Научная статья на тему '2014. 02. 016. Вагеманс Э. Царь в Республике: второе путешествие Петра великого в Нидерланды, (1716-1717) / пер. С нидерл. ; Ин-т Петра великого. - СПб. : европ. Дом, 2013. - 250 с'

2014. 02. 016. Вагеманс Э. Царь в Республике: второе путешествие Петра великого в Нидерланды, (1716-1717) / пер. С нидерл. ; Ин-т Петра великого. - СПб. : европ. Дом, 2013. - 250 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР I / РОССИЙСКО-ГОЛЛАНДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРА I В НИДЕРЛАНДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 016. Вагеманс Э. Царь в Республике: второе путешествие Петра великого в Нидерланды, (1716-1717) / пер. С нидерл. ; Ин-т Петра великого. - СПб. : европ. Дом, 2013. - 250 с»

тищеве (Я.Н. Рабиновича), Н.М. Карамзине (И.Е. Рудковской), И.П. Сахарове (М.М. Сафонова), «Истрии Пугачёвского бунта» А.С. Пушкина (Р.В. Овчинникова), Н.Д. Извекове (М.П. Павлович), П.Н. Першине (Г.П. Волгирева), А.С. Лаппо-Данилевском (И.В. Си-дорчука), взаимоотношениях С.Ф. Платонова и Б.А. Романова (В.М. Панеяха), С.И. Архангельском (А.А. Кузнецова); исследование Д.В. Карева «Великое княжество Литовское в историографии Республики Беларусь (1991 г. - начало XXI в.)» и эссе В.И. Дурновцева «Советская историография: post postfactum» - анализ современного историографического самосознания, оказывающийся значимым для понимания темы «А.А. Зимин глазами различных поколений».

Реферируемый сборник, продолжая традиции издания материалов предшествующих «Зиминских чтений», прежде всего, является еще одной временной констатацией характера и состояния историографических представлений о «трудах и днях» Александра Александровича Зимина и его научном наследии, и вместе с тем своего рода напоминанием о необходимости создания фундаментальной биографии выдающего русского историка, само имя которого есть символическое выражение смыслополагания исторического знания как такового1.

И.Л. Беленький

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2014.02.016. ВАГЕМАНС Э. ЦАРЬ В РЕСПУБЛИКЕ: ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В НИДЕРЛАНДЫ, (17161717) / Пер. с нидерл.; Ин-т Петра Великого. - СПб.: Европ. Дом, 2013. - 250 с.

Ключевые слова: Пётр I; российско-голландские отношения; второе путешествие Петра I в Нидерланды.

Монография бельгийского слависта, зав. кафедрой славистики Лювенского католического университета Э. Вагеманса, посвя-

1 Семантика и символизм имени / антропонима ученого-историка анализируется в вошедшей в сборник статье И. Л. Беленького.

щенная второму путешествию Петра I в Нидерланды, состоит из предисловия, обзора источников и историографии, пяти разделов, заключения и библиографического списка.

Второе путешествие Петра I в Нидерланды (1716-1717) считается практически неизученным эпизодом в истории российско-голландских отношений. К источниковой базе исследования Э. Вагеманс относит так называемый «Походный журнал», который вели секретари Петра I во время его путешествия в Голландию. В нем были упомянуты посещенные царем места, церемонии при его приеме и отъезде, иногда лица, посетившие Петра. Позднее на основе «Походного журнала» был составлен «Обстоятельный журнал...». Окончательный, официальный дневник поездки автор называет «путевым дневником». Кроме того, в книге использована частично опубликованная переписка Петра I с Б. Куракиным, А. Меншиковым, П. Шафировым и женой Екатериной, в том числе письма, находящиеся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), которые царский агент в Голландии Йоханнес ван ден Бюрг направлял Шафирову и самому Петру или получал от них. Автором были также изучены записки бургомистра г. Зандама Яна Корнелисзона Номена - свидетеля пребывания Петра I в Республике Соединенных Провинций, а также опубликованная дипломатическая переписка великого пенсионария Голландии Антони Хейнсиюса и неопубликованные аналогичные материалы из архивов Франции, Швеции, Великобритании и Нидерландов. Немало информации Э. Вагеманс почерпнул из голландских газет того времени. Он проанализировал также российскую историографию путешествий Петра I (с 1770-х годов), в которой второе его путешествие практически не затрагивалось, и несколько трудов нидерландских историков. В последних второе путешествие Петра «исчерпывающе не исследовалось» (с. 18).

В первом разделе рассматривается дипломатическая подоплека второго путешествия Петра I на Запад. Сам ход событий имел следующую последовательность: 7 февраля 1716 г. Петр I выехал из Петербурга, затем заглянул по семейным делам в Данциг, провел три недели на водах в Бад-Пирмонте, побывал в Мекленбурге и Ростоке. 17 июля он прибыл в Копенгаген. Петр I имел план разбить Карла XII на его собственной территории, напав на Швецию соединенными силами России, Дании и Англии. Однако в сентябре

этот план был отменен, но Петр остался в Дании, решив оттуда совершить второе путешествие в Голландию. 27 октября он начал свой путь с остановками в Любеке, Травемюнде, Шверине, Гамбурге и Бремене. В конце ноября в Хафельберге Петр встретился с королем прусским и заключил с ним союз. 11 декабря русский царь пересек голландскую границу, 17 - прибыл в Амстердам, где находился до середины марта 1717 г. В конце декабря 1716 г. Петр заболел, но продолжал вести интенсивный дипломатический диалог с вельможами и дипломатами прямо в спальне. Его возвращение в Петербург состоялось 20 октября 1717 г.

В общей сложности царь отсутствовал в России полтора года. Автор отмечает, что «это было второе большое его путешествие, оно же и последнее: больше он уже свою страну не покидал» (с. 23). Э. Вагеманс задается вопросом о целях этой поездки и утверждает, что «второе путешествие было затеяно для того, чтобы найти союзника, с помощью которого царь смог бы закончить Северную войну, разорившую его страну» (с. 26). Именно поэтому Петр не ограничился посещением протестантских государств, а решил познакомиться с Францией - могущественной католической державой. Русский царь надеялся убедить французов прекратить финансовую поддержку Швеции и заключить союз с Россией. Таким образом, поездка в Нидерланды была «связана просто с необходимостью попасть из Голландии во Францию» (там же). Переговоры в Париже проходили с 7 мая по 20 июня 1717 г. В августе того же года в Амстердаме между Россией, Францией и Пруссией был подписан договор о сотрудничестве. На практике результат оказался незначительным, так как война со Швецией была завершена лишь в 1721 г. Но автор считает важным то, что «благодаря второму путешествию Петра Россия в еще большей степени, чем прежде, сделалась частью европейской системы международных связей» (с. 27).

Второй раздел посвящен сети контактов Петра I в Голландии. Путешествие Петра I было целиком организовано его официальным представителем в Гааге князем Б.И. Куракиным, который был одним из первых «петровских студентов» в Венеции, изучавших мореходное дело. Впоследствии он выполнял дипломатические поручения в Западной Европе, сражался под Полтавой, а с 1711 г. был полномочным министром при английском дворе и при голландских

Генеральных штатах. Одним из помощников Куракина был голландец Йоханнес ван ден Бюрг. В 1704 г. он поступил на российскую службу, три года спустя был официально назначен царским агентом при Генеральных штатах и оставался им до самой смерти. Йоханнесу ван ден Бюргу помогал Осип Соловьёв, который занимался в Голландии не только интересами Российского государства, но вел и свои дела: покупал дома, корабли, спекулировал на Лондонской бирже. Однако в 1713 г. Петр I узнал о злоупотреблениях своего подданного и спустя четыре года при посещении Голландии сам его арестовал.

Ключевую роль в дипломатических и торговых сношениях России и Голландии играл проживавший в Москве голландский купец Кристоффель Брантс, выступавший посредником при заключении и выполнении многих контрактов. Петр I оказывал ему «крайнюю милость и конфиденцию» (цит. по: с. 52). Очень интересной фигурой был Юрий Кологривов, денщик Его Величества, пользовавшийся его полным доверием. В 1711 г. он оказался в числе первых петровских «пенсионеров», направленных на учебу в Амстердам. Позднее он сопровождал государя в его второй поездке на Запад. Кологривов владел несколькими иностранными языками, а во время путешествия приобретал книги, картины, инструменты. В январе 1717 г. он купил в Амстердаме рисунки Марии Сибиллы Мериан с изображением насекомых - ныне гордость Российской академии наук.

Петр I направлял на учебу за границу русских художников и архитекторов (И. Коробова, А. Матвеева, И. Мичурина и др.), контактировал с голландскими издателями и книготорговцами. Царь привлекал к себе на службу талантливых голландских мастеров, но не все принимали его предложение: например, маринист Адам Сило был обижен отказом Петра купить несколько его картин и слышать не хотел о поступлении к царю на службу. Петр I приобретал также книги различного характера - Священное Писание, трактаты по строительству крепостей, созданию садов, истории торговли, 36 томов «Истории Византии», книги о достопримечательностях и увеселениях Великобритании, Испании и Португалии и др.

В третьем разделе рассматривается первый период пребывания русского царя в Голландии (декабрь 1716 г. - апрель 1717 г.). Прием, оказанный Петру I в Голландии, автор описывает так.

10 декабря 1716 г. голландские власти постановили предоставить Его Царскому Величеству эскорт на всей территории страны, состоящий из 24 рейтаров под командованием унтер-офицера. После посещения Петром Амерсфорта оттуда были поданы голландцам счета за то, что при проезде царя через город и округу повсюду звонили в колокола Большой церкви (по 3,2 гульдена) и Малой церкви (тоже по 3,2 гульдена), а также счет за предоставление Петру лошадей - всего их было выделено 70. В Утрехте жаловались на неоплату лошадей и других расходов, связанных с перевозкой Петра I. Денег за услуги ждали церковные сторожа, секретари муниципалитетов. Точного плана поездок русского царя никто не знал. «Очевидно, - пишет автор, - Петр и сам не был уверен в своих планах или хотел, чтобы дело выглядело так» (с. 98). Тем не менее для организации встречи и сопровождения высокого гостя была образована специальная комиссия, состоявшая из депутата Генеральных штатов Арнольда Йост ванн Кеппела, бургомистра Гааги Дордрехта Хюго Репелара и бургомистра Амстердама Геррита Хендрикзона Хофта. Петр же стремился скорее попасть во Францию. Тем не менее 17 декабря он приехал в Амстердам. В сопровождении членов комиссии Петр осмотрел городскую ратушу, побывал в кунсткамере и «башне» (так записано в «Походном журнале»), под которой могла подразумеваться Схрейерсторен на набережной Гелдерскаде - одна из оборонительных башен, составлявших часть городской стены. Петр мог подняться и на соседнюю башню Монтелбансторен, но она «служила не для обороны, а скорее для украшения, так что в военном отношении башня Схрейер-сторен была для Петра гораздо интересней» (с. 103).

В Голландии царя задержала болезнь, сразившая его в Амстердаме после Рождества 1716 г. Причины болезни Петра трактовались по-разному. Так, Ян Корнелисзон Номен писал по этому поводу следующее: «Затем он несколько дней был болен. Одни говорят, что он побывал, где не следует, другие же, что он лишнее выпил.» (цит. по: с. 109). Британский посол в Голландии доложил в Лондон следующее: «Царю нездоровилось последние три или четыре дня. Полагают, что недугу этому способствовали известия о разрушении недавним штормом мола в Ревеле и то, что его идея занять в Амстердаме денег едва ли осуществится» (цит. по: там же). А амстердамский издатель Луи Ренар писал голландскому ре-

зиденту в Петербурге Якобу де Би о болезни Петра следующее: «Этот государь потрудился головой за десять и за двадцать лет больше, чем двадцать величайших монархов, которых только знает история, за сто лет. Его Азов, его Петербург, его каналы, его флот, его мануфактуры, его гражданские и военные установления, его переписка со всем светом и еще тысячи дел, которые вы знаете лучше, чем я, и которые изнуряют дух и тело, - вот источники его болезни» (цит. по: с. 110).

В четвертом разделе говорится о поездке Петра I во Францию (апрель - июль 1717 г.). 10 апреля Петр I отплыл из Мидделбюрга в Антверпен. Дорога во Францию шла через территорию нынешней Бельгии - тогдашние Южные Нидерланды. 7 мая Петр прибыл в Париж и предпочел вместо Лувра остановиться в частной резиденции - в городской усадьбе герцогов де Ледигьер, около Арсенала. Русский царь проявлял научную и практическую любознательность. Его внимание привлекали редкости кунсткамер, ботанический сад, анатомический театр, обсерватория, географические карты, глобусы, Дворец правосудия и Академия наук. Кроме того, он посещал Лувр, королевскую библиотеку дворца Тюильри, королевскую типографию, Сорбонну, Академию надписей, Монетный двор, а также бесчисленные мануфактуры, где изготовляли стекло, чулки, гобелены. Посетил он и некоторые королевские резиденции за пределами столицы: Медон, Сен-Клу, Фонтенбло, Версаль и Марли. Однако впечатления русского царя от поездки во Францию были не только положительными. Петра отталкивала чрезмерная приверженность церемониям, преувеличенная учтивость и расточительность французской аристократии. Он полагал, что роскошь погубит Францию. В архитектуре же ему не понравился строгий классицизм: царь предпочитал барокко.

Возвращаясь из Франции в Республику Соединенных Провинций, Петр вновь оказался в Австрийских Нидерландах, где прошел курс лечения на водах в Спа. Здесь же он занимался делами: изучал возможность заключения унии между русской православной церковью и римско-католической, предпринимал попытки установить торговые связи России с Австрийскими Нидерландами и вернуть сбежавшего царевича Алексея, скрывавшегося в Австрии. Несмотря на необходимость решить указанные вопросы, «месяц на водах в Спа укрепил здоровье Его Величества...» (с. 155).

Пятый раздел посвящен второму периоду пребывания русского царя в Голландии (июль - сентябрь 1717 г.). 27 июля Петр I переехал из Ахена в Маастрихт. Его принял губернатор города Даниэль Вольф де Допфф, который показал гостю цитадель и форт св. Петра с подземными ходами, после чего устроил в его честь банкет в ратуше. На следующий день состоялся праздник для народа, а губернатор дал обед в своем замке. 28 июля Петр попрощался с властями и отбыл на яхте по реке в провинцию Голландия. Визит Петра I обошелся Маастрихту в 3117 гульденов и 6 стюйверов. Считалось, что именно во время пребывания русского царя в Маастрихте губернатор, вынужденный, согласно этикету, ходить повсюду с непокрытой головой, простудился и вскоре скончался. После Маастрихта Петр проследовал через города Маасейк, Рурмонд, Венло, Гауда и Граве, после чего побывал на рейде Ост-Индской компании у острова Тексел и в городе Хорн. В августе Петр посетил Амстердам, где навестил умирающего бургомистра Николаса Витсена, знатока России, пользовавшегося доверием русского царя. Кроме того, он общался с голландскими художниками и четыре раза побывал в Ботаническом саду. 2 сентября Петр I покинул Амстердам и посетил городки Берген-Оп-Зом, Дордрехт и Неймеген. 11 сентября Петр пересек голландскую границу и покинул Республику. Автор приводит похвалы голландцев в адрес Петра I и заключает, что «образ Петра в Республике был, несомненно, положительным» (с. 218).

В заключение Э. Вагеманс пишет, что, путешествуя по Республике Соединенных Провинций, Петр I «интересовался буквально всем, чем она могла похвастаться в области техники и искусства, обращал внимание на любые изобретения и новшества в строительстве крепостей, гражданской архитектуре и обустройстве садов и везде привлекал к себе на службу специалистов, которые помогли бы придать больше блеска и престижа его новой столице» (с. 226). Вместе с тем поездка проходила в неудачной международной обстановке, когда совместная с Англией и Данией высадка в Швеции не состоялась, а Республика Соединенных Провинций не пожелала встать на сторону России в Северной войне. Что касается отношений между Россией и Голландией, то они были лишены взаимопонимания. Власти Республики отказали Петру в крупном займе, возмущались грубым отношением к голландским купцам и

шкиперам в российских портах. Многие были недовольны тем, что большое количество голландских мастеров Петр взял на службу в Россию. Тем не менее «образ "царя-плотника" и просвещенного реформатора, который модернизировал свою державу и вывел ее на европейский уровень, сохранялся в Нидерландах и дальше, вызывая восторженные похвалы» (с. 227).

О.В. Бабенко

2014.02.017. МУЛЬТАТУЛИ П.В. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II, (1894-1917). - М.: ФИВ, 2013. - 840 с.

Ключевые слова: Россия; конец XIX — начало XX в.; внешняя политика; Николай II.

Монография сотрудника Российского института стратегических исследований, канд. ист. наук П.В. Мультатули посвящена практически неисследованной теме личного участия российского императора Николая II в разработке и осуществлении внешнеполитического курса России в конце XIX - начале XX в. Книга написана на основе неопубликованных материалов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива Военно-морского флота (РГАВМФ), Архива министерства иностранных дел Франции, Архива французской сухопутной армии (Венсен, Франция), Национального архива Франции, а также опубликованных официальных документов, воспоминаний, дневников, писем.

Книга состоит из предисловия, написанного директором Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенантом, канд. ист. наук Л. П. Решетниковым, предисловия автора, четырех частей, послесловия и списка литературы. Л.П. Решетников в своем предисловии отмечает, что ведущим мотивом трудов П.В. Мультатули является преодоление мифов и лжи, и настоящей монографией автор «вносит весомый вклад в очищение образа Государя, всего периода его правления от наслоений последних ста лет крайне противоречивого и трагичного развития нашего государства» (с. 8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.