Научная статья на тему '2014. 01. 021. Нуайе К. Перспективы зоны евро. Noyer Chr. Les perspectives pour la zone Euro / Institut de la Finance Internationale. - p. , 2013. - 25/26 juin. - 7 p. - mode of access: http:// www. Banque-france. Fr/fileadmin/user_upload/banque_de_france/la_ban que_de_France/Interventionde-Christian-Noyer-gouverneur-de-la-Ban que-de-france-les-perspectives-pour-la-zone-euro-25-26-06-2013. Pdf'

2014. 01. 021. Нуайе К. Перспективы зоны евро. Noyer Chr. Les perspectives pour la zone Euro / Institut de la Finance Internationale. - p. , 2013. - 25/26 juin. - 7 p. - mode of access: http:// www. Banque-france. Fr/fileadmin/user_upload/banque_de_france/la_ban que_de_France/Interventionde-Christian-Noyer-gouverneur-de-la-Ban que-de-france-les-perspectives-pour-la-zone-euro-25-26-06-2013. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 021. Нуайе К. Перспективы зоны евро. Noyer Chr. Les perspectives pour la zone Euro / Institut de la Finance Internationale. - p. , 2013. - 25/26 juin. - 7 p. - mode of access: http:// www. Banque-france. Fr/fileadmin/user_upload/banque_de_france/la_ban que_de_France/Interventionde-Christian-Noyer-gouverneur-de-la-Ban que-de-france-les-perspectives-pour-la-zone-euro-25-26-06-2013. Pdf»

кретное время для изменения процентных ставок, в первую очередь по федеральным долговым бумагам.

В заключение Б. Бернанке отмечает, что перед ФРС в настоящее время стоит сложная задача - найти баланс между политикой стимулирования экономики (обусловленной высоким уровнем безработицы и низкими темпами оживления экономики) и политикой повышения процентных ставок. И та и другая политика чревата определенными рисками для финансовой стабильности США. Решение этой дилеммы следует искать на пути усиления финансового надзора, мониторинга и информационного обеспечения.

Е.Е. Луцкая

2014.01.021. НУАЙЕ К. ПЕРСПЕКТИВЫ ЗОНЫ ЕВРО. NOYER Chr. Les perspectives pour la zone euro / Institut de la Finance Internationale. - P., 2013. - 25/26 Juin. - 7 p. - Mode of access: http:// www.banque-france.fr/fileadmin/user_upload/banque_de_france/La_Ban que_de_France/Interventionde-Christian-Noyer-gouverneur-de-la-Ban que-de-France-Les-perspectives-pour-la-zone-euro-25-26-06-2013.pdf

В своем выступлении в Институте международных финансов в Париже (июнь 2013 г.) глава Банка Франции охарактеризовал финансовую и экономическую ситуацию в зоне евро как сложную и проанализировал основные действия государств и руководящих органов ЕС, направленные на укрепление валютного союза.

Хотя экономическая ситуация в зоне евро остается трудной (сокращение ВВП в 2012 и начале 2013 г., высокая безработица и государственная задолженность), наметились некоторые улучшения (оздоровление госбюджетов, снижение темпов сокращения производства и др.). Улучшение состояния финансовых рынков с лета 2012 г. способствует восстановлению доверия клиентов, что отражается на развитии реального сектора экономики и доходов населения. Опросы предпринимателей показывают улучшение делового климата. Прогнозы Европейского центрального банка предсказывают близкое начало экономического подъема. По оценкам специалистов, в 2013 г. сокращение ВВП уменьшится до 0,6% за год, а в 2014 г. ВВП вырастет на 1,1% (с. 2). Основными факторами роста станут увеличение экспорта (главным образом благодаря оживлению на мировом рынке), гибкая монетарная политика и низкая инфляция, которые будут стимулировать внутренний спрос.

Чтобы поддержать экономический рост, необходимо по-прежнему проводить гибкую монетарную политику. К. Нуайе приводит известные слова Ж. Моне, одного из основателей объединенной Европы: «Сейчас важно быть не оптимистом или пессимистом, а быть решительным». Иными словами, зона евро нуждается не в критике и похвалах, а в проницательности и действиях.

К. Нуайе подчеркивает, что странам зоны евро уже удалось эффективно и быстро добиться улучшения состоянии государственных бюджетов: совокупный бюджетный дефицит уменьшился с 6,3% ВВП в 2009 г. до 3% в середине 2013 г. (с. 3). Ожидается, что положительный баланс первичного бюджета будет достигнут в конце 2013 г. Если страны будут успешно выполнять обязательства в отношении госдолга и дефицита госбюджета, то в дальнейшем потребуются меры по ограничению негативных эффектов экономического роста. В частности, необходимо будет сосредоточить усилия на сдерживании роста непродуктивных расходов. Проведение структурных реформ, нацеленных на укрепление конкурентоспособности, - единственный способ обеспечить продолжительный и стабильный рост экономического потенциала зоны евро. Пока еще Европа сохраняет свои конкурентные преимущества, обусловленные мощным объединенным рынком (370 млн потребителей), интеграцией экономики стран - членов ЕС, наличием высококвалифицированной рабочей силы, развитой инфраструктуры и т.д, но надо учитывать, что соотношение сил на мировом рынке, конкурентные позиции отдельных стран и регионов меняются. Сейчас на мировом рынке появились новые мощные конкуренты, и для поддержания своей конкурентоспособности Европа должна перестраивать свою экономику.

Благодаря принятым ЕС мерам (программам помощи) наблюдается существенное улучшение конкурентных позиций трех основных проблемных стран зоны евро - Греции, Португалии и Ирландии, в частности по показателю трудовых затрат на единицу продукции и по сальдо текущего платежного баланса. За 2008-2012 гг. в этих трех странах дефицит текущего счета платежного баланса в процентах от их ВВП снизился на 9 процентных пунктов (с. 3).

В 2012 г. профицит внешнеторгового баланса зоны евро составил 1%, в то время как в предшествующие годы он был нулевым (с. 4). По прогнозу рост этого показателя продолжится.

Скорость и глубина предпринятых странами зоны евро реформ для поддержания конкурентоспособности, ускорения роста экономики и восстановления государственных финансов (в том числе касающихся рынков труда и товаров, системы социальной защиты населения, порядка выхода на пенсию и др.) имеют беспрецедентный характер. Такие реформы, являющиеся необходимым условием для длительного и стабильного экономического роста, следует энергично продолжать.

Восстановлению государственных финансов стран зоны евро должен содействовать также Бюджетный пакт, вступивший в силу с 1 января 2013 г. Этот новый правовой документ предоставил Ев-рокомиссии широкие права по контролю за соблюдением странами ЕС финансовой дисциплины. Все подписавшие его страны согласились на внесение в их законодательство изменения потолка бюджетного дефицита (не более 3% от ВВП).

Важным направлением политики Евросоюза стала унификация банковской системы региона и создание Банковского союза, проект которого был разработан в 2012 г. Банковский союз обеспечит более высокий, по сравнению с нынешним, уровень структурной взаимосвязи банковской системы в зоне евро. Такой союз необходим для успешной работы Валютного союза поскольку:

1) позволяет разорвать связь между банками и суверенными эмитентами благодаря передаче функции банковского надзора и кризисного управления на наднациональный уровень. В рамках банковского союза банки, независимо от их «национальности», будут рассматриваться как учреждения зоны евро. Союз создаст гарантии унификации условий кредитования в пределах зоны евро, независимо от места нахождения участников сделки и типа заемщика. Именно при таких условиях Финансовый рынок может считаться эффективным;

2) дает возможность реинтегрировать европейскую банковскую систему. Наднациональная система надзора позволяет лучше оценивать риски, связанные с трансграничными операциями, и лучше защищать и стимулировать такие операции;

3) будет способствовать восстановлению эффективности монетарной политики ЕС (напомним, на банковские кредиты приходится 3/4 всего финансирования экономики зоны евро). Когда «импульсы» монетарной политики не передаются единообразно по

странам из-за связи, существующей между банками и суверенными эмитентами, то это компрометирует Валютный союз ЕС.

Уже начато строительство первой ступени Банковского союза - Единого механизма надзора (Mécanisme de surveillance unique), в частности прорабатываются связанные с этим юридические вопросы, составляется перечень системно значимых банков, определяется модель надзора и т.д. Единая система банковского надзора в зоне евро позволит эффективнее выявлять риски и нарушения равновесия, а в конечном счете - лучше транслировать решения монетарной политики. Две следующие ступени Банковского союза - это наднациональный орган по вопросам разрешения банковских кризисов и унифицированная система гарантий по вкладам.

Важную роль в восстановлении европейской экономики после кризиса играет Евросистема (союз Европейского центрального банка и центральных банков стран зоны евро). С момента появления первых признаков кризиса в августе 2007 г., она осуществила вливания капитала в банковский сектор на сумму порядка 90 млрд евро (с. 6). Операции рефинансирования банковского сектора проводились регулярно, что позволило увеличить объем ликвидности и поддержать кредитование экономики, предотвратить спекуляции и дефляцию. В 2012 г. была запущена программа неограниченной покупки государственных облигаций проблемных стран еврозоны (Opérations monétaires sur titres, OMT). Этот новый инструмент монетарной политики позволил улучшить финансовую ситуацию в зоне евро и дал возможность остановить ее разрушение. ОМТ имела очень серьезные последствия: банки и предприятия получили доступ на рынок капитала, разница в доходности испанских и германских государственных 10-летних облигаций существенно уменьшилась, упала и доходность итальянских 10-летных бумаг. Совет управляющих Европейского центрального банка заявил, что монетарная политика останется гибкой столько времени, сколько это будет необходимо.

Г. В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.