Научная статья на тему '2013. 04. 034. Заржевска-белявска А. Инновационные стратегии высокотехнологичных предприятий. Zarzewska-bielawska A. The strategic dilemmas of innovative enterprises: proposals for high-technology sectors // r A. d management. – Oxford, 2012. – vol. 42, n 4. – p. 303–314'

2013. 04. 034. Заржевска-белявска А. Инновационные стратегии высокотехнологичных предприятий. Zarzewska-bielawska A. The strategic dilemmas of innovative enterprises: proposals for high-technology sectors // r A. d management. – Oxford, 2012. – vol. 42, n 4. – p. 303–314 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПОЛЬША РЕСП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 034. Заржевска-белявска А. Инновационные стратегии высокотехнологичных предприятий. Zarzewska-bielawska A. The strategic dilemmas of innovative enterprises: proposals for high-technology sectors // r A. d management. – Oxford, 2012. – vol. 42, n 4. – p. 303–314»

темы: лидерство и инновации. Двадцатилетняя эволюция управленческого образования в школах бизнеса привела к отказу от задачи, сформулированной как «обучение менеджеров-универсалов», в пользу задачи «воспитания лидеров». К сожалению, несмотря на целый ряд выдающихся работ, остается недостаточно исследованным важный вопрос об источниках формирования власти и авторитета лидера.

Проблематика инноваций, напротив, не вызвала споров и разногласий. Представители как гуманистической, так и аналитической школ признают критическую значимость инноваций для существования бизнеса в эпоху кардинального ускорения изменений, формирования новых условий конкуренции и появления новых конкурентов. Работы Р. Фостера и К. Кристенсена продемонстрировали всему управленческому сообществу процессы освоения новых технологий и изменения облика целых отраслей. Однако никто еще не смог поставить на поток человеческую креативность. Важнейшая задача, стоящая перед компаниями в XXI в., заключается в раскрытии и стимулировании творческих способностей своих работников.

Управленческая мысль, ставящая целью рост производительности, добилась многих результатов, но век менеджмента не закончен, и далеко не все проблемы решены. Нет наилучшего пути к решению управленческих задач, но всегда возможен поиск лучшего. Проблема, которую еще только предстоит решать, заключается в том, каким должен быть эффективный менеджмент в XXI в., и в глубоком, всеобъемлющем подходе к ее решению.

И.Г. Минервин

2013.04.034. ЗАРЖЕВСКА-БЕЛЯВСКА А. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ZARZEWSKA-BIELAWSKA A. The strategic dilemmas of innovative enterprises: Proposals for high-technology sectors // R a. D management. - Oxford, 2012. - Vol. 42, N 4. - P. 303-314.

Автор (Технологический университет Лодзи, Польша) рассматривает характерные черты и типологию стратегий инновационных предприятий высоких технологий, а также модели формирования стратегий в соответствии с особенностями таких предприятий и перспективные задачи, решаемые ими в сфере на-

учных исследований и разработок (НИР). Проведенное автором исследование охватило 61 компанию. Эти компании заняты в сфере высоких технологий, базируются в Польше и ориентированы не только на отечественный, но и на глобальные рынки. Разработанная на его основе классификация стратегий позволила выявить стратегические опции, открывающие перспективы создания долговременного стратегического преимущества.

Инновационное предприятие характеризуется способностью постоянной адаптации к изменениям внешней среды и поддержанием технологического лидерства в отрасли за счет широкомасштабных НИР; высокой долей научно-технического персонала; высоким уровнем капитальных затрат и интенсивными процессами модернизации и замены оборудования; значительными инвестиционными рисками при быстром обесценении инвестиций; интенсивным стратегическим сотрудничеством с другими, отечественными и зарубежными, предприятиями высоких технологий и научно-исследовательскими центрами. Потребности в инновациях в этих специфических условиях обусловливают особые требования к стратегии и моделям ее формирования.

Определяя сущность стратегии, автор отмечает многозначность этого понятия и многочисленные попытки его систематизации, предпринятые различными исследователями. Что касается стратегии фирм высоких технологий, то ее основой является максимальное накопление ресурса знаний. Знание как стратегический ресурс рассматривается в широком смысле. Оно включает не только технологии и патенты, но и структурные активы, внешние связи, продукты, методы и процедуры функционирования, а также ресурсы, носителями которых являются люди (опыт, ноу-хау, межличностные отношения). В фирмах высоких технологий накопление знаний как ресурса связано, прежде всего, с функцией НИР, созданием новых технологий и инновациями, понимаемыми как превращение инновационной идеи в высокотехнологичный продукт. Эти стратегические ресурсы служат источником для развития других ресурсов, прежде всего финансовых, а те, в свою очередь, обеспечивают развитие стратегических ресурсов знаний, что свидетельствует о наличии двусторонних взаимосвязей между ними.

Одна и та же система ресурсов может использоваться по-разному в зависимости от способности фирмы быстро реагировать

на возможности, возникающие в турбулентной внешней среде. Стратегия может быть охарактеризована в категориях продуктов и рынков по следующим параметрам: 1) специализация и диверсификация; 2) масштаб вертикальной интеграции; 3) внешний или внутренний путь роста. На этой основе автор предлагает модель корпоративной стратегии, в соответствии с которой предприятие высоких технологий строит стратегическое преимущество, основанное на максимальном («избыточном») накоплении знаний, с тем чтобы иметь потенциал, необходимый для выявления и использования отрывающихся благоприятных возможностей и создания нового продуктово-рыночного пространства. При этом предприятия высоких технологий должны принимать стратегические решения в условиях неопределенности и поддерживать инновационный потенциал в долгосрочном плане.

Технологическая стратегия определяется размахом проводимых НИР и состоит из инвестиционных программ, предназначенных для осуществления исследований и разработок, внедрения их результатов. Важный аспект технологической стратегии состоит в выборе источников новых технологий. Такие источники могут быть внутренними (собственные НИР), внешними (лицензия, совместное предприятие, партнерство, приобретение фирмы и др.) и смешанными - все зависит от ресурсов и компетенций фирмы. Инновационная стратегия охватывает стратегию НИР и технологическую стратегию, но не ограничивается ими. В самом общем виде она может быть подразделена на два вида: инновационное лидерство и инновационное копирование. Еще одним параметром, зависящим от характера технологической и инновационной стратегии, является стратегия менеджмента знаний, которая включает два направления - кодификации и персонализации (с. 306).

На основе этих соображений автор строит трехмерную модель стратегического выбора, из которой вытекают шесть вариантов стратегий инновационного лидерства и шесть вариантов стратегий инновационного копирования:

1) стратегия инновационного лидерства, основанная на собственных технологических разработках и мощном потенциале НИР, интеллектуального капитала и информационных технологий (ИТ);

2) стратегия лидерства, основанная на собственных технологических разработках и обороте знаний с интенсивным использо-

ванием ИТ и творческого потенциала работников, характерная в основном для небольших креативных фирм;

3) стратегия лидерства, основанная на внешних источниках технологий с помощью трансферта, участия в научных и технологических парках и т. п. при недостаточности собственных ресурсов НИР для создания инновационных продуктов;

4) стратегия лидерства с использованием внешних источников преимущественно за счет межличностного обмена информацией и знаниями, а также приобретения знаний путем обучения, характерная для фирм, участвующих в стратегических партнерствах;

5) стратегия лидерства с использованием как внутренних, так и внешних источников новых технологий при важной роли стратегического управления знаниями, часто включает контрактные отношения с независимыми исследовательскими организациями;

6) стратегия лидерства, использующая внутренние ресурсы НИР и кооперацию с широким кругом источников знаний в качестве ускорителя собственных разработок, свойственная зрелым фирмам высокой технологии;

7) стратегия копирования, при которой имитатор осваивает новую технологию, как правило, заимствуя ее у конкурента и используя собственные ресурсы НИР и накопленный опыт;

8) стратегия копирования на основе творческого подхода к технологии лидера, а также собственных знаний, опыта и творческих способностей работников;

9) стратегия копирования на основе приобретения технологии путем покупки лицензии;

10) стратегия копирования на основе приобретения технологии путем технологического трансферта, межличностных коммуникаций, а в некоторых случаях и с помощью неэтичных методов, например, промышленного шпионажа, переманивания специалистов;

11) стратегия копирования, основанная на использовании различных источников, широкой, в том числе внешней информационной базы и опыта;

12) стратегия копирования при использовании различных источников, основанная преимущественно на скрытом знании и межличностных контактах.

Далее определяются восемь типовых стратегий роста в зависимости от стратегического выбора, соответствующего способно-

стям и возможностям фирмы, т.е. от характера продукта и рынка, направлений развития (специализация или диверсификация) и характера освоения рынка (внутренние инвестиции, кооперация, слияние с другими предприятиями или их сочетание):

1. Стратегия внутреннего проникновения на рынок, характеризующаяся продуктовой и рыночной специализацией, а также внутренними источниками роста, т.е. опорой на собственные инвестиции и технологические компетенции.

2. Стратегия внутреннего освоения новой продукции, отличающаяся продуктовой диверсификацией и рыночной специализацией и внутренними источниками роста.

3. Стратегия внутреннего освоения новых рынков со свойственной ей продуктовой специализацией и рыночной диверсификацией, а также внутренними источниками роста.

4. Стратегия внутренней диверсификации, предполагающая продуктовую и рыночную диверсификацию с опорой на внутренние ресурсы и источники роста.

5. Стратегия внешнего проникновения на рынок, основанная на продуктовой и рыночной специализации, а также на внутренних и внешних источниках роста.

6. Стратегия внешнего освоения новой продукции, характеризуемая продуктовой диверсификацией и рыночной специализацией, а также использованием комбинированных источников роста (в том числе слияний, поглощений и стратегических альянсов).

7. Стратегия внешнего освоения новых рынков, использующая продуктовую специализацию и рыночную диверсификацию, а также комбинированные источники роста, особенно подходящая для выхода на международные и глобальные рынки.

8. Стратегия внешней диверсификации, характеризующаяся продуктовой и рыночной диверсификацией и использованием комбинированных источников роста.

Таким образом, соединив стратегические варианты освоения технологических инноваций с типологией стратегий роста на основе перспективных возможностей фирмы, автор предлагает матрицу, позволяющую классифицировать все возможные стратегии высокотехнологичных предприятий (в ней отражены 96 различных стратегий). Далее с учетом специфических характеристик таких предприятий выделены наиболее эффективные для них стратегии.

Такими стратегиями являются, по мнению автора, определенные комбинации описанных выше стратегических опций, прежде всего таких, как инновационное лидерство при опоре на собственные ресурсы в сочетании со стратегиями продуктовой и рыночной экспансии на основе внутренних источников роста или комбинированные стратегии лидерства в сочетании с творческим подходом и использованием различных источников роста. Очевидно, что среди рекомендуемых и, как показало обследование, реально применяемых предприятиями высоких технологий превалируют стратегии, основанные на технологическом лидерстве. Вместе с тем, подчеркивает автор, стратегии инновационного копирования, использующие творческие подходы, в том числе собственные идеи, также имеют шансы на успех, хотя и не могут обеспечить фирмы столь масштабными преимуществами, как стратегии инновационного лидерства.

Кроме того, обследование показало, что большинство его участников придают наибольшее значение не только наличию и эффективному использованию имеющихся ключевых ресурсов инновационного развития, но и их развитию и обновлению. В качестве наиболее важных ресурсов указываются знания и компетенции персонала; позиции работников, их креативность и склонность к экспериментированию; технологические знания, воплощенные в ноу-хау, патентах и лицензиях; партнерские отношения с внешними организациями. Основными факторами, определяющими стратегию фирм в отраслях высоких технологий, являются их ресурсы и возможности, позволяющие реализовывать задачи инновационного лидерства, опираясь на развитие собственной деятельности в сфере НИР, разработку новых технологий и персонализированные методы управления знаниями.

Суммируя выводы, автор отмечает, что предприятия высоких технологий, находясь в условиях турбулентной среды, вынуждены постоянно и динамично осуществлять стратегический выбор. Основой модели роста таких предприятий является создание и освоение технологий, знаний и инноваций как основных целей в отличие от целей, формулируемых в критериях продуктов и рынков, что определяет и особые требования к проводимым ими НИР. Обследованные фирмы в первую очередь стремятся к инновационному и технологическому лидерству, которое достигается за счет собст-

венного потенциала НИР, а также использования внешних ресурсов. В то же время, осваивая новые продукты и рынки, они применяют различные подходы в зависимости от возможностей, предоставляемых внешней средой, и собственной способности находить и использовать эти возможности. Стратегические направления, открывающиеся перед высокотехнологичными компаниями, могут также служить ориентиром и источником знаний для различных инновационных предприятий, а также и для фирм других, менее передовых в технологическом отношении отраслей.

И.Г. Минервин

2013.04.035. ПОРТЕР М., РИВКИН Я.В. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: ВЫЗОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. PORTER M., RIWKIN J.W. Les Etats-Unis face au défi de la compétitivité // Problèmes écon. - P., 2012. - N 3050. - P. 16-25.

В статье профессоров Гарвардской школы бизнеса анализируются причины снижения конкурентоспособности экономики США.

Авторы отмечают часто встречающееся непонимание сущности конкурентоспособности: многие полагают, что ее повышения можно добиться за счет снижения затрат. В действительности конкурентоспособность страны обеспечивается только повышением производительности, т.е. увеличением стоимости произведенных товаров и услуг в расчете на единицу человеческих, природных ресурсов и капитала в долгосрочном плане. Только наращивание способности трансформировать эти ресурсы в товары или услуги является основой процветания предприятий и дает им возможность повышать оплату труда работников. Именно рост производительности в долгосрочной перспективе должен стать главной целью экономической политики, что предполагает создание промышленной среды, поддерживающей инновации продуктов, производственных процессов и управления (с. 17).

При этом следует иметь в виду, что конкурентоспособность -не игра с нулевой суммой. Повышение производительности в одной стране создает новый спрос на товары и услуги, который могут удовлетворить предприятия других стран. Развитие инноваций и повышение производительности обеспечивают рост глобального благосостояния. А поскольку глобальная экономика также не явля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.