Научная статья на тему '2012. 03. 033. Трипати Д. Преодоление наследия Буша в Ираке и Афганистане. Tripathi D. overcoming the Bush legacy in Iraq and Afghanistan / forew. By Tirman J. - Wash. : Potomac Books, 2010. - XVI, 183 p'

2012. 03. 033. Трипати Д. Преодоление наследия Буша в Ираке и Афганистане. Tripathi D. overcoming the Bush legacy in Iraq and Afghanistan / forew. By Tirman J. - Wash. : Potomac Books, 2010. - XVI, 183 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА США В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 033. Трипати Д. Преодоление наследия Буша в Ираке и Афганистане. Tripathi D. overcoming the Bush legacy in Iraq and Afghanistan / forew. By Tirman J. - Wash. : Potomac Books, 2010. - XVI, 183 p»

России с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, что японцы и вынуждены были сделать. 23 апреля 1895 г. Токио отказался от аннексии Ляодунского полуострова. В то же время вмешательство иностранных государств вынудило японцев «усилить собственную армию и стать нацией, способной на равных соперничать с великими державами Запада» (с. 157).

В заключение Макито задается вопросом, когда его соотечественники стали японцами, и приходит к выводу о том, что в результате Китайско-японской войны 1894-1895 гг. и «соответствующей кампании в средствах массовой информации Япония стала современным национальным государством» (с. 166). И это была своего рода национальная революция.

О. В. Бабенко

2012.03.033. ТРИПАТИ Д. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАСЛЕДИЯ БУША В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ.

TRIPATHI D. Overcoming the Bush legacy in Iraq and Afghanistan / Forew. by Tirman J. - Wash.: Potomac books, 2010. - XVI, 183 p.

Ключевые слова: политика США в Ираке и Афганистане; дезинформация.

Корреспондент и редактор BBC с 1977 по 2000 г. Дипак Три-пати является автором ряда монографий и статей по истории и современному положению в странах Востока. В своей книге он использует материалы Архива по проблемам национальной безопасности при Вашингтонском университете, а также архивов многих международных и американских центров. Данные, собранные этими институтами, помогли автору разобраться в потоке официальной дезинформации и «все возрастающих ограничениях и замалчивании достоверных данных» (с. 171).

Отметив, что Дж. Буш-младший не является искусным политиком, автор пишет, что «его личное обаяние и прямота южанина привлекали многих американцев и помогли ему дважды победить на президентских выборах» (с. 7). Прошло менее восьми месяцев после избрания Буша президентом на первый срок, когда 11 сентября 2001 г. произошли трагические события. В своем выступлении по телевидению вечером того же дня Буш объявил «войну терроризму». Впервые высказанная фраза стала незаменимой во всем

политическом лексиконе. Буш и его советники видели мир разделенным на два лагеря, но уже не так, как было во время «холодной войны» между США и Советским Союзом. «Теперь в основу была положена конфронтация между Америкой и исламским фундаментализмом, между цивилизованным миром и варварством, свободой и тиранией» (с. 21).

В сентябре 2002 г. Буш опубликовал документ о новом подходе к национальной безопасности, который известен под названием «Доктрина Буша». По сути, отмечается в работе, внешняя политика Буша состояла из трех элементов. Во-первых, США полагали, что они обладают правом на односторонние военные действия в целях предупреждения угрозы ее безопасности. Во-вторых, Америка заявила о своем намерении приостановить распространение оружия массового истребления. В-третьих, «она должна заменить враждебные режимы дружественными, если необходимо, при помощи силы, в таких стратегически важных регионах, как Ближний Восток» (с. 24). Автор делает вывод, что основной целью новой доктрины являлось становление Америки как доминирующей державы навсегда.

В 1990-е годы Афганистан был охвачен гражданской войной, но пришедший к власти в США президент Билл Клинтон не оправдал надежд афганцев на поддержку, подобную той, которую они получали от Рейгана. «Вместо этого в 1990-е годы наблюдался резкий спад интереса США к Афганистану» (с. 92). События сентября 2001 г. резко изменили ситуацию. Официальная версия войны в Афганистане - «это кампания низвержения режима талибов», начавшаяся мощными бомбардировками американских и английских ВВС 7 октября 2001 г. (с. 41).

Результатом «забвения Афганистана» Америкой в 1990-е годы явилось усиление групп, подобных талибану и «Аль-Каиде», чему способствовала поддержка, оказываемая этим группам из Пакистана и Саудовской Аравии. В сентябре 1996 г. вооруженные отряды талибов захватили столицу страны. Одно из вооруженных подразделений талибов захватило здание миссии ООН, где находился коммунистический лидер Наджибулла со своим братом. Их сначала зверски избивали, а затем повесили перед президентским дворцом. «Ужасающий способ казни был предвестником режима, который талибан собирался установить в стране» (с. 97).

Хотя и талибан, и «Аль-Каида» отрицали какое-либо участие в событиях 9/11, обе организации одобрили эти налеты. Начатая бомбардировками в начале октября 2001 г. война с террором имела две цели: захват лидеров талибана и «Аль-Каиды» и ликвидацию этих организаций. Следующей фазой было установление проамериканского правительства вместо существовавшего режима талибов.

Победа была достигнута без значительных потерь живой силы, так как в основном война сводилась к воздушным бомбардировкам. В наземных операция участвовало лишь незначительное число американских и союзных сил. По данным Министерства обороны США, в 2002 г. число иностранных войск (включая 5 тыс. американцев) возросло до 11 тыс. (с. 45). В ноябре 2001 г. интенсивные бомбардировки привели к падению режима талибов. Однако многие лидеры талибана и Аль-Каиды вместе со своими сторонниками бежали в Пакистан. Многие солдаты разбрелись по своим деревням. Талибан и Аль-Каида регруппировались по обе стороны афгано-пакистанской границы. Уже в начале 2003 г. они возобновили активные боевые действия внутри страны, фактически оккупировали значительные пограничные с Пакистаном территории. В период 2002-2008 гг. был проведен ряд безуспешных попыток убить президента Афганистана Карзая. 27 апреля 2008 г. мятежникам удалось проникнуть на военный парад в Кабуле и совершить нападение на отведенную для почетных гостей трибуну. По мере подготовки к уходу Буша с поста президента страны в январе 2009 г. «разрыв между американскими заявлениями об улучшении безопасности в Афганистане и реальностью значительно возрос» (с. 59).

После вторжения в Ирак в марте 2003 г. администрация Буша фактически игнорирует Афганистан, сфокусировав свое внимание на Ираке и богатом нефтью Ближнем Востоке (с. 98). Более чем за год до этого вторжения США, поддержанные Великобританией, утверждали, что Саддам Хусейн обладает секретной программой наращивания запасов оружия массового уничтожения.

Существует ряд объяснений начала вооруженных действий против Ирака. Одни из них предполагают, что это было началом эксперимента по внедрению демократии в странах Ближнего Востока. Согласно другим теориям - это попытка обеспечить США нефтяными поставками. По мнению автора, «не наличие в Ираке

оружия массового поражения было причиной принятия решения о начале войны» (с. 61).

За шесть недель до начала массированной бомбардировки Ирака Госсекретарь США Пауэлл заявил на заседании Совета Безопасности ООН о том, что «Саддам обладает оружием массового поражения, которое угрожает не только Ближнему Востоку, но также и всему миру» (с. 67).

Провал плана американского руководства убить Саддама в первый день бомбардировок в связи с неточными разведывательными данными о его местопребывании привело к еще более ожесточенным бомбардировкам. Удары с воздуха, продвижение наземных сил, массовое разбрасывание с самолетов листовок ЦРУ, призывающих иракских солдат отправляться по домам и ожидать там инструкций, привели к тому, что вместо оказания значительного сопротивления вторгшимся силам иракские солдаты с оружием на руках просто разбежались по домам. 9 апреля 2003 г. статуя Саддама была сброшена с пьедестала на центральной площади Багдада, что фактически означало конец его режима. От имени созданного комитета реконструкции и оказания гуманитарной помощи Ираку в мае того года было издано два приказа, согласно которым были распущены правящая партия БААС, Национальная Ассамблея, важнейшие государственные институты, суды и силы безопасности. Все это привело к полному развалу административной и правоохранительной системы, а образовавшийся вакуум стал быстро заполняться многочисленными криминальными формированиями. Прежде всего были разграблены государственные учреждения, затем террору, грабежам и убийствам оказался подвергнут средний класс. «Американских войск было недостаточно и к тому же у них не было желания остановить разгул беззакония» (с. 72). Наряду с ростом преступности увеличивалась и вооруженная оппозиция оккупантам, которая состояла из исламистских и националистических группировок и вскоре насчитывала 50 тыс. мятежников (там же). До марта 2003 г. присутствие Аль-Каиды в Ираке было незначительным, но затем, по мере усиления давления на Аль-Каиду в Афганистане, все большее число ее бойцов стали перебираться в Ирак, где началась широкомасштабная гражданская война.

Что касается президента Обамы, то он выступал против подготовки вторжения в Ирак еще в 2002 г. Будучи в то время сенато-

ром от штата Иллинойс, Обама подчеркивал, что Саддам является «грубым мужиком», но он не представляет «прямой угрозы для США» (с. 124).

«Ответственность за вывод Америкой своих войск из дорогостоящих войн в Ираке и Афганистане, - заключает автор, - ложится на плечи президента Обамы» (с. 129).

Б. С. Тупов

2012.03.034. ДАННРЮТЕР Р. КНР И МИРОВАЯ НЕФТЬ: ЗАВИСИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ.

DANNREUTHER R. China and global oil: Vulnerability and opportunity // International affairs. - L., 2011. - Vol. 87, N 6. - Р. 1345-1365.

Ключевые слова: КНР; мировая экономика; мировые запасы нефти.

Сотрудник Королевского института международных отношений Роланд Даннрютер анализирует рост интеграции КНР в мировую экономику на примере зависимости китайской экономики от мировых запасов нефти. До 1993 г. страна обходилась без импорта углеводородного сырья. Но с тех пор потребности в ввозе в страну нефти постоянно увеличиваются. Так, ее импорт достиг 150 млн. т в 2004 г., а в 2009 г. - 230 млн. т, что составляло примерно 55% от потребляемой в стране нефти в том году, причем предполагается, что к 2020 г. импорт возрастет до 400-500 млн. т (с. 1345). Это будет означать, что КНР обгонит США как крупнейшего импортера нефти. К 2006 г. КНР потребляла такое же количество энергии, как Европейское сообщество, а в 2009 г. сравнялась с США, что составляло 20% мировой потребности в энергии. Уже в 2006 г. КНР заняла первое место в мире по выбросу в атмосферу загрязненных газов. И хотя 90% потребляемой энергии было в 2010 г. произведено из местных источников, которые включали третьи по размерам запасы каменного угля, страна нуждается во все возрастающем объеме импорта нефти, а также (в меньшей степени) и газа.

Тот факт, что большинство поставок нефти идут морским путем, который контролируется иностранными флотами, в частности американскими, создает для страны, чьим лозунгом был упор на самообеспеченность, чувство уязвимости. И тем не менее статус КНР как второго мирового импортера нефти ведет к укреплению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.