а не в силу их желания выделиться и сравняться с мужчинами. Они стоят на позициях гендерного нейтралитета, и их скорее можно назвать инертными, чем активными и целеустремленными. На Западе, напротив, женщины сознательно стремятся к лидерству, проявляя агрессию при достижении цели. Во Вьетнаме не зафиксировано случая, чтобы кто-то из женщин продвинулся в карьерном росте благодаря наставнику. Все они стали лидерами благодаря случаю (оказались в нужном месте в нужное время).
Для изменения ситуации, по мнению автора, необходимы организационная перестройка в вузах страны и изменение мышления самих женщин. «Во вьетнамской системе высшего образования в настоящее время происходит радикальная трансформация в попытке модернизировать систему высшего образования для нации. Женщины - лидеры и управленцы - должны сыграть ключевую роль в этом процессе» (с. 136).
С.М. Климова
2014.01.033. ИДИНГ М., КРОСБИ М.Е. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ДОСТУПНОСТИ: ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ НА ГАВАЙЯХ И ТИХООКЕАНСКИХ ОСТРОВАХ. IDING M., CROSBY M.E. Going beyond access: On-line éducation in Hawaii and the Pacific Islands // Education and information technologies. - 2013. - Vol. 18, N 2. - P. 245-252. - D0I:10.1007/s10639-012-9226-8.
Ключевые слова: компьютерные технологии в образовании; онлайн-обучение; студийно ориентированные методики; Гавайи.
Статья написана двумя сотрудниками Гавайского университета (UH) и посвящена весьма актуальной проблеме онлайн-обучения. С 1959 г. Гавайи являются 50-м штатом США. Это архипелаг, состоящий из семи крупных и множества мелких островов, который стал ойкуменой для множества мирно уживающихся народов и культур. Центром образования здесь выступает Гавайский университет, который в течение многих лет является единственным крупным и наиболее доступным вузом для жителей многочисленных прилегающих островов. Он состоит из трех кампусов, семи колледжей, четырех образовательных центров, центра по обучению кадров и т.п. В течение многих лет университет использует систему
дистанционного образования. Данная система обучения начала развиваться в 1970-е годы, когда на Гавайях был объявлен мораторий на покупку компьютеров. Профессор Н. Абрамсон (N. Abramson) получил финансирование от Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA), для того чтобы связать Гавайи в единую компьютерную сеть (ARPANET). Он закупил и доставил первые компьютеры на остров. Эта система была названа BCC-500, она могла соединить одновременно 500 пользователей и около 2 тыс. терминалов. Благодаря созданию широкой компьютерной сети и использованию интернет-технологий факультет информационных и компьютерных наук смог открыть компьютерные курсы и начать онлайн-обучение в кампусах университета, расположенных на островах архипелага.
«Учитывая мультиэтнический и мультикультурный контекст Тихоокеанских островов и географические ограничения маленьких островов, отделенных на многие мили океаном, одна из наших целей - способствовать развитию коммуникаций и обучения онлайн, которые простираются и на другие части океана. Количество наших студентов из штатов и территорий, принадлежащих США, таких как Федеративные Штаты Микронезии... и территории США Американского Самоа. и иммигрантов из этих территорий, приехавших с целью трудоустройства или получения образования, увеличилось с начала экономического кризиса» (с. 248).
Следует отметить, что разные города на островах имеют неравные возможности: одни богаче, другие беднее, а есть районы, где до сих пор нет электричества. Поэтому говорить об их компьютеризации довольно сложно. Но несмотря на это, популярность Интернета и компьютерного образования среди молодежи неуклонно растет. Интернет связывает людей с далеких островов друг с другом и служит эффективным средством для получения высшего образования. Не ослабевает интерес ко всем новинкам Интернета, особенно к социальным сетям (например, Фейсбуку).
Получение высшего образования зачастую означает возможность покинуть родной остров и уехать в другие штаты США. Например, Чуук (Трук), один из штатов Микронезии, имеет только один колледж и ни одного университета, поэтому многие молодые люди задумываются о том, где продолжить образование. Для того чтобы помочь им, был создан проект ролевого моделирования Ти-
хоокеанских островов (Pacific Islander Role Modeling Project). Немаловажное значение для развития образования имеет поддержка не только коренных, но и некоренных народов. Главная идея - развитие диалога и толерантности при взаимодействии различных групп населения штатов. Эта идея доминирует повсеместно в школьных и университетских системах, построенных по американской образовательной модели.
Преподаватели колледжей и вузов часто сталкиваются с проблемой неадекватного использования студентами сомнительных данных интернет-ресурсов или с откровенно мошенническими сайтами, вытягивающими деньги у пользователей. Исследования показали, что большинство преподавателей учат студентов критически относиться к качеству скачиваемой информации, получаемой через Интернет. Они стараются формировать у студентов критическое мышление, чтобы обдуманно воспринимать и оценивать качество полученной информации. Были проведены специальные социологические исследования по изучению мнения студентов о качестве получаемой образовательной информации через вебсайты. Было обнаружено, что, хотя при отборе материала студенты пользуются некоторыми критериями (фокус информации, компаративизм нескольких материалов, схожих по тематике или уровню), в целом они не всегда понимают опасность при скачивании учебного материала, корыстные мотивы создателей вебсайтов, особенно «некоммерческих». Авторы настаивают на необходимости вводить в учебные программы обязательный курс по информационной безопасности, обучающий распознавать качество информации.
Хороший пример качественного вебресурса - виртуальные музеи, которые открывают реальные перспективы для образования ряда категорий студентов: инвалидов, из малообеспеченных семей, не имеющих возможности посещать реальные музеи. Обучение через виртуальные музеи чаще всего является лишь дополнением к посещению реальных музеев, хотя их материалы и экспонаты также имеют самостоятельную ценность. Виртуальные музеи становятся не только центрами формирования научного сообщества, но и площадками для совместного творчества студентов и представителей музейного дела.
Опрос, проведенный среди преподавателей и студентов университетов по выявлению лучшего типа музея и определению его
обучающей роли, показал, что дизайн сайта, макет музея, его оформление не влияют на студентов. В основном их волнует содержательная сторона предлагаемого материала, обучающий компонент. Ценность вебсайта напрямую зависит от того, можно ли с его помощью написать реферат, ответить на вопросы, т.е. приобрести обучающие навыки. Виртуальные музеи могут выступать дополнительным ресурсом для научного (образовательного) исследования. Большинство преподавателей и студентов считают, что они могут быть обучающими, особенно если вуз или колледж заключили договор о сотрудничестве с их реальными спонсорами. Таким образом, различные виртуальные формы и онлайн-обучение - это основа гавайской университетской системы.
Одной из новаций в развитии системы образования стало также обращение к так называемой «студийно ориентированной педагогике» (studio-based pedagogy). На ее основе была создана обучающая «студийно ориентированная модель» (SBL) (студия, созданная для совместного обучения), «которая активно вовлекает студентов в сотрудничество, проектное обучение и создает региональное и национальное сообщество компьютерных наставников, заинтересованных в широком использовании их подхода и его оценки» (с. 249). Заимствованные из архитектурного образования и адаптированные к другим дисциплинам, эти студии ориентированы на создание в ходе учебного процесса принципиально важных для каждого студента компьютерных концептов для последующего совместного обсуждения авторских проектов (дизайнерская критика). Данные студийные модели были внедрены и оценены в разных школах и вузах, апробированы на нескольких университетских курсах. Соединение обучающейся группы происходит посредством метакогнитивных стратегий управления информацией, которые способствуют осуществлению мониторинга по выявлению и исправлению ошибок при изучении онлайн-информации в ходе анализа ответов учащихся. Для решения этой проблемы используются также метакогнитивные подсказки, которые позволили увеличить частоту комментариев. Этот уровень обучения происходит уже в обратном режиме офлайн (букв. отключенный от сети).
Данная система обучения развивает у учащихся большой интерес к исследуемой проблеме, усиливает чувство коллективизма и учит использовать навыки критического мышления. Она переводит
обучение с репрезентативного уровня на уровень программирования. Например, в Гавайском университете в Маноа SBL были адаптированы в разных компьютерных образовательных курсах. В частности, они были внедрены в следующие программы: CS0 (программирование через анимацию), CS1 (введение в компьютерную науку I) и CS2 (введение в компьютерную науку II). Студентов обучали параллельному использованию как традиционных технологий, так и SBL-методик. Показатели были значительно выше там, где преподаватели опирались на методику SBL. SBL стала успешно применяться не только в классах, специализирующихся на компьютерных науках, но и в других курсах, например в филологии или лингвистике. Следующим шагом было использование SBL для он-лайн-обучения (On-line Studio-based Learning - OSBL). Основная задача здесь - понять, как студенты взаимодействуют и помогают друг другу с помощью онлайн-обучения.
В заключение авторы отмечают позитивное значение применения различных методик онлайн-обучения, начиная с самого раннего возраста и до возраста, когда человек научается сам создавать компьютерные программы и вебсайты. Интернет-технологии должны помочь человеку ориентироваться в реальном мире. Авторы дают следующие рекомендации: студент на всех уровнях обучения должен обладать компьютерной грамотностью и быть способным оценивать достоверность сайтов; учащийся должен стать успешным членом онлайн-сообщества, научиться оценивать уровень развития других членов сообщества, уметь решать проблемы на метакогнитивном уровне и т.д. «Учителя и инструкторы должны творчески использовать интерес учащихся к работе онлайн и в социальных сетях посредством создания возможностей для выражения социальности студентов, сотрудничества и обмена опытом по работе в среде онлайн-обучения» (с. 251). Таким образом, онлайн-среда должна превратиться в новый тип коллективистского сообщества, объединяющий коренное и некоренное население, молодых и опытных, преподавателей и учащихся; необходимо сделать виртуальную среду практически идентичной невиртуальной.
С.М. Климова