Научная статья на тему '2013. 03. 004. Питерс М. Э. Биоинформационный капитализм. Peters M. A. bioinformational capitalism // Thesis eleven. – L. , 2012. – Vol. 110, n 98 – p. 98–111'

2013. 03. 004. Питерс М. Э. Биоинформационный капитализм. Peters M. A. bioinformational capitalism // Thesis eleven. – L. , 2012. – Vol. 110, n 98 – p. 98–111 Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОИНФОРМАТИКА / БИОЛОГИЯ – ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИОТЕХНОЛОГИИ / ГЕНЕТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ – ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 004. Питерс М. Э. Биоинформационный капитализм. Peters M. A. bioinformational capitalism // Thesis eleven. – L. , 2012. – Vol. 110, n 98 – p. 98–111»

2013.03.004. ПИТЕРС М.Э. БИОИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛИЗМ.

PETERS M.A. Bioinformational capitalism // Thesis eleven. - L., 2012. -Vol. 110, N 98 - P. 98-111.

Современный капитализм далеко не исчерпал возможностей своего развития и по-прежнему обладает немалым потенциалом к самообновлению. И если еще не так давно наиболее актуальной темой при обсуждении его перспектив была проблематика информационного общества и общества знания, то теперь на повестке дня стоит стадия глобального биоинформационного капитализма. В своей статье Майкл Питерс (Университет Вайкато, г. Гамильтон, Новая Зеландия) раскрывает пути и формы взаимодействия между информатикой и биологией, которое все в большей степени определяет особенности капиталистической формации на современном этапе.

Биоинформационная форма продолжает историческое развитие капитализма с последовательно сменявшими друг друга приоритетами меркантилизма, промышленной экспансии и знания. На новой стадии основные инвестиции направляются в создание биокапитала, а наиболее перспективным направлением технологического развития являются биотехнологии.

Взаимодействуя, биологическая наука и информатика создают новый код самоорганизации и самовоспроизводства современного капиталистического общества, постепенно преобразовывая его социально-экономическую жизнь. Биотехнологические инновации становятся средством, с помощью которого осуществляется контроль и изменение материальной основы жизни, что открывает возможность для самообновления капиталистической формации.

Термины «биокапитализм» и «геномный капитализм» возникли в связи с достижениями новой генетической революции, олицетворяемой успехом проекта по расшифровке генома человека. Первыми вехами «геномного капитализма» стало открытие в 1953 г. Дж. Уотсоном и Ф. Криком молекулярной структуры ДНК, за которым на протяжении следующих десятилетий последовал еще ряд открытий в этой области, легших в основу дальнейшего развития генной терапии человека.

Так, в 1970-е годы в области репродуктивных технологий был совершен переход от фертилизации in vitro к хранению замо-

роженных человеческих эмбрионов и начались многочисленные эксперименты в области клонирования и создания генетически модифицированных продуктов. В 1993 г. впервые клонировали человеческий эмбрион. В 1990-2003 гг. был осуществлен проект по расшифровке генома человека. В 2000-2007 гг. К. Вентер составил карту человеческого генома. В 2000-е годы были также осуществлены проекты по картированию генома некоторых видов растений и сельскохозяйственных культур.

Все эти открытия были бы невозможны без компьютерной обработки огромного количества исследовательской информации и использования вычислительных возможностей суперкомпьютеров. В «цифровизацию» современной биологической науки важный вклад внес американский генетик Крейг Вентер, исследовательская и научно-организаторская деятельность которого в немалой степени способствовала слиянию биологии и информатики. Во многом благодаря его усилиям были объединены геномная биология и биоинформатика и, как следствие этого, осуществлен переход к синтезу искусственной жизни на основе достижений новой «оцифрованной» биологической науки.

В 1992 г. Вентер основал Институт геномных исследований (Institute for Genomic Research), который ныне является частью Института Крейга Вентера (создан в 2006 г.), в качестве некоммерческой исследовательской организации. В институте осуществляются исследования в области медицины человеческого генома, инфекционных заболеваний, изучения генома растений, микробной и энвайронменталистской геномики, синтетической биологии и биологической энергии, биоинформатики, а также инженерии программного обеспечения (software engineering). Ряд результатов, полученных в области синтетической биологии, вызвали значительный интерес в медицинских и широких социальных кругах. Так, синтез генома 1.08-Mbp - Mycoplasma mycoides JCVI-syn 1.0 означал полностью контролируемое синтезирование искусственной структуры ДНК, что стало продолжением «цифровизации» биологической науки, начатой несколько десятилетий тому назад [с. 100].

Таким образом, создание новой искусственной жизни было бы невозможно без предшествующего этапа накопления и компьютерной обработки огромных объемов оцифрованной геномной информации. Этот грандиозный научный успех мог быть получен

только на основе новой вычислительной и экспериментальной парадигмы, начало которой было положено благодаря гигантской предшествующей работе по оцифровке структуры ДНК с помощью использования суперкомпьютеров.

Сложившийся на основе этой парадигмы синтетический геномный дизайн является молодой научной дисциплиной, которая начала развиваться по-настоящему, только после середины 1990-х годов. Создание искусственной клетки, названной Синтия (8уйЫа), простейшей синтетической бактерии (2010), способной к размножению, стало провозвестником прихода биосинтетического мира, основанного на «новой биологии» с ее огромным потенциалом для трансформации всех аспектов экономики и жизни общества в целом.

Использование результатов исследований, полученных в синтетической биологии, создало значительные преимущества для инновационного развития медицины, экологического менеджмента и продвижения «зеленой» экономики. Небольшие и децентрализованные «зеленые» технологии могут вскоре сменить большинство существующих ныне химических производств, а добывающие и производящие отрасли промышленности постепенно становятся частью новой экономической системы, основанной на проектировании новых видов микробов и растений в соответствии с возникающими потребностями [с. 102]. Вместе с тем, замечает Питерс, не надо забывать и о том, что достижения «новой биологии» открывают возможности и для использования биотехнологий в целях создания биологического оружия и биотерроризма, и тем самым неизбежно ставят ученых перед новыми этическими проблемами [с. 102].

Создание Синтии, полученной в лаборатории как самая длинная искусственно спроектированная химическая структура ДНК в результате компьютерной переработки больших массивов информации, с точки зрения привычных концептуальных эволюционных представлений, по сути, означает создание нового вида. Появление контролируемой человеком модели биологической эволюции, когда новый вид создается как цифровой код на основе модели открытого доступа, ведет к выходу за рамки прежней редукционистской молекулярной биологии и дарвиновской парадигмы вертикальной эволюции. Возникает освобожденная от редукционизма и детерминизма биология, опирающаяся на новую модель

горизонтального переноса генов. Теория культурной эволюции сменяет дарвинизм как следствие того, что способы совместного использования информации на основе открытого кода теперь распространились из сферы программного обеспечения на область генетического проектирования. Биология все в большей степени превращается в современную «большую» науку, использующую огромное количество данных. Собранные на веб-сервисах, организующих и индексирующих биологическую информацию, они составляют масштабные электронные архивы, превратившиеся в неотъемлемую часть «новой большой биологии» [с. 104].

В результате в Интернете уже сформировался и продолжает развиваться значительный «биологический» сегмент, где пользователи поисковых машин будут находить всю необходимую информацию в многочисленных экспертных системах и электронных документах, автоматически заполняющихся данными и связанных ссылками с результатами поиска из онлайновых библиотек.

Необходимость работы с огромными массивами данных, установление между ними связей, картирование и обеспечение доступа к ним как обязательная часть работы исследователя порождают потребность в новом типе специалистов, в профессиональной деятельности которых должны соединиться биология и информатика. Для таких специалистов обязательным является владение навыками работы в такой перспективной и обещающей новые открытия междисциплинарной области, какой теперь становится биология. Частью их профессионального багажа должно быть умение использовать новые аналитические средства и визуальные инструменты работы с данными, предлагаемые биоинформатикой [с. 104].

Сам термин «биоинформатика» был предложен в 1978 г. и сначала использовался для изучения информационных процессов в биотических системах, особенно в геномике. Далее техники, объединяемые этим названием, использовались в различных прикладных и теоретических геномных исследованиях, в том числе фармацевтических. В настоящее время под биоинформатикой понимается применение компьютерной науки и ИКТ в форме суперкомпьютинга к области биологии с целью исследования биологических процессов посредством ряда техник, включая распознавание обра-

зов, интеллектуальный анализ данных, алгоритмы машинного обучения и методы визуализации [с. 104].

В настоящее время одной из главных задач биоинформатики является создание и продвижение баз данных, алгоритмов, компьютерных и статистических техник и теоретических разработок, предназначенных для разрешения формальных и практических проблем менеджмента и анализа биологических данных [с. 104]. Одной из важных вех в ее развитии стало использование программных средств, основанных на модели открытого источника, для инкубации новых идей и развития новых алгоритмов анализа результатов биологических исследований [там же].

Говоря о взаимодействии биологии и информатики, нельзя забывать и о том влиянии, которое биология оказала на развитие компьютеров; в частности, речь идет о молекулярной электронике и создании молекулярных компьютеров, использующих вычислительные возможности молекул (преимущественно, органических). Такие компьютеры копируют внутренние механизмы человеческого мозга, которые позволяют ему обрабатывать информацию так, как это не может сделать компьютер с кремниевыми чипами [с. 105].

Автор статьи подчеркивает, что будущее систем обработки информации будет связано именно с использованием органических биологических закономерностей [с. 105]. Сетевые интеллектуальные системы будут действовать подобно живым системным структурам, т. е. более независимо, гибко, автономно, проявляя такие качества, как способность к самоорганизации, самовосстановлению, самоконфигурации, самозащите, пониманию контекста [с. 105]. Будучи основанными на закономерностях такого типа, молекулярные компьютеры открывают путь к огромным возможностям увеличения эффективности обработки информации.

Вступив в стадию «информатизации», биология изменилась качественно, превратившись в «новую большую биологию», основанную на иных эволюционных представлениях и ставшую основным источником обновления капиталистической формации на стадии биоинформационного капитализма. Биотехнологии, основанные на использовании клеточных и биомолекулярных процессов для создания продуктов, биоэкономика, молекулярная биомедицина,

геномная промышленность составляют в развитых странах, и особенно в США, все более расширяющийся экономический сегмент.

В заключение Питерс дает краткую характеристику ряда философских, социальных, политэкономических и этических проблем, связанных с развитием новой биологии, органических форм вычислительной техники и биоинформационной реальности в целом. Так, например, считает он, столь популярной и востребованной в научной фантастике теме постчеловеческого будущего, где не будет четкого различия между человеком и машиной (киборгом), «реальной» и виртуальной реальностью, с ее технологическим утопизмом, пока еще не уделено достаточно внимания в современных социальных науках [с. 108]. Такими же важными направлениями исследования являются вопросы интеллектуальной собственности и политической экономии знания в условиях биоинформационного капитализма [с. 109].

Автор подчеркивает, что развитие концепта «биоинформационный капитализм» позволяет привлечь внимание исследователей и общественности к эмерджентной форме капитализма, способного к обновлению на основе преобразования своего собственного материального базиса и самопрограммирования.

М.Е. Соколова

2013.03.005. РОБЕРТС Д. ОТ КУЛЬТУРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ КАПИТАЛИЗМА К ТВОРЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОВОМ ДУХЕ ИСКУССТВА И КАПИТАЛИЗМА. ROBERTS D. From the cultural contradictions of capitalism to the creative economy: Reflections on the new spirit of art and capitalism // Thesis eleven. - L., 2012. - Vol. 110, N 1. - P. 83-97.

Дэвид Робертс (Университет Монаша, г. Клейтон, Австралия) полагает, что география современной богемы подтверждает предположение Ричарда Флориды о возникновении нового креативного класса в США1. В больших городах США высокий уровень высокотехнологичной индустрии коррелирует с высокой концентрацией интеллектуальной творческой элиты, которую автор называет богемой. Однако при этом он утверждает, что современная богема отличается от богемной контркультуры художников и ин-

1 Florida R. The rise of the creative class. - N.Y.: Basic books, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.