выполняет определенную функцию, оцениваемую в контексте культурного развития данного социума.
Введение категории «правовая культура» в законодательство и в правовую догму неизбежно ставит вопрос о ценностях, которые присущи праву и образуют «правовую культуру». Это осложняет положение сторонников позитивизма, поскольку свобода от ценностей является основным элементом разделительного тезиса, лежащего в основе правового позитивизма. Состояние теоретических исследований подтверждает невозможность установления точных критериев для использования понятий «право» и «культура», как и производных от них терминов. Они относятся к числу тех неопределимых понятий, содержание которых вариативно до бесконечности и потому не может иметь твердых границ в применении. Точнее, этими границами будут те конвенциональные правила, которые устанавливают для себя люди при употреблении таких понятий. Фактически оказывается возможным включать в них любое содержание. Использование таких широких мировоззренческих понятий в законодательстве ведет к последствиям, о которых писали применительно к «каучуковым» понятиям добропорядочности, благонравия и т.д.
С учетом специфической неустранимой открытости разбираемого термина следует задаться вопросом о том, насколько данный термин необходим и допустим в правовой догме и в законодательных текстах. Сам автор отвечает на данный вопрос отрицательно.
К.Ф. Загоруйко
2013.02.006. ПРИДВОРОВ Н А., ТРОФИМОВ В В. ПРАВООБРА-ЗОВАНИЕ И ПРАВООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ПРАВЕ. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.
В работе исследуются теоретико-правовые и методологические основы комплексного подхода к познанию правообразования; определяются конститутивные элементы правообразования как двуединого социально-юридического процесса; рассматриваются правообразующие факторы, правовые интересы и правовая идея в механике правообразования; исследуются проблемы современной российской правовой политики в области оптимизации правообра-зовательных механизмов.
Авторы определяют правообразование как «двуединый (естественно-социальный и правотворческий) процесс формирования права, в котором природа социума и разум законодателя развиваются в постоянном взаимодействии» (с. 61). В правовой жизни имеется два источника возникновения права - объективный и субъективный, - дополняющие друг друга в ходе правовой эволюции. Это два типа правообразовательных моделей. От установления эффективной системы взаимосвязей между ними во многом будет зависеть общая правообразовательная активность современных общества и государства.
Способы правообразования в зависимости от того, является ли создание права результатом сознательной и планомерно осуществляемой деятельности, подразделяются на два вида. Процесс образования права, в котором указанная деятельность играет незначительную роль, называется спонтанным (общесоциальным). Создание права, при котором его творец осознает, что он действует более или менее планомерно, является сознательным. На современном этапе развития общества важно наличие предпосылок для комплементарного взаимодействия двух основных начал в право-образовании - спонтанного и планомерно-рационального. Последний процесс является преобладающим, проходя в своем развитии объективный и субъективный этапы (фазы движения к праву), включающие несколько стадий: возникновение правообразующих закономерностей и юридически значимых социальных интересов; формулирование правовых идей; юридизация права (собственно правотворчества); социализация права.
Чтобы набор правовых интересов в полной мере являлся адекватным предполагаемым социально-правовым ситуациям, необходимо изучить образующие их социально-правовые интересы. С их осознания начинается субъективный этап процесса формирования права - возникает идея права (правовая идея).
Использование теоретико-правовой конструкции «правооб-разующие правоотношения» позволило авторам сфокусировать внимание на проблеме участия структур гражданского общества в правообразующих отношениях, а также на проблеме юридической ответственности основных участников правотворческого процесса.
Система правообразовательных механизмов, конкретных способов формирования права определяется конституцией и конституционным законодательством.
Одной из главных задач исследования явилось изучение правового характера социального взаимодействия. Два основных типа социального взаимодействия обусловливают два основных специфических типа правовой регуляции: конфликт (с соответствующей системой конфликтного права) и сотрудничество (с системой правовых нормативов, которую можно назвать правом сотрудничества). Для первого характерны императивные начала и использование негативных правовых средств, для второго - диспозитивные начала с привлечением стимулирующих (позитивных) правовых инструментов и механизмов.
Особая роль в правообразовательном процессе принадлежит этапу юридизации, или формализации, сложившихся под влиянием различных социальных факторов протоправовых правил. Это не просто механическое закрепление норм, а скорее поиск для каждой из норм адекватной для нее формы и своего места на той или иной ступени правовой иерархии. Не менее важным является этап правовой социализации, поскольку право вне соприкосновения с конкретными социальными фактами реальных жизненных ситуаций не может проявить свои сущностные свойства и назначение.
Комплексности анализа проблемы правообразования в современном обществе способствует изучение форм, в которых правовые нормы закрепляются. Официально-властное правовое опосредование (регулирование) может осуществляться с применением всех известных способов правотворчества: законодательной деятельности, судебной практики и др. Выбор той или иной государственно-правовой формы может быть обусловлен фактором, вызывающим проблемную ситуацию. В целом в рамках правовой системы должен существовать баланс между различными формами (источниками) права, что обеспечивает стабильность правовой системы.
К. Ф. Загоруйко