из 59-го псалма, в которых Давид просит Бога: «Не умерщвляй их (врагов. - Реф.), что-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.