Научная статья на тему '2013. 04. 033. Кичел У. Век менеджмента. Kiechel W. The management century // Harvard business rev. – Boston, 2012. – Vol. 90, n 11. – p. 63–75'

2013. 04. 033. Кичел У. Век менеджмента. Kiechel W. The management century // Harvard business rev. – Boston, 2012. – Vol. 90, n 11. – p. 63–75 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 033. Кичел У. Век менеджмента. Kiechel W. The management century // Harvard business rev. – Boston, 2012. – Vol. 90, n 11. – p. 63–75»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

2013.04.033. КИЧЕЛ У. ВЕК МЕНЕДЖМЕНТА. KIECHEL W. The management century // Harvard business rev. - Boston, 2012. - Vol. 90, N 11. - P. 63-75.

Возникшая в начале ХХ в. потребность в улучшении практики менеджмента, указывает автор, привела к формированию научного подхода к управлению предприятием. Новая управленческая элита начала изучать производственные операции и психологию работников, рационализировать производство, добиваясь существенного повышения производительности.

После появления в 1911 г. книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» научный подход к менеджменту в значительной мере развивался в русле поиска рационального соотношения между вещественными и человеческими факторами, или значением «людей как производственных единиц» и «людей как людей» (с. 65). Как реакция на доминирование количественных факторов в концепциях Ф. Тейлора, Г. Гантта, Г. Форда, А. Файоля в 1920-1930-е годы развивалась доктрина человеческих отношений. В этот период Э. Мэйо, М.П. Фоллет и Ф. Ротлисбергер показали, что достижение более высокой производительности, безусловно, требует научного подхода с привлечением таких наук, как психология и социология.

В середине ХХ в. изучение проблем менеджмента стало более углубленным и уверенным. Менеджеры пришли к изучению корпораций как социальных институтов и их работников как «носителей знаний». Руководители стали применять принципы стратегического менеджмента, зародившиеся в сфере управления военными действиями.

Применение гуманистических начал в изучении социальных институтов нашло отражение в работах П. Друкера, Д. Макгрегора, Ч. Барнарда, П. Лоуренса и др. П. Друкер видел в корпорации со-

циальный институт, в рамках которого особого внимания требуют возможности каждого участника производственного процесса. Ему принадлежит также идея о реформировании организационных структур ради большей самостоятельности производственных подразделений и большей содержательности труда работников. Д. Мак-грегор, опираясь на гуманистическую психологию А. Маслоу, противопоставил традиционному подходу к управлению человеческими ресурсами на основе подчинения и контроля (теория Х) концепцию, выдвигающую в качестве стимула содержание и организацию труда (теория У). В этот послевоенный период теоретики менеджмента стремились делать упор на «человеческую сторону производства». Они утверждали, что работники будут более производительны, если они пользуются уважением и доверием со стороны менеджмента. Такое «более просвещенное» отношение со стороны менеджмента сочеталось с другими факторами, воздействующими на управление, - демократизацией американского общества, ростом профсоюзного движения, резким увеличением спроса на экономические блага.

П. Друкер заложил основы стратегического подхода к управлению. Он показал, что менеджеры должны не пассивно адаптироваться к окружающей деловой среде и ее колебаниям, а стремиться к ее изменению; они должны систематически исследовать рынки, находить благоприятные возможности для роста, вырабатывать цели и руководствоваться ими в процессе управления. Такой подход был подхвачен затем «Бостонской консалтинговой группой», которая провозгласила выработку корпоративной стратегии в качестве своей миссии и разработала ряд получивших распространение концепций и методов, примененных для анализа затрат, потребителей, конкурентов и т.д.

Нефтяные шоки 1970-х годов и последующие кризисные явления привели к обострению конкуренции, а также отношений между бизнесом, профсоюзами и государством. В 1980-е годы бизнес столкнулся с фундаментальными изменениями и дисбалансами, связанными с глобальной торговлей, развивающимися рынками, стремительным развитием и распространением информационных технологий. В ответ на эти вызовы «думающее руководство» стало на путь эволюции, испытав при этом значительные трудности.

Развитие информационных технологий способствовало появлению более сложных моделей, применяемых в сфере менеджмента. Одновременно возрастание биржевой активности, появление новых финансовых инструментов и возможностей привело к волне слияний и поглощений и одновременно поставило новые задачи перед корпоративным управлением. Главной задачей менеджмента стало обеспечение роста «богатства акционеров» (рыночной капитализации).

Управленческая теория ответила на возникшие потребности новыми подходами. М. Портер углубил понятие стратегии и вооружил менеджмент дополнительными инструментами анализа. Существенно изменилось преподавание в школах бизнеса, включившее такие дисциплины, как человеческое поведение и организационная динамика.

На очередь встала задача широкого распространения новых концепций в управленческом сообществе. Ее решению послужила изданная в 1982 г. книга Т. Питерса и Р. Уотермена «В поисках эффективного управления», в которой авторы подчеркивают значимость комплексного подхода к стратегии, организационной культуры и человеческого фактора для успешного функционирования компании.

Последующие 30 лет характеризуются параллельным развитием двух направлений управленческой мысли - совершенствования методов количественного анализа в управлении прибыльностью и исследования «гуманистической стороны производства». Многочисленные дискуссии, в которых участвовали теоретики и практики менеджмента, развернулись на страницах книг и журналов, в офисах и конференц-залах. Особое внимание привлекли проблемы изучения рынка и конкуренции, а также теория агентских отношений (М. Йенсен), повлиявшая на подходы к мотивации менеджеров, и концепция реинжиниринга (М. Хаммер и Дж. Чампи), опиравшаяся на достижения в области информационной технологии и направленная на решение проблем эффективности.

Возникший некоторый эклектизм отразился в многочисленных публикациях, посвященных проблематике обучающихся организаций (П. Сендж), групповой организации труда, ключевых компетенций (Г. Хэммел и С.К. Прахалад), управлению изменениями (Дж. Коттер) и т.д. Тем не менее обозначились две центральные

темы: лидерство и инновации. Двадцатилетняя эволюция управленческого образования в школах бизнеса привела к отказу от задачи, сформулированной как «обучение менеджеров-универсалов», в пользу задачи «воспитания лидеров». К сожалению, несмотря на целый ряд выдающихся работ, остается недостаточно исследованным важный вопрос об источниках формирования власти и авторитета лидера.

Проблематика инноваций, напротив, не вызвала споров и разногласий. Представители как гуманистической, так и аналитической школ признают критическую значимость инноваций для существования бизнеса в эпоху кардинального ускорения изменений, формирования новых условий конкуренции и появления новых конкурентов. Работы Р. Фостера и К. Кристенсена продемонстрировали всему управленческому сообществу процессы освоения новых технологий и изменения облика целых отраслей. Однако никто еще не смог поставить на поток человеческую креативность. Важнейшая задача, стоящая перед компаниями в XXI в., заключается в раскрытии и стимулировании творческих способностей своих работников.

Управленческая мысль, ставящая целью рост производительности, добилась многих результатов, но век менеджмента не закончен, и далеко не все проблемы решены. Нет наилучшего пути к решению управленческих задач, но всегда возможен поиск лучшего. Проблема, которую еще только предстоит решать, заключается в том, каким должен быть эффективный менеджмент в XXI в., и в глубоком, всеобъемлющем подходе к ее решению.

И.Г. Минервин

2013.04.034. ЗАРЖЕВСКА-БЕЛЯВСКА А. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ZARZEWSKA-BIELAWSKA A. The strategic dilemmas of innovative enterprises: Proposals for high-technology sectors // R a. D management. - Oxford, 2012. - Vol. 42, N 4. - P. 303-314.

Автор (Технологический университет Лодзи, Польша) рассматривает характерные черты и типологию стратегий инновационных предприятий высоких технологий, а также модели формирования стратегий в соответствии с особенностями таких предприятий и перспективные задачи, решаемые ими в сфере на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.