Научная статья на тему '2014. 04. 008. Маклеод Дж. Британскость и историческая память. Национальные мемориалы Первой мировой войны в Британии и Ирландии. MacLeod J. Britishness and commemoration: National memorials to the first world war in Britain and Ireland // J. of contemporary history. - L. , 2013. - n 48 (4). - p. 647-665'

2014. 04. 008. Маклеод Дж. Британскость и историческая память. Национальные мемориалы Первой мировой войны в Британии и Ирландии. MacLeod J. Britishness and commemoration: National memorials to the first world war in Britain and Ireland // J. of contemporary history. - L. , 2013. - n 48 (4). - p. 647-665 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / БРИТАНСКОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕМОРИАЛЫ В БРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фадеева Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 008. Маклеод Дж. Британскость и историческая память. Национальные мемориалы Первой мировой войны в Британии и Ирландии. MacLeod J. Britishness and commemoration: National memorials to the first world war in Britain and Ireland // J. of contemporary history. - L. , 2013. - n 48 (4). - p. 647-665»

А.Н. Куропаткин первый раз показал свою управленческую немощь в должности главнокомандующего в Русско-японской войне, после чего его уволили с военной службы. В годы Первой мировой войны он вернулся в строй. И вновь у него выявилось отсутствие полководческих умений. Применял устаревшие методы ведения боевых действий, в ходе которых избегал активных мер. А. Н. Куропаткин желал быть востребованным военачальником, но не желал воевать. Вся его деятельность в ранге главнокомандующего была направлена на то, чтобы не потерпеть сокрушительного поражения. Стремления к победе «не хватало большинству русских военачальников во время Первой мировой войны» (с. 325).

Автор пишет, что в годы войны на должности главнокомандующих армиями фронта назначались генералы, которые, служа честно, как это и предполагала их среда, «по своим деловым и личностным качествам не могли быть в своем большинстве успешными военачальниками. Первая мировая война показала, что, несмотря на то, что подбор и многие назначения делались из лиц, которые по существующим правилам и законам признавались достойными быть выдвинутыми, сам выбор начальствующих лиц был не всегда удачен. Профессионализм военачальников часто не соответствовал масштабу возложенных на них задач. Отсутствие полководческого профессионализма явилось одним из главных факторов стратегических неудач императорской армии» (с. 369).

В.М. Шевырин

2014.04.008. МАКЛЕОД Дж. БРИТАНСКОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕМОРИАЛЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В БРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ. MACLEOD J. Britishness and commemoration: national memorials to the First world war in Britain and Ireland // J. of contemporary history. -L., 2013. - N 48 (4). - P. 647-665.

Ключевые слова: Первая мировая война; историческая память; британскость; национальные мемориалы в Британии и Ирландии.

Первым национальным мемориалом Великой войны стал Имперский военный музей в Лондоне, за ним последовали Шотландский, Уэльский и Ирландский мемориалы. Ранее националь-

ных мемориалов не создавалось, все ограничивалось Могилой Неизвестного Солдата. В статье английского историка (университет г. Гуль, Великобритания), сооснователя Международного общества по изучению Первой мировой войны, рассматривается сеть сложных соотношений между местным, региональным, национальным и имперским пластами идентичности, входящими в состав понятия «британство».

Визит королевы Елизаветы II в Ирландию в мае 2001 г. стал поворотным моментом в преобразовании британских и ирландских отношений. Автор статьи приводит слова комментатора, согласно которым визит знаменовал «конец англофобии, представлявшей значительную часть того, что значило быть ирландцем. Но это также способ включить в это понятие британство. Обитатели острова, ценящие британскую часть их идентичности, должны знать, что британство - неплохое слово» (с. 648).

Королевский маршрут включал посещение ирландского военного мемориала в Айлендбридже, Дублин, памятника участию Ирландии в составе Британской армии в ходе Первой мировой войны. Многие из этих волонтеров включали британскую составляющую в свое ирландство, но со временем, к моменту установки памятника их военной службе это отношение стало неоднозначным.

Автор исходит из утверждения, что военные мемориалы и военные кладбища становятся национальными святынями, объектами национального поклонения и мощным средством укрепления национальной идентичности.

Период создания военных мемориалов в Ирландии, Шотландии, Уэльсе был зенитом имперского британства, хотя оно уже начало давать трещину в силу развития национальных партий и движений. Столица Соединенного Королевства Лондон была первым местом, где воздвигались коллективные национальные мемориалы в дополнение к национальным мемориалам видным личностям, таким как лорд Китченер. Сооруженные в 1920-е годы, они отражают пока еще смутное понятие национальной идентичности: это Военный музей империи, своего рода кенотаф (пустое захоронение), если использовать греческое слово, для поминания погибших за империю, а также Могила Неизвестного Солдата с надписью, что он «умер за короля, страну, любимый дом и империю». Организо-

ванные и оплаченные британским правительством, они посвящены всей империи. С точки зрения национальной идентичности интересно, насколько полно это чувство на индивидуальном уровне подчинено в них имперскому чувству британскости.

Исследователь Кришан Кумар утверждает, что англичане -вдвойне имперская нация: вначале они колонизовали и стали господствовать во всей Великобритании, затем обратились вовне и создали Британскую империю. Совершив эту двойную колонизацию, они похоронили свою национальную идентичность. Англичанам не нужен был национализм в континентальном стиле. Вместо этого они создали Великобританию и Британскую империю, а это означает, что британскость оттеснила чувство национальной идентичности на задний план. Между ними нет различия: неизвестный солдат погиб за империю и в то же время за Англию.

«К северу от границы ситуация разительно отличается: самый сложный и украшенный национальный мемориал Соединенного Королевства построен в Шотландии. В то время как англий-скость полностью потонула в имперском чувстве, шотландцы сумели использовать имперское чувство для создания памятника шотландской идентичности внутри британства» (с. 651).

Инициатором явился герцог Этхолл, который, в ответ на предложение о создании национального военного мемориала в Лондоне, заявил следующее: «Если народ Шотландии желает иметь Национальный военный мемориал в память о своих павших, то он будет создан не на деньги правительства и не в Лондоне. Он будет возведен руками шотландцев, на шотландские деньги и на шотландской земле» (цит. по: с. 651). В статье подробно описан сам монумент и его сложная символика, в которой «битвы Первой мировой войны вписаны в вековую историю шотландской военной традиции... В "свитки памяти" вписаны имена всех шотландцев, павших на войне, в каком бы полку и где бы они ни служили, как еще одно свидетельство шотландского сообщества внутри Империи» (с. 652).

Далее автор описывает историю создания двух военных мемориалов в Уэльсе. Один, в Кардиффе, имел надпись на уэльском языке: «Сынам Уэльса, отдавшим жизни за свою страну в войне 1914-1918». Другой, в Северном Уэльсе, имел надпись на уэльском и английском: «Памяти героических сынов Гвинедда и Повиса

1914-1918». По мнению автора, этот мемориал «в гораздо большей степени укоренен в уэльской культуре и сообществе, нежели первый» (с. 658).

Ситуация в Ирландии оказалась гораздо более политизированной, поскольку отношения между Ирландией и Соединенным Королевством были особенно острыми в период Первой мировой войны. Идея создания мемориала в Дублине была выдвинута в 1919 г. в качестве символа единства севера и юга, католиков и протестантов. Смысл памятника неоднократно менялся, работы начались только в 1930 г., причем это единственный мемориал вне Лондона, сооруженный при государственном финансировании. При его создании в порядке программы помощи безработным в равных количествах привлекались ветераны Национальной армии и Британской армии. Работа была завершена в 1937 г. Начались разногласия по поводу церемонии открытия. В конечном счете она была отложена из-за ухудшения международного положения. С 1940 г. мемориал использовали в день памяти заключения Версальского мирного договора. Полуформальное открытие состоялось в 1988 г., и в 1995 г. первая под руководством правительства церемония памяти павших в Первой мировой войне ирландцев завершила процесс, начавшийся 80 лет назад. Если бы открытие состоялось раньше, то британские акценты ирландской идентичности не прозвучали бы, считает автор.

Гораздо более национальный характер носит мемориал Северной Ирландии в Типвале. Он был заложен как полковой мемориал 3-го Ольстерского дивизиона и его чрезмерных потерь в первый день битвы на Сомме. Памятник символизирует приверженность протестантского Ольстера Британскому союзу.

Понятие «британскость» созрело в период войн с Францией в 1707 и 1837 гг., и вновь утвердилось в 1914-1918 гг. в ходе войны с Германией. Внутри Великобритании имперская суть британскости играла, несомненно, объединяющую роль, но со своими особенностями в отдельных регионах. В Ирландии, как и в Уэльсе, мемориалы отражают внутренние разделения в обществе, преимущественно культурного порядка, но отнюдь не разногласия по отношению к Британии. В Шотландии также существуют свои внутренние разделения. Но в конечном счете Шотландский национальный военный мемориал свидетельствует о единстве шотланд-

ского народа и силе его военной традиции, посредством которой они могут выразить свою особую идентичность, сохраняющуюся внутри Соединенного Королевства. В то же время позиция Англии внутри империи и имперская британскость были столь доминирующими и надежными, что понятие индивидуальной идентичности представлялось вполне излишним. Это отразилось в непоследовательном использовании терминологии. Неудивительно, что среди всех этих нечеткостей и противоречивостей в осознании национальной идентичности столь звучная, сколь и неясная фраза «За короля и страну» стала общим местом.

Т.М. Фадеева

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2014.04.009. МАЛИНОВ А.В. ОЧЕРКИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ В РОССИИ: В 2 т. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. - Т. 1. -493 с.; Т. 2. - 446 с.

Ключевые слова: Россия; XVIII - начало XX в.; философско-исторические концепции; философия истории.

В монографии А.В. Малинова (д-р филос. наук, профессор СПбГУ) рассматривается возникновение и формирование философии истории в России XVIII - начала XX в. Автор отмечает, что в XVIII в. еще не был выработан целостный философский взгляд на историю. Такие выдающиеся мыслители и историки, как Ф. Проко-пович, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов не сформулировали законченных философско-исторических концепций. Это было время формирования философского языка и терминологии, необходимых для размышлений над историей.

Развитие и профессионализация научного знания стимулировали философско-историческую мысль. Во второй половине XIX в. в среде университетской профессуры появились так называемые историки-философы, или философствующие историки. Именно они разработали научные светские концепции философии истории. Первые университетские курсы по философии истории в 1860-е годы были прочитаны М.М. Стасюлевичем и В.И. Герье.

Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826-1911), известный прежде всего как издатель и редактор либерального «Вестника Евро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.