Научная статья на тему '2013.03.038. АРХЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭЛЬЗАСЕ НА СТРАНИЦАХ «CAHIERS ALSACIENS D’ARCHEOLOGIE, D’ART ET D’HISTOIRE». CAHIERS ALSACIENS D’ARCHEOLOGIE, D’ART ET D’HISTOIRE / SOCIéTé POUR LA CONSERVATION DES MONUMENTS HISTORIQUES D’ALSACE. – STRASBOURG, 2011. – N 54. – 220 P'

2013.03.038. АРХЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭЛЬЗАСЕ НА СТРАНИЦАХ «CAHIERS ALSACIENS D’ARCHEOLOGIE, D’ART ET D’HISTOIRE». CAHIERS ALSACIENS D’ARCHEOLOGIE, D’ART ET D’HISTOIRE / SOCIéTé POUR LA CONSERVATION DES MONUMENTS HISTORIQUES D’ALSACE. – STRASBOURG, 2011. – N 54. – 220 P Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ЭЛЬЗАСА / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.03.038. АРХЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭЛЬЗАСЕ НА СТРАНИЦАХ «CAHIERS ALSACIENS D’ARCHEOLOGIE, D’ART ET D’HISTOIRE». CAHIERS ALSACIENS D’ARCHEOLOGIE, D’ART ET D’HISTOIRE / SOCIéTé POUR LA CONSERVATION DES MONUMENTS HISTORIQUES D’ALSACE. – STRASBOURG, 2011. – N 54. – 220 P»

очевидных фактов: экономики, торгового дефицита, импортно-экспортного баланса.

В 2006 г. британский историк Р. Прайс предложил отделить «имперский поворот» от последствий «лингвистического поворота» с его приверженностью к литературоведению, «континентальной теории», постколониальному критицизму. Вместо этого он напомнил, что история империй должна быть основана на архивных данных, строгих аргументах и фактических проблемах, а не на культуре и языке. Р. Прайс предложил использовать традиционный британский подход, использующий аналитические практики, опирающиеся на британские универсалии: свободную торговлю, либерализм, индивидуализм и верховенство закона.

Одним из последствий очередного обновления истории империй, по крайней мере в Великобритании, стал «архивный поворот», как его назвала Д. Гош. Дело в том, что в последние десятилетия у историков заметно уменьшился интерес к трудоемкой и скрупулезной работе в архивах. Но с 2000-х годов некоторые британские историки призвали коллег больше работать в архивах и активнее применять архивные материалы. Причем речь идет не только о британских архивах, но и о ресурсах стран, бывших прежде британскими колониями. «Архивный поворот» подразумевает работу с источниками и материалами в новом духе междисциплинарного взаимодействия, учитывая достижения «культурного» и «лингвистического поворотов» (например, стратегия «теоретизирования о текстах»), гендерной истории и постколониальных исследований.

Ю.В. Дунаева

2013.03.038. АРХЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ЭЛЬЗАСЕ НА СТРАНИЦАХ «CAHIERS ALSACIENS D'ARCHEOLOGIE, D'ART ET D'HISTOIRE». Cahiers Alsaciens d'archeologie, d'art et d'histoire / Société pour la conservation des monuments historiques d'Alsace. - Strasbourg, 2011. -N 54. - 220 p.

Ключевые слова: Общество по сохранению исторических памятников Эльзаса; археологические исследования; охрана памятников.

54-й том «Эльзасских тетрадей по археологии, искусству и истории», вышедший в 2011 г., позволяет достаточно полно пред-

ставить организацию деятельности местного Общества по сохранению исторических памятников Эльзаса. Немалую роль в ней играют и археологические исследования. Даже в рамках одного тома представлены различные их разновидности: раскопки, проводимые с чисто научными целями; исследования на месте будущего строительства; раскопки как один из элементов комплексного исследования прошлого определенной местности или поселения. Хронологический диапазон исследований также достаточно широк: собственно археологические работы охватывают эпохи от верхнего палеолита до позднего Средневековья; прочие исследования затрагивают и проблематику Х1Х-ХХ вв. В данном реферате будут освещены прежде всего публикации, посвященные археологическим исследованиям.

Открывает книгу работа Р. Ангевина «Верхний палеолит в Эльзасе: Состояние вопроса». Автор старается обобщить все известные сведения об этой эпохе в данном регионе, сопоставляя их с картиной верхнего палеолита Европы в целом. Это сопоставление необходимо, так как сам по себе эльзасский материал немногочислен и чаще всего происходит или из случайных сборов, или из старых раскопок, где отбирались для хранения и публикации далеко не все обнаруженные находки. Поэтому только широкий исторический фон может служить пояснением к местным находкам. Автор рассматривает пять сменяющих друг друга «технокомплексов» (с. 7) эпохи верхнего палеолита (ориньякский, граветтский, солют-рейский, бадегульский, мадленский) - как в целом, так и в связи с тем, насколько они представлены на территории Эльзаса. Помимо приемов обработки камня используются и иные методы датирования, к примеру, изотопный, основанный на зависимости содержания в образцах почвы изотопов кислорода от изменения ее средних температур. Рассмотрение всех периодов и эпизодов верхнего палеолита показывает, что территория Эльзаса уже в это время нередко являлась пограничной и периферийной зоной более крупных областей, «пространством контактов» (с. 15).

Публикация А. Денэра посвящена памятнику рёссенской культуры, открытому в 1995 г. в результате раскопок на месте будущего строительства. Работы проводились в одном из исторических кварталов Страсбурга (Кенигсхоффен), где в радиусе 500 метров от рассматриваемого памятника «Улица Капуцинов П-3 F» на-

ходятся еще по крайней мере два объекта, относящихся приблизительно к тому же времени; возможно, они относятся к одному поселению. Основной материал на раскопанной территории датируется галло-римским временем; в данной публикации рассматриваются находки из нижнего, наиболее древнего культурного слоя. Рёссенская культура относится к среднему неолиту (4750-4600 гг. до н.э. по датировке автора). В слое, потревоженном фундаментом мавзолея римского времени, удалось обнаружить яму неправильной формы; находки составляют примерно полтора десятка фрагментов рёссенской керамики. Важность этой находки в том, что «находки новых памятников Рёссена остаются редкостью... в Эльзасе...» (с. 21), несмотря на увеличение их количества за счет раскопок последних лет. Кроме того, анализ найденной керамики предоставляет новые данные о взаимодействии в рамках культуры «двух стилистических компонентов» (там же), северного и южного, однако большую ясность в вопрос об их взаимодействиях должны внести дальнейшие исследования памятников этого времени.

Публикация коллектива авторов (П.-Л. Дефран, Г. Аликс, Р.-М. Арбогас, М. Шатле) посвящена комплексу, состоящему из погребений и клада эпохи неолита, обнаруженных в Марленайме (департамент Нижний Рейн) в могильнике «In der Hofstatt». В него входят три круглых в плане ямы с захоронениями, из которых подробно рассмотрены два погребения. Оба они коллективные. Погребение St. 109 включает скелет взрослого в скорченной позе, расположенные выше скелеты двух детей двух-трех лет, и отдельные фрагменты скелета еще одного взрослого (череп, рука в анатомическом порядке). St. 650 представляет собой погребения двух взрослых, совершенные «в два этажа», причем оба скелета - неполные, а анатомический порядок костей нарушен; вероятно, до захоронения тела умерших находились какое-то время на открытом пространстве (с. 33). Эти захоронения дают ценную информацию о погребальных практиках в эпоху неолита; в рассматриваемом регионе обнаружены и другие похожие погребения. Не менее интересен и «клад» («структура 166»): в одной из стенок округлой ямы, в остальном пустой, была обнаружена ниша, где находился скелет поросенка и пять целых керамических сосудов. Феномен «кладов» известен в неолите, но для долины Рейна этот пример уникален. Авторы полагают, что некоторые из «кладов», найденные в преде-

лах некрополей, могут относиться к «поминальному ритуалу или приношениям умершим» (с. 41), но подчеркивают, что речь идет лишь о гипотезе.

Статья К. Фелю (при участии И. Бонавентюра) посвящена археологии раннего железного века. Она написана по итогам четырехлетних раскопок укрепления Хейденштат, относящегося к ла-тенской культуре. Площадка, на которой располагалось укрепление, достаточно защищена уже благодаря гористому рельефу местности. Вал и ров ограничивают его только с двух противоположных сторон. Раскопки, начатые у западной границы укрепления, позволили выявить структуру оборонительного сооружения: внешняя сторона вала была укреплена несколькими рядами положенных горизонтально обработанных каменных плит. Равные промежутки между рядами плит позволяют предположить, что первоначально их скрепляли деревянные конструкции. Часть вала, непосредственно примыкающая к внешней стороне, представляла собой смесь глинистого песка и некрупных камней. Основной объем вала был земляным, дальний его край был также укреплен фрагментами камня. Были также исследованы въездные проемы и находящийся перед валом ров. Эти исследования позволяют практически полностью реконструировать систему укреплений латенского городища.

В то же время при раскопках внутри укрепления были найдены только фрагменты керамики. Не было обнаружено ни одного жилища. Этот факт не находит пока точного объяснения; неординарным обстоятельством считает К. Фелю и то, что всего в 5 км от Хейденштата расположено другое латенское городище-оппидум (Fossé des Pandours). Возможно, более точная датировка двух поселений позволит выяснить, не существовали ли они последовательно. Кроме того, отсутствие следов обитания в Хеденштате может быть связано, по мнению автора, с изменениями, произошедшими на этой территории в I в. до н.э., в эпоху римских завоеваний, когда регион «теряет свое центральное положение... чтобы оказаться на восточной границе средиземноморских земель» (с. 61). При таких изменениях, полагает К. Фелю, практически законченное укрепление могло быть оставлено, так и не став обитаемым.

Еще три исследования посвящены сюжетам, включающим в себя события от Средневековья до Новейшего времени.

Коллектив авторов (Ж.-М. Ле Минор, М. Матт, П. Кёлер) посвятил свое исследование реликвиям, связанным с именем Этихона (ЕйсИо, ум. ок. 700 г.), франкского герцога, которому приписывается основание монастыря Сент-Одиль. Первой настоятельницей монастыря была его дочь, св. Одилия. Сам Этихон не был канонизирован; тем не менее существовало почитание связанных с ним реликвий. Авторы рассматривают их судьбы и современное состояние. Саркофаг, традиционно считающийся местом погребения Этихона, и каменный рельеф с его изображением находятся в монастыре Сент-Одиль. Саркофаг, как считается, изготовлен позже первоначального погребения, разные исследователи датируют его в интервале 1Х-Х11 вв. Изображение Этихона вместе с дочерью пострадало во время Французской революции, его лицо было почти целиком сбито. Исходя из современного состояния рельефа, некоторые исследователи высказывали предположение, что изображенный в короне и с двумя косами персонаж был вовсе не мужчиной, а женщиной; изображение трактовалось при этом как св. Одилия перед Богоматерью. Однако авторы статьи приводят гравюры, созданные и опубликованные до повреждения рельефа (с. 66); на них изображен мужчина с усами и бородой.

Сами останки Этихона считались утерянными. Авторы статьи проанализировали данные о ремонтных работах в монастыре, в результате чего смогли обнаружить кости, замурованные в промежутке между саркофагом и стеной часовни. Авторы считают необходимым продолжить исследования, в частности провести генетический анализ обнаруженных костей, а также гипотетических останков родственников Этихона: его дочери, св. Одилии, и двух внучек, также канонизированных, отдельные кости из захоронений которых сохранились в монастырях на территории Эльзаса.

Два исследования посвящены сельским поселениям, существовавшим в Эльзасе со времен Средневековья. Одно из них прекратило свое существование в ХУШ в., другое существует до сих пор.

Исследование Б. Доттори посвящено истории и археологии ныне исчезнувшей деревни Эльберсфорст (департамент Нижний Рейн). Первое упоминание деревни в документах относится к 1284 г.; поселение на этом месте существовало до ХУШ в., переживая периоды частичного упадка и запустения. Автор связывает их с достаточно поздним возникновением деревни в ходе аграрной колони-

зации, на менее плодородных землях (с. 87). Раскопки были прежде всего сосредоточены на месте бывшей часовни (разрушена в 1942 г.), построенной, в свою очередь, на месте деревенской церкви. Исследования выявили фундаменты четырех сменявших друг друга сооружений, древнейшее из которых может датироваться Х1-Х11 вв.

Кроме того, проводились исследования природной среды в окрестностях Эльберсфорста: состава лесов, почв. Были выявлены границы пахотной земли, отмеченные каменными знаками или рвами, а также несколько древних дорог, возникновение которых можно отнести к XV в.

Изучение поселения, существовавшего в позднем Средневековье, как отмечает автор, уникально для Эльзаса, поскольку большинство таких поселений существуют до сих пор, и проводить там масштабные раскопки невозможно.

Л. Адонет и Ж.-Ф. Диссурд, члены группы «Наследие и история Шатенуа», созданной в 1995 г., посвятили свою статью истории возникновения группы и методам ее работы по восстановлению истории и охране исторического наследия деревни Шатенуа. Важное место в деятельности группы занимает работа с архивными документами, которая позволила установить владельцев 90% домов и состав их семей начиная с 1600 г. Исследование кадастров выявило большую степень преемственности в современной схеме застройки Шатенуа: «Дома занимают сегодня в 90% [случаев] те же места, что и в XVII в.» (с. 169).

Группа руководит несколькими реставрационными проектами, наиболее крупным и долгосрочным среди них являются работы по укреплению и восстановлению стен Шатенуа. Проводятся также археологические исследования. В 2008-2009 гг., когда после обрушения стены кладбища обнаружились находящиеся ниже остатки старых стен, были проведены раскопки, открывшие дом, построенный в XIII в. Поскольку в XV-XVI вв. дом сгорел, здесь было найдено большое количество утвари: металлических предметов и керамики.

Ряд статей посвящен темам, относящимся скорее к истории искусства или к охране памятников старины. Так, два исследования касаются зданий XVIII-XIX вв. в Страсбурге: театра (и различных нереализованных проектов его постройки) и астрономической обсерватории. Два других исследования посвящены персоналиям:

канонику Александру Штраубу (1825-1891), коллекционеру церковного искусства и основателю музеев в Страсбурге, и Эжену Брауну (1867-1955), инженеру и ювелиру, возрождавшему средневековые традиции религиозного искусства.

Наконец, завершают этот выпуск «Эльзасских тетрадей по археологии, искусству и истории» материалы, относящиеся к текущей деятельности Общества по охране исторических памятников Эльзаса: отчеты о конкретных мероприятиях в департаментах Верхний и Нижний Рейн и о наблюдениях за ранее реставрированными объектами.

Ек.Ю. Лебедева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.