Научная статья на тему '2012. 03. 029. Фолц Р. Зороастрийцы в Иране: есть ли у них будущее на родине? Foltz R. Zoroastrians in Iran: what future in the homeland // middle East J. - Wash. , 2011 - Vol. 65, n 1. - p. 73-84'

2012. 03. 029. Фолц Р. Зороастрийцы в Иране: есть ли у них будущее на родине? Foltz R. Zoroastrians in Iran: what future in the homeland // middle East J. - Wash. , 2011 - Vol. 65, n 1. - p. 73-84 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОРОАСТРИЗМ ИРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Демидов К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 029. Фолц Р. Зороастрийцы в Иране: есть ли у них будущее на родине? Foltz R. Zoroastrians in Iran: what future in the homeland // middle East J. - Wash. , 2011 - Vol. 65, n 1. - p. 73-84»

неприкрытом приписывании им неполноценности» (с. 151). В художественных фильмах, театральных пьесах и популярных скетчах темнокожие люди, как правило, воплощают малопривлекательные черты (нечистоплотность, трусость, нечестность и т.д.). С другой стороны, у сенегальцев, считающих арабов высокомерными лицемерами, имеется поговорка «араб нам не брат».

Миграция сенегальцев во многом становится возможной благодаря их членству в суфийском ордене «Ат-Тиджанийа»; следует принимать во внимание, что его основателем был бербер, а также то, что во второй половине Х1Х в. ордену удалось создать тиджа-нитское государство на значительных территориях в Западной Африке (в него входили и территории современного Сенегала).

«Бывшие студенты, успевшие обзавестись семьями, женившись на марокканках... занимают здание, организуя жизнь общины и поддерживая связи с теми из соотечественников, кто находится здесь проездом, - любителями приключений, паломниками, стажерами, коммерсантами, студентами и марабутами» (с. 147).

«Отдавая предпочтение вере перед культурой, религии перед наукой и знанием в широком смысле этого слова, сердцу перед головой, они хотят уничтожить религиозную гегемонию тех, у кого язык, культура и история все больше смешиваются с исламом. Превращая ислам в дело веры по преимуществу... сенегальцы пытаются возвратить в состояние равновесия свои отношения с арабами» (с. 163).

К.Б. Демидов

2012.03.029. ФОЛЦ Р. ЗОРОАСТРИЙЦЫ В ИРАНЕ: ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ НА РОДИНЕ?

FOLTZ R. Zoroastrians in Iran: What future in the homeland // Middle East j. - Wash., 2011 - Vol. 65, N 1. - P. 73-84.

Автор (университет Конкордии, Монреаль, Канада) рассматривает современное положение зороастрийцев в Иране - некогда прародине данной религии; более того, зороастризм с III в. н.э. по 640 г. являлся государственной религией Ирана. С приходом ислама зороастрийцы превратились в неполноправную и зависимую часть общества, что привело к тому, что к Х в. 80% горожан были мусульманами. Особую роль здесь сыграло оформление мусульманского законодательства в VIII-IX вв. - было юридически закре-

плено, например, право обратившегося в ислам наследовать имущество всех прочих членов семьи.

Сефевиды, несмотря на коранический запрет, проводили политику насильственного обращения зороастрийцев в ислам; европейские путешественники в это время (1501-1722) описывают зороастрийцев как всецело маргинализованных и живущих преимущественно в сельской местности людей.

В дальнейшем положение продолжало ухудшаться - в Х1Х в. оно было настолько бедственным, что шах Насир ад-Дин в 1882 г. был вынужден отменить джизью - подушную подать с иноверцев. Некоторое улучшение жизни ожидало зороастрийцев после воцарения новой династии. Шах Реза Пехлеви (1925-1941) и его сын Мухаммад Реза (1941-1979) сделали ставку на иранский национализм в противовес исламу.

Новые испытания ждали зороастрийцев после Иранской революции 1979 г., лидеры которой считали, что это - не более чем секта упорствующих в своем заблуждении еретиков. «Воодушевленные подобной риторикой, некоторые мусульманские семьи воспользовались моментом, чтобы захватить собственность зо-роастрийцев. Формальное уважение, которым пользовалась зо-роастрийская община при шахском режиме, весьма быстро растворилось в воздухе. Мусульмане стали руководить зороастрийскими школами... На деле все немусульманские меньшинства - равно как и все население в целом - испытывали лишения, явившиеся результатом социальной дестабилизации, которую лишь усугубила восьмилетняя война с Ираком» (с. 77).

Несмотря на то что в новой конституции Ирана, принятой в 1980 г., были подтверждены права всех религиозных меньшинств -в том числе и право быть представленными в парламенте, - религиозный характер государства на деле приводил к тому, что зороа-стрийцы были лишены многих прав, которыми пользовались мусульмане.

Вместе с тем зороастрийцы пользуются многочисленными «свободами» (право употреблять алкоголь, проводить пышные празднества, контрастирующие с мрачноватым настроем шиизма, и т.д.), которые делают эту религию привлекательной в том числе и для мусульман. Зороастрийцы - особенно в последнее время -развернули колоссальную активность (религиозные, культурные и

спортивные мероприятия, образовательные программы, пикники и т.д.). Тем не менее низкие репродуктивные рейтинги и отъезд значительной части зороастрийцев за рубеж приводят к тому, что их община в Иране постепенно, но неуклонно сокращается.

К.Б. Демидов

ЭКОНОМИКА

2012.03.030. ТРЕВИНЬО Х. БУМ НЕФТЯНЫХ ЦЕН И ПОВЫШЕНИЕ РЕАЛЬНОГО КУРСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ: ЕСТЬ ЛИ «ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ» В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА.

TREVINO J. Oil-price boom and real exchange rate appréciation: Is there Dutch disease in the CEAMAC? - Wash.: IMF, 2011. - 26 p.

Эксперт МВФ анализирует экономические последствия добычи и экспорта нефти в странах зоны африканского франка -Габоне, Камеруне, Конго, Кот-д'Ивуаре, Чаде и Экваториальной Гвинее (эти страны объединены Центрально-африканским экономическим и валютным союзом).

C нефтедобычей в этих странах дела обстояли следующим образом. В Габоне нефть была обнаружена в начале 1970-х годов, ее добыча началась в 1976 г. и составила к 1980 г. 180 тыс. баррелей в день. Еще в 1975 г., до начала промышленной добычи нефти, Габон был принят в ОПЕК и находился в этой организации до 1995 г. В в 1989 г. габонская нефтедобыча превысила 200 тыс. баррелей в день, а к 1997 г. она достигла 380 тыс. баррелей в день. К 2009 г. добыча снизилась до 250 тыс. баррелей в день, тем не менее Габон оставался четвертым по величине нефтедобытчиком в Тропической Африке.

В Конго нефть была открыта французскими колонизаторами в конце 1950-х годов, однако полномасштабная эксплуатация нефтяных месторождений началась только в конце 1970-х годов. В 1980 г. в Конго добывалось 50 тыс. баррелей в день, к 2000 г. добыча достигла 2000 тыс. баррелей в день, и эта страна стала пятым по величине нефтедобытчиком в Африке.

В Камеруне нефть была обнаружена в 1976 г., и добыча достигла максимального уровня в 180 тыс. баррелей в день в 1985 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.