Научная статья на тему '2013. 01. 010. Гопман В. Л. Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIX – XX В. – М. : РГГУ, 2012. – 493 с'

2013. 01. 010. Гопман В. Л. Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIX – XX В. – М. : РГГУ, 2012. – 493 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ / РОМАН АНГЛИЙСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 010. Гопман В. Л. Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIX – XX В. – М. : РГГУ, 2012. – 493 с»

Ирина вызывает желание заботиться о ней, жалеть, защищать. Поэтому его номинации возлюбленной нежнее, поэтичнее, чем у Вершинина.

Однако нередко в речах персонажей происходит «обесценивание номинаций» (с. 351), когда ласковое обращение становится средством достижения цели. В речи Наташи одно из самых частых слов - милый - повторяется 12 раз. Героиня так обращается к Ирине, когда ей что-то от нее нужно, например, заставить ее освободить комнату для Бобика. Называя Ирину бедная моя девочка или родная, Наташа расчетливо старается создать видимость теплых отношений.

Предметом исследования в данной работе были реалистические произведения, поэтому «социальная роль, социальные положения того или иного персонажа нашли яркое отражение в его номинациях. В эпических произведениях это был наиболее важный фактор, влияющий на выбор номинаций» (с. 503).

Заключает издание «Библиография», насчитывающая 385 единиц.

Е.А. Нестерова

2013.01.010. ГОПМАН В.Л. ЗОЛОТАЯ ПЫЛЬ.

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В АНГЛИЙСКОМ РОМАНЕ: ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX - XX в. - М.: РГГУ, 2012. - 493 с.

В отечественном литературоведении до сих пор практически не изучен генезис и характер развития фантастики Великобритании как важной и неотъемлемой части национальной литературы, что искажает общую картину национального литературного развития. Как отечественное, так и западное литературоведение мало занималось изучением фантастики в английском романе ХХ в. Книга Владимира Гопмана, профессора кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ, существенно, хотя и не исчерпывающе, восполняет этот пробел.

Включение в книгу глав об авторах, писавших в конце XIX в. -У. Моррисе, Э. Хоупе, Б. Стокере, - продиктовано их ролью в развитии фантастической литературы. При этом В.Л. Гопман исходит из того, что, пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества писателей, которые с самого начала формирования английской культуры обращались бы к различным формам фантастики. «Истоки

удивительного разнообразия форм фантастического в литературе Великобритании - в богатстве фольклорной фантастики народов, вносивших свой вклад в формирование английской культуры... По данным исследовательницы английского фольклора Кэтрин М. Бриггс, на территории Великобритании встречалось свыше трехсот волшебных типов» (с. 58).

В процессе исследования В.Л. Гопман обращается к фольклору (ирландским сагам), к героическому эпосу англосаксов - поэме «Беовульф», аллегорической поэме Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (1362), произведениям артуровского цикла, в том числе к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», к «Кентер-берийским рассказам» Чосера, фантастическим гротескам Свифта, к готическому роману - «ведущей жанровой форме предромантиз-ма» (с. 67), к роману Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», анализируя их в той мере, в какой они проясняют современную фантастику.

В ХХ в. автор различает два основных вида фантастического: научная фантастика и фэнтези. Научную фантастику, или НФ (англ. science fiction), он называет «литературой принципиально возможного»: это фантастическая литература, в которой необычайное создается на рациональной основе - законов природы, научных открытий, технических изобретений, не противоречащих существующим естественно-научным воззрениям. Считается, что термин «science fiction» предложил в 1927 г. американский популяризатор науки и писатель-фантаст Хьюго Гернсбек, однако «в России это определение использовал в 1914 г. популяризатор науки Я. Пе-рельман» (с. 14-15). Началом формирования НФ В.Л. Гопман считает XIX в., когда появился роман М. Шелли, а позднее романы Ж. Верна и Г. Уэллса. Ответ на вопрос, какова роль НФ, дал, по его мнению, американский фантаст Бен Бова: «Фантасты не занимаются предсказанием будущего. фантасты - это скауты, разведчики, посылающие назад донесения о том, что впереди: безжизненная пустыня или оазис»1.

1 Bova B. The role of science fiction, today and tomorrow / Ed. by Bretnor R. -Baltimore, 1974. - P. 4-5.

Долгое время НФ неоправданно изучали в отрыве как от других видов фантастической литературы, так и от «литературы основного русла». По определению Ю. Кагарлицкого, научная фантастика - «наиболее распространенная форма интеллектуального романа современности. Это интеллектуальный роман, переставший быть романом для интеллектуалов»1.

Фэнтези (англ. fantasy) - особый мир, где все возможно, даже «принципиально невозможное», поскольку это литература фантастического, основанная на сюжетной посылке иррационального характера. При этом в рамках одного произведения могут сочетаться элементы НФ и фэнтези, как, например, в «Космической трилогии» К.С. Льюиса или в рассказе Г. Уэллса «Человек, который мог творить чудеса» (1898). Предпосылки фэнтези, замечает В. Л. Гоп-ман, - в архаическом мифе и фольклорной волшебной сказке, в героических песнях. «Для фэнтези характерна эпичность повествования, присущая мифу... Миры фэнтези лишены географической и временной конкретности - события происходят в условной реальности, "где-то и когда-то", чаще всего в параллельном мире, похожем отчасти на наш. Важен для фэнтези художественный опыт Средневековья, эстетика рыцарского романа, основанного на легендах и сказаниях цикла о приключениях короля Артура и рыцарей Круглого стола» (с. 12).

Фэнтези как направление в фантастической литературе оформляется в конце XIX в. в творчестве Уильяма Морриса, создавшего нечто эстетически новое - основу направления в фантастической литературе ХХ в., именуемого «героической фэнтези» (heroic fantasy), или «эпической фэнтези» (epic fantasy) и «литературой меча и колдовства» (sword and sorcery) (c. 18).

В главе «В поисках Несбывшегося: Жизнь и судьба Уильяма Морриса» (1834-1896), создавая выразительный портрет этого поэта, прозаика, переводчика, публициста, издателя, музыканта, художника, дизайнера, архитектора, В. Л. Гопман пишет о семи романах Морриса: «История Дома Сынов Волка и всех кланов Чети» (1888), «Корни гор» (1889), «Повесть о Сверкающей Равнине, или Земля Живущих» (1891), «Лес за пределами мира» (1894), «Коло-

1 Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М., 1974. - С. 11-12.

дец на краю света» (1896), «Воды Дивных Островов» (1897), «Разлучающий поток» (1897). Все они наиболее полно представляют фантастическое в творчестве писателя. В романах ощутимо влияние ирландских фантастических саг, средневекового рыцарского романа, средневековой литературы видений, прозы и поэзии немецкого романтизма, готической литературы и литературной сказки (с. 91).

«Битва при Доркинге» (1870) - повесть Джорджа Чесни (1830-1895), содержащая хронику вымышленных событий, будто бы происшедших в августе 1871 г., когда Англия проиграла войну немцам и оккупирована ими. В главе «Гибель Британии и традиция литературы катастроф» Доркинг, уютный городок на побережье Южной Англии, представлен как «символ Великобритании, всего английского. На фоне, пейзажей Южной Англии разворачиваются фантастические события: враг на английской земле, происходит то, что для подданного великой Империи не могло быть в принципе» (с. 119). Повесть оказалась поразительно созвучной общественным настроениям Англии последней трети XIX в. и, пожалуй, первым и наиболее значительным произведением о вторжениях вплоть до конца ХХ в.

Ф. Энсти (наст. имя Томас Энсти Гатри) (1856-1934) - один из самых популярных в английской литературе мастеров юмористической фантастики, автор романов (среди них - «Шиворот-навыворот», 1882), основанных на введении фантастического элемента в реалистическое повествование. Его творчество исследуется в главе «Как стать счастливым: Вариант писателя Ф. Энсти». Роман «Чеки времени», 1891 - одно из первых в мировой литературе произведений о временных парадоксах («Машина времени» Г. Уэллса вышла лишь пять лет спустя). «Медный кувшин» (1900) напоминает повесть Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч».

В главе «Сколько стоит слово» речь идет об Энтони Хоупе Хокинсе (1863-1933), писавшем под псевдонимом Энтони Хоуп, авторе имевшей огромный успех книги «Узник Зенды» (1894) - о Руритании, вымышленной стране в Центральной Европе. Роман имел много продолжателей и подражателей, в их числе американец Джордж Барр Макчеон (1866-1928), автор романов о Граустарке, вымышленном государстве на Балканах.

«Один из наименее известных авторов одной из самых знаменитых книг, которые когда-либо были написаны»1 представлен в главе «Носферату: Судьба мифа: Брэм Стокер и его главная книга». Это знаменитый роман «Дракула» (1897), в основе которого - миф о вампирах. Посмертно в 1914 г. был опубликован рассказ «Гость Дракулы» - пролог к основному действию романа. Исторический прототип Дракулы - правитель Валахии Влад III (1431-1476), известный как Влад Цепеш - Сажатель-На-Кол (с. 179). Стокер основывался и на европейской литературной традиции, восходящей к Античности: в греческой мифологии существовали легенды о ла-миях - чудовищах, пивших по ночам кровь своих жертв, в славянской - об упырях; популярность баллад Г. А. Бюргера «Ленора» (1773) и Гёте «Коринфская невеста» (1797) в немалой степени определялась их «вампирской» тематикой.

Существует мнение, что на Стокера «оказала влияние его связь с Орденом Золотой Зари - одной из крупнейших в Англии конца XIX в. оккультистских организаций», однако, как отмечает В.Л. Гопман, Стокер хотя и «проявлял большой интерес к оккультизму и магии, членом Ордена не был» (с. 183). Дракула в романе являет собой тип готического злодея. С образом ученого Ван Хел-синга связана идея научного познания как примета времени - этого не было в готическом романе и появляется лишь в научно-фантастическом романе ХХ в. Это позволяет исследователю считать роман Стокера, в котором фантастические события объясняются с помощью научного мышления, одним из первых произведений научной фантастики в английской литературе (с. 187).

Глава «Мужество жизни: Находки и потери Герберта Джорджа Уэллса» написана о «Великом Англичанине» - авторе 180 книг, в том числе 26 фантастических повестей и романов, которые В. Л. Гопман делит на четыре группы. В первую группу входят книги, созданные с 1895 по 1902 г.: «Машина времени» (1895), «Чудесное посещение» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда Спящий проснется» (1899), «Первые люди на луне» (1901), «Морская

1 Farson D. The man who wrote Dracula: A biography of Bram Stoker. - L., 1975. - P. 8.

дама» (1902). Во вторую - утопии: «Современная утопия» (1905), «Освобожденный мир» (1914), «Люди как боги» (1923) или произведения, где Уэллс пишет о принципах, на которых должна строиться жизнь утопического сообщества: «Пища богов» (1904), «В дни кометы» (1906), «Сон» (1924), «Отец Кристины Альберты» (1925). В третью - романы, в которых наиболее важен элемент предупреждения: «Война в воздухе» (1908), «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь» (1928), «Самовластье мистера Парэма» (1930), «Игрок в крокет» (1936). В четвертую - книги, содержащие существенный теологический элемент: «Господь - невидимый король» (1917), «Душа епископа» (1917), «Джоан и Питер» (1918), «Неугасимый огонь» (1919), «Святой террор» (1939), «С якоря снимаемся, курс - Арарат!» (1940) (с. 203). Исследователь рассматривает фантастические книги Уэллса как философскую прозу, содержащую немало реальных предсказаний и предупреждений человечеству.

Как отмечает В.Л. Гопман в главе «И ад следовал за ним: Уильям Хоуп Ходжсон - творец ужаса», названный писатель вошел в литературу на волне возрождения интереса к неоромантизму. Он издал трилогию «Путешествие шлюпок с "Глен Карригг"» (1907), «Дом на краю» (1909), «Пираты-призраки» (1909), а также сочетающий фэнтези и научную фантастику роман-катастрофу «Ночная страна» (1912) - о судьбе Земли через миллионы лет, когда погасло Солнце, и несколько сборников рассказов. Главное в прозе У.Х. Ходжсона (1877-1918) - насыщенность иррациональным, таинственным, атмосфера психологически оправданного страха, идущего от традиций готического романа. Вместе с тем одну из главных заслуг Ходжсона В. Л. Гопман видит в том, что он пишет о сущности человеческой психики, о раздвоенности сознания, о невозможности свести все к оппозиции добра и зла (с. 257).

Глава «Лорд Дансейни - сновидец и реалист» написана о прямом наследнике У. Морриса, блистательном мастере фэнтези. Лорд Дансейни (1878-1957) получил признание после выхода сборников рассказов «Боги Пеганы» (1905), первой со времен У. Блейка попытки в английской литературе создать фантастическую космогонию, и «Время и Боги» (1906). В одном из его романов «Последняя революция» (1951) фэнтези сочетается с научной фантастикой. Кроме романов, писатель создал еще свыше 40 пьес, в основном квазиисторических.

Далее В.Л. Гопман пишет о хорошо известных в нашей стране Д.Р.Р. Толкине (1892-1973) и писателе-фантасте, теологе, историке литературы К.С. Льюисе (1898-1963) (см. главы: «Дороги в Средиземье: Толкин и толкиноведение в России в начале третьего тысячелетия», «Рыцарь Радости: Добро и зло миров Клайва Стейп-лза Льюиса»). Будучи профессорами Оксфорда, они дружили и стали основателями литературной группы «Инклинги» (1930-е -1949). Известность Льюиса-прозаика началась с «космической трилогии»: «За пределы Безмолвной планеты» (1938), «Переландра» (1943), «Мерзейшая мощь» (1945). Первый из романов внутренне полемичен с «Войной миров» Уэллса. Два мира сталкиваются в романе: гармоничная Малакандра (Марс) и корыстолюбивая, жестокая Земля (Тулкандра). Марс Льюиса заселен не жуткими монстрами, а существами безобидными и дружелюбными (с. 305).

Этот роман - «образец религиозной утопии» (с. 307). В «Пе-реландре» действие происходит на Венере, воспринимаемой героем-землянином как «инопланетный рай». В третьем романе изображена Земля, Англия, как единственное «порченое» звено в общей цепи мировых сил (с. 308). Далее Льюис обращается к сказке и создает один из величайших фантастических миров для детей -«Хроники Нарнии» (1950-1956). В них рассказана история волшебной страны Нарнии, в «основу государственности которой положены идеалы рыцарства» (с. 316). Заселенная персонажами мифологий Античности и европейского Средневековья, Нарния - это реализация детской мечты о мире, живущем по законам справедливости и доброты.

В главе «Золотой канон литературы: Артуриана Теренса Хэнберри Уайта» рассмотрено творчество автора, создавшего более 20 книг: стихов, детективов, психологических и исторических романов, «Бестиария», представляющего собой перевод с латыни рукописного трактата о вымышленных животных. В историю мировой фантастики Т.Х. Уайт (1906-1964) вошел эпопеей «Король былого и грядущего» (1938-1977), состоящей из пяти романов, основанных на традиции легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, и, прежде всего, романа Т. Мэлори «Смерть Артура». В пен-талогии Уайта развернута вся история Логрии - от ее основания до трагического конца. Сделав центром повествования любовную драму жены короля Артура - Гвиневры и рыцаря Ланселота, Уайт

создал не столько рыцарскую эпопею, сколько психологический роман о сложности человеческой судьбы, ее онтологическом одиночестве (с. 342).

В.Л. Гопман представляет также созданную Мэри Нортон (1903-1992) «семейную сагу» о добывайках - тайно живущих в каждом доме крошечных человечках. Идея об их существовании восходит к давней литературной традиции волшебных великанов и карликов, использованной Д. Свифтом в «Путешествии Гулливера» (глава «Волшебство обыденного: "Маленький народец" Мэри Нортон»). Автор рассматривает пять романов: «Добывайки» (1952), «Добывайки в поле» (1959), «Добывайки на реке» (1959), «Добы-вайки в воздухе» (1961), «Добывайки отомщены» (1982).

В книгу также вошли главы о Джеймсе Уайте (1928-1999), Майкле Фрейне (р. 1933), Джеймсе Герберте (р. 1943), об идейных вдохновителях «Новой волны» в современной английской фантастике - Джеймсе Грэме Балларде (1930-2009) и Брайане Олдисе (р. 1925), которого В.Л. Гопман считает самым значительным современным фантастом Великобритании.

«Новая волна» возникла в 1960-е годы как реакция против традиционной «консервативной» фантастики, утверждавшей безграничное могущество науки, хотя уже было ясно, что «наука бессильна решить коренные социальные вопросы, а ее бесконтрольное развитие грозит непредсказуемыми последствиями» (с. 414). Писатели «Новой волны» считали, что фантастика должна отражать катастрофичность сознания современного человека, его страх перед грядущим апокалипсисом (экологическим и ядерным), потрясение от войны во Вьетнаме, роста преступности, терроризма. Они призывали использовать художественные средства «большой литературы»: «поток сознания», усложненную символику, язык газет, кино, телевидения, рекламы, философскую терминологию, ненормативную лексику (с. 414-415). В результате вышла нашумевшая антология фантастики «Опасные видения» (1967), составленная Харла-ном Эллисоном.

Не просуществовав и десяти лет, «Новая волна» распалась; по сути, она была одной из составляющих «контркультуры» молодежного движения 1960-х годов. Тем не менее она показала то, что фантастика должна быть другой (с. 415) - какой и предстает она в прозе Б. Олдиса и Дж.Г. Балларда (см.: главы «"В фантастике есть

какая-то неистовая, завораживающая музыка.": Вселенные Брайана Уилсона Олдиса» и «Штурман внутреннего космоса: Духовная одиссея Джеймса Грэма Балларда»).

Книга В.Л. Гопмана раскрывает разнообразие форм фантастического в английской прозе: от научной фантастики до фэнтези, от сказки до аллегории и гротеска, от утопии до антиутопии; многие источники вводятся в отечественный историко-литературный обиход впервые.

Т.Н. Тулина

2013.01.011. СОВРЕМЕННЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ. (Сводный реферат).

1. ВОЛИН Е. Комикс для детей: Коллекции графических романов для юных читателей.

VOLIN E. Good comics for kids: Collection graphic novels for young readers // School library journal. - Plain City: Media Source Inc., 2011. -Р. 3-9.

2. ГРИФФИТ П.Х. Графические романы на уроках и в школьных библиотеках

GRIFFITH P.H. Graphic novels in the secondary classroom and school libraries // Journal of adolescent & adult literacy. - Hoboken: Wiley-Blackwell, 2010. - Vol. 54, N 3. - P. 181-189.

Ева Волин, руководитель электронной библиотеки Young Adult Library Services Association (YALSA), рецензент детской графической литературы, анализирует роль и специфику значения графических романов в развитии и обучении детей и подростков (1). На сегодняшний день графическим романам свойственно новое видение мира, благодаря которому многие произведения графического стиля награждаются (и даже побеждают) в номинациях таких престижных премий, как медаль Сиберта, премии Принца, Гейзеля, Алекса, Хьюго, Пулитцеровская и даже Национальная книжная премия (Sibert, Printz, Geisel, Alex, Hugo, Pulitzer, National Book Awards).

Любой роман, будь он комиксом или графической новеллой, беллетристикой или научной литературой, рассказывает историю с помощью последовательности картинок (Sequential Art), которую Уилл Айснер, «отец» современного графического романа, определил как «расположение картин или изображений со словами, с це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.