Научная статья на тему '2014. 02. 008. Клуге А. , буркольтер Д. Углубляя исследование в области обучения навыкам когнитивной готовности: проблемы исследования и идеи эксперимента. Kluge A. , burkolter D. enhancing research on training for cognitive readiness: research issues and experimental designs // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, n 1. - p. 96-118. - doi:10. 1177/1555343412446483. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/7/1/96'

2014. 02. 008. Клуге А. , буркольтер Д. Углубляя исследование в области обучения навыкам когнитивной готовности: проблемы исследования и идеи эксперимента. Kluge A. , burkolter D. enhancing research on training for cognitive readiness: research issues and experimental designs // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, n 1. - p. 96-118. - doi:10. 1177/1555343412446483. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/7/1/96 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ТРЕНИНГ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТРЕНИНГА КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ / ИЗМЕРЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ / СВЯЗАННЫЕ С ЧЕЛОВЕКОМ ПЕРЕМЕННЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ализаде А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 008. Клуге А. , буркольтер Д. Углубляя исследование в области обучения навыкам когнитивной готовности: проблемы исследования и идеи эксперимента. Kluge A. , burkolter D. enhancing research on training for cognitive readiness: research issues and experimental designs // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, n 1. - p. 96-118. - doi:10. 1177/1555343412446483. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/7/1/96»

когнитивном влиянии РП на ОС скорее, чем представление об РП как артефакте оценок, основанных на памяти, хотя следует заметить, что эта корреляция относительно низкая. Вместе с тем важным вопросом для будущего исследования остается вопрос об изменении взаимосвязи РП и ОС как функции экспертизы.

«Уникальный методологический вклад предлагаемого исследования, - пишут авторы в заключение, - состоит в соединении подхода, вовлекающего факторный анализ в отношении конструкта РП, с анализом уровней ОС. Объединение множества задач РП в один конструкт гарантировало, что конструкт хорошо представлен, и это является достижением в сравнении с прежними исследовательскими усилиями. В исследовании индивидуальных различий людей в отношении их когнитивных процессов эта проблема обнаружения единства, связности определенно критическая, и она особенно важна, когда нужно утвердить в теории когнитивные компоненты ОС. Достижение большей обоснованности конструктов, используемых для создания каталога индивидуальных различий, - шаг в правильном направлении для прикладной психологии, особенно когда сре-довая сложность и вариантность затемняют взаимосвязи» (с. 152).

А.А. Али-заде

2014.02.008. КЛУГЕ А., БУРКОЛЬТЕР Д. УГЛУБЛЯЯ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИДЕИ ЭКСПЕРИМЕНТА.

KLUGE A., BURKOLTER D. Enhancing research on training for cognitive readiness: Research issues and experimental designs // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, N 1. -P. 96-118. - DOI: 10.1177/1555343412446483. - Mode of access: http://edm.sagepub. com/ content/7/1/96

Ключевые слова: когнитивная готовность; тренинг когнитивной готовности; исследования в области тренинга когнитивной готовности; обучение; компоненты когнитивной готовности; измерение когнитивной готовности; связанные с человеком переменные.

Авторы из Германии «ставят цель исследовать возможности повышения эффективности обучения навыкам когнитивной готов-

ности (cognitive readiness), полагая, что такое исследование будет способствовать росту компетентности поведения человека в сложных и стрессовых условиях» (с. 96).

Когнитивную готовность (КГ), пишут авторы, можно было бы определить как «психологическое и социологическое знание, а также умения и позиции отдельных людей и членов команд, необходимые для формирования и поддержания компетентного профессионального поведения и ментального благополучия (mental well-being) в динамичных, сложных и непредсказуемых условиях, например условиях военных операций» (с. 96). Разумеется, КГ -потребность, актуальная не только в военных, но в любых условиях, где выполнение задач обязывает человека к высокой мобилизации умений и знания. До сих пор исследования КГ в большинстве своем фокусировались на измерениях КГ для оценки этого феномена. При всей важности таких исследований они требуют своего дополнения исследованиями методов тренинга КГ, способных повысить когнитивную готовность. Подобные исследования должны вобрать в себя достижения изучения тренинга в таких областях, как эргономика, когнитивная психология, психология обучения.

Исследования в области тренинга КГ предпочтительны по следующим основаниям. Во-первых, большинство компонентов КГ, таких как теоретическое мышление, обеспечивающее когнитивный процесс, решение проблем, принятие решений, представляют умения, которым можно обучить и которые могут быть эффективно развиты. Во-торых, исследования в этой области способны дать показатели объема обучения, требуемого для достижения отдельными людьми или группами необходимого уровня КГ. Наконец, компетентно проведенное исследование в области тренинга КГ способно дать ответ на вопрос, как может быть выстроена сложная структура КГ. Можно ли построить обучение так, чтобы развить все компоненты КГ? В какой степени переменные способностей человека предсказывают успех обучения?

Главный вопрос - как должен быть выстроен эксперимент, чтобы можно было вывести обоснованные заключения в отношении ценности обучения для КГ. Исследование в области тренинга КГ призвано выявить плодотворные направления изучения проблемы, как проводить исследование тренинга КГ с акцентом на перенос компонентов КГ в динамичные, стрессовые, непредсказуе-

мые условия, поскольку такой перенос собственно и устанавливает средства достижения КГ. Подобный перенос - корневой элемент, связывающий требования компетентной реализации КГ в сложной и непредсказуемой среде с требованиями тренинга и практики КГ. Этот тренинг нацелен на ментальную подготовку человека (сообщая ему определенные знания, умения и позиции) к выполнению сложных динамичных задач.

Исследование в области тренинга КГ начинается «с конца» -определения конкретных целей тренинга. Определяются: сфера применения обученной когнитивной готовности; род решаемых задач; условия применения КГ. Выяснение целей тренинга - основа определения, каким знаниям, умениям и позициям нужно обучить, чтобы получить когнитивную готовность, необходимую для решения данных задач, в данной сфере и данных условиях. «В целом, исследование в области тренинга КГ требует:

а) определения и переведения в операционный контекст целей тренинга в терминах знаний и умений, которые должны быть заложены в обученную когнитивную готовность;

б) использования теоретических рамок, например модели когнитивной готовности команды (team cognitive readiness model), для выяснения принципов компетентного поведения в динамичных, сложных и непредсказуемых условиях;

в) использования определения целей тренинга для (1) получения критерия измерения эффективности заложенных в КГ знаний и умений, (2) выяснения условий применения этих знаний и умений, (3) отбора когнитивных требований, исходящих от способностей человека, которые могут предсказать успех тренинга» (с. 99-100).

Кроме того, должны быть рассмотрены и измерены связанные с человеком переменные (person-related variables), которые предположительно могут прямо или косвенно влиять на исследование. Несомненно, такое рассмотрение усилит исследование в области тренинга КГ - обеспечит лучшее понимание взаимодействия черт и состояний в отношении их возможностей предсказывать поведение КГ в сложных и непредсказуемых условиях. Хотя это соображение представляется очевидным, до сих пор большинство исследований в области тренинга КГ часто даже не берет в расчет такую, казалось бы, простую вещь, как индивидуальные различия людей. Например, в принципе индивидуализированное умение

толкования, понимания (reading skill) может взаимодействовать с замыслом, идеей тренинга и контекстуальными факторами, и это -большая исследовательская проблема.

Связанные с человеком переменные группируются в пяти общих категориях. Этими категориями выступают: способности, личные свойства, демографические переменные (например, возраст, пол), стиль обучения (предпочтительный для индивида путь обучения) и когнитивный стиль. Уместные в отношении КГ способности включают:

- базовые способности, такие как общие ментальные способности и способность рабочей памяти, относящиеся к метакогни-тивной сфере, сферам решения проблем и принятия решений;

- более специфические способности: ощущение времени (time sensitivity), выполнение комплексной работы (multitasking), раздельное (divided) внимание, управление пространством (spatial manipulation), быстрое принятие решений, ручной контроль (manual control).

Считается, что базовые ментальные способности более важны на старте тренинга КГ, а специфические способности - на последующих этапах тренинга.

Теоретическое и практическое значение исследований в области тренинга КГ для лучшего понимания КГ и роста эффективности реализации КГ в сложных и динамичных условиях состоит в следующем. Во-первых, необходимо придерживаться того базового положения, что КГ не есть некая отдельная черта или характеристика человека, которую можно было бы «тренировать» отдельно от других человеческих черт или характеристик. КГ - составной феномен, включающий множество компонентов, большинство из которых поддается формированию и тренажу, но в какой степени -до сих пор не ясно. Поэтому первая исследовательская забота состоит в понимании уровня КГ, которого реально можно достичь соответствующим тренингом определенных компонентов КГ определенными методами. Во-вторых, исследование в области тренинга КГ в экспериментах, где в их ходе КГ подвергается предварительному тестированию и последующим тестам, способно повысить понимание взаимодействия переменных, связанных с человеком, и переменных, связанных с тренингом, что наилучшим образом может предсказать предпосылки компетентного поведения в сложных

и стрессовых условиях. Пока очень мало известно о таком взаимодействии. Тем более оно должно исследоваться для углубления понимания того, как связанные с человеком переменные - личные свойства, когнитивные аспекты - влияют на КГ сами по себе и во взаимодействии с идеями тренинга. В-третьих, использование экспериментальной идеи многих тестов (предварительного теста и последующих тестирований) КГ в ходе исследования тренинга КГ позволяет достигнуть устойчивости измерений КГ, что открывает путь более полному пониманию устойчивости и пластичности способностей, ответственных за КГ. В-четвертых, измерения КГ могут различаться в их отношении к двум видам переноса обученного КГ в динамичные, стрессовые, непредсказуемые условия - временного (temporal) и адаптивного переноса. Временной перенос - когда тренинг КГ осуществляется для фиксированных ситуаций решения задач, а адаптивный перенос - когда тренинг КГ происходит с прицелом на когнитивную готовность человека действовать в неожиданных сложных ситуациях. При этом в случае адаптивного переноса остается неясным фактический вклад каждого компонента обученной когнитивной готовности в целом в адаптивную готовность.

В заключение авторы надеются, что их исследование в области тренинга КГ «поможет лабораторному и полевому изучению важного феномена когнитивной готовности, что теоретики и практики из разных областей, связанных с КГ, будут стимулированы внести вклад в эту проблемную и чрезвычайно интересную сферу психологического исследования» (с. 115).

А.А. Али-заде

2014.02.009. ПРЕДСКАЗЫВАЯ ПОВЕДЕНИЕ КОМАНДЫ В ДИНАМИЧНОЙ СРЕДЕ: ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ КОМАНДЫ / УОКЕР А., МУТ Э., СУИТЗЕР Ф., РОСОПА П.

Predicting team performance in a dynamic environment: A team psychophysiological approach to measuring cognitive readiness / Walker A., Muth E., Switzer F., Rosopa P. // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, N 1. - P. 69-82. - D0I:10. 1177/1555343412444733. - Mode of access: http://edm. sagepub. com/ content/7/1/69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.