Научная статья на тему '2014. 04. 018. Карелин Е. Г. Региональный механизм власти и управления Западной области советской России, (1917-1937). - М. : политическая энциклопедия, 2014. - 422 с'

2014. 04. 018. Карелин Е. Г. Региональный механизм власти и управления Западной области советской России, (1917-1937). - М. : политическая энциклопедия, 2014. - 422 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЗАПАДНЫЙ КРАЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 018. Карелин Е. Г. Региональный механизм власти и управления Западной области советской России, (1917-1937). - М. : политическая энциклопедия, 2014. - 422 с»

2014.04.018. КАРЕЛИН Е.Г. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ, (1917-1937). - М.: Политическая энциклопедия, 2014. -422 с.

Ключевые слова: СССР; Западный край; региональный механизм власти и управления.

В монографии д-ра ист. наук Е.Г. Карелина, состоящей из введения, трех глав и заключения, анализируются становление, трансформация и функционирование системы власти Западного края Советской России, выявляются особенности проведения государственной политики на региональном уровне, а также характер взаимоотношений региональных органов с центральными и местными органами власти.

Октябрьская революция 1917 г., отмечается в книге, развязала стихию регионализации, образования республик и автономий. Этот процесс сопровождался не только политическим и экономическим хаосом, но и динамичным формированием элементов новой политической системы. Все советские административно-государственные реорганизации основывались на принципиальном отказе от дореволюционного губернско-уездного типа власти. Центральные и региональные органы власти находились в постоянном поиске оптимальных форм и правил взаимодействия между собой. Преодоление распада страны, формирование новой политической системы и процессы централизации власти привели не только к усилению роли областных и центральных органов власти, но и к ожесточенному столкновению между ними.

В Западном регионе России1 в 1917-1918 г. рыхлость советской власти, не имевшей поначалу четкой структуры, и официальное провозглашение широких национальных свобод породили самые разнообразные формы государственной организации. «Популярность классового подхода к решению углубляющегося кризиса соперничала с привлекательностью идей свести все противоречия к национальному вопросу» (с. 19).

1 Западная область организовывалась дважды - в 1917-1918 гг. и в 19291937 гг. - Прим. реф.

Структурное подразделение Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР (нарком И.В. Сталин) - Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), Белорусские секции РКП (б) стали инструментами вмешательства в автономное и самостоятельное развитие Западной области.

Переход от Западной области к Западной Коммуне в 1918 г. был связан не столько с реализацией коммунистических догм, сколько с попыткой отстоять и упрочить областную автономию. Западная область (Коммуна) включала в свой состав территорию Смоленской губернии и частьи Могилёвской и Витебской губерний. Но основные направления внутренней и внешней политики по-прежнему определяли центральные органы власти. Особенно велика была их роль в идеологической, законодательной, военной и финансовой сферах.

Тенденция регионализации России грозила оказать воздействие на весь процесс государственного строительства. Однако большевистские управленческие кадры смогли, подчеркивает автор, противопоставить своим политическим противникам преимущество партийной дисциплины, которая становилась основой государственной дисциплины.

Большевики лучше, чем их противники, владели искусством маневрирования своими чрезвычайно слабыми силами. Они смогли усилить свое влияние, когда другие политические организации и государственные органы и структуры приходили в полное расстройство. Прежде всего, они смогли использовать форму Советов как классовую политическую организацию власти нового типа. Как только процесс централизации обеспечил организационное единство советской системы в масштабах Западного региона, большевики потребовали устранения автономии региональных органов.

Переход от Гражданской войны к миру, пишет автор, поставил чрезвычайно сложную проблему реорганизации всего партийно-государственного аппарата. Не отказываясь от уже сложившегося властного механизма, правящая партия должна была внести в действующую систему новые элементы и упразднить потерявшие значение прежние. На этапе нэпа, по мнению автора, требовалось гибко использовать стратегии первоначальной децентрализации механизма власти и управления, допустить самоорганизующие факторы развития в форме рыночной экономики и освоить практи-

ки планирования и расширенного государственного регулирования с переходом к чисто административному централизованному управлению.

При создании СССР в союзном государстве объединились народы, которые на протяжении столетий были связаны одной исторической судьбой. Федеративное на словах государство на деле было унитарным - суверенными правами субъекты Союза фактически не обладали. Компенсацией за такое положение стала политика национально-государственного строительства, при которой «суверенным» республикам передавалась российская территория.

Создание Белорусской Советской Республики привело к разделению западной и восточной частей Западной области на самостоятельные регионы. Западные губернии РСФСР превратились в особый регион с неустойчивой конфигурацией границ.

Кроме того, в Западном российском регионе, где на протяжении столетий соседствовали русские, белорусы, евреи, поляки, начала проводиться политика белоруссификации. Эта политика под началом партийного руководства немедленно превратилась в систематическое административное насаждение белорусского языка в школьном образовании и делопроизводстве. Насильственная бело-руссификация, подчеркивается в книге, подавалась как верность большевистской национальной политике, а сопротивление этому национал-большевизму - как «черносотенство и великодержавный шовинизм». Особую роль в этом походе на русскую культуру и русский язык, как подчеркивает автор, играла националистическая белорусская интеллигенция, которая присоединилась к советской власти в деле насильственного насаждения черт, присущих белорусскому национальному самосознанию (с. 236).

Насильственное навязывание национальной культуры в тех же формах проходило одновременно и на Украине. «Украинизация и белоруссификация становились сферой решения политических проблем без всякого учета мнения населения. Таким образом, смыкалась идеология националистических организаций и политическая практика правящей коммунистической партии» (с. 238).

Форсирование индустриализации повлекло за собой резкое расширение административного вмешательства в экономику. Областная политика была подчинена стратегии взвинчивания темпов развития в жесткой административной и внеэкономической форме.

Структурирование сталинского режима пошло по линии сокращения ранее предоставленной самостоятельности районированной системы власти. Региональные интересы сознательно приносились в жертву требованиям и интересам центра.

Огосударствление экономики создало условия для реализации принципиально новой государственной политики. В 1929 г., пишет автор, с завершением реформы районирования окончательно сформировалась Западная область РСФСР. В область были включены территории Смоленской, Брянской губерний, а также части Псковской, Тверской и Калужской.

Укрупнение и разукрупнение административно-территориального деления в Западной области, резюмирует автор, носило циклический характер и в конечном счете отражало процесс становления практики административного управления. Необходимость покончить с постоянными трансформациями административно-территориальной системы в иерархическом устройстве потребовала от верховных органов жестко закрепить всю систему власти и придать ей окончательный вид.

Совокупность организационных изменений, происходящих в процессе политического управления, позволила обеспечить процесс модернизации Западного региона Советской России. В то же время, по мнению автора, ограничение самостоятельности региональных властей и местного населения минимизировали действительный экономический и социальный эффект такой модернизации. В ходе ее осуществления произошла необратимая централизация, бюрократизация аппарата власти и управления. В целом же, считает автор, советский механизм власти носил мобилизационный характер и был приспособлен исключительно к чрезвычайным условиям.

Западная область просуществовала до 1937 г., когда ее территория была разделена и включена в состав Орловской, Курской и Смоленской областей.

В. С. Коновалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.