Научная статья на тему '2012. 04. 016. Раджан Р. Может ли мягкая сила помочь мвф сделать мир более стабильным? Rajan R. can soft power help the IMF make the world more stable? // rev. of world Economics. - 2011. - Vol. 147, n 1. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/1610-2878/147/1/'

2012. 04. 016. Раджан Р. Может ли мягкая сила помочь мвф сделать мир более стабильным? Rajan R. can soft power help the IMF make the world more stable? // rev. of world Economics. - 2011. - Vol. 147, n 1. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/1610-2878/147/1/ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МВФ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пряжникова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 016. Раджан Р. Может ли мягкая сила помочь мвф сделать мир более стабильным? Rajan R. can soft power help the IMF make the world more stable? // rev. of world Economics. - 2011. - Vol. 147, n 1. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/1610-2878/147/1/»

мель. Причину этого автор видит в инновационном развитии процессов производства и распределения, стимулируемом рыночной конкуренцией, а также в опоре на рыночные механизмы ценообразования как регулятора распределения продовольственных товаров. Автор сожалеет, что такие инновации, как генная модификация сельскохозяйственной продукции, сейчас блокируются политиками под давлением лоббистов.

Решение проблемы роста цен на продовольствие автор видит в отказе от политики протекционизма в сфере сельскохозяйственного производства, осуществляемой ЕС и США; оказании помощи мелким фермерам в бедных странах; совершенствовании отсталой инфраструктуры хранения зерна; введении института продажи прав собственности на землю и рыболовство в тех странах, где этой практики еще нет. Положительной стороной высоких цен на продовольствие автор считает рост доходов производителей, что поможет им внедрять все больше инноваций, которые в долгосрочной перспективе будут способствовать снижению цен.

О.Н. Пряжникова

2012.04.016. РАДЖАН Р. МОЖЕТ ЛИ МЯГКАЯ СИЛА ПОМОЧЬ

МВФ СДЕЛАТЬ МИР БОЛЕЕ СТАБИЛЬНЫМ?

RAJAN R. Can soft power help the IMF make the world more stable? //

Rev. of world economics. - 2011. - Vol. 147, N 1. - Mode of access:

http://www.springerlink.eom/content/1610-2878/147/1/

Автор рассматривает возможность проведения правительствами отдельных стран макроэкономической политики, которая соответствует интересам мировой экономики, но идет вразрез с краткосрочными потребностями национальной экономики.

После Второй мировой войны такие страны, как Германия и Япония, а за ними Южная Корея, Тайвань, Чили, Малайзия, Таиланд, Китай и Вьетнам, сделали ставку на развитие ориентированных на экспорт отраслей для ускорения экономического роста, создавая при этом излишки товарных запасов, которые должны абсорбировать экономики других стран. Такая стратегия привела к тому, что в 1990-х годах развивающиеся экономики Латинской Америки, где наблюдался чрезмерный рост потребления, и Азии, где чрезмерно росли инвестиции, начали испытывать трудности. В результате многие из них изменили свою политику: сократили

расходы и стали создавать валютные резервы. Тогда товарные излишки, существовавшие на мировом рынке, начали активнее поглощать промышленные страны. Именно эти страны стали главными жертвами недавнего финансового кризиса и имеют в настоящий момент значительный дефицит торгового баланса (в частности Великобритания и США). В настоящее время будущее мировой экономики в значительной мере определяется ответом на вопрос, будет ли Китай сокращать зависимость от мирового спроса на свою продукцию и начнет ли импортировать товары других стран, учитывая, что возможности потребления китайских товаров в мире ограничены.

В движении к глобальному сотрудничеству, которое может способствовать стабильности мировой экономики, ключевую роль играют такие многосторонние экономические институты, как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международный валютный фонд (МВФ). ВТО регулирует торговлю между своими странами-членами, опираясь на систему способствующих созданию взаимовыгодных торговых отношений соглашений, условия которых, как правило, определяются в ходе долгих и напряженных переговоров. Страны - члены ВТО жертвуют частью своего суверенитета, например правом устанавливать тарифы на импорт или субсидировать отдельные отрасли. Нарушение соглашений влечет за собой введение торговых санкций.

МВФ занимается глобальным макроэкономическим регулированием и координацией, в основном посредством призывов следовать его рекомендациям, которые срабатывают, когда конкретная страна заинтересована в получении финансирования со стороны Фонда. Рекомендуемая МВФ макроэкономическая политика предусматривает широкомасштабное воздействие на многочисленные экономические рычаги, что предполагает передачу значительного объема суверенных функций национального правительства международной бюрократической структуре. Исторически ведущие экономики мира никогда не были заинтересованы в возникновении независимой, сильной и многосторонней организации, влияющей на мировую экономику. Индия и Китай, набирающие в настоящее время экономическую мощь, вряд ли изменят данную ситуацию.

В отличие от ВТО МВФ не имеет возможности четко определить универсальные, устраивающие всех правила. Но даже если

они будут разработаны, не все страны станут применять их, так как рекомендации МВФ не подкреплены какими бы то ни было санкциями за их невыполнение, а большинство промышленно развитых и крупных развивающихся стран не нуждаются в финансовой помощи МВФ, которая является главным способом убеждения для сотрудничества с МВФ. Кроме того, рекомендуемые реформы почти всегда идут вразрез с предвыборными обещаниями правящих партий, что делает их реализацию маловероятной.

По мнению автора, МВФ не следует навязывать свою волю странам посредством постановлений и указов, не имея рычагов давления; более действенное средство усиления влияния - обращение напрямую к гражданам отдельных стран и использование «мягкой силы», руководствуясь методами международной ассоциации «Оксфам» (Ох£аш). Примером успешности такой стратегии является движение за принятие мер по предотвращению климатических изменений: давление разнообразных местных и международных организаций, мобилизующих граждан на сопротивление власти, вынуждает правительства более активно действовать в этой сфере. Автор также приводит пример общественного движения, возглавляемого рок-звездами, которое способствовало решению саммита «группы 8» в Шотландии в 2005 г. списать долги беднейших стран и увеличить объемы оказываемой им помощи.

Хотя правительства многих стран еще не приняли решений об ограничении выбросов в атмосферу, общественные движения увеличивают свое влияние на политических лидеров, убеждая их в необходимости заключения соглашений по ряду международных инициатив. По мере развития Интернета возникает все больше социальных и политических сетей, и распространяется так называемая виртуальная демократия, что будет способствовать изменению системы политической власти.

Таким образом, МВФ следует, наряду с попытками убеждения министров финансов и глав государств, напрямую обращаться к обществу, включая политические партии, неправительственные организации и авторитетных граждан, влияющих на общественное мнение, и объяснять свою позицию. МВФ следует начать использовать интернет-сети и найти способы донести свои взгляды до школ и университетов, так как именно студенты могут быть более

восприимчивыми к идее глобального гражданства (global citizenship).

О.Н. Пряжникова

2012.04.017. САКУР М. США И КИТАЙ НАЧИНАЮТ НОВУЮ ВОЙНУ ИЗ-ЗА ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ.

THAKUR M.U.S. and China on trade war over rare earth export restriction // Internat. business times. - N.Y., 2012. - 13 march. - Mode of access: http://www.ibtimes.com/articles/313092/20120313/united-states-china-rare-earth-trade-war.htm

США начинают новую экономическую атаку на Китай. Заставив Пекин укрепить свою национальную валюту, администрация Б. Обамы намерена пожаловаться на Поднебесную в ВТО. Поводом послужило ограничение Китаем экспорта редкоземельных металлов, которые необходимы западным высокотехнологичным компаниям.

Помимо США этим вопросом обеспокоены также ЕС и Япония, которые намерены совместными усилиями добиться от ВТО, как от международного арбитра торговой практики, начала переговоров с Пекином с целью смягчения экспортных ограничений, поскольку Китай производит более 95% редкоземельных минералов в мире, притом что на страну приходится лишь 30% их мировых запасов.

Редкоземельные металлы - это 17 элементов, соединения которых используются в различных высокотехнологичных отраслях -от производства гибридных автомобилей и дисплеев до производства ракет и самолетов. Например, это сырье используется компанией «Boeing» при производстве лопастей для вертолетов, а корпорацией «Toyota Motor» - гибридных автомобилей. Лантан, церий, неодим и празеодим входят в состав высокотехнологичных стекол, пропускающих инфракрасные и поглощающие ультрафиолетовые лучи. Соединения редкоземельных металлов применяют для создания лазерных и других оптически активных элементов в оптоэлек-тронике.

Хотя Китай сейчас является монополистом в сфере добычи и переработки уникальных ископаемых, китайские компании намерены также инвестировать в разработку месторождений, находя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.