Научная статья на тему '2012.03.009. МАРЗО К. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ. MARZO C. LA PROTECTION DES DROITS SOCIAUX DANS LES PAYS EUROPéENS // REV. INTERN. DE DROIT COMPARé. - P., 2011. - N 2, АVRIL-JUIN. - P. 203-224'

2012.03.009. МАРЗО К. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ. MARZO C. LA PROTECTION DES DROITS SOCIAUX DANS LES PAYS EUROPéENS // REV. INTERN. DE DROIT COMPARé. - P., 2011. - N 2, АVRIL-JUIN. - P. 203-224 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маклаков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.03.009. МАРЗО К. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ. MARZO C. LA PROTECTION DES DROITS SOCIAUX DANS LES PAYS EUROPéENS // REV. INTERN. DE DROIT COMPARé. - P., 2011. - N 2, АVRIL-JUIN. - P. 203-224»

2012.03.009. МАРЗО К. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ.

MARZO C. La protection des droits sociaux dans les pays européens // Rev. intern. de droit comparé. - P., 2011. - N 2, аупЩит. - P. 203224.

Статья сотрудницы Британской академии постдокторального образования при Лондонской школе экономических и политических наук, написанная в рамках проекта «Права бедных, бедные права?», посвящена рассмотрению различных аспектов социальных прав, которые трактуются в самых разных контекстах - национальном, европейском и международном.

Автор считает, что при рассмотрении названных прав возникают три трудности: они не всегда подпадают под понятие прав, еще менее они могут рассматриваться как основные права и, наконец, их не всегда можно защитить в суде. Однако существующая на этот счет литература совсем не препятствует изучению социальных прав, она содержит в том числе сравнение различных концепций и судебной практики в разных странах. Самым известным сегодня примером отстаивания социальных прав является признание Верховным судом Индии права на питание, которое стало защищаемым в судах. Эволюция социальных прав происходит и в Европе; там существует несколько систем этих прав, в том числе собственные системы в рамках Европейского союза и Совета Европы. Сопоставление таких прав в Испании, Португалии, Франции, Италии, ФРГ, Швейцарии, Великобритании, Польше, Белоруссии и Украине, в Норвегии, а тем более в Скандинавских странах позволяет выявить важные различия в трактовке и подходах к значению и содержанию этой группы прав, к их систематизации.

Согласно формуле выдающегося французского государство-веда Жоржа Бюрдо, пишет автор, социальные права носят не абстрактный, а конкретный характер, т.е. в исторической перспективе обладают экономическими и социальными свойствами. Это определение имеет скорее процессуальный, чем материальный характер, поэтому трудно найти основания для отнесения права на труд к числу социальных. Некоторые политические и гражданские права также обладают конкретным характером, например право на юридическую помощь (с. 205).

Другие авторы определяют социальные права как права, связанные с благосостоянием человека; они могут рассматриваться в отношениях с другими людьми; если человек является членом какой-либо общности, то его права могут быть и не реализованы, поскольку она не гарантирует этих прав. Социальные права признаны повсюду в Европе, а в более общем плане в большей части современного мира. Влияние международного права на них очевидно; только в этой отрасли права названные права подразделены на экономические, социальные и культурные. В государствах эти права почти всегда закреплены на конституционном уровне.

Автор стремится найти сходные и разные принципы, действующие в национальных системах, регулирующих социальные права (с. 206). Социальные права сильно варьируются от страны к стране, более того, они чрезвычайно изменчивы и подвижны. Их конституционализация очень вариативна и изменяется во времени. Эти права всегда существуют внутри государства, даже если международные акты признают существование некоторых их них. Характер и содержание социальных прав всегда зависят от политического и исторического развития страны, которая выбирает и свой метод признания этих прав (с. 207).

Появление социальных прав в Европе связано с промышленной революцией, рисками, которым подвергались трудящиеся в ее ходе. Это общее утверждение конкретизировалось в каждой отдельной стране (с. 207).

Некоторые конституции не признают социальных прав. В Великобритании социальные права признаются на законодательном парламентарном уровне, т.е. речь не идет о конституционных социальных правах, а просто о социальных правах или о социальном праве. С прагматическим походом Великобритании можно сопоставить методы их закрепления в Скандинавских странах, где государство рассматривается как покровитель социальных прав. По мнению автора (с. 208), эта группа стран находится на полдороге от англосаксонской модели защиты социальных прав без конституционного закрепления к модели умеренного признания этих прав в конституциях. Вторая модель более распространена в Европе; она группирует несколько государственных традиций, начинается с упомянутой скандинавской модели и включает прежние коммунистическое модели и модели феодальных стран.

Автор утверждает, что Польша, Украина и Белоруссия при коммунистических режимах были скорее «театром» интенсивного государственного признания социальных прав, которые составляли фундамент этой системы. Например, по Конституции Польши 1952 г. право на труд было одновременно правом, обязанностью и почетом. Проведение в жизнь этого права обеспечивалось вхождением трудящихся в профсоюзы. Конституционная реинтеграция 1990 г. позволила учредить иную систему применения права на труд, в частности было разрешено право на забастовку и социальное обеспечение, т.е. Польша приняла западную концепцию социальных прав.

В федеративных странах, таких как Германия и Швейцария, социальные права признаны на федеральном уровне. В Германии это сделала еще Веймарская конституция 1919 г. В настоящее время ФРГ признала, что она является социальным государством («8о71аЫаа1»), следовательно, что каждый акт государственных властей должен находиться в соответствии в принципом социального государства. Такая позиция в землях ФРГ пока находится на стадии развития (с. 209).

Конституция Швейцарии от 18 апреля 1999 г. в абз. 2 и 3 ст. 2 провозглашает: «Конфедерация содействует общему благосостоянию, устойчивому развитию, внутренней сплоченности и культурному разнообразию страны. Конфедерация следит за гарантиями равенства настолько больших возможностей, какие только могут быть». Более того, разд. 2 Конституции озаглавлен «Основные права, гражданство и социальные цели» и включает право на социальное обеспечение, на здравоохранение, на труд, на образование, уважение старости, инвалидности, на защиту от болезней, несчастных случаев, от безработицы, на защиту материнства и некоторые другие (абз. 3 ст. 41). Интересно и то, что абз. 3 ст. 41 указывает, что «Конфедерация и кантоны принимают на себя обязательство достижения социальных целей в пределах их конституционных полномочий и находящихся в их распоряжении средств».

К этой группе стран следует прибавить и Францию, которая признала необходимые принципы социальных прав в преамбуле Конституции 1946 г., действующей и в настоящее время.

Особенно заметно закрепление социальных прав и свобод в «молодых и амбициозных» странах, таких как Португалия, Испания, но также и Италия, освободившихся от авторитарных диктатур

и создавших свои оригинальные конституции. Кроме того, социальные права в настоящее время закреплены во всех правовых системах Центральной и Восточной Европы, «может быть, под влиянием международного права» (с. 209). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод действует во всех этих странах.

Что же касается единого понимания социальных прав, то оно является «деликатным» («délicate») (c. 210) и вариативным не только по своему содержанию, но по сфере применения. Оно зависит от двух близких концепций: социальной политики и государства-покровителя. Социальная политика различается в той мере, в какой проявляется результат соответствующих политических решений правительств и парламентов в конкретных странах, она также зависит от закрепленности социальных прав на высшем правовом уровне (с. 210). Например, в Польше понятие социальных прав прошло эволюцию от социальной идеи, включавшей различные социальные риски (безработица, старость, болезни...), до обеспечения благосостояния граждан, подразумевающего их равенство (образование, защита потребителей, право на труд). Эти два аспекта могут быть восприняты как социальная безопасность, с одной стороны, и социальное обслуживание - с другой (с. 210).

Различные подходы к социальным правам (в частности, в Великобритании и в континентальной Европе) не мешают установлению похожих понятий этих прав. Признание социальных прав имеет одну и ту же цель во всех европейских странах: улучшение каждодневной жизни человека (с. 211). Некоторые европейские конституции не отражают консенсуса в отношении тех или иных прав - права на брак, на образование, на здоровую окружающую среду, на государственное обложение, т.е. не содержат критериев определения этих прав. Однако многие элементы определения этих прав альтернативны или носят объединительный характер (alternés ou conjugués).

Наиболее прагматический подход состоит в том, что эти права в стране всегда существуют, поскольку они закреплены в конституционном законодательстве и значит обладают высшей юридической силой по отношению к законам. Существование в конституциях отдельных глав о социальных правах показывает желание придать им отчетливое значение. Несомненно, что закрепле-

ние в конституциях Испании, Португалии или Италии указывает на то, что «доброе» (bon) число социальных прав носит субъективный характер. В преамбуле французской Конституции социальные права закреплены в качестве действующего права. Для Великобритании в качестве основания социальных прав может рассматриваться Европейская конвенция о правах человека (с. 211).

Предмет социальных прав, по мнению автора, непрост, и многие авторы в него включают различные компоненты. В самом предмете имеются два аспекта - позитивный и негативный (с. 212). Позитивный состоит в том, что задачей социальных прав является «поиск» благосостояния для людей, хотя бы определенного минимума этого благосостояния, минимума экономической безопасности, приближения к стандартам, существующим в обществе. В число критериев в этом случае входят защита труда, защита от рисков (например, риска потери работы), каждодневное улучшение жизни, возможности получения помощи. Негативный аспект социальных прав состоит в том, что они зависят от состояния общества и имеющихся у государства ресурсов (с. 214). Только выработка социальных стандартов жизни и наличие государственных возможностей позволяют ставить вопрос о соответствующем уровне социальных прав и свобод.

Для определения предмета социальных прав все еще используется критерий соотнесенности этих прав с коллективными правами, которые противостоят индивидуальным правам и свободам (с. 214). Португальская конституция относит к таковым право на брак и на семью; эти права рассматриваются с точки зрения отношений индивида с «социальными конституционно-признанными сообществами»; в них также включаются религиозные права. В Германии признаются права матерей, в Португалии -отцов, в Швейцарии - вдов, в Польше - съемщиков жилья.

Следующей оценкой социальных прав, по мнению автора, является оценка с точки зрения применения, другими словами, обязаны ли вмешиваться в эту сферу государственные органы. Классическим подходом является обязательность такого вмешательства. Социальные права - это всегда права позитивного права, и во всех странах устанавливается, что реализация этих прав с помощью государства справедлива и оправданна (с. 216).

Автор указывает, что социальные права занимают различное место в конституционном материале. В некоторых актах им придается такая же юридическая сила, как гражданским и политическим правам; в других конституциях используются иные подходы, в частности они рассматриваются в качестве программных, предоставляя законодателю право следить за их реализацией, усложняя жизнь конституционному судье. Например, в Скандинавии социальные права рассматриваются исключительно с прагматической точки зрения. В Конституции Норвегии 1814 г. с поправками 2007 г. указывается, что эти права зависят от полномочий государства по созданию условий для их реализации.

В ряде стран существуют гарантии социальных прав, обязывающие государство соблюдать эти права и влиять на их исполнение с помощью законодательства и административных актов. Так, Конституция ФРГ 1949 г. указывает, что государственные органы должны действовать в соответствии с принципами социального государства. Этот принцип получил отражение в конституциях Италии, Испании, Португалии, Белоруссии и Украины.

Социальные права могут быть, наконец, «подсудными» (justiciable) или субъективными. Существующие правовые системы позволяют индивиду обращаться за их защитой в суды, например за защитой прав по отношению к государству (с. 218) при нарушении неприкосновенности жилища или свободы выражения мнения. В ряде конституций в Южной Европе выработаны специальные механизмы защиты социальных прав и свобод (Италия, Польша).

Автор считает, что социальные права и свободы нельзя противопоставлять политическим и гражданским правам, хотя и допускает «непрочность» (la fragilité) этой конструкции. Между названными группами прав и свобод не существует четких различий; они отличаются только предметом регулирования, но не правовыми характеристиками.

Заключительная часть статьи посвящена защите социальных прав конституционными судами и судами общей юрисдикции. Автор задается вопросом, являются ли социальные права и свободы основными и в этом качестве должны непосредственно защищаться названными судебными органами или эти права являются простыми правами и свободами. В литературе на этот счет имеются различные точки зрения. Если принять первую позицию, то названные

права и свободы должны быть отражены в деятельности всех органов государственной власти, а конституционные судьи и суды общей юрисдикции обязаны применять закрепленные в конституциях нормы; законодателю также следует исполнять предписания основного закона. Другая точка зрения означает, что социальные права и свободы могут толковаться весьма различно и, по сути дела, могут быть упразднены.

Приведя примеры из судебной практики Великобритании, Франции и Польши, автор приходит к выводу, что в настоящее время социальные права признаются судьями в различных государствах и ими защищаются. Кроме того, в этом же направлении действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, содержащая минимальные число защищаемых социальных прав в ст. 2, 3 и 8, а также акты Европейского союза, в частности Европейская социальная хартия 1961 г. и Европейская хартия основных социальных прав трудящихся 1989 г. (с. 224).

В.В. Маклаков

2012.03.010. БОНИ Г. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ИТАЛИИ: ОБЩИЙ ВЗГЛЯД.

BONI G. La protection des droits sociaux en Italie: vue d'ensemble // Rev. intern. de droit comparé. - P., 2011. - N 2, аvril-juin. - P. 257274.

Статья доктора права и доцента Университета им. Эджа Хил-ла (l'Université de Edge Hill) посвящена рассмотрению института социальных прав и свобод в Италии. По мнению автора, одной из оригинальных черт Конституции этой страны 1947 г. является скорее «софистическое» формулирование (formulation sophistiquée) этих прав, чем их содержание (с. 257). Социальные права - важная и непреходящая составляющая демократической модели, установленной авторами этого акта. Они опираются на концепцию свободы и индивидуального достоинства, которая позволяет признать итальянского гражданина «социальным человеком» (homme social). Такой подход привел к тому, что в юридической доктрине стали утверждать, что социальные права в итальянской Конституции вместе с гражданскими и политическими правами имеют характер основных прав и свобод, хотя на этот счет есть и другие точки зрения (с. 258). Некоторые авторы считают, что социальные права и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.