Научная статья на тему '2013 – трудный год для “правительства большинства” консерваторов'

2013 – трудный год для “правительства большинства” консерваторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая ситуация в Канаде / экономика Канады / экономическая политика правительства Канады / торгово-экономическое соглашение между Канадой и ЕС / Trade and Investment Agreement between Canada and The European Union. / Canadian economy / political situation in Canada / federal economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немова Людмила Алексеевна

2013 г. оказался трудным годом для правительства С. Харпера, как в экономическом, так и в политическом плане. Показатели развития экономики были лучше, чем в других странах «группы семи». Однако рост ВВП существенно замедлился из-за глобальной нестабильности и ослабления внутренних факторов хозяйственного подъема. В плане укрепления позиций страны на международной арене ключевое значение придавалось успешному завершению переговоров по торгово-экономическому соглашению с ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2013 – “A Difficult Year” for the Conservative Majority Government

The year 2013 turned out to be “a difficult year” for the Conservative majority government from both political and economic points of view. The article presents a brief overview of the main political events and developments, which have lead to a sharp decline in the popularity of the governing party since May 2013. Then follows a more detailed analysis of the main drivers of and current trends in Canada’s economic development.

Текст научной работы на тему «2013 – трудный год для “правительства большинства” консерваторов»

2013 - трудный год для “правительства большинства"

УДК 338.12

2013 - ТРУДНЫЙ ГОД ДЛЯ “ПРАВИТЕЛЬСТВА БОЛЬШИНСТВА” КОНСЕРВАТОРОВ

© 2013 г. Л.А. Немова*

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация

2013 г. оказался трудным годом для правительства С. Харпера, как в экономическом, так и в политическом плане. Показатели развития экономики были лучше, чем в других странах «группы семи». Однако рост ВВП существенно замедлился из-за глобальной нестабильности и ослабления внутренних факторов хозяйственного подъема. В плане укрепления позиций страны на международной арене ключевое значение придавалось успешному завершению переговоров по торгово-экономическому соглашению с ЕС.

Ключевые слова: политическая ситуация в Канаде, экономика Канады, экономическая политика правительства Канады, торгово-экономическое соглашение между Канадой и ЕС

The year 2013 turned out to be “a difficult year” for the Conservative majority government from both political and economic points of view. The article presents a brief overview of the main political events and developments, which have lead to a sharp decline in the popularity of the governing party since May 2013. Then follows a more detailed analysis of the main drivers of and current trends in Canada’s economic development.

Key words: Canadian economy, political situation in Canada, federal economic policy, Trade and Investment Agreement between Canada and The European Union.

Для “правительства большинства” во главе с премьер-министром, лидером Консервативной партии Стивеном Харпером 2013 год -примерно середина срока деятельности. Как известно, эта партия впервые пришла к власти после всеобщих парламентских выборов, состоявшихся в январе 2006 г., и вновь одержала победу на внеочередных выборах в октябре 2008 г. Однако тогда консерваторам не удавалось добиться уверенного преимущества над соперниками, и оба раза были сформированы правительства, не имеющие прочной опоры в парламенте. Только получив 39,6% голосов избирателей на выборах 2 мая 2011 г., консерваторы, благодаря мажоритарной системе, заняли более половины мест в Палате общин. А это обеспечивает правительству устойчивое положение и возможность проводить серьезные реформы без длительных обсуждений и согласований с оппозиционными партиями и без риска быть отправленным в досрочную отставку.

72

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

Очередные всеобщие парламентские выборы должны состояться в Канаде 19 октября 2015 г. Казалось бы, в 2013 г. до начала предвыборных баталий и вспышки соперничества между ведущими политическими партиями еще оставался солидный запас времени. Международные и канадские эксперты прогнозировали, что именно в этом году может улучшиться ситуация в мировом хозяйстве и в Канаде начнется уверенный подъем деловой активности. Однако и с политической, и с экономической точки зрения 2013 г. оказался для “правительства большинства” весьма сложным и проблемным. Данная статья в основном посвящена анализу современной хозяйственной ситуации и экономической политики федерального правительства. Вместе с тем обозначены и наиболее важные политические события года, которые, на наш взгляд, заслуживают более детального рассмотрения в иных работах.

Главные политические события 2013 г.

В сравнении со многими другими странами внутриполитическая обстановка в Канаде была относительно спокойной, здесь обошлось без правительственных кризисов, массовых протестных демонстраций, острых межэтнических конфликтов и террористических актов. В то же время, произошло несколько событий, которые серьезно ослабили позиции Консервативной партии и, по оценкам политических комментаторов, привели к такому накалу конфронтации с оппозиционными партиями, будто “в стране уже началась предвыборная борьба” [17].

Большой удар по имиджу правящей партии нанесли скандалы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, отставкой руководителя аппарата премьер-министра, протестами рядовых депутатов-консерваторов по поводу того, что ближайшие помощники главы государства временами ведут себя как “весьма скрытная” и “никому не подотчетная” властная структура [10].

Как считают политологи, особенно ощутимые потери для правительства повлек за собой вынужденный уход в отставку Найджела Райта (Nigel Wright) - руководителя аппарата премьер-министра. До вступления на этот пост в январе 2011 г. Н. Райт был управляющим директором крупнейшего в Канаде инвестиционного холдинга Онэкс Корпорейшн (Onex Corporation), осуществляющего инвестиции в предприятия различных отраслей в Канаде и США. Имея ши-

73

2013 - трудный год для “правительства большинства"

рокие связи в деловых кругах, Н. Райт служил важным посредником в отношениях С. Харпера с бизнес-элитами [18].

Отставка одного из ближайших помощников премьер-министра связана с расследованием финансовых нарушений членами сената федерального парламента. Руководитель аппарата главы правительства в конфиденциальном порядке выписал чек на крупную сумму сенатору Майку Даффи (Mike Duffy), чтобы тот мог срочно возместить необоснованно полученные компенсации затрат на жилье [4]. Предполагалось, что это позволит прекратить проверку по всем остальным статьям расходов М. Даффи и предотвратить опасную для имиджа правящей партии огласку фактов финансовых нарушений. М. Даффи - в прошлом журналист, который, став сенатором в 2008 г., продолжал быть одним из наиболее активных организаторов пропагандистских и предвыборных кампаний Консервативной партии.

На самом деле, попытки остановить расследование на ранней стадии внутренних проверок привели к противоположному результату. Представители средств массовой информации получили сведения о том, что аппарат премьер-министра имеет в своем распоряжении некий “секретный фонд”, средства которого контролирует Н. Райт. И, возможно, именно эти средства были использованы для оказания помощи сенатору. С этого момента “делом Райта-Даффи” занялись федеральные следственные органы. Проверка отчетности по расходам нескольких прочих сенаторов была передана ведомству Генерального аудитора. В первой группе нарушителей, которым было предписано вернуть необоснованно полученные средства, все сенаторы, за исключением одного, были из числа членов Консервативной партии.

Еще один громкий скандал разгорелся в связи с финансовыми нарушениями, допущенными Памелой Уоллин (Pamela Wallin), также назначенной в сенат в 2008 г. по представлению правительства С. Харпера. Профессиональный политолог по образованию, она много лет проработала на государственных общенациональных телеканалах и была одним из наиболее известных в стране политических комментаторов. После завершения профессиональной карьеры на телевидении и назначения в сенат П. Уоллин стала также одним из наиболее узнаваемых и популярных «лиц» в Консервативной партии. Потеря такого лица отрицательно сказалось не только на имидже и рейтингах правящей партии [6]. Она также лишилась еще одно-

74

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

го весьма эффективного игрока в своей пропагандистской команде в тот период, когда уже начался обратный счет времени, остающегося до начала очередной предвыборной кампании.

Кроме того, “вялотекущие” до этой серии скандалов дискуссии о реформах сената приобрели широкое общественное звучание. От правительства и от премьер-министра С. Харпера ожидают внятно и четко сформулированных предложений по данным реформам.

Между тем оппозиционная Либеральная партия после прошедших 14 апреля выборов нового лидера значительно укрепила свои позиции в рейтингах политической популярности. Либералы - традиционно главные соперники консерваторов на общенациональной арене. Однако после выборов 2011 г. им удалось сформировать лишь третью по численности депутатов фракцию в палате общин федерального парламента. В апреле 2013 г. Либеральную партию возглавил молодой политик Джастин Трюдо (Justin Trudeau) - старший сын Пьера Трюдо, который был премьер-министром Канады в течение почти 16 лет. (В политической истории страны этот период называют “эпохой Трюдо”). Уже в мае Либеральная партия во главе с новым лидером оттеснила правящую Консервативную партию на второе место в рейтингах поддержки со стороны потенциальных избирателей. И это произошло впервые с начала 2006 г.

В июне 2013 г. консерваторы и вовсе оказались на третьем месте, уступив Новой демократической партии вторую позицию в рейтингах. В тот период поддержку Либеральной партии были готовы оказать 62% опрошенных потенциальных избирателей, а 26% ни в коем случае не голосовали бы за ее кандидатов. Показатели для кандидатов от НДП - максимум 58% голосов “за” и 30% твердое “против”. Сами эти высокие и близкие по величине показатели поддержки Либеральной партии и НДП - 62 и 58% - говорили, в частности, о том, что многие потенциальные избиратели могли воспринимать эти партии как “взаимозаменяемые”. А вот против Консервативной партии тогда было настроено 52% опрошенных. И только 42% могли бы отдать свои голоса ее представителям [13].

Опросы, проведенные в период с 25 августа по 21 сентября 2013 г., показали, что уровень поддержки Либеральной партии и НДП со стороны потенциальных избирателей несколько снизился. За либералов тогда были готовы проголосовать 51% опрошенных (38% ответили отрицательно), за кандидатов от Новой демократиче-

75

2013 - трудный год для “правительства большинства"

ской партии - 43% (44% “против”). Но это отнюдь не означало усиления позиций правящей партии. За консерваторов на тот момент были готовы проголосовать только 40% потенциальных избирателей, а 49% отрицали такую возможность [12].

В июле 2013 г. премьер-министр С. Харпер существенно обновил состав правительства. Из него были удалены или переведены на менее важные посты те функционеры, которые продемонстрировали недостаточную компетентность или каким-либо образом скомпрометировали себя. В составе кабинета министров было расширено представительство молодых людей и женщин. Однако, судя по результатам сентябрьских опросов потенциальных избирателей, это пока не улучшило их отношения к правящей партии. Росту ее популярности вряд ли способствовал и такой политический маневр премьер-министра С. Харпера, как перенос на более поздний срок возобновления работы федерального парламента. По договорённости с Генерал-губернатором Дэвидом Джонстоном, открытие новой сессии было перенесено с начала сентября на 16 октября. В этот день Д. Джонстон, согласно традиции, должен зачитать в парламенте Тронную речь, в которой освещаются ключевые вопросы развития страны, приоритеты в деятельности правительства и важнейшие направления взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

По случайному совпадению или, возможно, по специальному расчету, временное “закрытие” канадским правительством парламента произошло незадолго до того, когда в США Конгресс временно “закрыл” федеральное правительство. Так или иначе, приостановка деятельности многих учреждений американской администрации усилила неопределенность в развитии экономической ситуации в обеих странах и, конечно же, не способствовала более уверенному подъему деловой активности.

Главной задачей внутриэкономической политики на период до 2015 г. правительство С. Харпера по-прежнему считает ликвидацию бюджетного дефицита. Перспективы укрепления позиций Канады в мировой экономике правительство увязывает, в первую очередь, с успешным завершением переговоров по так называемому Всеобъемлющему торгово-инвестиционному соглашению с Европейским союзом.

Рост экономики замедлился

76

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

В 2013 г. общая ситуация в экономике Канады оставалась более благополучной, чем в других ведущих рыночных странах. Показатели роста ВВП, уровня безработицы и государственной задолженности в Канаде были по-прежнему лучшими в “группе семи” [8]. По совокупности широкого круга экономических и социальных индикаторов, отражающих уровень и качество жизни, Канада вновь оказалась в числе мировых лидеров - на третьем месте после Австралии и Швеции среди 36 стран - членов ОЭСР [14].

Вместе с тем темпы роста канадской экономики в 2013 г., как и в предыдущем году, оказались заметно ниже ожидаемых. В 2012 г. ВВП увеличился только на 1,7%. По итогам 2013 г. прогнозируется примерно такой же прирост - порядка 1,6-1,8%, по сравнению с первоначальными расчетами на 2,2-2,5%. За большим разрывом между прогнозами и реальностью стоят причины как внешнего, так и внутреннего порядка.

Сохраняется “повышенная турбулентность” в глобальной экономике. Большинство стран ЕС накрыла вторая волна рецессии, замедлился хозяйственный рост крупнейших развивающихся рынков -Китая и Индии. Это, в свою очередь, ухудшило перспективы диверсификации внешнеэкономических связей и увеличения объемов канадского экспорта за пределами Северной Америки. Кроме того, на мировых рынках снижались цены на некоторые виды сырья, полуфабрикатов и энергоносителей. В этих условиях Канаде не удается оставаться относительно малоуязвимой для внешних шоков.

Главное же - не оправдались надежды на то, что более уверенное оживление деловой активности в США вновь начнет стимулировать рост промышленного производства и экспортных поставок на рынки главного торгово-экономического партнера страны. В течение нескольких предшествующих лет проблемы в американской экономике тормозили хозяйственный подъем в Канаде [2, 19-34]. В середине 2013 г. объемы канадского экспорта в США были всё еще на 6% ниже уровня предкризисного 2008 г. Между тем, многие ключевые отрасли канадской промышленности в большой мере ориентированы на рынки США и направляют туда более половины производимой продукции. В посткризисный период доля экспортных поставок составляла почти 70% продукции транспортного машиностроения, 68% компьютеров и электронного оборудования, 66% бумаги, 64% металлов, 62% продукции химической промышленности, 51% электротехнического оборудования и текстильной продукции. Повыше-

77

2013 - трудный год для “правительства большинства"

ние спроса со стороны США весьма важно также для роста производства в канадской пищевой промышленности, деревообработке и производстве мебели, пластмасс, строительных материалов, неметаллических полуфабрикатов [8].

Канадские эксперты полагают, что экспорт всё же начнет расти ускоренными темпами не позднее первых месяцев 2014 г. Ожидается, что этому может способствовать некоторое снижение курса национальной валюты. В 2009-2012 гг. он колебался примерно на уровне паритета с долларом США, а временами превосходил его, что отрицательно сказывалось на экспортном потенциале обрабатывающих отраслей. В 2013 г. позиции американской валюты несколько окрепли, а курс канадского доллара снизился до 95-98 центов США.

Для Канады чрезвычайно важно, чтобы экспорт вновь стал одним из ведущих двигателей деловой активности, поскольку с 2012 г. ослабевает действие внутренних факторов подъема. Весьма серьезная проблема - замедление роста потребительских расходов. Их стимулирование в рамках антикризисных мер было прекращено в середине 2011 г., и с тех пор увеличение затрат населения на товары и услуги резко затормозилось (с 3,1% в среднем за период 2000-2011 гг. до порядка 2% в 2012-2013 гг.). Вместе с тем, до рекордных уровней поднялась потребительская задолженность. В сентябре 2013 г. она превысила 165,6% совокупных располагаемых доходов домохозяйств (110% в 2000 г.). Как показали исследования национального Статуправления, у значительной массы населения слишком медленно растут доходы, и их не хватает для текущего потребления. Эксперты указывают на стагнацию в динамике реальной заработной платы. Сводя к минимуму рост издержек, работодатели занимают весьма жесткие позиции в вопросах оплаты труда.

На рынке жилой недвижимости после продолжительного подъема начался период коррекции. В 2011 г. цены на жилье, находящееся в собственности граждан, снижались только в небольших городах с высоким уровнем безработицы. Со второй половины 2012 г. это стало происходить и в некоторых крупных городах: сначала в Ванкувере, а затем в Монреале и Оттаве. В 2013 г. инвестиции в секторе жилой недвижимости сократились (впервые за последние 20 лет). Ожидается, что это будет происходить и в 2014 г., а численность строящихся домов и квартир уменьшится на 20%. Вместе с тем аналитики полагают, что в ближайшие 2 года на рынке жилья в Канаде маловероятен вариант “обвального падения” [7].

78

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

Объемы государственных расходов после 2011 г. растут очень медленно, поскольку власти на федеральном уровне и в провинциях принимают меры по сокращению бюджетных дефицитов. В 2012 г. совокупные затраты на закупки товаров, услуг и инвестиции увеличились всего на 1%, а в 2013 г. - на 0,6%, по сравнению с 3,2% в среднем за период 2000-2011 г.

В этих условиях главным внутренним двигателем хозяйственной активности остаются частные инвестиции. Однако в 2013 г. в их динамике произошел серьезный сбой. В 2011 г. общий объем капиталовложений увеличился на 13%, в 2012 г. - на 4,8%, причем основную роль в этом сыграли инвестиции нефтегазовых и горнодобывающих компаний. Но затем, в условиях ухудшения глобальной хозяйственной ситуации и снижения спроса на сырьевые товары, эти компании сократили свои инвестиционные планы. В частности, резкие изменения в энергетической стратегии США стали одной из основных причин того, что бурный экономический подъём в районах добычи битуминозной нефти на западе Канады пошёл на убыль. После приостановки строительства супернефтепровода Keystone XL к югу от канадо-американской границы, нефтяная отрасль и экономика региона стали “заложниками нехватки трубопроводных мощностей и дефицита потребителей” [15]. “Анемичный”, как его оценили эксперты, рост инвестиций в предпринимательском секторе составит в 2013 г. немногим более 1% [16]. Это - худший показатель за весь период после выхода канадской экономики из рецессии в середине 2009 г. В добывающих отраслях капиталовложения уменьшатся, тогда как на них приходится более четверти всего объема частных инвестиций (в 2013 г. - порядка 80 из 310 млрд. долл.). Сокращения происходят также в сфере образовательных и информационных услуг, гостиничном и ресторанном бизнесе. Вместе с тем, необходимо отметить, что в период реализации антикризисных мер капитальные расходы в сфере образовательных услуг были существенно увеличены в связи с реализацией в 2009-2012 гг. национальной программы “Инфраструктура для знаний”. Масштабы капитальных затрат в этой сфере уменьшились в 2013 г. после завершения примерно 380 проектов на общую сумму около 2 млрд. долл.

В обрабатывающем секторе положительная динамика инвестиций сохранилась, хотя прирост замедлился с 15% в 2012 г. до 1,4% в 2013 г. Капиталовложения продолжают динамично расти в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, системы газоснабжения,

79

2013 - трудный год для “правительства большинства"

водоснабжения, канализации и др.), в сфере транспорта и складского хозяйства, а также в оптовой и розничной торговле. В этих отраслях еще продолжается реализация некоторых долгосрочных проектов, начатых в рамках антикризисного плана. Как правило, они осуществляются на основе схем государственно-частного партнерства [1].

Характеризуя в целом динамику деловой активности в 2013 г., эксперты отмечают, что ожидавшийся ускоренный рост экспорта и частных инвестиций оказался отсроченным из-за неопределенности в глобальной экономике, завышенного курса канадского доллара и снижающихся цен на сырьевые товары. Поэтому темпы роста ВВП “зависли” ниже отметки 2%, тогда как уровень безработицы удерживается выше 7%. Тем не менее, предполагается, что влияние проблем, тормозивших подъем деловой активности в 2012-2013 гг., впоследствии ослабнет. Согласно прогнозам, рост ВВП Канады в 2014 г. ускорится до 2,3-2,5%.

Экономическая политика: акцент на снижение регуляторной нагрузки на бизнес

Приоритетной задачей внутриэкономической политики правительства Канады на период до 2015 г. остается восстановление сбалансированности федерального бюджета, утраченной в 2009 г. после 11-летнего периода превышения доходов над расходами. В результате рецессии, а также больших затрат на антикризисные меры в 2009-2010 гг. дефицит достиг рекордных величин за всю историю страны. Однако с тех пор он был сокращён почти втрое и в начале 2013 г. составил около 18 млрд. долл. (1% ВВП). По данным МВФ, чистая текущая задолженность всех уровней власти по итогам 2012 г. находилась в Канаде на уровне 2,6% по сравнению с 5,4% в среднем по группе 35 развитых рыночных стран [9, 161].

В экономической программе на 2013 г. новых крупных сокращений расходов не предусмотрено. При этом продолжается поиск возможностей для дальнейшей экономии затрат. В частности, разрабатывается план уменьшения ассигнований по линии министерства обороны в объеме 1,5-2,5 млрд. долл. в течение ближайших 2 лет. Следует отметить, что с начала 2000-х гг. бюджет военного ведомства рос ускоренными темпами по сравнению с прочими статьями федеральных расходов. Поэтому эксперты считают, что и после сокращений затраты на оборону и безопасность будут превышать уровень 2006 г. Кроме того, разрабатывается долгосрочная программа мо-

80

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

дернизации объектов оборонной инфраструктуры, а также развития военного судостроения и некоторых иных производств для нужд вооружённых сил страны.

В целях “создания благоприятных условий для ведения бизнеса” ставка федерального налога на прибыли корпораций поэтапно снижалась в Канаде с 21% в 2006 г. до 15% в 2013 г. Ставка налогов на доходы от малого и среднего бизнеса сократилась с 12 до 11%. По оценкам экспертов KPMG, уровень налогообложения доходов корпораций в Канаде достиг самых низких показателей по сравнению с большинством развитых рыночных стран [11]. В то же время критики курса на максимальное облегчение налоговой нагрузки на крупный бизнес указывают, что это слабо отражается на инвестиционной активности. Вялый рост инвестиций во второй половине

2012 и в 2013 гг. явно не соответствовал расчетам правительства на то, что сэкономленные на налогах средства (порядка 60 млрд. долл.) будут “адекватно возвращаться в экономику”, поддерживая рост производства и занятости.

Ставки налогообложения доходов физических лиц в 2013 г. не менялись. Однако при этом отменены некоторые льготы, которые были предоставлены различным группам населения в предыдущие 5 лет, когда правительства консерваторов не имели прочной опоры в федеральном парламенте. Прежде такие льготы - многочисленные, но небольшие по величине - именовались “стимулами для потребительских расходов”. Теперь же их называют “лазейками для неуплаты налогов”.

Придерживаясь курса на ограничение бюджетных расходов, федеральное правительство в экономической программе на 2013 г. сделало упор на “оптимизацию” регулирования предпринимательской деятельности. После победы на выборах 2011 г. консерваторы активизировали разработку мер по борьбе с бюрократизмом “с целью устранить препятствия для развития бизнеса, повышения конкурентоспособности и инноваций” [3]. Важнейшая из системных реформ, утвержденных в рамках бюджетно-экономической программы

2013 г. - соблюдение принципа “один к одному”. Имеется в виду, что введение каждого нового требования или инструкции федеральных регулирующих ведомств должно сопровождаться отменой как минимум одного из уже действующих предписаний. Все решения по регламентации предпринимательской деятельности подвергаются оценке с точки зрения их предполагаемого воздействия на предпри-

81

2013 - трудный год для “правительства большинства"

ятия малого и среднего бизнеса. Должны быть введены новые упрощенные правила выдачи лицензий, разрешений и сертификатов. Правительство взяло на себя обязательство ежегодно публиковать отчеты по сокращению регуляторной нагрузки на бизнес. Подлежат предварительной публикации списки законов, подзаконных актов и инструкций, которые будут подвергаться пересмотру в ближайшем будущем. Все это должно обеспечивать определённость и предсказуемость условий ведения бизнеса. В плане конкретных реформ в 2012-2013 гг. было принято примерно 90 решений с учетом предложений, полученных Комиссией по ограничению бюрократизма в процессе консультаций с предпринимателями. Всего в течение трёх лет пересмотру будет подвергнуто около 3 тыс. законов, подзаконных актов и инструкций.

В марте 2013 г. правительство объявило о планах реализации долгосрочной инфраструктурной программы. В течение 10 лет предполагается затратить не менее 53 млрд. долл. на модернизацию существующих и строительство новых объектов производственной и социальной инфраструктуры. В том числе 6 млрд. предназначены для уже действующих проектов и 47 млрд. долл. представляют собой новые инвестиции. При этом по оценкам экспертов, не менее 45 млрд. долл. необходимо для того, чтобы поддерживать инфраструктуру на уровне существующих потребностей. Фактическое выделение новых ассигнований начнется с апреля 2014 г., и их объемы будут определяться с учетом динамики сокращения дефицита федерального бюджета.

Торгово-экономическое соглашение Канады с Европейским Союзом

Важнейшее по своему политическому и экономическому значению, а также долгосрочным последствиям для страны, событие года

- достижение принципиальной договоренности заключить между Канадой и Европейским союзом Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение (Comprehensive Economic and Trade Agreement

- CETA). Правительство и деловые круги Канады рассчитывают на перспективы развития многообразных форм взаимодействия с самым большим на настоящий момент экономическим объединением. По численности населения ЕС превосходит Канаду в 14 с лишним раз - порядка 500 млн. против 35 млн. человек. Совокупный ВВП стран Европейского союза был в 2012 г. больше ВВП Канады примерно в 9 раз - 16,21 трлн. долл. США по сравнению

82

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

с 1,77 трлн. долл. по официальному обменному курсу [5]. ЕС для Канады - второй по величине экспортный рынок, однако на него пока приходится лишь порядка 10% канадского экспорта, тогда как в США в посткризисный период направляется 73-75% вывозимых товаров (в начале прошлого десятилетия - от 80 до 85%). Расширение сотрудничества с ЕС рассматривается в Канаде как ключевое направление диверсификации внешнеэкономических связей с целью ослабить слишком большую зависимость от экономики США.

Международные эксперты отмечают особую значимость соглашения между Канадой и ЕС как некоего пробного образца договоров нового типа между партнерами, относящимися к числу наиболее развитых рыночных стран. Во-первых, предполагается согласование и последующее сближение (“конвергенция”) подходов к госрегулированию в отраслях материального производства, в сфере услуг и финансовом секторе. Во-вторых, должен быть обеспечен доступ иностранных инвесторов и производителей к участию в конкурсах на поставки товаров, услуг и выполнение работ по контрактам с госструктурами. В-третьих, обязательства по “конвергенции” госрегулирования и обеспечению “открытости рынков” распространяются не только на центральные правительства, но и на власти субнационального уровня - региональные правительства и муниципалитеты. В-четвёртых, создаются специальные двусторонние механизмы для разрешения споров между инвесторами и правительствами.

Предварительная подготовка к переговорам между ЕС и Канадой была проведена еще в 2008 г., когда группы экспертов с обеих сторон исследовали широкий круг вопросов, касающихся принципов и содержания соглашения, механизмов его реализации, возможных проблем и предполагаемых взаимных выгод. Первый раунд переговоров состоялся в мае 2009 г. Подписание соглашения, первоначально намеченное на конец 2011 г., откладывалось несколько раз как из-за проблем в мировой экономике, так и в связи с серьезными расхождениями по некоторым вопросам. Глобальный финансово-экономический кризис, с одной стороны, осложнил и затормозил процесс согласования позиций. С другой стороны, глубокие структурные изменения в мировом хозяйстве и протекционистские тенденции в экономической политике большинства государств повысили актуальность либерализации торгово-инвестиционных режимов. Рост взаимной открытости для обменов товарами, услугами и техноло-

83

2013 - трудный год для “правительства большинства"

гиями рассматривается сейчас как основной путь преодоления кризисных явлений в экономике развитых рыночных стран.

Ситуация с поиском компромиссных решений по некоторым неурегулированным пунктам соглашения между ЕС и Канадой существенно изменилась после того, как 13 февраля 2013 г. президент США объявил о намерениях начать переговоры с Европейским союзом по соглашению о торговом и инвестиционном партнерстве. Вскоре после этого официальный представитель европейской делегации по переговорам с Канадой заявил, что ЕС “уже проявил большую гибкость и прагматизм”, и теперь ожидаются “встречные движения с канадской стороны”. В тот период подписание двустороннего соглашения СЕТА намечалось на дни после окончания саммита “восьмерки” в Северной Ирландии. 17 июня в Лох-Эрне было объявлено о начале 8 июля переговоров между США и ЕС по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (Transatlantic Trade and Investment Partnership). Однако соглашение между ЕС и Канадой тогда подписано не было.

Наиболее спорными и сложными для согласования были следующие вопросы. Канада пытается максимально сохранить действующие здесь принципы регулирования финансового сектора, справедливо указывая на то, что, по оценкам международных экспертов, он оказался самым устойчивым во время и после глобального кризиса. Германия настаивает на большей “открытости” финансового сектора Канады и сближения принципов его регулирования с европейскими. От Канады также требуют изменений в законодательстве по защите прав интеллектуальной собственности. В частности - продления сроков патентной защиты лекарств, производимых крупными фармацевтическими компаниями. После снижения тарифных барьеров европейские лекарства получат широкий доступ на канадские рынки. При этом период их патентной защиты будет продлен на 2 года, и новый режим должен быть распространён и на прочие патентованные бренды, производимые в третьих странах, прежде всего - в США. Это создаст канадским фармацевтическим компаниям проблемы для производства более дешевых лекарств-аналогов (дженериков) и в целом нанесёт большой удар по данной - хорошо развитой в Канаде - отрасли. Кроме того, как показали исследования, из-за неизбежного удорожания лекарств, закупаемых общественными учреждениями здравоохранения, на бюджеты канадских провин-

84

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

ций ляжет дополнительная нагрузка в объёме не менее 3 млрд. долл. ежегодно.

Сложно проходили переговоры о взаимном снижении барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией. В конечном счете, канадской стороне будет разрешено увеличить экспорт в ЕС говядины и свинины. Против этого наиболее активно возражали Франция и Ирландия, хотя возросший объем поставок все равно будет менее 0,5% потребляемого в ЕС мяса. В обмен на это вдвое увеличатся квоты на поставки из Европы сыров и прочей молочной продукции. Чему очень рады канадские любители сыра, предвкушающие заметное снижение цен на европейские деликатесы. Канадским фермерам, которые понесут потери от возросшего импорта, федеральное правительство обещало компенсационные меры. Вместе с тем большинство производителей сельскохозяйственной продукции в Канаде окажутся в выигрыше, поскольку ЕС устранит тарифы на ввоз более 94% товарных групп данной отрасли, в том числе, на пшеницу твердых сортов и кормовые злаки, а также различные виды растительных масел.

Стороны договорились о постепенном - в течение семи лет -снижении до нулевого уровня таможенных тарифов во взаимной торговле продукцией автомобилестроения. В настоящие время, пошлины на ввозимые из Европы легковые автомобили составляют в Канаде 10%, а на части к ним - 4,5%. В свою очередь, Евросоюз во много раз увеличит квоты на беспошлинный ввоз легковых автомобилей, выпускаемых с конвейеров сборочных предприятий в Канаде. Если сейчас экспорт автомобилей из Канады не превышает 10 тыс. в год, то после вступления СЕТА беспошлинные поставки могут быть увеличены (при наличии достаточного спроса) до 100 тыс. в год.

Обсуждения данных пунктов соглашения были непростыми и продолжительными, поскольку канадские сборочные предприятия -часть интегрированного североамериканского автомобилестроительного комплекса. Все легковые автомобили, формально выпускаемые как готовая продукция на канадской территории, в той или иной (и, как правило, значительной) мере являются “американскими по содержанию”. Между тем, конкретные двусторонние договоренности о либерализации торговли определёнными товарами должны распространяться только на европейских и канадских участников соглашения, а не на третьи страны. В данном случае - США, перего-

85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 - трудный год для “правительства большинства"

воры с которыми о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве еще всерьез и не начаты.

По мнению экспертов, весьма важными для канадской обрабатывающей промышленности являются договорённости о ликвидации большинства таможенных барьеров в торговле продукцией, производимой “передовыми” отраслями. Имеется в виду продукция с высокой долей добавленной стоимости, таких высокотехнологичных отраслей, как авиационно-космическая промышленность, современное транспортное машиностроение, производство промышленного оборудования, различного рода электротехнической продукции. В настоящее время Евросоюз “отгорожен” от поставок такого рода продукции из-за рубежа очень высоким тарифом на уровне 22%. Между тем в Канаде уже в течение нескольких лет отменены таможенные тарифы на многие виды импортного современного оборудования - с целью стимулирования инноваций и технического перевооружения канадских промышленных предприятий.

Трудно предсказуемые по соотношению выгод и потерь последствия будет иметь взаимная либерализация инвестиционных режимов. Стороны договорились обеспечивать одинаковые условия ведения бизнеса для иностранных и национальных инвесторов. Вообще равенство прав инвесторов - один из основных принципов, провозглашённых при создании в 1995 г. Всемирной торговой организации. И все члены ВТО должны ему следовать. Однако до сих пор везде, особенно после глобального кризиса, он реализуется с отступлениями и ограничениями.

Согласно канадскому Закону об инвестициях, рассмотрению со стороны федерального министерства отраслевого развития подлежат все крупные сделки с участием иностранных инвесторов. “Пороговая” сумма таких сделок периодически пересматривается. В 2013 г. она составляла 344 млн. кан. долл. (при официальном обменном курсе 95-98 центов США за один канадский доллар). Для инвесторов из Европы верхний лимит сделок, утверждаемых в заявительном порядке и не требующих прохождения теста на «потенциальную выгоду» (“net benefit test”), будет повышен до 1,5 млрд. долл. Произойдет это только после того, как соглашение СЕТА вступит в силу, то есть не ранее, чем через 1,5-2 года. Между тем уже объявлено, что с 2014 г. от прохождения теста будут освобождены почти все инвестиционные проекты иностранных компаний, превышающие сумму в 1 млрд. долл.

86

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

По соглашению СЕТА, иностранные инвесторы получат право обращаться с жалобами на неправомерные, по их мнению, действия правительства принимающей страны и требовать компенсации. Рассматривать такие жалобы должны будут специальные комиссии, состоящие из независимых экспертов. Следует отметить, что это положение СЕТА - то есть прямое обращение частных компаний с судебными исками к правительствам иностранных государств - не является пока составной частью ни одного из уже действующих соглашений о свободной торговле. В том числе и такого “продвинутого” в плане либерализации инвестиционных режимов соглашения, как НАФТА (North American Free Trade Agreement).

Во второй половине 2013 г. переговоры по соглашению СЕТА продолжались в неблагоприятной для Канады обстановке, поскольку намерения администрации США развивать особые партннрские отношения с Европейским Союзом сразу ослабили ее позиции. Возникла угроза того, что европейцы вообще могут отложить завершение переговоров с канадской делегацией на неопределённый срок. В 2011 г. в подобных обстоятельствах были прерваны переговоры по двустороннему соглашению о торгово-экономическом партнерстве Канады с Южной Кореей. В связи с этим, до возобновления в октябре переговоров по СЕТА с Европейским Союзом, с канадской стороны неоднократно подтверждалась готовность проявить “гибкость и прагматизм” ради подписания соглашения до начала 2014 г.

18 октября в Брюсселе премьер-министр Канады С. Харпер и председатель Еврокомиссии Ж.М. Баррозу официально объявили об успешном завершении переговоров и достижении принципиальной договоренности (agreement-in-principle) заключить двустороннее Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение. Реально оно вступит в силу еще через 1,5-2 года. Это время понадобится для уточнения многочисленных технических и юридических деталей и перевода всех соответствующих документов на несколько европейских языков. Затем соглашение, с одной стороны, должно быть ратифицировано Европейским парламентом и парламентами 28 стран-членов ЕС. С другой стороны, получив поддержку всех субъектов канадской федерации, соглашение поступит на ратификацию в парламент Канады, в обеих палатах которого в последние несколько лет доминируют представители правящей Консервативной партии.

87

2013 - трудный год для “правительства большинства"

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Немова Л.А. Инфраструктурные проекты в антикризисной программе Канады // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. -2010. - №2. URL: http://www.rusus.ru/ (Дата обращения 18.08.2013)

2. Немова Л.А. Экономика Канады в посткризисный период // США - Канада экономика, политика, культура. - 2013. - N° 2. C. 19-34.

3. Brodie T. PM announces Red Tape Reduction Commission. The Globe and Mail. January 13, 2013. URL: http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/small-business/sb-growth/day-to-day/pm-announces-red-tape-reduction-commission/article591735/ (Дата обращения: 18.08.2013)

4. CBC News. Senate Expense Dashboard. Who’s Who in Senate Expense Controversy.

26.08.2013. URL: http://www.cbc.ca/news2/interactives/senate-expense-

dashboard/index.html (Дата обращения: 28.08.2013)

5. CIA. The World Factbook 2013. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ca.html (Дата обращения: 23.08.2013)

6. Coyne A. Wright’s resignation not the government’s moral reclamation. It’s the next act in the tragedy. The National Post. 20.05.2013. URL: http://fullcomment.nationalpost. com/2013/05/20/andrew-coyne-wrights-resignation-not-the-governments-moral-reclamation-its-the-next-act-in-the-tragedy/ (Дата обращения: 21.05.2013)

7. Evidence mounts of soft landing for Canada’s housing market. Ottawa Brokers Association. June 6, 2013. URL: http://www.mortgagebrokersottawa.com/news-and-events/news/ (Дата обращения: 08.07.2013)

8. Global Forecast Update. August 29, 2013. Scotiabank Global Economics. URL: http://www.gbm.scotiabank.com/English/bns_econ/forecast.pdf (Дата обращения:

30.08.2013)

9. International Monetary Fund. World Economic Outlook. April 2013. Statistical Appendix. Р. 161 URL: http://www.imf.org/external/pubs/fl/weo/2013/01/pdf/tables.pdf (Дата обращения: 09.08.2013)

10. Ivison J. Things look bad for the Tories, but there’s life yet in the Harper Conservatives. The National Post. 04.06.2013. URL: http://fullcomment.nationalpost.com/2013/06/04/john-ivison-things-look-bad-for-the-tories-but-theres-life-yet-in-the-harper-conservatives/ (Дата обращения: 06.06.2013)

11. KPMG. Tax Facts 2011-2012. Competitive Alternatives 2012. Focus on Tax. URL: http://www.kpmg.com/Ca/en/WhatWeDo/Tax/Focus-on-Tax/Pages/default.aspx (Дата обращения: 25.05.2013)

12. Liberals, NDP lose potential supporters: Nanos Number. CBC News. 25.09.2013. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/liberals-ndp-lose-potential-supporters-nanos-number-1.1868633 (Дата обращения: 26.09.2013)

13. Nanos Crowdsource sample online survey. June 16-19, 2013. URL:

http://www.nanosresearch.com/main.asp (Дата обращения: 25.07.2013)

14. OECD Better Life Index. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ (Дата обращения:

14.09.2013)

15. Parkinson D. Stalled pipelines cast shadow over Canada's economy. The Globe and

Mail. December 28, 2012. URL: http://www.theglobeandmail.com/report-on-

business/industry-news/energy-and-resources/stalled-pipelines-cast-shadow-over-canadas-economy/article6786753/ (Дата обращения: 18.01.2013)

16. Private and Public Investment in Canada, Intentions 2013. Statistics Canada. March 1, 2013. URL: http://publications.gc.ca/collections/collection_2013/statcan/61-205-x/61-205-x2013000-eng.pdf (Дата обращения: 08.03.2013)

88

Канадский ежегодник

Выпуск 17 - 2013

17. Weston G. Prorogation starts countdown to the next election. CBC News. 13.09.2013.

URL: http://www.cbc.ca/news/canada/story/2013/09/12/f-vp-weston-harper-prorogue.html

(Дата обращения: 15.09.2013)

18. Why Conservatives will miss Nigel Wright. The Ottawa Citizen. 31.05.2013. URL: http://www.ottawacitizen.com/Column+Conservatives+will+miss+Nigel+Wright/8462468/s tory.html (Дата обращения: 02.06.2013)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О.: Немова Людмила Алексеевна / Liudmila A. Nemova

Место работы: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии Наук (ИСКРАН), Москва. Российская Федерация / The Institute for The U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN), Moscow, Russian Federation

Подразделение: отдел Канады / Canadian department Должность: зав. сектором Канады / Head, Canadian economy section Ученая степень: кандидат экономических наук / PhD, Economics Электронная почта: nemoval@mail.ru

Почтовый адрес: 111397, РФ, г. Москва, ул. Новогиреевская, д. 34, кв. 60

Название статьи: 2013 - трудный год для “правительства большинства” консерваторов / 2013 - “A Difficult Year” for the Conservative Majority Government

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.