Научная статья на тему '2014. 01. 031. Силандер К. , Хоке У. , Линдберг Л. Разные миры университетской науки: горизонтальный анализ гендерного равноправия в высшем образовании Швеции. Silander Ch. , Haake U. , Lindberg L. The different worlds of Academia: a horizontal analysis of gender equality in Swedish higher education // higher education. - Dordrecht etc. , 2013. - Vol. 66, n 2. - p. 173-188. - doi:10. 1007/s10734-012-9597-1'

2014. 01. 031. Силандер К. , Хоке У. , Линдберг Л. Разные миры университетской науки: горизонтальный анализ гендерного равноправия в высшем образовании Швеции. Silander Ch. , Haake U. , Lindberg L. The different worlds of Academia: a horizontal analysis of gender equality in Swedish higher education // higher education. - Dordrecht etc. , 2013. - Vol. 66, n 2. - p. 173-188. - doi:10. 1007/s10734-012-9597-1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ДИСЦИПЛИНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 031. Силандер К. , Хоке У. , Линдберг Л. Разные миры университетской науки: горизонтальный анализ гендерного равноправия в высшем образовании Швеции. Silander Ch. , Haake U. , Lindberg L. The different worlds of Academia: a horizontal analysis of gender equality in Swedish higher education // higher education. - Dordrecht etc. , 2013. - Vol. 66, n 2. - p. 173-188. - doi:10. 1007/s10734-012-9597-1»

зависит многое, поскольку преподаватели зачастую не имеют ответов на все вопросы. Как заметил один аспирант, когда дело касается междисциплинарности, скорее всего, преподаватели заново все проходят вместе с аспирантами и заново обретают знания. Аспиранты считают себя главными в этих программах. Как ни странно, опрос профессоров показал относительную правоту такого вывода. Многие профессора проявляют реальную неуверенность в междис-циплинарности, неспособность и неумение синтезировать разные научные области. Аспиранты оказались более открытыми, чем их преподаватели, для новых знаний, способными к приобретению этих знаний, готовыми тратить время на получение инвестиций и участвовать в междисциплинарных исследованиях.

С.М. Климова

2014.01.031. СИЛАНДЕР К., ХОКЕ У., ЛИНДБЕРГ Л. РАЗНЫЕ МИРЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ: ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ШВЕЦИИ.

SILANDER Ch., HAAKE U., LINDBERG L. The different worlds of academia: A horizontal analysis of gender equality in Swedish higher education // Higher education. - Dordrecht etc., 2013. - Vol. 66, N 2. -P. 173-188. - D0I:10.1007/s10734-012-9597-1.

Ключевые слова: высшее образование; гендерное равенство; горизонтальный анализ; дисциплины.

Статья научных сотрудников Университета Умео и Университета Линнея (Швеция) посвящена гендерным аспектам развития научного сообщества и преподаваемых в вузах Швеции научных дисциплин. Авторы констатируют извечную «вторичность» женщин на всех уровнях и ступенях образования по сравнению с мужчинами. Вопреки статистике во всех сегментах высшего образования женщины занимают более низкий социально-профессиональный статус, при этом с каждым годом растет количество женщин, поступающих в вузы и получающих высшее образование.

Шведская система высшего образования в целом является унитарной. «Система шведского государственного университетского образования состоит из 40 институтов, включая 15 университетов, 10 университетских колледжей с правом присуждения доктор-

ской степени и 12 университетских колледжей без этого права и нескольких маленьких институтов... Кроме того, есть 12 частных институтов, все они относительно небольшие. Среди них большое количество профессиональных школ естественнонаучного профиля (инженерные науки, медицина и сельское хозяйство) и несколько небольших профессиональных школ гуманитарного профиля (например, искусство, музыка, драма). Независимо от размера, специализации и т.д. все государственные вузы действуют на основе Закона о высшем образовании, принятом в 1994 г.» (с. 174). Именно он является основой проводимой гендерной политики. Однако помимо декларируемых здесь принципов равноправия полов, существуют мощные латентные тенденции.

Традиционно в системе высшего образования во всех структурных подразделениях по топ-позициям наблюдается преобладание мужчин (особенно это касается численности профессоров вузов). Ситуация рассматривается применительно к четырем категориям преподавателей: профессор (professer), старший преподаватель (senior lecturer), младший преподаватель (junior lecturer) и научный ассистент (research assistant). Опираясь на ряд социологических данных, авторы демонстрируют, что гендерная структура высшего образования имеет форму пирамиды. Женщины доминируют «внизу» - среди студентов (65%) и аспирантов (46%), но чем выше уровень, тем их доля меньше: старших преподавателей почти в 2 раза (42%), профессоров практически в 5 раз (20%). При этом доля мужчин и женщин в системе образования, можно считать, равна (с. 174).

Приведенные результаты иллюстрируют традиционный подход к теме, когда проблемы гендерного равноправия рассматриваются в вертикальной плоскости. Шведские исследователи предприняли попытку дополнить вертикальный срез горизонтальным исследованием, связанным с преподаванием научных дисциплин мужчинами и женщинами. Это важно в нескольких отношениях. На ментальном уровне значимость дисциплин воспринимается преподавателями по-разному. Иначе говоря, в данном конкретном научном сообществе существует иерархия изучаемых дисциплин, существенно отличающаяся от принятой (в том числе официально) системы наук. Вместе с тем, по наблюдениям авторов, практически все вузовские управленцы равнодушны к проблемам преподавания

научных дисциплин и академического статуса ученых в контексте гендерного равноправия.

Для оценки сложившейся ситуации все научные дисциплины были разделены на три кластера: «мужские» (male-predominated), «женские» (female-predominated) и «смешанные» (gender-mixed). Как правило, женщина чувствует себя неуютно в «мужских» дисциплинах и бессознательно ищет те сферы приложения сил, где она будет «как дома»: главным образом это гуманитарные науки. В аспирантуре на «мужских» специальностях профессора-мужчины также предпочитают выбирать себе аспирантов-мужчин, что является еще одним индикатором дискриминации. Женщин принимают туда зачастую лишь по квотам или из соображений политкоррект-ности. Как и в начале XX в., сегодня женщина все еще вынуждена доказывать свое право на существование в маскулинном по своему характеру научном сообществе: еще живучи столетние стереотипы времен Марии Кюри.

Авторы исследовали корреляцию между полом и полем (научным окружением) - более важную, с их точки зрения, чем вертикальная корреляция между полом и научной иерархией. Невольно этот подход оппонирует идее унитарности высшего образования в Швеции и требует принципиально нового взгляда на саму систему и идеологию преподавания дисциплин. Традиционно социологи образования опираются на две теории: человеческого капитала и социализации. Первая теория исходит из того, что женщина обычно занимает более низкое место в научной иерархии в силу «двойной занятости» (семья и работа), поэтому она невольно жертвует карьерой ради семьи. Вторая теория описывает различные гендер-ные роли, получаемые в ходе социализации мальчиками и девочками, которые твердо закрепляют гендерное положение людей в будущем. Считается, что девочкам более свойственны роли, связанные с обучением и воспитанием, поэтому они более активны на первых стадиях обучения и более пассивны тогда, когда речь идет о творческих, новаторских профессиях и получении высокого статуса. Женщинам хуже даются медицина, стоматология и юриспруденция. Значительные трудности они испытывают в получении научных степеней по естественным наукам: женщин - докторов наук в этих областях значительно меньше, чем в гуманитарных дисцип-

линах. В таблице показаны доли женщин-профессоров и лекторов (доцентов) в разных научных дисциплинах.

Таблица (с. 176)

Доля женщин в различных дисциплинах в системе высшего образования Швеции, % (2011)

Научная дисциплина Среди профессоров Среди лекторов В среднем

Стоматология 24 64 58

Ветеринария 30 74 71

Гуманитарные науки и теология 33 50 49

Социальные науки 25 47 47

Медицина 24 51 49

Сельское и лесное хозяйство 23 37 39

Право 30 46 44

Фармация и фармакология 15 65 44

Естественные науки 18 27 32

Математика 11 24 25

Инженерные науки и технологии 11 24 22

Всего 23 44 43

В связи с этим авторы статьи вводят концепт «гендерный баланс», под которым понимается индекс релевантности пропозиции женщин и мужчин в популяции. О равном балансе можно говорить тогда, когда различия между полами находятся в пределах 40%; если доля больше / меньше - это уже стадии гендерного неравенства. «Индикаторы горизонтального гендерного баланса отражают корреляцию между полом и научным полем, в котором работает индивид, вертикальный гендерный баланс репрезентирует корреляцию между полом и иерархической позицией» (с. 176).

Кроме того, исследовались два периода в карьере женщин: обучение в аспирантуре и период времени сразу после получения докторской степени (в диапазоне пять-десять лет после защиты). Выбор был обусловлен проверкой гипотезы, согласно которой женщин, покидающих науку сразу после получения степени, гораздо больше, чем мужчин. «В Швеции 56% из тех, кто получил докторскую степень, покидают науку сразу после этого» (с. 177). Однако результаты анализа не подтвердили данную гипотезу.

Социологические исследования охватили шесть областей: две преимущественно «женские» (одна из сферы социальных наук,

другая - из естественных наук или медицины); две преимущественно «мужские» (из естественных наук и медицины); две «смешанные» (из гуманитарных наук). Специализированные вопросы по проблеме гендерного равноправия были направлены руководителям двух больших университетов Швеции. Кроме того, по электронной почте были разосланы формализованные анкеты всем штатным сотрудникам (профессорам, доцентам, ассистентам) этих вузов. Получены 283 заполненные анкеты. Были также использованы данные статистики (NACE), база данных лонгитюдных исследований Швеции и т.д.

Подтвердилось гендерное неравноправие при наборе аспирантов. Во-первых, это связано с руководителями, которые преимущественно - мужчины. Во-вторых, это обусловлено стереотипами: есть профессии, считающиеся чисто мужскими, и женщин туда просто не выбирают (при наличии выбора). В-третьих, сами женщины оказались психологически закомплексованы: у них занижена самооценка, они пасуют перед мужским доминированием и охотнее идут в «женские» науки. Выбор женщинами «мужских» профессий является скорее исключением, чем правилом. Таким образом, гендерное неравноправие при выборе научной специализации оказалось скорее внутренним, психологическим неравноправием, чем организованной какими-то внешними «силами» и обстоятельствами гендерной дискриминацией. Мужчины тоже почти не идут в «женские» науки, но совсем по другим причинам: существует изначальная дискриминация профессии как «женской» (синоним несерьезности, неполноценности); женские специальности оплачиваются ниже, чем мужские. Таким образом, речь идет о низком престиже данного вида научной деятельности. Эти и другие факторы отторгают многих мужчин при выборе «женской» научной специальности, например гуманитарных наук. Существует даже поговорка: «Много женщин - низкий статус» (many women - low status). К слову, сегодня сами женщины подумывают о том, как привлечь мужчин в свои профессии, для того чтобы повысить статус профессии и зарплаты.

Вопреки исследовательским ожиданиям оказалось, что после получения степени науку чаще покидают мужчины, чем женщины. Теоретически - это сигнал для пересмотра теорий о дискриминации женщин в науке. Практически и политически он означает, что

расширилась сфера равноправия между мужчинами и женщинами. Необходимы новые теории для рассмотрения проблем гендерного баланса в системе высшего образования, заключают авторы.

С.М. Климова

2014.01.032. НГУЕН ТХИ ЛАН ХИОН. БАРЬЕРЫ И ПОМОЩНИКИ НА ПУТИ КАРЬЕРНОГО РОСТА ЖЕНЩИН-ДЕКАНОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ.

NGUYEN THI LAN HUONG. Barriers to and facilitators of female deans' career advancement in higher education: An exploratory study in Vietnam / Higher education. - Dordrecht etc., 2013. - Vol. 66, N 1. -P. 123-138. - D0I:10.1007/s 10734-012-9594-4.

Ключевые слова: высшее образование во Вьетнаме; женщины-ученые; женщины-управленцы; гендерные стереотипы.

Автор статьи, сотрудница Ханойского индустриального университета и австралийского Института лидерства и управления высшим образованием им. Л. Мартина, описала результаты проведенного ею исследования. Проект реализован под эгидой Программы лидерства вьетнамских женщин (Viet Nam Women Leadership Programme), финансируемой Кембриджем. Тема лидерства женщин в системе высшего образования Вьетнама (на примере должности декана) малоизучена; она интересна прежде всего в свете сопоставления с богатым западным опытом в этой области.

Можно выделить три причины, почему данное исследование столь значимо. Во-первых, во вьетнамской системе высшего образования деканы относятся к менеджменту среднего звена. Во-вторых, исследование помогает заполнить пробел в научной литературе, изучающей женщин-лидеров в конкретном регионе. (Как известно, имеется обширная литература по данной тематике относительно Китая и Малайзии, а Вьетнам остается «белым пятном».) В-третьих, крайне важно выявить «барьеры» и «помощников», влияющих на развитие женского лидерства в системе высшего образования страны. Исследование позволяет сделать ряд выводов, касающихся не только гендерной перспективы, но и производительности труда, человеческого капитала. Практически все исследователи согласны с тем, что у женщин, стремящихся к топ-позициям в научном со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.