ко интеграционная и адаптационная миссия этих изданий, сколько консолидационная миссия внутри диаспор. Именно через средства массовой информации этнические активисты, манипулируя национальными чувствами своих соотечественников, сплачивают и организуют их в новые единые этнические сообщества внутри России, способствуют формированию коллективной идеологии в мигрант-ских группах. Стоит отметить, что эти процессы, а речь идет об этнополитической мобилизации новых этнических сообществ, заметны не только в зарубежных диаспорах, но и в автохтонных российских этнических меньшинствах. Можно с определенностью констатировать, что цели этнических лидеров не ограничиваются укреплением своих диаспор и исполнением властных полномочий в своей этнической среде. Судя по материалам этнической прессы, ими двигают намерения расширить свое влияние за пределы своих общин и желание оказывать от имени своих сообществ воздействие на общественно-политические процессы в регионах и в стране в целом.
Е.Л. Виханская
2012.04.036. МИЛИЦИЯ И ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ: ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / Центр независ. социол. исслед. и гражд. инициатив (Казань); Под ред. Воронкова В. и др. - СПб.: Алетейя, 2011. - 638 с.
Ключевые слова: этническая миграция; российские власти; правоохранительные органы.
Коллективная монография посвящена роли правоохранительных органов как посредников между этническими мигрантами и российскими властями. Исследование подготовлено в результате совместной работы Института социальных исследований и гражданских инициатив (Казань) и Центра независимых социологических исследований (Петербург). Своей задачей авторы монографии ставили сравнение практик взаимодействия милиции и этнических мигрантов в Казани и Санкт-Петербурге, городах с различным этническим составом населения и «локальными особенностями политической культуры» (с. 41). Исследование проводилось на протяжении четырех лет, главным образом методом включенного наблюдения, также были проведены интервью с сотрудниками ми-
лиции и этническими мигрантами, выполнен анализ современного законодательства, регулирующего отношения милиции с мигрантами, использованы материалы СМИ.
В первой главе представлен обширный обзор литературы, проблематику которой авторы определяют как «социология милиции». И российскими, и зарубежными авторами проблема дискриминации правоохранительными органами людей по этническому принципу признается, однако зарубежный опыт, по оценке исследователей, практически невозможно адаптировать к российской действительности.
Во второй главе характеризуются основные принципы и условия работы милиции, в первую очередь милиции общественной безопасности (МОБ), представляющей наибольший интерес для данного исследования. Из особенностей советской системы, сохранившихся до настоящего времени, авторы называют преобладание репрессивных и карательных функций в милиции вместо оказания населению социальной помощи (милиция служит государству -«охраняет» и защищает власть от граждан); правовой нигилизм российской милиции; «палочную» систему оценки работы милиции, когда при оценке учитывается количественное соотношение зарегистрированных и раскрытых преступлений, что заставляет сотрудников милиции заниматься «фабрикацией» дел, используя для этого социально плохо защищенные слои населения. Плохое финансирование, перегруженность, негативный образ милиционера в СМИ ведут к тому, что профессия милиционера крайне непопулярна.
В целом деятельность милиции можно разделить на формальную деятельность («палочная система») и неформальную, когда сотрудник выполняет работу, чтобы предотвратить конфликт, преступление, более серьезное правонарушение. При этом могут использоваться нормы, не предписанные законом: уговоры, увещевания и т.д. По оценке труда сотрудников милиции, неофициальный подход более полезен и эффективен, причем на самом деле он не менее трудоемкий (с. 168).
Специальная глава посвящена практике взаимодействия сотрудников милиции с этническими меньшинствами в Петербурге. Обычно именно они более всего страдают от незаконных действий милиции. «Неславянский» фенотип становится главной причиной
задержания и проверки документов. Проблема заключается в том, что сами сотрудники милиции не воспринимают это как дискриминацию по расовым признакам, а считают нормальными методами работы. От необоснованных проверок документов страдают не только приезжие трудовые мигранты, но и, как показывают исследователи, представители этнических меньшинств, родившиеся в Петербурге.
Приезжие гастарбайтеры сталкиваются с дискриминацией как со стороны властей, так и со стороны населения. Милиция воспринимается ими не как защитник их прав, а как угроза собственной безопасности. На федеральном уровне проводятся операции, облавы на трудовых мигрантов (либо для отчетности, либо для заработка). Облавы могут быть по месту работы (очень часто работодатель договаривается с милицией о проверке, чтобы не платить денег рабочим) и по месту жительства. Поиск жилья - это еще одна проблема в среде мигрантов. Немногие соглашаются сдавать ино-этничным приезжим квартиры, предпочитая иметь жильцами русских. Обычно гастарбайтерам приходится снимать комнаты на большое количество человек, из-за чего возникают проблемы с санитарными нормами и, как следствие, с другими жильцами. Авторы приводят несколько случаев, когда сотрудники милиции проявили терпимость или даже оказали помощь мигрантам. Однако подобных примеров очень мало и воспринимаются они скорее как исключения из правил.
Многие трудовые мигранты принимают решение остаться жить в России. Респонденты отмечают большое преимущество наличия гражданства РФ, в частности при взаимодействии с милицией. Авторы описывают стратегии, применяемые мигрантами для легализации своего пребывания в РФ. Для оформления гражданства нужно собрать огромное количество документов, что занимает много времени, хотя заплатив, можно значительно ускорить этот процесс. Один из самых верных способов получить гражданство -жениться/выйти замуж за россиянина. По данным исследования, фиктивные браки получают все большее распространение.
Что касается представителей этнических меньшинств, у которых есть гражданство РФ, то у них также имеются определенные тактики взаимодействия с сотрудниками милиции. Например, тактика «молчаливого исполнения требований». Тактика «уверенного
сопротивления» также эффективна, но используется в основном людьми с высоким социальным статусом и связями.
В шестой главе характеризуются взаимодействия этнических мигрантов и милиции в Казани. Этническая обстановка в Казани довольно спокойная и мирная. Две численно преобладающие нации (русские и татары) уживаются друг с другом практически без проблем - всплеск татарского национализма (1990-е годы) ушел в прошлое. Толерантное отношение распространяется также и на приезжих из других регионов России (в особенности из соседних). Башкиры, марийцы, да и украинцы быстро становятся «своими» в Казани. Совсем по-другому обстоит дело с трудовыми мигрантами, приезжающими из бывших советских республик и из зарубежных стран (узбеки, азербайджанцы, турки, грузины, таджики). «...Гипотеза о том, что приезжие из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана могут использовать свою внешнюю схожесть с татарами как ресурс для избегания контроля со стороны МВД не подтвердилась» (с. 282). Эти люди отличны от местного населения одеждой, поведением, манерой держаться, и сотрудники милиции сразу вычисляют их и останавливают для проверки.
Среди милиционеров встречается как терпимое отношение к мигрантам (они приехали сюда работать, особых проблем не создают), так и пренебрежительно-раздражительное. В особенности не нравится клановость и землячество, свойственные приезжим. Те сотрудники милиции, которые сами имеют опыт миграции, могут проявлять лояльность по отношению к гастарбайтерам.
К формальному взаимодействию с мигрантами милиционеры в целом относятся критически, считая, что всевозможные рейды, проверки не приносят особой пользы. «Участковые обычно вынуждены сталкиваться с мигрантами не в силу их социально опасного поведения, а из-за требований начальства, проводящего миграционный учет или организующего акции по выявлению нарушений миграционного законодательства.» (с. 295).
Специальная глава посвящена адаптации мигрантов в Татарстане и специфике их взаимодействия с властями. Привлекательность Республики Татарстан для мигрантов обуславливается тем, что это мусульманский регион и потому приезжие рассчитывают на лояльность местных жителей. Граждане Узбекистана - наиболее многочисленная группа приезжих из стран СНГ в Татарстан. Они
отмечают, что сходство узбекского и татарского языков очень помогает им адаптироваться.
Отношения с ФМС Татарстана у мигрантов неоднозначные. С одной стороны, после упрощения системы регистрации и получения разрешения на работу наметилась тенденция к сокращению «нелегалов». Но с другой стороны, многие бюрократические проблемы остались. Бывают случаи, когда мигрантов депортируют из-за того, что ФМС задерживает сроки выдачи нужных документов.
Большую роль в отношениях между милицией и мигрантами играют национально-культурные автономии и лидеры общин, часто являющиеся посредниками в разрешении проблем. Они стараются следить, чтобы права национальных меньшинств и этнических мигрантов не нарушались, а также помогают решать конфликты, возникающие внутри общины. Авторы монографии рассказывают о двух НКА в Татарстане: азербайджанской и узбекской. «Мигранты - уязвимая социальная группа, права которой нарушаются чаще всего - вынуждены активно использовать этнические, родственные, соседские сети для выживания в новой для них среде. Вполне закономерно, что эти сети в условиях несовершенства правового поля выполняют компенсаторную функцию» (с. 417).
Сотрудники милиции часто имеют в своем прошлом негативный опыт общения с гражданами бывших советских республик. Исследователи рассматривают личный опыт как одну из причин ксенофобии и национализма. В основном такой опыт приобретался в армии и при участии в боевых действиях на Северном Кавказе. После этого милиционеры, как правило, относят всех иноэтничных граждан к «чужим», с которыми нужно бороться.
Однако самой главной причиной дискриминации мигрантов является экономический интерес. Поскольку милиция слабо финансируется государством, «дергание» гастарбайтеров не более чем попытки поправить свое материальное положение. Исследователи считают, что даже проявление расовой ненависти и ксенофобии есть маскировка и оправдание своих действий, цель которых - заработок.
В десятой главе анализируются изменения в миграционном законодательстве РФ (2007) и их последствия для трудовых мигрантов. По словам сотрудников ФМС, процедура получения регистрации (миграционный учет) и разрешения на работу значительно
упростилась. Тем не менее получить регистрацию, встать на миграционный учет гражданину, приехавшему из другой страны, нужно успеть всего за три дня, что практически невозможно. Поэтому широко распространено получение поддельных регистраций. У многих приезжих возникают проблемы с заполнением анкет и документов. Это связано не только с плохим знанием русского языка, но и со сложностью формы заполнения.
Такие изменения, как ограничение торговли иностранным гражданам и выделение квот на разрешения на работу имеют негативные последствия (рост цен на продукты, очередной расцвет взяточничества в ФМС). Выигрывают от текущего положения дел в миграционной политике целый ряд структур: посредники ФМС (выдача «липовых» регистраций), работодатели (дешевая рабочая сила) и сотрудники милиции.
Исследователи, сравнивая ситуацию до принятия нового миграционного законодательства (2007) и после, приходят к выводу, что на практике мало что изменилось. Упрощение процедуры регистрации не избавляет этнических мигрантов от проверок и поборов милиции.
В заключение авторы приходят к выводу, что между мигрантами и милицией очень много общего. Это две маргинальные группы, к которым общество относится с пренебрежением и страхом; и мигранты, и милиционеры вынуждены зарабатывать на жизнь нелегально, они находятся в самом низу социальной лестницы; часто подвержены дискриминации (мигранты по этническому принципу, сотрудники милиции ограничены в свободе слова и избирательных правах); и те, и другие испытывают давление со стороны работодателей и начальников. Взаимодействие между этническими мигрантами и милицией происходит как «перераспределение ресурсов между маргиналами» (с. 597).
Кризис института милиции и рост межнациональной напряженности и ксенофобии в российском обществе подтолкнул государство к проведению реформы правоохранительных органов. Милиция переименована в полицию, а ФМС получила большую самостоятельность от МВД и право законотворчества. Все это привело к некоторым позитивным результатам: поток нелегальной миграции значительно снизился. Однако большинство проблем все еще не решены.
Авторы предостерегают от проведения политики мульти-культурализма в среде милиции, как это было сделано на Западе. Российские правоохранительные органы настолько отличны от европейских и по истории, и по функциям, и по восприятию населения, что применение к ним западной модели может усугубить ситуацию. Политика мультикультурализма заключается в том, чтобы повысить толерантность в среде полиции/милиции путем привлечения к работе представителей этнических меньшинств (позитивная дискриминация). Но если на Западе полиция воспринимается населением положительно, как социальный сервис, то в России милиция - «карающий меч» в руках государства, служба, «использующая закон в своих личных целях». В некоторых регионах России существует ряд ограничений для этнических меньшинств в карьерном росте на службе в милиции, хотя в целом в профессиональной среде национализма не наблюдается.
Т.Н. Самарина
2012.04.037. ТАНГИ А. де. ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ: РОССИЯ И РОССИЯНЕ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА / Пер. с фр. - М.: РОССПЭН, 2012. - 479 с.
Ключевые слова: постсоветская Россия; трудовая миграция; беженцы; русское зарубежье.
Книга французского историка А. де Танги, состоящая из трех частей, включающих в себя 10 глав, в большей степени посвящена исследованию миграционных процессов внутри России и на пространстве бывшего СССР («возвращение» русских из бывших советских республик, трудовая миграция и беженцы), нежели эмиграции - в Европу, Америку и на Ближний Восток, которая началась с падением железного занавеса и продолжается до сих пор.
Автор пытается ответить на вопросы: какое влияние имеет русское зарубежье и может ли рассчитывать на его поддержку Москва? Каковы последствия «утечки мозгов» из России? Сможет ли Россия ответить на брошенный ей демографический вызов?
После декабря 1991 г., считает автор, ситуация в сфере миграций свидетельствовала об остроте шока, которым для российского общества стал распад Советского Союза. Когда железный занавес рухнул, политические лидеры и наблюдатели многих стран