Научная статья на тему '2014. 02. 038. Фукуока кадзуя. Память, нация, национальное поминовение погибших воинов: изучение японского общественного мнения в дискуссии о Ясукуни. Fukuoka Kazuya. Memory, nation, and National commemoration of war dead: a study of Japanese public opinion on the Yasukuni controversy // Asian Politics A. policy. - new Jersey, 2013. - Vol. 5, n 1. - p. 27-49'

2014. 02. 038. Фукуока кадзуя. Память, нация, национальное поминовение погибших воинов: изучение японского общественного мнения в дискуссии о Ясукуни. Fukuoka Kazuya. Memory, nation, and National commemoration of war dead: a study of Japanese public opinion on the Yasukuni controversy // Asian Politics A. policy. - new Jersey, 2013. - Vol. 5, n 1. - p. 27-49 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЕ МЕМОРИАЛЫ И ПАМЯТНИКИ -ЯПОНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ЯПОНИ / ПАМЯТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 038. Фукуока кадзуя. Память, нация, национальное поминовение погибших воинов: изучение японского общественного мнения в дискуссии о Ясукуни. Fukuoka Kazuya. Memory, nation, and National commemoration of war dead: a study of Japanese public opinion on the Yasukuni controversy // Asian Politics A. policy. - new Jersey, 2013. - Vol. 5, n 1. - p. 27-49»

ВЛАСТЬ

2014.02.038. ФУКУОКА КАДЗУЯ. ПАМЯТЬ, НАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ: ИЗУЧЕНИЕ ЯПОНСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ДИСКУССИИ О ЯСУКУНИ.

FUKUOKA KAZUYA. Memory, nation, and national commemoration of war dead: a study of Japanese public opinion on the Yasukuni controversy // Asian politics a. policy. - New Jersey, 2013. - Vol. 5, N 1. -P. 27-49.

В фокусе внимания автора (Университет Св. Иосифа, США) реакция японского общества на посещения храма Ясукуни премьер-министром Коидзуми Дзюнъитиро (2001-2006), которая прослеживается через опросы общественного мнения в крупнейших газетах Японии («Асахи», «Ёмиури», «Майнити»).

Храм Ясукуни является символическим местом государственного почитания погибших воинов. Он был основан в 1869 г. в память о тех, кто погиб в гражданской войне, и с тех пор там почитались все, кто погибал на поле брани за Японию. В период становления японского милитаризма храм играл важную роль в процессе эстетизаци смерти за императора и родину. В отличие от прочих храмов, он подчинялся военным ведомствам. После окончания войны, когда религия была отделена от государства, храм Ясукуни стал частным учреждением. В 1978 г. в список почитаемых были внесены 14 военных преступников класса «А», осужденных Токийским трибуналом.

Визит премьер-министра Коидзуми в 2001 г. стал вторым официальным посещением храма Ясукуни высшим лицом государства после премьера Накасонэ в 1985 г.1 Коидзуми утверждал, что цель его визитов не прославлять милитаризм, а подтвердить верность клятве сохранять мир и почтить погибших. Однако Китай и Южная Корея воспринимали эти визиты как нежелание признавать ответственность за войну. Камнем преткновения было то, что официальная историография храма описывает войну как «оборонительную», а не агрессивную, поскольку Япония боролась за осво-

1 До Накасонэ и после премьер-министры посещали Ясукуни неоднократно как частные лица. После Коидзуми в качестве действующего главы правительства Ясукуни посетил лишь Абэ Синдзо 26 декабря 2013 г.

бождение «Азии от европейского и американского колониализма». Поэтому предвыборное обещание Коидзуми посетить храм именно 15 августа, который в Корее отмечается как день Независимости, а в Китае как День победы над Японией, с самого начала вызвало негативную реакцию в этих странах.

Отношение к Ясукуни внутри страны вписывается в контекст растущего осознания японским обществом вины за милитаристское прошлое. Эти «мнемонические перемены» начались в середине 1990-х годов и продолжались на протяжении 2000-х1. Помимо извинений премьер-министров на церемониях по случаю капитуляции Японии, об этом свидетельствуют опросы общественного мнения. Например, из опроса газеты «Асахи» 2006 г. следует, что, по мнению 51% опрошенных, Япония принесла недостаточно извинений перед жертвами в азиатских странах (с. 32).

Автор прослеживает эволюцию высказываний Коидзуми в отношении своих посещений Ясукуни и реакций на них внутри страны и за ее пределами. Коидзуми пообещал посетить Ясукуни 15 августа еще в ходе предвыборной кампании. Но став во главе правительства, он сначала проявлял осторожность. Первый свой визит в 2001 г. он совершил не в годовщину, как обещал, а накануне, 13 августа. Он не хотел, по собственному признанию, «поднять волнения в Японии и за ее пределами». В том же 2001 г. Коидзуми высказался о необходимости «найти способ, чтобы люди и в Японии и за границей могли отдавать дань почтения без дискомфорта друг для друга» (с. 34), и предложил установить нерелигиозный мемориал почитания погибших.

В 2002 г. Коидзуми посетил Ясукуни 21 апреля, также чтобы «не вызвать волнения». Однако на этот раз поднялась яростная кампания протеста в соседних странах. В 2003 г. Коидзуми посетил храм 14 января. Теперь визит был неожиданным даже для однопар-тийцев премьера. Кроме яростной реакции за границей, политики внутри страны стали выказывать свое недовольство. На этот раз, в отличие от предыдущих случаев, Коидзуми официально не прокомментировал свой поступок. В 2004 г. Коидзуми посетил Ясукуни 1 января и снова неожиданно для всех. Из-за границы вновь по-

1 Премьер Мураяма в 1994 г. начал традицию приносить извинения за агрессию азиатским государствам 15 августа в годовщину капитуляции Японии. Традиция была прервана лишь в 2013 г. премьером Абэ. - Прим. реф.

следовала негативная реакция. Внутри страны тоже росло напряжение. Кроме политиков, отрицательное отношение высказал бизнес в лице Окуда Хироси, главы Федерации экономических организаций (Кэйданрэн).

В 2005 г. напряженные дипломатические отношения с Китаем и Южной Кореей стали нормой. В 2004-2005 гг. в Китае прошли антияпонские волнения. В ответ риторика Коидзуми стала более резкой. В частности, он заявил, что Китай и Южная Корея не должны вмешиваться там, где дело касается сферы личной совести. На этот раз Коидзуми посетил Ясукуни 17 октября. Он подчеркивал, что выбирает такие даты, которые не связаны с милитаристским прошлым страны.

В 2006 г. тональность высказываний Коидзуми стала еще более конфронтационной. В стенах парламента он открыто критикует лидеров Кореи и Китая за то, что они отказались от встреч с ним. Заодно он критикует японские СМИ и общество за поддержку зарубежной позиции. В конце концов, накануне дня капитуляции Японии он заявил, что опросы общественного мнения не остановят его в решении посетить Ясукуни. Его последний визит в храм в качестве премьера состоялся 15 августа.

Сначала общество относилось достаточно благосклонно к посещению премьером храма Ясукуни. По опросу газеты «Маини-ти» в 2001 г., 69% поддержали намерение премьера посетить храм 15 августа. Однако по мере усиления напряженности в отношениях с Китаем и Южной Кореей общественное мнение менялось: по опросам газеты «Асахи» в апреле 2004 г., против посещений были 39% респондентов, в июле 2006 г. - 57% (с. 38).

Это очевидный контраст с реакцией общества на посещение Ясукуни премьером Накасонэ в 1985 г., которое поддержали 52%, а против были 25% респондентов (с. 38). При этом среди последних лишь треть привели в качестве причины своей позиции озабоченность реакцией соседей. Однако в 2000-х годах общество стало проявлять больше осторожности и толерантности. Накануне первого визита Коидзуми 65% респондентов считали, что он должен проявлять осторожность в этом вопросе. После визита 65% респондентов одобрили решение вместо 15 августа совершить визит 13 августа, поскольку это позволит, по их мнению (39%), избежать возмущения азиатских соседей (с. 38). Таким образом, автор прослеживает

большую, чем 20 лет назад, заинтересованность общества в хороших отношениях со странами Азии.

Отношение в обществе к Китаю резко ухудшилось после антияпонских выступлений в 2004-2005 гг. В 2001 г. 55% опрошенных японцев с пониманием относились к отрицательной реакции соседей на посещение Ясукуни (с. 40). В ноябре 2004 г. после антияпонских выступлений на встрече в рамках АТЭС председатель КНР попросил Коидзуми не посещать Ясукуни. Лишь 30% японцев отнеслись с пониманием к просьбе лидера КНР (с. 40). В 2005 г. отрицательное отношение общества усугубилось в связи с очередным антияпонским выступлением в Китае, после которого председатель КНР не только не извинился, но и потребовал от Японии извинений за военное прошлое. Опросы показали, что 71% японцев считают неприемлемыми такие требования. Но при этом одновременно большинство японцев высказались отрицательно о самих визитах премьера в Ясукуни (49% против визитов, 36% - за) (с. 39-40).

С годами японское общество стало все больше склоняться к устройству нерелигиозного мемориала для павших воинов и / или перемещению из Ясукуни военных преступников. Однако Коидзу-ми, сам предложивший в начале своего премьерства такую меру, отступил от нее под давлением консервативных сил. И здесь опросы показывают разницу между общественным мнением и позицией политической элиты: в 2001 г. 42% высказывались за альтернативный способ поминовения погибших, 48% - за сохранение Ясукуни в прежнем виде, а в 2006 г. - уже 61% за альтернативный способ, и лишь 24% - за статус-кво (опрос «Ёмиури») (с. 41).

При этом важно, что большинство японских респондентов считают храм Ясукуни местом памяти погибших в войнах (66%), а не символом японского милитаризма (10%), как принято считать в Китае и Корее (с. 41).

Тональность газет тоже менялась. До 2004 г. считающаяся либеральной «Асахи» сдержанно выступала против посещений Ясукуни, подчеркивала роль Ясукуни как символа милитаризма, а отношение к соседям было толерантным. С 2004 г. риторика относительно Китая и Кореи стала критической, вместе с тем отрицательное отношение к посещению Ясукуни сохранялось.

Консервативная «Ёмиури», которая даже ставила под сомнение законность Токийского трибунала, также показала изменение

позиции с 2005 г. Газета стала критиковать посещения, в основном по причине почитания военных преступников класса «А», а также стала поддерживать идею создания нерелигиозного мемориала.

В июле 2006 г. газета «Нихон Кэйдзай» опубликовала сенсационную информацию о том, что император Хирохито перестал посещать Ясукуни в 1978 г. из-за начала почитания здесь военных преступников. Коидзуми заявил, что эта сенсация не помешает ему посещать Ясукуни. И это стало последним ударом по общественной поддержке посещений храма.

Фукуока приходит к заключению о большом разрыве между общественным мнением и политикой лидера государства в вопросе о Ясукуни, несмотря на то что Коидзуми пользовался большой народной поддержкой. Он продержался у власти беспрецедентно длительный в японской политической системе срок - более пяти лет, и был одним из самых влиятельных лидеров в послевоенной Японии. Несмотря на то что толерантность в обществе к чувствам китайцев к 2005 г. уменьшилась, поддержка посещений Ясукуни премьер-министром тоже продолжала ослабевать. При этом и Коидзуми не шел на компромисс. Это несоответствие между политикой лидера и отношением к ней в обществе противоречит традиционной модели формирования элитами общественного мнения.

Почитание погибших военных могло бы стать основой национального единства, однако в Японии этого не происходит, так как согласия между обществом и элитами нет. После Коидзуми японские премьер-министры не посещали Ясукуни, но храм все равно остается одним из самых спорных мест поминовения в Азии.

С.Ю. Крикалова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2014.02.039. ФЭН ВЭЙЦЗЯН, СЮЙ ЦЗИ'Я. О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОКАХ СИЛЫ В ГОСПОДСТВЕ. FENG WEIQIANG, XU JIYA. Lun baquan de quanli genyuan. Shijie jingji yu zhengzhi, - Beijing, 2012. - N 12. P. 4-25. - На кит яз.

Исследование в области фундаментальных свойств и природы господства в международной политике и экономике, взаимосвязей между господством и силой, между жесткой силой и мягкой силой, а также существующих в настоящее время различных тео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.