Научная статья на тему '2012. 03. 009. Ван дер Стеен Дж. Адаптивная инженерия. Van der Steen J. adaptive Engineering // Bulletin of science, technology & society. - 2011. - Vol. 31, n 2. - Р. 134-143. - doi: 10. 1177/0270467610396694. - Mode of access: http://bst. Sugepub. Com/ content/31/2/134'

2012. 03. 009. Ван дер Стеен Дж. Адаптивная инженерия. Van der Steen J. adaptive Engineering // Bulletin of science, technology & society. - 2011. - Vol. 31, n 2. - Р. 134-143. - doi: 10. 1177/0270467610396694. - Mode of access: http://bst. Sugepub. Com/ content/31/2/134 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / ТЕХНИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ализаде А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 009. Ван дер Стеен Дж. Адаптивная инженерия. Van der Steen J. adaptive Engineering // Bulletin of science, technology & society. - 2011. - Vol. 31, n 2. - Р. 134-143. - doi: 10. 1177/0270467610396694. - Mode of access: http://bst. Sugepub. Com/ content/31/2/134»

ляет консервативную подсистему общественной системы в отличие от подсистемы науки-технологии, представляющей именно развивающую общество подсистему. Однако светскость не тождественна атеизму, как и религиозность - фидеизму. Дело в другой дихотомии - критического / некритического отношения к технологическому развитию.

А.А. Али-заде

2012.03.009. ВАН ДЕР СТЕЕН Дж. АДАПТИВНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. VAN DER STEEN J. Adaptive engineering // Bulletin of science, technology & society. - 2011. - Vol. 31, N 2. - Р. 134-143. - DOI: 10.1177/0270467610396694. - Mode of access: http://bst.sugepub.com/ content/31/2/134

Ключевые слова: адаптивная инженерия; инженерное образование; инженерный образовательный курс; техника.

Автор из Канады говорит о необходимости реализации проекта адаптивной инженерии - инженерной науки, которая совмещала бы достоинства строгой научной дисциплины и междисциплинарной науки. Таков, по мнению автора, спрос современного общественного развития - спрос на междисциплинарные научные исследования, призванные к тому, чтобы приблизить науку к потребностям общественного развития, сделать науку прямым фактором общественного развития. Тем более этот спрос актуален для прикладных научных дисциплин вроде инженерной науки.

Сложно характеризовать наше время, пишет автор. С одной стороны, очевидны технический прогресс и глобальное процветание. С другой стороны, мир находится на пороге коренных изменений. Общество и биосфера испытывают все большее напряжение развития. И человечеству требуется отвечать на этот вызов - люди должны принимать адекватные потребностям напряженного развития решения. Однако этому не способствуют ни формальное образование, ни в целом практика социализации. У всех наблюдается-дефицит практического понимания взаимозависимости между людьми и фундаментальным механизмом существования и развития объединенной системы общества и биосферы. Поэтому все должны задуматься о решении проблемы этого дефицита.

Прежде всего эта проблема касается инженеров - профессиональных технологов. Они непосредственно формируют искусственную (технологическую) среду обитания человека, выстраивают технологическое общество и тем самым задают объединенной системе общества и биосферы параметры развития, которые могут противоречить фундаментальному механизму развития этой объединенной системы. Так возникает проблема инженерного (технологического) знания, инженерного (технологического) образования, т.е. проблема технологического образования в эпоху глобализации. Глобальная экономика создала спрос на новые специальности, необходимые в условиях ускоренного технологического развития, взрывного информационного пространства, огромной организационной сложности и возникновения глобально-национальных проблем.

Сегодняшние выпускники инженерного образования оказываются лицом к лицу с совершенно другим миром, чем мир их родителей. Современные преподаватели технологической науки обязаны разъяснять студентам, в каком мире им предстоит работать. Однако сегодняшние образовательные программы составлены с упором на «чистую» науку, мало приспособленную для решения прикладных задач в обществе эпохи глобализации.

В эпоху технологического общества и его органической части - экономики знаний - инфраструктура знаний (образование) играет очень важную роль во «вторичной социализации». Ж. Эллюль утверждал, что университеты готовят людей для технологического общества, между тем как их роль должна быть шире - они должны не только преподавать технологическое знание, но и учить критическому анализу технологии. Иначе можно будет осуществлять технологическое развитие, но невозможно управлять им, т.е. видеть его социальные проблемы и решать их. Тем самым Ж. Эллюль проектировал новое технологическое образование, именно такое, которое заслуживает определения «адаптивное инженерное образование» - выпускающего специалистов не просто с профессиональным знанием, но «превентивным» знанием социальных проблем, связанных с практической реализацией профессионального знания. Таким образом, адаптивное технологическое (инженерное) знание - это знание «превентивное», высокорефлексивное и междисциплинарное. В целом это знание «неуверенное», поскольку его

носитель осознает свои образовательные пределы перед решением технологической задачи с учетом всех возможных социальных последствий этого технологического решения (с. 141).

В современную эпоху нового разнообразия профессий молодежь хорошо знает, что университетское образование необходимо для конкурентоспособности на рынке труда. Вместе с тем сегодняшние студенты университетов хотят получить более полные знания о социальных механизмах, чтобы быть не просто профессионалами, но социально ответственными профессионалами - профессионалами-гражданами. Это и есть общественный спрос на технологическое в широком смысле (в том числе социально-технологическое) знание, адаптированное к решению непосредственных задач социального развития. Это спрос на новую в широком смысле инженерную науку как науку о технологическом развитии, сочетающую специальное технологическое знание и общее знание - знание механизмов социального развития. Пришло время новой модели технологического развития и, соответственно, новой модели технологического (инженерного) знания - адаптивной инженерии. Что такое адаптивная инженерия?

1. Адаптивная инженерия - это превентивная технологическая практика, заключающаяся в том, что технологи осознают не только техническую, но и социальную задачу. Разумеется, технологу не обязательно осознавать свою социальную задачу, но в нынешней модели технологического образования он элементарно не получает ресурса для того, чтобы быть превентивным технологом: чтобы мыслить шире, чем просто «техник». В отсутствие адаптивной инженерии превентивный (т.е. социальный) подход к технологии может работать только локально, в отношении конкретных технологий, когда есть настоятельная необходимость «обратной связи» с технологией. Подобные прецеденты превентивной инженерии хотя и одиночны, но представляют важный шаг в формировании нового понимания технологической деятельности. Адаптивный инженер станет, насколько это возможно, расширять информацию о своем «изделии», вводить именно социальную информацию, хотя бы минимально гарантируя, что технологическое развитие не создаст особых проблем для человека, общества, окружающей среды. Превентивная инженерия - это, в конце концов, очень важное осознание ограниченности отдельной научной дис-

циплины, которое будет мотивировать переход к междисциплинарному мышлению.

2. Адаптивный технолог - рефлексивный технолог, который не просто делает хорошо известную ему техническую работу, но постоянно «относится» к ней в контексте социальной цены технологического прогресса. Подобно превентивной инженерии, рефлексивная инженерия осуществляется с «обратной связью», ценностным сознанием, что заставляет рефлексивного технолога весьма заинтересованно зондировать социальные последствия своей работы.

3. Адаптивный технолог - широкий мыслитель, стремящийся строить междисциплинарное исследовательское поле, притом что существующая сегодня инфраструктура знания очень плохо приспособлена для выполнения междисциплинарной работы. Учитывая, что в настоящее время система научного знания в целом остается фрагментированной на отдельные научные дисциплины, можно вообразить технолога, владеющего знаниями нескольких отдельных дисциплин, но именно не много-, а междисциплинарное знание связано с реальной широтой мышления. Поэтому переход к адаптивной инженерии требует формирования системы междисциплинарного знания. Этот процесс идет, и такая система формируется под влиянием глобализации, перестраивающей поликультурную социальную среду сосуществования многих культур в межкультурную среду тесного взаимодействия многих культур. Интегрирующее давление глобализации испытывает и научное мышление. Поэтому - дело времени, чтобы адаптивная инженерия с ее спросом на междисциплинарное мышление стала частью системы междисциплинарного знания.

4. Адаптивная инженерия работает на социальную справедливость. Глобализация, активизировав в мировом обществе интеграционные, коммуникационные процессы социального обмена, способствовала осознанию людьми проблемы социальной справедливости -глобальных социальных неравенств. Ясно, что адаптивная инженерия, поскольку она - адаптивная, т.е. чувствительная к социальным механизмам, должна быть чувствительна к механизмам, воспроизводящим социальные неравенства, и должна направлять технологическое развитие на их устранение и, значит, восстановление социальной справедливости. Действительно, если адаптивный технолог думает о социальной цене своей работы, он не может не думать о

социальной справедливости - например, о том, что человек важнее машины, что технологическое развитие не должно вредить социальному обмену, порождать социальные неравенства и т.д.

5. Адаптивный технолог - «социально включенный» деятель. Глобализация поставила перед инженерами традиционной школы проблему создания глобальных технологий. Это - проблема, поскольку создание глобальных технологий требует междисциплинарного знания, которым узкообразованные инженеры традиционной школы не владеют. Адаптивные же технологи, нуждаясь в междисциплинарном знании, через такое знание «включаются» в глобальный социум и получают соответствующую (глобальную) социальную информацию, необходимую для создания глобальных технологий с минимальными социальными издержками.

«Адаптивная инженерия, - пишет автор в заключение, - освобождает технологов из-под власти технологии и возвращает им контроль над технологическим развитием. Сама генеральная общественная тенденция эпохи глобализации - формирования глобальной среды социального обмена, межкультурной среды - подсказывает, что пришло время адаптивного научного знания, социально включенного междисциплинарного знания. Глобализация принесла с собой и надежды и проблемы, в том числе и такую великую надежду, как социально включенное научное и технологическое развитие» (с. 141).

А.А. Али-заде

2012.03.010. КОРНЕЛЛ К. ПОМНЯ ДРЕВНИХ: ТЕХНОНАУКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ КАРЕЛА ЧАПЕКА «У.Р.Р.» (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ РОБОТЫ РОССУМА).

CORNELL C. Remembering the ancients: Observations on technoscience in Capec's R.U.R. (Rossum's universal robots) // Bulletin of science, technology & society. - 2011. - Vol. 31, N 2. - Р. 103-112. -DOI: 10.1177/0270467610391289. - Mode of access: http://bst.suge pub.com/ content/31/2/103

Ключевые слова: технонаука; слава; человеческая природа; научная фантастика; У.Р.Р.; Чапек.

Исследовательница из Канады находит, что научно-фантастическое произведение Карела Чапека «У.Р.Р.» (Универсальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.