Научная статья на тему '2012. 01. 046-050. Форум «Женщины в мировой истории»'

2012. 01. 046-050. Форум «Женщины в мировой истории» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ / ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 046-050. Форум «Женщины в мировой истории»»

сознании ее граждан. «Неоднородность населения до сих пор проявляется в противоречивом поведении современного политического электората, в оценках коммунистического прошлого, включая Голодомор с его 4-7 миллионами жертв. Отсутствие мужества и решимости у части современной национальной элиты не позволяет порвать, наконец, с тоталитаризмом и колониализмом в украинской истории» (с. XIV).

Для нации, не имевшей собственной государственности, особое значение в формировании идентичности приобретает литература. Этой проблеме посвящен второй раздел сборника: «Отражение идентичностей: Литературная парадигма». Собственный образ Украины формируется между двумя могущественными Другими: Европой и Востоком (Россией). Хотя у украинской элиты исторически превалирует европейская идентичность, сегодня это не единственная тенденция. Некоторые писатели сделали выбор в пользу развития собственной исключительности. Большую роль в выборе того или иного варианта играет принадлежность автора к какому -либо из регионов страны с их политическими и историко-культурными реалиями.

Наиболее острые вопросы региональных различий в области культуры связаны с лингвистической ситуацией в стране. Несмотря на наличие закона о единственном государственном языке (принят еще в 1989 г.), украинский язык так и не стал, по оценкам авторов, достаточно распространенным. Более того, продолжает сохраняться присущая советскому периоду практика, когда единственным языком, гарантирующим личную успешность, остается русский. Различным аспектам языковой политики и ее частным проявлениям в различных областях культуры посвящен заключительный раздел сборника «Культурные манифестации: Язык, медиа, искусство».

Т.Б. Уварова

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

2012.01.046-050. ФОРУМ «ЖЕНЩИНЫ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ».

Forum on Women in world history «The Use of the case study approach to women in world history» // World history connected. - [Urbana III], 2010. - Vol. 7, N 1 [Электронный ресурс]. - Mode of access: http://

worldhistoryconnected.press.illinois.edu/7.1/ (Дата посещения: 27 февраля 2011).

2012.01.046. МЕЙ Т. ВСТУПЛЕНИЕ.

MAY T. Introduction to the Forum on women in world history «The Use of the case study approach to women in world history». - Mode of access: http://worldhistoryconnected.press.illinois.edu/7.1/may.html

2012.01.047. ШЕРМАН Х. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА: ЯЗЫЧЕСКАЯ МЕСТЬ И СВЯТОСТЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ. SHERMAN H. Grand Princess Olga: Pagan vengeance and sainthood in Kievan Rus. - Mode of access: http://worldhistoryconnected.press. illinois.edu/7.1/sherman.html

2012.01.048. МАРТИН Э Л. ЭЛИЗА ЛУКАС ПИНКНИ: ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ В АТЛАНТИЧЕСКОМ МИРЕ. MARTIN E.L. Eliza Lucas Pinckney: Production and consumption in the Atlantic world. - Mode of access: http://worldhistoryconnected. press. illinois. edu/7.1/martin.html

2012.01.049. ФУТ Н. МАНУЭЛА САЭНС И НЕЗАВИСИМОСТЬ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.

FOOTE N. Manuela Saenz and the independence of South America. -Mode of access: http://worldhistoryconnected.press.illinois.edu/7.1/ foote. html

2012.01.050. РИББЕРИНК А. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ В СТРАНАХ ЗАПАДА В КОНЦЕ XX века. RIBBERINK A. Two women prime ministers in the West in the late twentieth century. - Mode of access: http://worldhistoryconnected. press. illinois.edu/7.1/ribberink.html

Ключевые слова: женщины в мировой истории, женские судьбы, исторические эпохи.

Реферируются некоторые статьи Форума, затрагивающего сразу две темы: место и значимость истории женщин и биографий в изучении всемирной истории. Тимоти Мей (глава Департамента истории в университете Северной Джорджии, США) во вступлении (046) пишет, что материалы Форума отображают многообразие вариантов женских судеб в разные исторические эпохи. Авторы статей, большинство из которых - женщины, исследуют нетипичные судьбы представительницы русской средневековой элиты, амери-

канской «бизнесвумен» XIX в., креолки, боровшейся за независимость своей страны, а также премьер-министров XX в.

Х. Шерман, адъюнкт-профессор истории Висконсинского университета (США), в статье о княгине Ольге (047) подчеркивает то, что воинственная княгиня варяжского происхождения, которая большую часть жизни была язычницей, стала первой русской православной святой. В качестве основного источника биографических сведений о ней автор берет «Повесть временных лет», а также западноевропейские и византийские хроники.

Х. Шерман разбирает два важных эпизода из жизни и правления княгини - месть древлянам и принятие христианства. Средневековые хроники о мести убитых горем вдов, пишет автор, не следует воспринимать буквально. Литературные описания языческой жестокости княгини подтверждают ее твердую моральную позицию. При этом летописцы демонстрируют удивительную преобразовательную силу повествования. За убийство мужа, князя Игоря, княгиня должна была отомстить древлянам. В описаниях летописцев воспроизводится языческий скандинавский погребальный ритуал, пишет Х. Шерман. Рассказ о похороненных заживо в лодках древлянах отражает традицию викингов хоронить воинов в лодках и приносить ритуальные жертвоприношения. Следующая месть Ольги - сожженные заживо в бане послы - здесь, предполагает автор, речь идет о ритуальном очищении огнем. Третья месть -убийство княжеской дружиной 5 тыс. древлян во время тризны на могиле князя Игоря - представляет собой поминки и последующее жертвоприношение. Четвертая месть - в качестве налога Ольга требует принести от каждого дома древлян по три голубя и три стрелы. Получив их, она выпускает голубей с горящими стрелами, которые полетели к себе домой и таким образом подожгли город. Скандинавские вдовы высших военных деятелей совершали ритуальное самосожжение, объясняет Х. Шерман, но сын Ольги и Игоря - Святослав был слишком юн, чтобы стать правителем. В этих условиях для авторов хроник было важно подчеркнуть, что княгиня принесла в ритуальную жертву своих врагов, тем самым она выказала качества и почтительный жены, и хитрого военачальника.

В 944 или 945 г. княгиня Ольга отправляется в Константинополь, где первая из Рюриковичей принимает христианство. Большая часть населения страны, включая ее сына Святослава, были

язычниками. Х. Шерман придерживается той точки зрения, что крещение княгини было исключительно политическим решением, направленным на укрепление позиции Киева по отношению к более могущественным соседям, прежде всего - Византийской империи. К тому же ближайшие европейские страны - Моравия, Болгария, Польша - были христианскими. Даже королевство викингов -Дания приняла христианство. Административные и налоговые реформы княгини, принятие ею самой христианства, благодаря которому страна была защищена от притязаний со стороны Византии, а также ее посольство (хоть и неудачное) к императору Священной Римской империи Оттону I с просьбой прислать епископов и священников, т.е. учредить автокефальную церковь в Киеве - все это было направлено на укрепление государства. Княгиня Ольга умерла в 969 г. и похоронена в земле, по христианскому обряду. Спустя несколько столетий после официального принятия христианства на Руси Ольга стала одной из почитаемых русских святых, по выражению летописца, «она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи» (047).

В статье преподавателя истории (ун-т Калифорнии, США) Э. Мартин (048) рассказывается о судьбе Элизы Лукас (в замужестве Пинкни) - представительнице богатого и влиятельного семейства, в молодом возрасте ставшей известной и преуспевающей предпринимательницей.

Жизнь Элизы Лукас, пишет автор, оставила свой след в таких мировых процессах своей эпохи, как индустриализация, разведение и культивация растений. Элиза Лукас родилась в 1722 г. в семье богатых плантаторов, англичан, живших на острове Антигуа (Вест-Индия). Семья поддерживала отношения и с колонией, и с метрополией, а ее отец и дед принимали активное участие в политической жизни острова. Элиза получила прекрасное образование в Англии. Вскоре после ее возвращения из метрополии вся семья переехала в Южную Каролину. Девушка продолжала свое образование, и как показывает ее переписка с отцом, она смогла стать «хорошо образованной англичанкой, представительницей высшего света, талантливой, читающей философские книги, музицирующей, свободно говорящей на французском языке и возделывающей свой сад» (048). Автор останавливается на последнем увлечении героини и подчеркивает, что это было не просто хобби - Элиза вполне

профессионально занималась разведением и культивацией растений. Ее отец, призванный британской короной выполнять свой военный и политический долг в Вест-Индии, присылал дочери семена тропических растений. Она выращивала и разводила фиги, агаву, маниоку, имбирь, хлопок, люцерну.

«Элиза Пинкни примечательна не только как космополит, образованная и умная женщина, ставшая страстным патриотом к концу своей жизни, но также как женщина-предприниматель, первая наладившая успешное и выгодное разведение и производство индиго в Южной Каролине» (048). Именно на этом поприще Элиза достигла успехов в разведении и предпринимательстве. Ее деятельность, в том числе по разведению индигоносных растений в американских колониях, играла важную роль в обмене культурными растениями между регионами, а также в глобальной торговле, связывая американский Юг с Атлантическим миром, от Европы до Африки. Быстро растущая текстильная промышленность Британии нуждалась во все большем количестве красителей, но войны середины XVIII в. отрезали ее от прежнего рынка индиго. Поэтому поставки из колонии пришлись как нельзя кстати. Фактически американские производители краски стали монополистами на британском рынке, тем более что метрополия проводила в отношении них протекционистскую политику. Элиза Лукас занималась не только производством - она распространяла семена растений среди плантаторов и делилась своим опытом по разведению индиго и получению краски. Однако с началом Войны за независимость производство индиго стало угасать - во время военных действий многие плантации были уничтожены, а Конгресс запретил экспорт товаров в Англию. Вскоре Индия снова стала главным поставщиком индиго для британского рынка.

Автор кратко рассказывает и о личной жизни этой выдающейся женщины. В 1744 г. в возрасте 22 лет она вышла замуж за друга семьи, юриста, плантатора, вдовца Чарльза Пинкни. У супругов родилось трое детей. В 1752 г. Чарльз Пинкни принял предложение британского правительства и стал посредником между администрацией Южной Каролины и британским министерством торговли. Семья переехала в Англию, тем самым Элиза получила возможность восстановить свои прежние британские связи. В 1758 г. супруги вернулись в Америку, чтобы продать плантации, но Чарльз

заболел и скоропостижно скончался. Элиза стала вдовой в 36 лет, больше она не вышла замуж. Продав свой бизнес в Южной Каролине, она вернулась в Англию. Элиза Лукас Пинкни умерла от рака в 1793 г. «Жизнь Элизы Пинкни показывает, что атлантические мировые связи - это не только эфемерные системы, действующие на макроуровне, они могут быть повседневностью человеческой жизни, связывая воедино отдельные регионы узами торгового и культурного обмена» (048).

Статья Н. Фут (049), адъюнкт-профессора истории (Флоридский ун-т побережья залива, США) посвящена Мануэле Саэнс -легендарной соратнице и возлюбленной Симона Боливара. Автор обращает внимание на то, что ее героиня активно участвовала в политической жизни еще до встречи с Боливаром. Как правило, жизнь Мануэлы Саэнс считалась важной и значимой только в контексте ее отношений с более могущественным человеком, мужчиной - Боливаром, отмечает Н. Фут. Это типичный прием при описании истории жизни выдающейся женщины - спрятать ее, оттеснить на второй план; подобные сюжеты часто нужны только для того, чтобы добавить блеска и очарования в рассказы о деятельности мужчин. Но Мануэла была не только возлюбленной, она сыграла важную роль в борьбе за независимость Южной Америки как военный стратег, политик, воин, хранитель архива С. Боливара.

Мануэла Саэнс родилась в 1797 г. Ее отец - испанский торговец и муниципальный служащий, мать - креолка из высшего света. Мануэла была незаконнорожденной, но ее отец, используя свои связи и богатство, обеспечил дочери достойное приданое, отправил ее учиться в старейший и самый престижный в городе женский монастырь. Как показывают монастырские записи, уже девочкой Ма-нуэла отличалась строптивым и непокорным характером, любила носить мальчиковую одежду, играть с оружием и ездить на лошади по-мужски. Существует недоказанный письменными источниками эпизод о побеге Мануэлы из монастыря с молодым армейским офицером.

В те годы брак, пишет Н. Фут, укреплял добропорядочную репутацию и статус женщины высшего света, ее респектабельность, расширял юридические права. Мануэла, будучи незаконнорожденной, была ограничена в возможностях на «ярмарке невест». Но ее отец уговорил доктора Дж. Торна, богатого английского тор-

говца, взять Мануэлу в жены. Вероятно, предполагает автор, англичанин, бывший в два раза старше своей невесты, был очарован красотой молодой женщины, к тому же брак давал ему возможность укрепить свое положение в местном обществе. Замужество повысило статус Мануэлы в элите Лимы, она стала частью привилегированного социального круга, близкого к влиятельным экономическим и политическим силам. Но даже среди них были те, кто боролся за независимость от испанской короны. Представители различных элитных слоев делились слухами о политических взглядах, а также о военных стратегиях роялистов. М. Саэнс была постоянной гостьей на балах у испанского вице-короля и одновременно она дружила с Роситой Кампусано, любовницей аргентинца Хосе де Сан-Мартина, воевавшего с испанцами в Аргентине и Чили и возглавлявшего антииспанское сопротивление в Перу. М. Саэнс предложила свою помощь и помощь своих рабов в борьбе за свободу Перу и согласилась поставлять информацию о планах испанцев. Ее решение поддерживать борьбу за независимость было проявлением ее собственных убеждений, основанных на чтении работ философов-просветителей и на испытываемой ею самой дискриминации - креолки и незаконнорожденной, полагает Н. Фут.

В доме Мануэлы встречались те, кто поддерживал сопротивление, а ее рабы собирали и передавали повстанцам информацию о стратегических планах и о перемещениях войск роялистов. «Подобная деятельность не выходила за рамки домашней сферы, поэтому она не ломала существующие гендерные нормы, а скорее слегка приподнимала их над существующим распределением ролей, тем самым делался вклад в мужской мир политики. Также здесь важна классовая и расовая динамика. У Саэнс был доступ к конфиденциальной информации, потому что она была белой креольской женщиной из элитных слоев; но она зависела от помощи рабов и без доступа к добываемой ими информации ее деятельность была бы менее эффективна» (049). Получаемая ею информация была столь важна, что Сан-Мартин принял Мануэлу Саэнс в члены «Общества патриотических дам» (Society of patriotic ladies) и наградил ее орденом Солнца.

В 1822 г. состоялась легендарная встреча Мануэлы с Боливаром. Популярный борец за независимость был известен также как любитель женщин. И на первый взгляд, мгновенно вспыхнувшие

между ними чувства должны были быстро остыть. Но Мануэла покинула мужа (что эпатировало общество, так как развод в то время не был узаконен, более того, оскорбленный муж мог заточить жену в монастырь) и отправилась в военный поход вместе с возлюбленным. Мануэла играла исключительно важную роль и в борьбе за независимость, и в послевоенных усилиях Боливара по созданию республики. Официально Мануэла была хранителем личного архива Боливара, она выполняла эту обязанность вплоть до своей смерти. Вместе с тем она принимала участие в военных действиях, помогая в организации войск, перевязывая раненых и вытаскивая с поля боя убитых. За военную отвагу женщина была удостоена звания полковника.

После избрания Боливара президентом Республики Боливии Мануэла стала посредником между ним и его окружением, собирала различную информацию, непосредственно участвовала в принятии политических решений. Мануэла дважды спасала президента от вооруженных нападений заговорщиков. После изгнания и смерти Боливара Мануэлу Саэнс сослали на Ямайку, но и там она живо интересовалась политической ситуацией на родине и поддерживала отношения с бывшими соратниками. Но со временем она оказалась в полной изоляции.

Мануэла Саэнс бросала вызов патриархальным нормам на каждом этапе жизни: покинула монастырь, оставила мужа ради возлюбленного, участвовала в военных сражениях, стала политической изгнанницей. Но вместе с тем, считает автор, она подтверждала свой гендерный статус: использовала женский круг общения, женскую дружбу и женские сплетни, чтобы получать информацию и в годы борьбы за независимость, и после установления республики.

А. Рибберинк, адъюнкт-профессор истории в Свободном университете Амстердама (Нидерланды), представляет сравнительные биографии женщин премьер-министров - Маргарет Тэтчер (Великобритания, 1979-1990) и Гру Харлем Брунтланн (Норвегия, 1981, 1986-1989, 1990-1996) (050).

Маргарет Тэтчер (в девичестве Робертс) родилась в 1925 г. в Грэнтеме, а Гру Харлем в 1939 г. в Осло. Несмотря на разницу в возрасте и социальном происхождении, эти женщины близки свойственными им качествами лидера и присущими им политическими амбициями. Они обе получили хорошее образование, отличаясь

интеллектуальным развитием и ярким политическим талантом. Родные и близкие поддерживали их политические стремления.

Маргарет Робертс родилась в семье торговца, ее отец, убежденный консерватор, играл активную роль в политической жизни родного города и был избран мэром Грэнтема. В колледже Маргарет изучала химию, в 1951 г. она вышла замуж за богатого промышленника Дениса Тэтчера, у них родилось двое детей. Готовясь к карьере политика, Маргарет Тэтчер изучала юриспруденцию.

Гру Харлем родилась в преуспевающей семье, ее отец, социал-демократ, дважды занимал пост министра в правительстве Норвегии, а премьер-министр от социал-демократов Эйнар Герхардсен (1955-1965) был близким другом семьи. Гру изучала медицину, в 1960 г. она вышла замуж за студента-юриста Арне Брунтланна, у них родилось четверо детей.

На первый взгляд между политическими воззрениями этих женщин было мало общего, пишет А. Рибберинк. М. Тэтчер уже в студенческие годы стала активисткой Консервативной партии, а социал-демократ Г. Брунтланн - членом Норвежской лейбористской партии. Британские консерваторы поддерживают традиционные ценности: монархию, строгое иммиграционное законодательство, семейные ценности. Норвежские лейбористы разделяют социал-демократические ценности: либерализацию культуры, экономики и социальных отношений.

Но уже в начале политической карьеры и М. Тэтчер, и Г. Брунтланн столкнулись с общей для них проблемой - противодействием со стороны однопартийцев, главным образом потому, что они - женщины. Причем М. Тэтчер пришлось сложнее, ведь тори не поддерживали феминизм, в партии было не так много женщин, занимавших заметные посты. Тем не менее ей удалось преодолеть внутрипартийные барьеры и в 1959 г. добиться избрания депутатом Палаты общин. В 1971-1974 гг. М. Тэтчер стала министром просвещения и науки в правительстве Э. Хита.

Для Г. Брунтланн начать политическую карьеру было проще, она пользовалась унаследованной от родителей поддержкой в кругах социал-демократии, подчеркивает А. Рибберинк. К тому же в Норвегии 1960-1970-х годов влияние феминизма было гораздо более сильным, чем в Великобритании. С 1974 по 1979 г. Г. Брунтланн занимала пост министра окружающей среды. Со студенческих

времен она интересовалась проблемами медицины и общества, экологии и на посту министра активно боролась с загрязнением окружающей среды, в частности с кислотными дождями. В 1981 г. в возрасте 42 лет Г. Брунтланн стала первой женщиной премьер-министром Норвегии, к тому же самым молодым в истории страны. Впоследствии она еще дважды занимала этот пост.

Далее автор кратко описывает основные этапы деятельности премьер-министров, включая их социально-экономические программы во внутренней политике, а также их внешнеполитический курс. Именно эти аспекты, по мнению автора, лучше всего характеризуют профессиональные и личные качества этих женщин-политиков. 1980-е годы - время международного экономического кризиса, и кабинеты обеих стран боролись с ним. Социально-экономическая и внешнеполитическая деятельность М. Тэтчер была достаточно противоречивой, но едва ли кто-то осмелился обвинить ее в недостаточной компетентности. На протяжении всей своей карьеры М. Тэтчер проявляла интерес к «сугубо мужским направлениям» - финансам, экономике и внешней политике. Премьера критиковали за то, что она не защищала интересы женщин, а также за отказ признать, что своим успехом «железная леди» отчасти обязана феминистскому движению.

Гру Брунтланн достигла международного признания не только как премьер-министр. Она возглавляла Международную комиссию ООН по окружающей среде и развитию. Она известна также своей борьбой за женскую эмансипацию. В отличие от М. Тэтчер Г. Брунтланн выражала свою признательность и лояльность феминистским организациям, борьба которых за политическое равноправие женщин помогла ей занять пост премьера. «Атмосфера в Норвегии благоприятствовала тому, чтобы заявить себя как феминистский премьер-министр, гораздо больше, чем в Великобритании. В восьмидесятые годы норвежцы агитировали за женскую эмансипацию, и Норвежская рабочая партия феминизировалась. Поэтому не было опасности, что феминизм будут идентифицировать с политической некомпетентностью, как это было в окружении М. Тэтчер» (050).

Конечно, пишет автор, М. Тэтчер и Г. Брунтланн были компетентными политиками, хотя проводимый ими курс не был лишен отдельных недостатков. Главное, что они обе оказались вовлечен-

ными в большую политику. Как заметил один английский историк, М. Тэтчер «окончательно похоронила идею, что женщина не может быть политиком» (050). В годы ее правления женщины в Англии впервые заняли ответственные посты в судебных организациях, палате общин, в издательском бизнесе. А в правительствах премьер-министров, сменивших на этом посту Г. Брунтланн, женщины занимали до 40% должностей.

Английский и норвежский премьер-министры несколько раз встречались, но различие в позициях по проблемам ядерного вооружения и «холодной войны», экономического кризиса и обеспечения женской занятости помешали им установить глубокие дружеские отношения, полагает А. Рибберинк. Она приводит заголовок из английской газеты «The Observer» - «Железная леди против суперженщины», как нельзя лучше характеризующий этих государственных деятелей.

Ю.В. Дунаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.