втайне договорившись об ее получении по низким ценам от французской компании Société Française Munition (с. 114).
В заключительной части статьи автор пишет о том, что британская коммерческая дипломатия на Балканах «следовала генеральной линии ограниченной интервенции» (с. 117), которая в свою очередь ориентировалась на международные обязательства или местное законодательство в случае поддержки банков, созданных за границей.
О. В. Бабенко
2012.04.020. ШЕЛДОН Дж. ГЕРМАНСКАЯ АРМИЯ НА ИПРЕ В 1914 г. И БИТВА ЗА ФЛАНДРИЮ.
SHELDON J. The German army at Ypres 1914 and the battle for Flanders / Forew. by Strachan H. - Barnsley: Pen & Sword Military, 2010. -XVII, 382 p.
Ключевые слова: Первая мировая война; битва за Фландрию; первое сражение на Ипре.
Монография английского исследователя Дж. Шелдона посвящена первому из трех Ипрских сражений в Западной Фландрии -Фландрскому сражению 12 октября - 11 ноября 1914 г., в ходе которого немецкая армия была остановлена союзниками на марше к морю, или, как это принято обозначать в историографии, «беге к морю». Вышеуказанное сражение было последней маневренной операцией на Западном фронте. Автор реферируемой книги - специалист по германским вооруженным силам периода Первой мировой войны, член Британской комиссии по военной истории и Ассоциации Западного фронта. Он использовал неопубликованные архивные материалы из Военного архива в Мюнхене (Kriegsarchiv München), опубликованные документы (немецкие, британские, французские), мемуарную литературу, немецкую и британскую историографию. Монография состоит из предисловия, написанного профессором Оксфордского университета Х. Стрэченом, введения, пролога, восьми глав, заключительного слова, приложений и библиографического списка.
В предисловии Х. Стрэчен отмечает, что «первоначальные германские сообщения о сражениях на Западном фронте в Первую мировую войну сильно отличаются от свидетельств, написанных
британскими участниками (войны. - Прим. реф.) (с. VII). Они па-фосные и представляют любую смерть немецкого солдата как геройскую. По этой причине они почти никогда не воспринимались британскими исследователями всерьез. В то же время современные историки лишены ряда важных документов, так как «в 1945 г. Королевская авиация разрушила большую часть прусских военных архивов...» (там же). Поэтому Дж. Шелдон опирался в основном на опубликованные документы и материалы единственного архива -мюнхенского - и «прекрасно проанализировал сведения» (там же).
Во введении Дж. Шелдон пишет, что во время Ипрской битвы 1914 г. стороны впервые сделали серьезные попытки прорвать вражеские фланги, а германская армия начала свой «бег к морю» (с. X). Сражение привело к серьезным потерям: 54 тыс. солдат с британской стороны и около 80 тыс. - с немецкой. Ни одна из них не имела превосходства в битве. Более того, «солдаты 4-й германской армии были настолько неопытными, что не отдавали себе отчета в невозможности своего превосходства.» (с. XV).
В первой главе рассказывается о приготовлениях к Фландрскому сражению. В первые дни октября 1914 г. боевые действия вокруг Арраса начали затихать, а «попытки (германской армии. - Прим. реф.) продвинуться дальше на запад провалились из-за французского сопротивления» (с. 12). В то же самое время начальник германского генштаба Э. фон Фалькенхайн занимался кадровыми перестановками в штабе 6-й армии, что должно было повысить эффективность ее действий. Однако на протяжении всего Западного фронта уже шло позиционное противостояние. Противоборствующие стороны не могли охватить фланги противника. Поэтому германскому командованию необходимо было разработать новый план действий - им стал план наступления во Фландрии с целью захвата французских портов на берегу пролива Па-де-Кале. Однако направлен он был главным образом против Англии, поскольку нарушил бы сообщение британской армии с родиной. Для выполнения этой операции была сформирована новая 4-я армия. Несмотря на сложности фландрской операции, немецкая кавалерия могла позволить себе «расслабиться», а в расположении 6-й армии на фронте «боевые действия вступили в свою финальную фазу» (с. 50).
Во второй главе прослеживается путь немецких войск от Антверпена до реки Изер. 4-й германской армией командовал герцог
Альбрехт Вюртемберг. После его переговоров с Генеральным штабом было решено, в каких направлениях двинутся немецкие корпуса. В частности, 19-й корпус должен был продвинуться в направлении Бетюна, а 13-й - перейти дорогу на Лилль таким образом, чтобы его правый фланг оказался к югу от канала Армантьер - Эстер - Мервилль (с. 53). 22 октября германские войска форсировали Изер и закрепились на левом берегу реки. Генерал фон Безелер хотел развить успех германской армии в ходе операций в районе Ньюпора, но предпринятая 27 октября 6-й резервной дивизией попытка прорыва оказалась неудачной. Как пишет Дж. Шелдон, «любая попытка продвинуться вперед встречалась потоком огня...» (с. 76). В тот же день, согласно приказу короля Бельгии Альберта I, были открыты шлюзы на Изере и в результате оказалась затопленной территория от Ньюпора до Диксмюида - 12-километровый район устья реки. Однако приказ отступить был дан германским резервным частям только 31 октября, когда вода полностью парализовала их действия, а «аванпосты должны были разместиться слева, к западу от Изера...» (с. 88).
В третьей главе анализируется фиаско немцев в Лангемарке.
20 октября к атаке на Стаден присоединились части 26-го резервного корпуса генерала от инфантерии Ф. фон Хюгеля. В центре территории, на которой сражался вышеуказанный корпус, находилась деревня Лангемарк, «окруженная лугами» (с. 92). Острие атаки германских частей оказалось направленным на эту деревню, располагавшуюся на пути продвижения 51-й резервной дивизии. Когда германская армия вошла в Лангемарк, ее встретили точной и непрерывной стрельбой из домов на восточной окраине деревни. На помощь бельгийцам намеревалась прийти 1-я британская дивизия. Лангемарк находился на равнинной местности, но хорошему обзору препятствовали «заборы, прочие ограждения и посадки деревьев» (с. 100). А крестьянские дома и другие постройки располагались таким образом, что трудно было «сказать, где деревня начинается, а где заканчивается» (с. 101). Военная операция началась
21 октября после небольшой паузы, взятой немцами. Они были встречены сильным огнем, в результате которого солдаты и младшие офицеры «выбывали из битвы один за другим» (там же). В результате попытка немцев «взять Лангемарк штурмом закончилась полнейшим провалом» (с. 130). Нереалистичные военные цели, по
мнению Дж. Шелдона, были сформулированы плохо подготовленными людьми. А немецкие солдаты, атаковавшие Лангемарк, «ничего не достигли на поле боя.» (с. 130).
В четвертой главе рассматриваются битвы за Беселяр, Гелю-вельд и дорогу на Менен. Слева от 4-й германской армии располагался 27-й резервный корпус, включавший в себя 10 подразделений, в том числе 53-ю и 54-ю резервные дивизии. Им командовал военный министр Саксонии, генерал от инфантерии Адольф фон Карловиц. Корпус был вытеснен из Саксонии и Вюртемберга, но появлялся на поле боя во время Фландрского сражения. Его командование знало, что британцы заняли оборонительные позиции в районе Беселяра и Гелювельда. Именно этому корпусу суждено было участвовать в битвах за эти места, а также дорогу на город Менен. Гелювельд был «в конечном итоге захвачен», но с большими потерями (с. 175). 30 октября началось новое германское наступление в районе Ипра. Однако сражения, в которых участвовала германская армия, нельзя назвать однозначно успешными для нее. 11 ноября немцы перешли в наступление по обе стороны дороги Менен - Ипр, но успехи их были весьма скромными, а потери -огромными.
В пятой главе рассматриваются боевые действия в районе Диксмюида. 13 октября 22-й резервный корпус под командованием генерала от кавалерии фон Фалькенхайна, находившийся к юго-западу от Брюсселя, начал свое продвижение на север Фландрии. 20 октября входившая в его состав 43-я резервная дивизия оказалась в 2,5 км от Диксмюида. Здесь произошло масштабное сражение между германскими и союзническими войсками. Ведение боевых действий было осложнено постоянным подъемом воды в траншеях, о чем сообщали, в частности, немецкие егеря после 1 ноября (с. 213). В ходе последней атаки было захвачено не менее 500 военнопленных с обеих сторон с большим количеством вооружений. Бельгийцы и французы продемонстрировали «мастерство и храбрость» (с. 220). Дж. Шелдон отмечает, что «Диксмюид был кровавой катастрофой для германской армии в целом и для храбрых молодых добровольцев в частности.» (там же).
В шестой главе анализируется создание и деятельность группы армий Фабека. Когда стало очевидным, что операции 4-й армии перестали быть эффективными, германское командование решило
сформировать «группу армий Фабека» из солдат 15-го корпуса, 2-го баварского корпуса, 26-й дивизии и 6-й баварской резервной дивизии под командованием генерала от инфантерии фон Фабека. Данная группа армий должна была находиться в подчинении командования 6-й армии. Эта огромная масса новой воинской силы призвана была быстро занять позиции и присоединиться к атаке в северо-западном направлении между Дьюлемоном и Вервиком. Однако достигнув некоторых успехов, немцы не смогли «занять господствующие позиции в районе Мессинского хребта» (с. 264).
Седьмая глава посвящена последним дням немецкой армии в Лангемарке. 24 октября в окрестностях Лангемарка царил хаос, а «все поле боя было усеяно телами мертвых и умирающих солдат» (с. 269). Ситуация была критической, и группы выживших военных не знали, в каком направлении следовать и какие приказы выполнять. Немецким солдатам не хватало продовольствия, что наложило отпечаток на их морально-нравственное состояние. Ноябрьские операции проходили тяжело, с большими потерями, нередко при плохих погодных условиях. Дж. Шелдон подчеркивает, что «оборонительную победу в Лангемарке» одержали союзники (с. 310). В целом же октябрьские и ноябрьские битвы в Лангемарке были «сверхчеловеческим тестом на жертвенную храбрость, физическую и духовную прочность для молодых добровольцев.» (там же).
В восьмой главе рассматриваются безуспешные сражения германской армии на дороге на Менен с целью выхода к Ипру. 31 октября, когда деревня Гелювельд была отбита у ее британских защитников, немцы стали считать свои потери. Так, например, в 16-м баварском резервном полку почти все представители командного состава были убиты или ранены, а в целом полк потерял сотни солдат и офицеров. Но у немцев впереди была очередная сложная операция - битва за стратегически важную дорогу на Менен, начавшаяся 11 ноября. Дорога Менен - Ипр находилась в равнинной местности, но видимость была затруднена из-за большого количества крестьянских домов, ограждений и рощ. Атака началась в 10 часов утра артиллерийским огнем и наступлением пехоты. Дж. Шел-дон отмечает, что «прусские гвардейцы сделали все, что могли, но их действия не были в полной мере успешными», а Ипр остался в 4 км от них (с. 355).
В заключение автор пишет, что значительная часть битв Первой мировой войны оставляла противоборствующие стороны в истощенном состоянии. В наибольшей степени это относится к Ипр-скому сражению конца 1914 г. По официальной версии, битва длилась 10 дней после окончания боевых действий в Диксмюиде, Лангемарке и за дорогу на Менен, а на деле это была уже ее финальная часть. От этого времени остались письма и дневниковые записи солдат, а доброволец 20-го баварского резервного полка Э. Крамер посвятил своим погибшим сослуживцам поэму «Павшие товарищи» (с. 363-364).
Приложения к книге представляют собой многочисленные карты мест сражений и расположений войск противоборствующих сторон, а также сравнительный перечень должностей в германской и британской армиях.
О. В. Бабенко
2012.04.021. БАБЕНКО О.В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ В КОНЦЕ 1980-х - 1990-е годы. (Реферативный обзор).
Ключевые слова: Европа; распад социалистического лагеря; завершение «холодной войны»; международные отношения.
В обзоре представлен ряд отечественных и зарубежных исследований последних лет, в которых освещаются международные отношения в Европе со времени распада социалистического лагеря, «парада суверенитетов» в СССР конца 1980-х - начала 1990-х годов и завершения «холодной войны» до появления на рубеже XX-XXI вв. новых угроз и углубления старых противоречий.
Изменение геополитической ситуации
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в международных отношениях произошли глубокие перемены, положившие начало новому мировому порядку. Демократические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы определили новую расстановку сил и политическую атмосферу. В 1990 г. ГДР и ФРГ объединились в единое германское государство, которое стало одной из крупнейших европейских держав. Этому предшествовало падение Берлинской стены 9 ноября 1989 г., которое, по мнению американ-