Научная статья на тему '2013. 02. 008. Хорган г. Как становятся аутсайдерами: взросление в условиях бедности. (опыт Северной Ирландии). Horgan G. The making of an outsider: growing up in poverty in Northern Ireland // youth A. society. – L. , 2011. – Vol. 43, n 2. – p. 453–467'

2013. 02. 008. Хорган г. Как становятся аутсайдерами: взросление в условиях бедности. (опыт Северной Ирландии). Horgan G. The making of an outsider: growing up in poverty in Northern Ireland // youth A. society. – L. , 2011. – Vol. 43, n 2. – p. 453–467 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ – – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ядова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 008. Хорган г. Как становятся аутсайдерами: взросление в условиях бедности. (опыт Северной Ирландии). Horgan G. The making of an outsider: growing up in poverty in Northern Ireland // youth A. society. – L. , 2011. – Vol. 43, n 2. – p. 453–467»

Семья является одним из важнейших мест, где молодые люди реально могут быть услышаны. Большинство опрошенных определили семью (89%) наряду с дружеским коллективом (95%) и классом (83%) как место, где они имеют влияние; 58% обсуждают социально-политические проблемы с родителями. Взаимоотношения в семье влияют на чувство сопричастности обществу, учат юношей и девушек принимать решения, касающиеся их жизни, формируют представления об обществе. Интервью с участниками опроса показали, что спектр тем, обсуждаемых молодыми людьми с родителями, чрезвычайно широк - вопросы образования и финансов, война в Ираке и проблемы уличной безопасности, безработица и наркомания. Многие информанты с благодарностью воспринимают открытость своих родителей подобным разговорам, им приятно осознавать, что их мнение слышат и уважают даже в случае возникновения разногласий [с. 15-18].

Выводы. Ответы респондентов, заключают авторы статьи, продемонстрировали значимость семейных отношений в их жизни и помогли выявить происходящий между членами их семей взаимообмен материальными, эмоциональными, социальными и экономическими ресурсами. Молодость, подчеркивают Вин, Ланц и Харрис, нельзя понимать как линейный переход к самостоятельности и трудовой занятости вдали от семьи. В современных семьях между представителями старших и младших поколений складываются более сложные, взаимозависимые отношения, и переход юношей и девушек во взрослую жизнь опосредован опытом их взаимоотношений с родителями, основанных на поддержке друг друга и стремлении к общим целям.

М.А. Ядова

2013.02.008. ХОРГАН Г. КАК СТАНОВЯТСЯ АУТСАЙДЕРАМИ: ВЗРОСЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ БЕДНОСТИ. (ОПЫТ СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ).

HORGAN G. The making of an outsider: Growing up in poverty in Northern Ireland // Youth a. society. - L., 2011. - Vol. 43, N 2. -P. 453-467.

Статья Горетти Хорган (Университет Ольстера, Великобритания) посвящена проблемам взросления юношей и девушек из наиболее неблагополучных и экономически депривированных рай-

онов Северной Ирландии. Ее интересует, насколько разрушающе влияет на становление личности хроническая бедность и жизнь в условиях постконфликтного общества. По ее мнению, дети и молодежь Северной Ирландии в силу сложившихся социальных причин нередко чувствуют себя изолированными от «нормальной» жизни и находящимися в положении социальных аутсайдеров. Если учесть, что в Северной Ирландии насилие, особенно в политических целях, более приемлемо, чем в других обществах, то молодые ирландцы закономерно включены в группу особого риска.

Северной Ирландии по сравнению с Британией свойственна намного более высокая пропорция детей, живущих в условиях устойчивой бедности. Каждый пятый (21%) юный ирландец беден постоянно (в Великобритании - 9%), а также значительное число детей испытывали состояние бедности от случая к случаю за 4-летний период (ср.: 48% в Северной Ирландии в противовес 38% в Великобритании)1. Согласно отчету Министерства труда и пенсий Великобритании, дети, растущие в постоянной бедности, подвергаются множеству рисков. Они, как правило, не доучиваются в школе, конфликтуют с полицией, проживают в плохих условиях и терпят лишения, имеют проблемы со здоровьем и не занимаются регулярно спортом [с. 453-455]2.

Проблемы, с которыми сталкиваются жители неблагополучных районов Великобритании, не могут не отразиться на поведении и мировосприятии растущих здесь юношей и девушек. География бедности в Северной Ирландии, по словам Хорган, поразительна: в некоторых районах, особенно на северо-западе, уровень детской бедности составляет более 80%3. Помимо этого, до сих пор огромна степень воздействия этнополитического конфликта на североирландское общество. По некоторым данным, у половины ирландцев

1 Monteith M., Lloyd K., McKee P. Persistent child poverty in Northern Ireland. -Belfast: Queen's univ. press: Save the Children, 2008.

Barnes M., Connolly A., Tomaszewski W. The circumstances of persistently poor families with children: Evidence from the families and children study. - L. : Department for work and pensions, 2008. - (DWP research report N 487).

McClelland A. Gini coefficient analyses. - Belfast: Northern Ireland statistics and research agency, 2003.

были знакомые, убитые в результате этого конфликта1. От волнового эффекта войны страдают и юные ирландцы [с. 456-457].

В статье представлены результаты двух исследований Г. Хорган. Исследование, проведенное в 2006 г., было посвящено изучению стремлений и ожиданий молодых людей, растущих в наиболее неблагополучных районах Северной Ирландии2. Второе -проведенное в 2009 г. - касалось представлений молодых ирландцев о детстве в бедности. Исследования проводились в наиболее неблагополучных районах Северной Ирландии, расположенных в Большом Белфасте и Дерри, а также в сельской местности. Отбор респондентов осуществлялся таким образом, чтобы в выборке присутствовали как представители протестантского, так и католического сообществ.

Участники исследования 2006 г. набирались через молодежные клубы и организации, в целом были опрошены 94 человека (51 юноша и 43 девушки). Из них большинство (62) юноши и девушки 12-16 лет, остальным участникам от 16 до 22 лет. В качестве вспомогательных материалов автору проекта служили флипчар-ты (магнитно-маркерные доски) и стикеры.

С отобранными молодыми людьми проводились небольшие фокус-группы (ФГ), в которых участвовали, как правило, 3-4 человека (однако в некоторых случаях группы были больше). В ходе беседы информантам предлагался набор виньеток, описывающих отдельные события из жизни выдуманных молодых людей. Это, во-первых, стимулировало обсуждение, а во-вторых, позволило информантам свободно говорить на острые темы, не имея необходимости рассказывать о чем-то личном.

1 Hillyard P., Rolston W., Tomlinson M. Poverty and conflict: The international evidence. - Dublin: Institute of public administration: Combat Poverty Agency, 2005.

Исследование выполнялось при поддержке Фонда большой лотереи (Big Lottery Fund, 2004-2005 гг.), а также было частью программы по проблемам образования и бедности Фонда Джозефа Раунтри (Joseph Rowntree Foundation's Education and Poverty programme, 2006 г.). Подробнее см.: Horgan G. Hopeless scenarios? Young people's aspirations and women reconciling life inside and outside the home in Northern Ireland. - Derry: Bogside and Brandywell women's group, 2006; Horgan G. The impact of poverty on young children's experience of school. - York: Joseph Rown-tree foundation, 2007.

Второе исследование в общей сложности охватило 116 детей в возрасте 6-18 лет, которые также набирались через молодежные организации1. В ФГ участвовало примерно одинаковое количество мальчиков и девочек. Респондентов спрашивали о том, как, по их мнению, относятся другие дети и взрослые к небогатым детям, могут ли дети из небогатых семей иметь счастливое детство, существуют ли вещи, недоступные тем, у кого мало денег.

Обобщенный характер вопросов давал понять участникам, что их не просят говорить непосредственно о собственном опыте, это делало обсуждение более откровенным. Результаты ФГ отражают в итоге неприглядную картину детства и юности, загубленных войной, бедностью и вызванными ею школьными трудностями [с. 457-459].

Война, пишет автор, прежде всего, повлияла на то, что современная североирландская молодежь живет в чрезвычайно сегрегированном обществе, поделенном на католические и протестантские «зоны проживания». Сегрегация ограничивает передвижения молодых людей, сужая их и без того маленькие жизненные «миры». Примечательно, что одинаково страдают от этого и протестанты, и католики. В интервью многие признавались, что стараются не гулять по «чужим» улицам, так как боятся быть избитыми молодежью другого вероисповедания. Неудивительно, что такое положение дел учит молодых ирландцев с детства нетерпимости и делению окружающих по принципу «свои-чужие». К тому же перманентная война содействует нормализации насилия в североирландском обществе и отношению ирландцев к нему как к эффективному методу разрешения конфликтов [с. 459-460].

Мнения опрошенных об отношении учителей к детям из бедных семей разделились. Половина участников ФГ уверены, что учителя по-разному относятся к детям из обеспеченных семей и к тем, кто небогат. В то же время остальные полагают, что учителей интересует лишь то, как ученики занимаются [с. 461].

Дети из бедных семей, с горечью констатирует автор, лишены развлечений, воспринимаемых их ровесниками как элементар-

1 Исследование финансировалось за счет средств международной организации «Спасем детей» (Save the Children, 2007-2008 гг.). Подробнее см.: Horgan G. Speaking out against poverty: The views and experiences of children and young people in deprived areas of NI. - Belfast: Save the Children, 2009.

ные. Некоторые виды досуговой деятельности вроде визитов в кинотеатры, посещения бассейна, боулинг-клуба им недоступны и являются роскошью. Тяжелое материальное положение не дает таким детям проводить с друзьями внешкольное время и делает их аутсайдерами в школе. Они не могут позволить себе, например, организовать празднование своего дня рождения или «достойно» поздравить друга [с. 462].

Многие информанты жаловались на конфликты с полицией, частые задержания и обыски. Большинство опрошенных убеждено, что причиной тому - их социальное происхождение. Примечательно, что о схожей тенденции говорит и статистика: молодые люди из социально и экономически неблагополучных районов в два раза чаще, чем остальная молодежь, останавливаются полицией и подвергаются обыскам [с. 463]1.

По мнению Горетти Хорган, дети и молодежь Северной Ирландии находятся в зоне риска: они с юных лет ощущают себя маргиналами, что делает их легкой добычей для торговцев наркотиками и незаконных военизированных формирований. Ни в коем случае, пишет Хорган, нельзя допустить, чтобы молодые поколения североирландцев не чувствовали себя частью британского общества.

М.А. Ядова

1 Ellison G. Young people, crime, policing and victimisation in Northern Ireland. -Belfast: Queen's univ. press, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.