Вместе с тем одним из основных недостатков российской бюджетной системы остается недостаточность средств, направляемых на финансирование инфраструктуры и человеческого капитала. По сравнению со средними показателями по ОЭСР Россия расходует меньше на образование (1,5-2,0% ВВП), здравоохранение (34% ВВП), защиту окружающей среды (0,5-1% ВВП) и инфраструктуры (2-3% ВВП) (с. 12).
Зависимость России от цен на нефть, обеспечивающей две трети российского экспорта и половину доходов государства, является среднесрочным риском. Валютные операции представляют единственный инструмент валютного контроля со стороны ЦБ. С учетом тенденций государственных расходов и инвестиций государственный бюджет и платежный баланс могут быть бездефицитными только при продолжении роста цен на нефть.
По оценкам экспертов, при росте цены нефти на 2% в год дефицит федерального бюджета может достигнуть 10% ВВП к 2025 г., если налоговая нагрузка и экономический рост останутся на сегодняшнем уровне и если правительство профинансирует все предусмотренные на ближайшие 5-7 лет программы. Конечно, бюджетные проблемы не требуют принятия немедленных мер со стороны властей. Тем не менее выявленные тенденции неизбежно приведут к усилению экономической нестабильности по время президентства В. Путина. У В. Путина нет легких решений, поскольку ему трудно будет согласиться и с ростом налогов, и со снижением расходов. Но если он не сделает выбора, макроэкономическая стабильность, бывшая «фабричной маркой» России последние 10 лет, будет поставлена под угрозу.
И.Ю. Жилина
2013.02.055. НЕОБХОДИМОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ДОКЛАД ВСЕМИРНОГО БАНКА. Reinvigorating the economy // The World bank in Russia. Russian economic report. - Wash., 2012. - N 28. - Mode of access: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentS erver/WDSP/IB/201 2/10/10/000333038_20121010010923/Rendered/PDF/731210NWP0Rus s0sed0100901200ENGLISH.pdf
По мнению специалистов Всемирного банка, темпы экономического роста в России в первой половине 2012 г. (4,5% в годо-
вом исчислении, что больше, чем до кризиса), по всей вероятности, превысили потенциальную величину роста. Инфляция, кредитная экспансия и напряженность на рынке труда - все это сигналы перегрева экономики. Впервые со времени глобального финансового кризиса темпы роста в России опередили соответствующие показатели других развивающихся стран Европы. Однако во второй половине года ситуация изменилась - темпы роста уменьшились, главным образом, в ответ на ослабление внутреннего спроса, усиление инфляции (стимулируемой ростом цен на продовольствие, повышением административных тарифов и обесценением рубля), а также в связи с продолжающейся стагнацией на мировых рынках. Начиная с августа 2012 г. отмечалось заметное замедление роста основных экономических показателей (производство, инвестиции, потребление), снижение активности в сельском хозяйстве (из-за засухи), строительстве и розничной торговле.
Главным локомотивом роста экономики в первой половине 2012 г., как и во второй половине 2011 г., был рост внутреннего потребительского спроса, обусловленный сокращением безработицы, повышением заработной платы, а также кредитной и бюджетной экспансией. Отраслевой анализ свидетельствует о смещении акцента с «рыночного сектора» (tradable sector) как лидера роста в 2011 г. на «нерыночный сектор» (non-tradable sector)1, где рост составил в первой половине 2012 г. 16,7% против 4,7% в соответствующий период 2011 г. Темпы роста увеличились как в сфере финансов, так и в оптовой и розничной торговле, строительстве и торговле недвижимостью.
Состояние платежного баланса страны в целом улучшилось благодаря увеличению положительного сальдо торгового баланса и некоторому ослаблению оттока капитала во втором и третьем квар-
1 «Рыночный сектор» (tradable sector) - это отрасли, продукция которых (товары и услуги) включена или потенциально может быть включена (при соответствующем уровне конкурентоспособности) во внешнеторговый оборот страны. Как правило, это добывающая и обрабатывающая промышленность. «Нерыночный сектор» (non-tradable sector) охватывает, главным образом, сферу услуг, в том числе финансы, здравоохранение, образование, торговлю, а также строительство. Продукция этого сектора является объектом внутреннего торгового оборота. -Прим. реф.
талах года, что позволило Центральному банку России (ЦБР) пополнить резервы инвалюты.
Главная причина роста активного сальдо платежного баланса (с 70,5 млрд. долл. за первые 9 месяцев 2011 г. до 74,6 млрд. в 2012 г.) - повышение мировых цен на нефть и, соответственно, улучшение торгового баланса, несмотря на замедление темпа роста экспорта (в долларовом выражении), в связи с ослаблением внешнего спроса с начала года. Одновременно происходило падение темпов роста импорта вследствие замедления роста промышленного производства и вложений в основной капитал. Обесценение рубля в мае-июне также содействовало падению импорта, особенно продовольствия. В результате положительное сальдо торгового баланса возросло с 11% ВВП в первой половине 2011 г. до 12% - в первой половине 2012 г.
Как отмечается в докладе, несмотря на активный платежный баланс, сохраняющийся дефицит «ненефтяного» торгового баланса свидетельствует о том, что экономика России по-прежнему остается уязвимой к мировым торговым шокам. Данный дефицит составил в первой половине 2012 г. 115 млрд. долл., или 12,5% ВВП, т.е. остался практически неизменным по сравнению с уровнем 2011 г. При этом отмечается тенденция к сокращению доли «неэнергетического экспорта» в общем объеме экспорта страны - с 37% в 2009 г. до 34% в первой половине 2012 г.
Баланс движения капитала в течение 2012 г. улучшался. В первой половине года дефицит счета капитала составил 2,8% ВВП против 2,9% в первой половине 2011 г. Начиная с последнего квартала 2011 г. чистый отток капитала из страны стал уменьшаться под воздействием ряда факторов, среди которых главный - это увеличение импорта капитала частными российскими банками в условиях нехватки ликвидности. Другие факторы следующие: 1) общее изменение направления движения капитала из развитых в развивающиеся страны, характерное для периода рецессии; 2) некоторое улучшение условий функционирования капитала в России, связанное с окончанием политического цикла. В третьем квартале 2012 г. чистый отток капитала из страны составил 13,6 млрд. долл. против 45,5 млрд. - в третьем квартале 2011 г. Улучшение состояния текущего платежного баланса при уменьшении оттока капита-
ла позволило ЦБР увеличить резервы инвалюты до 530 млрд. долл. к концу сентября 2012 г. (годовой прирост на 21 млрд. долл.).
Основные показатели рынка труда России, по мнению авторов доклада, свидетельствуют о его перегреве: уровень безработицы достиг рекордно низкой величины, а уровень вакансий увеличился. Напряженность на рынке явилась причиной роста заработной платы в народном хозяйстве, чему способствовали также высокие темпы роста зарплаты в госсекторе.
В июле 2012 г. общая занятость составила 72,3 млн. человек, что превышает предыдущую (август 2008 г.) рекордную величину. В августе 2012 г. уровень безработицы упал до 5,2% - самый низкий показатель за два последних десятилетия (в мае 2008 г. - 5,4%). Уровень зарегистрированной безработицы составил на эту дату всего лишь 1,1%, что близко к величине, отмеченной более 10 лет назад. Увеличение доходов отмечалось примерно в равной степени во всех группах населения. В результате в первой половине 2012 г. доля бедных людей сократилась до 12,5% (самый низкий уровень в последние два десятилетия), составив 17,7 млн. человек против 21,1 млн. год назад.
Рост заработной платы, обусловленный напряженностью на рынке труда, превышает рост производительности труда. Заработная плата за первые 8 месяцев 2012 г. возросла в годовом исчислении на 10%. Характерная особенность данного года, в отличие от предыдущего, состоит в том, что главным драйвером роста является «нерыночный сектор», где средний уровень заработной платы на 15-18% выше, чем в «рыночном секторе». Авторы доклада связывают это с началом нового политического цикла в стране.
Однако рост зарплаты контрастирует с выпуском продукции в расчете на одного занятого, который увеличился за первую половину года всего лишь на 3,3%. Наибольшее расхождение между двумя показателями (19%) было отмечено в сфере услуг. Как отмечается в докладе, тенденция к увеличению разрыва между ростом зарплаты и ростом производительности, если она будет развиваться и впредь, может существенно ослабить конкурентоспособность российской экономики.
При этом в 2012 г. отмечается усиление инфляции. В сентябре 2012 г. темпы роста потребительских цен (в годовом исчислении) составили 6,4%, что выше целевого показателя ЦБР (6%) и
существенно выше соответствующего показателя инфляции в апреле 2012 г. - 3,7%. Рост инфляции с апреля 2012 г. связан с воздействием трех факторов.
1. Рост цен на продовольствие вследствие засухи в России и других странах - основных производителях зерна. Падение обменного курса рубля в середине года также способствовало повышению цен на импортируемые продукты.
2. Повышение тарифов на жилищные услуги в июле и сентябре сказалось на повышении темпа инфляции в секторе услуг - с 3,7% в апреле 2012 г. до 6,2% в августе.
3. Рост базовой инфляции (core inflation) - с 5,1% в мае до 5,5% в августе (высшая граница целевого показателя).
В ответ на рост инфляции ЦБР повысил в сентябре 2012 г. (впервые с мая 2011 г.) ставку рефинансирования на 25 базисных пункта. Была также повышена ставка по недельным операциям ре-по, которые в последнее время приобрели роль главного инструмента, обеспечивающего доступ банков к ликвидности. Цель этих мер - приостановить рост инфляционных ожиданий и дальнейшее развитие инфляции в стране.
ЦБР предпринял также ряд шагов в области курсовой политики. В июле 2012 г. был расширен двусторонний валютный коридор с 6 до 7 руб. - как часть политики, направленной на поэтапный переход к таргетированию инфляции. Кроме того, ЦБР существенно сократил интервенции на рынках иностранной валюты. Эти меры способствовали усилению волатильности рубля в ответ на воздействие внешних факторов, таких, как изменения нефтяных цен, изменения в поведении инвесторов и др.
В 2012 г. в экономике России отмечалась кредитная экспансия - накопленный объем частных кредитов составил к концу июня 2012 г. 47,3% ВВП против 45,9% в конце декабря 2011 г. Этот рост происходил в основном за счет расширения кредитования домохо-зяйств. Задолженность населения по ипотечным кредитам возросла с 1,5 трлн. руб. в декабре 2011 г. до 1,7 трлн. руб. в июле 2012 г. Быстрые темпы кредитной экспансии имели своим результатом уменьшение коэффициента достаточности капитала банков за тот же период (с 14,7 до 13,8%) и увеличение коэффициента заемные средства / депозиты (с 132 до 138%). Проблема качества кредитов
может усугубиться вследствие роста инфляции и ослабления экономической активности в стране.
По сравнению с предыдущим годом в 2012 г. правительство проводило более «свободную» бюджетную политику. Расходная часть бюджета за первую половину года увеличилась в номинальном выражении на 29%, тогда как федеральные доходы - только на 17%. В результате бюджетные расходы возросли с 18,6% ВВП в конце июня 2011 г. до 21,2% в 2012 г., а бюджетный профицит уменьшился, соответственно, с 2,8 до 1%. Увеличение федеральных доходов происходило в основном за счет роста цен на сырую нефть марки «Юралс» и некоторого обесценения рубля. В то же время «ненефтяные» доходы относительно ВВП упали, что привело к увеличению «ненефтяного» бюджетного дефицита с 7,5% в 2011 г. до 10,5% в 2012 г.
Согласно итоговым прогнозам на 2012 г., положение с бюджетом ухудшится. Баланс бюджета вместо положительного может стать отрицательным по двум причинам: 1) сокращение средней цены на нефть против заложенной в проект бюджета цены 115 долл. за баррель; 2) увеличение бюджетных расходов в соответствии с новыми «президентскими инициативами».
Что касается прогноза федерального бюджета на среднесрочную перспективу, то ожидается его умеренная консолидация. Бюджетный баланс при незначительных колебаниях в период 20122015 гг. к концу этого периода останется практически неизменным (на уровне -0,1% от ВВП). Однако резервный фонд, из которого черпаются ресурсы для противостояния экономическому кризису, в 2015 г. будет по-прежнему ниже целевой отметки в 7% ВВП (данный показатель существенно ниже докризисного уровня в 10%). В то же время, как ожидают, федеральный долг возрастет с 10% ВВП в первой половине 2012 г. до 14,4% в 2015 г.
Как отмечают авторы доклада, глобальный экономический рост остается вялым, несмотря на некоторое ослабление напряженности на мировых рынках. Согласно последним прогнозам, темп роста мировой экономики составит в 2012 г. 2,3%, а в 2013 г. -2,5%, что меньше первоначального прогноза соответственно на 0,2 и 0,5 процентных пункта. Причем данные показатели не свободны от понижательных рисков, таких, например, как сложности проведения реформ в зоне евро, бюджетные проблемы в США («фис-
кальный обрыв»), высокие цены на продовольствие на глобальных рынках и др.
Темп экономического роста России в ближайшем будущем замедлится, считают эксперты Всемирного банка. В основе этого тренда лежат следующие факторы: растущая инфляция, неблагоприятные условия для сельскохозяйственного производства, слабый глобальный спрос. Согласно пересмотренному прогнозу, экономика России вырастет в 2012 г. на 3,5%, а в 2013 г. - на 3,6%. Рост частного потребления (несмотря на инфляцию) и относительно низкий уровень безработицы по-прежнему останутся главными драйверами роста экономики. Тренд на снижение уровня бедности при более низких темпах сохранится и в 2013 г.
Существенными рисками, которые могут повлиять на реализацию этого прогноза, являются более быстрое, чем ожидают, падение цены на нефть и углубление рецессии в ЕС. Если предположить, что в 2013 г. цена на нефть упадет до 80 долл. за баррель, то прогноз роста в 2012 г. должен быть скорректирован до 3,3%, а в 2013 г. - до 1,5%. Также увеличится отрицательное сальдо бюджетного баланса. Инфляция к концу 2012 г. будет измеряться показателем 6,5-7%; в 2013 г. она может остаться на уровне, превышающем целевую отметку ЦБР. Дополнительными негативными факторами, влияющими на замедление темпов роста, являются:
1) вялый инвестиционный климат в стране. Частные инвесторы проявляют осторожность в ожидании заметного оживления на глобальных рынках; правительство также не спешит активизировать госинвестиции в преддверии значительного «ненефтяного дефицита» бюджета;
2) старение населения и сокращение рабочей силы.
Слабые перспективы развития экономики диктуют необходимость выработки правительственной политики, направленной на оздоровление экономики и стимулирование экономического роста. Авторы доклада рассматривают в качестве наиболее значимых три направления политики.
1. Обеспечение стабильности экономики. Недавнее ужесточение монетарной политики было важным шагом в этом направлении.
2. Создание экономических стабилизаторов, смягчающих воздействие внешних шоков. Имеются в виду, прежде всего, такие
меры, как пополнение резервного фонда, таргетирование инфляции и усиление банковского надзора.
3. Повышение потенциала экономического роста за счет устранения структурных барьеров развития экономики, роста производительности труда и конкурентоспособности экономики, ее диверсификации, а также повышения эффективности работы транспорта. Важной мерой должны стать приватизационные шаги государства.
Е.Е. Луцкая
2013.02.056. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / Попова А. С., Ай-динова А.Т., Апипян С.А. и др.; Под науч. ред. Поповой А.С. -Ставрополь: [б. и.], 2011. - 159 с.
Монография посвящена вопросам организация интегрированных структур в отраслях АПК на базе кластерного подхода. Этот подход позволяет значительно улучшить инвестиционную привлекательность и стимулировать инновационные процессы, тем самым, способствовать повышению конкурентоспособности соответствующих отраслей.
Среди направлений совершенствования кластерных форм организации отраслей АПК авторы предлагают следующие мероприятия:
- поддержка малых предприятий - участников формируемых кластеров в вопросах повышения информированности о потребностях государственных заказчиков; привлечение инвестиций;
- реализация территориальных программ развития производственной кооперации;
- технологическая модернизация и перевооружение;
- запуск специализированных программ подготовки и переобучения;
- привлечение к участию в кластерных инициативах местных вузов, НИИ, КБ, технопарков и т.д.;
- проведение маркетинговой политики и презентация кластеров на внешних рынках (с. 12).
В современных условиях оздоровление экономики, формирование механизмов устойчивого и динамичного экономического развития должны идти снизу - от бизнеса и от регионов, считают