Научная статья на тему '2013. 03. 031. Парамор К. Национализация конфуцианства: академия, экзамены и бюрократическое управление в конце эпохи Токугава. Paramore K. The nationalization of Confucianism: Аcademism, examenations, and bureaucratic governance in late Tokugawa State // J. of Japanese studies. – Wash. , 2012. – vol. 38, n 1. – p. 25–53'

2013. 03. 031. Парамор К. Национализация конфуцианства: академия, экзамены и бюрократическое управление в конце эпохи Токугава. Paramore K. The nationalization of Confucianism: Аcademism, examenations, and bureaucratic governance in late Tokugawa State // J. of Japanese studies. – Wash. , 2012. – vol. 38, n 1. – p. 25–53 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новикова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 031. Парамор К. Национализация конфуцианства: академия, экзамены и бюрократическое управление в конце эпохи Токугава. Paramore K. The nationalization of Confucianism: Аcademism, examenations, and bureaucratic governance in late Tokugawa State // J. of Japanese studies. – Wash. , 2012. – vol. 38, n 1. – p. 25–53»

был вопрос создания сил обороны. Примечательно, что после этих кампаний вопрос о воссоздании армии больше никогда не стоял так остро. Тогда же был выбран термин для вооруженных сил - «силы самообороны», который должен был примирить с пацифистами. Новым стало то, что приходилось учитывать мнение женской части электората, которая впервые была представлена на выборах и в большинстве была настроена против войны. Благодаря курсу, получившему впоследствии имя Ёсида, Либерально-демократическая партия получила подавляющее большинство голосов. В то же время бывшему премьеру Асида пришлось уйти с поста главы партии Кайсинто, поскольку ее поражение на выборах члены партии относили на счет милитаристской риторики лидера. После кампании 1953 г. и окончания Корейской войны вопрос о вооружении больше не поднимался в общественных дискуссиях и фактически стал обсуждаться без привлечения общественности.

А.А. Новикова

2013.03.031. ПАРАМОР К. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНФУЦИАНСТВА: АКАДЕМИЯ, ЭКЗАМЕНЫ И БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОНЦЕ ЭПОХИ ТОКУГАВА. PARAMORE K. The nationalization of Confucianism: Аcademism, examenations, and bureaucratic governance in late Tokugawa state // J. of Japanese studies. - Wash., 2012. - Vol. 38, N 1. - P. 25-53.

Кири Парамор (Лейденский университет, Нидерланды) исследует одно из направлений реформ эры Кансэй (1787-1793): привлечение конфуцианских ученых для решения бюрократических задач.

Распространено представление о том, что период Токугава (1603-1867) в целом стал эпохой расцвета конфуцианства в Японии. Однако привлечение ученых для решения задач бюрократического аппарата началось только с 1790-х годов, когда в центральный аппарат сегуната была интегрирована академия Хаяси Радзан (Сёхэйдза кагакумондзе), основанная в XVII в. в Эдо. Решение было продиктовано желанием усилить государственную машину и сделать ее способной эффективно реагировать, в первую очередь, на внешние угрозы. Подход нового поколения ученых к международной обстановке оказался значительно агрессивнее, чем у их предшественников.

В 1798 г. Мацудайра Саданобу в целях правительственного контроля над академией Хаяси назначил туда в качестве преподавателей несколько ученых-конфуцианцев: Сибано Рицудзан (1736— 1807); Бито Дзисю (1747-1813) и Кога Сэйри (1750-1817). Все они происходили из частных академий в Осака и Киото и уже успели опробовать на практике ряд идей по улучшению бюрократического аппарата в нескольких княжествах. Подчинив академию этим ученым, Мацудайра способствовал тому, что она стала оказывать влияние на назначения в центральном аппарате через систему экзаменов. Назначенцы получили прозвище «кансэйские профессора» и проводили общий курс реформ на «бюрократизацию, интеллектуализацию и интернационализацию центрального аппарата» (с. 26).

Государственная модель Цинского Китая, на которую ориентировалась Япония в период Токугава, номинально основывалась на бюрократическом управлении, в центре которого стоял император, и лишь частично подходила Японии. Мыслители старших поколений, такие как Огю Сорай и его последователи, идеализировали феодальный порядок, утверждая, что именно он основан на принципах сыновней почтительности и личной лояльности вассалов, провозглашенных Конфуцием. Феодализм, таким образом, имел гуманный характер, поскольку был основан на личных отношениях властителя и подданного.

«Кансэйские профессора» были выходцами из осакских интеллектуальных кругов, которые критиковали школу «древнего канона» (или «древней науки») Огю Сорай и выступали с позиций неоконфуцианства. Школа Сорай, в их представлении, скатилась до бессмысленных интеллектуальных развлечений и эскапизма. Кога, в частности, призывал к тому, чтобы все тексты школы Сорай были исключены из экзаменационных программ. В то же время эти ученые позитивно воспринимали другие конфуцианские течения, находились под большим влиянием Ван Янмина и его японских последователей, например Кумадзава Бандзан.

Одной из центральных идей «кансэйских профессоров» было открыть доступ к принятию ключевых решений более широкому кругу людей. Кога Сэйри и Сибано Рицудзан рекомендовали сделать бюрократический аппарат более профессиональным и обосновывали эту мысль в своих основных сочинениях - Рицудзандзё: сё («Записка Рицудзана») и Дзюдзикай («Разъяснения по поводу

10 пунктов»). По мнению Кога, современный государственный аппарат слишком сложен для того, чтобы им мог управлять один человек. Требуется постоянный обмен информацией между людьми, сведущими в конкретных вопросах и подготовленными специально для работы в такой системе. Специалисты по узким вопросам при этом должны иметь доступ к лидеру для консультаций, что должно стать основой для будущих реформ.

В своих сочинениях Сибано сравнивал правителя с лодкой, а народ с водой: вода может поддерживать лодку, но может и перевернуть ее (метафора заимствована из хроники «Хоу Ханьшу»). Правитель, таким образом, должен опираться на широкие слои народа. Кога также отмечал, что недостатком японской системы управления является то, что настроения народа не доходят до правителя.

Подход «кансэйских профессоров» к экзаменационной системе был новаторским, хотя сама идея экзаменов была не нова: в XVIII в. такие ученые, как Дадзай Сюндай, предлагали ввести систему, основанную на знании классических сочинений. «Кансэйские профессора» осуждали такой подход и систему цинских экзаменов в целом, утверждая, что она оторвана от практики. Сибано предлагал сделать из назначений систему поощрений и наказаний за прохождение испытания в конкретной практической дисциплине.

Способ, которым самурай должен исполнять свой вассальный долг, был в центре внимания мыслителей эпохи Токугава. Даже такие мыслители, как Ямага Соко, делавшие акцент на военной составляющей долга самурая по отношению к господину, писали о том, что наряду с военными искусствами самурай должен практиковать и «путь культуры», неустанно повышая свой интеллектуальный уровень. В середине периода эту мысль развивали Кумад-зава Бандзан, Накаэ Тодзю и Каибара Экикэн.

В самом Цинском Китае наибольшим недостатком бюрократической системы было несоответствие между количеством людей, успешно прошедших испытания, и количеством вакансий, и правительство различными мерами пыталось контролировать количество получавших ранг. В Японии периода Токугава аналогичные ранги отсутствовали в бюрократическом аппарате сегуната, назначение на должность чаще всего было фактически наследственным либо завязанным на семейные связи. Кога писал, что подобные назначе-

ния демонстрируют слабость воли правителя. Люди, обладающие наследственной должностью, как правило, небрежны в исполнении обязанностей, тогда как достойные не могут быть привлечены к управлению, не обладая соответствующим статусом. Он рекомендовал назначать на должности, исходя из реальных нужд управления, сокращая и расширяя, в зависимости от необходимости, штат. Парамор отмечает, что для общества, основанного на наследственном статусе, это было радикальным предложением.

В академии Кога и Сибано ввели систему экзаменов, результаты которых значительно влияли на назначения в центральный аппарат сегуната. Однако возможность участия в экзамене была тесно связана с наследственным статусом. Принцип отказа от опоры на классические тексты также был неполным: по правилам академии все аргументы в дискуссиях должны были подкрепляться соответствующими цитатами.

Влияние ученых на назначения в аппарат бакуфу через систему экзаменов все возрастало. Начиная 1790-х годов те кандидаты, которые получали высшие оценки во время экзаменов, делали карьеру намного быстрее, чем те, которые ожидали назначения на наследственную должность (количество кандидатов, претендующих на должность по наследству, превышало количество должностей). Однако результаты экзаменов влияли только на скорость продвижения по карьерной лестнице, назначение же происходило в любом случае в ведомство, предусмотренное для кандидата его наследственным статусом. Исключением из этого правила явился Ота Нампо (1749-1823), получивший высший балл на экзаменах и назначенный, как и его отец, в гвардию, но перешедший вскоре в другие, более престижные бюрократические ведомства, получив в них повышение по службе. Те кандидаты, которые получали три высшие оценки на экзамене, быстрее продвигались по службе, а две высшие - практически автоматически зачислялись в штат.

Главное внимание на экзаменах уделялось военным и экономическим навыкам и способностям к гражданскому управлению. Включено даже было чтение голландских текстов. «Кансэйские профессора», являясь представителями классической конфуцианской школы, в то же время активно выступали за заимствование иностранных знаний, которыми с некоторым опозданием заинтересовался бакуфу. В 1856 г. было основано Бансёсирабэсё - ведомст-

во по изучению «варварских» документов, с деятельностью которого связаны начальные этапы карьеры многих мыслителей и политиков Мэйдзи.

Еще до начала работы в академии Хаяси Кога Сэйри в 1778 г. сочинил трактат «Кёкурондзидзифу: дзи» («Секретная докладная о неотложных делах государства»), в котором он предупреждал об угрозе военного вторжения, в первую очередь со стороны России, и предлагал заимствовать западную технику, чтобы с ее помощью обороняться от «варваров».

Трактат получил известность, в нем прослеживаются идеи внешней экспансии с целью освоения Хоккайдо, Курильских островов и Сахалина. При этом идеи внешней политики находят определенное сходство с идеологией Цинской империи времени ее становления и расширения границ. Сын Кога, Тоан, возглавил впоследствии академию Хаяси и одновременно был одним из ведущих авторов сочинений о «береговой обороне»1, а внук - первым директором Бансёсирабэсё и ведущим исследователем «голландской» науки.

А.А. Новикова

2013.03.032. ЛИ ЧЖИТИН. ВОЗВЫШЕНИЕ МАНЬЧЖУРОВ И ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

ЛИ ЧЖИТИН. Циндай мань (чжоу) цзу дэ цзюйцзи юй чжунго шэхуй дэ бяньцзянь // Ляонин дасюэ сюэбао. - Шэньян, 2012. -№ 5. - С. 1-12. - Кит. яз.

Автор, научный сотрудник Института истории Цзилиньской АОН (г. Чанчунь пров. Цзилинь), пишет, что в истории Китая маньчжуры занимают особое место. Маньчжурская династия Цин (1644-1911) правила в Китае 268 лет, распоряжалась исторической судьбой Китая, оказала решающее влияние на развитие китайского общества.

Вопрос о том, как осознать и оценить место маньчжуров в истории Китая, до сих пор остается серьезной проблемой, имеющей важное значение не только для научных исследований, но и для нового этапа межнациональных отношений в Китае.

1 Серия трактатов конца периода Токугава, посвященных внешней угрозе. -Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.