Научная статья на тему '2012.01.043. КХИЛЬНАНИ С. ИНДИЯ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ ДЕРЖАВ. KHILNANI S. L'INDE DANS LE GRAND JEU DES PUISSANCES // DéBAT. - P., 2011. - N 164. - P. 59-69'

2012.01.043. КХИЛЬНАНИ С. ИНДИЯ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ ДЕРЖАВ. KHILNANI S. L'INDE DANS LE GRAND JEU DES PUISSANCES // DéBAT. - P., 2011. - N 164. - P. 59-69 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНДИЯ / ИНДИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.01.043. КХИЛЬНАНИ С. ИНДИЯ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ ДЕРЖАВ. KHILNANI S. L'INDE DANS LE GRAND JEU DES PUISSANCES // DéBAT. - P., 2011. - N 164. - P. 59-69»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2012.01.043. КХИЛЬНАНИ С. ИНДИЯ В БОЛЬШОЙ ИГРЕ ДЕРЖАВ.

KHILNANI S. L'Inde dans le grand jeu des puissances // Débat. - P., 2011. - N 164. - P. 59-69.

Руководитель программы исследования Южной Азии в университете Джонса Хопкинса (Вашингтон) прогнозирует возможность обретения Индией статуса великой державы.

По мысли «гуру глобализации» Томаса Фридмана, Индия, «инновационный стержень» мира, будет сверхдержавой будущего: черепаха в конце концов вырвется вперед. Схожие мнения встречаются в периодической печати. Индийцы разделяют такой энтузиазм. Основания есть: темпы экономического роста значительны, жесткое регулирование финансовой системы и относительно слабая зависимость от экспорта смягчили последствия мирового кризиса. Норма накопления превышает 35% ВВП (с. 60). Столь хорошие структурные условия не наблюдаются ни в одной значительной экономике, даже американской и китайской. Правда, экономический рост приводит к неравномерному развитию: не создает достаточно рабочих мест, порождает региональные экономические различия и социальное неравенство, политическую напряженность.

С самого начала международные амбиции независимой Индии были значительными. Залог этого - огромное количество населения, древность цивилизации, а также убежденность в законности своего выбора и своих действий.

Несколько лет назад администрация Буша объявила, что США помогут Индии стать великой державой XXI в. Целью американцев было сделать ее союзником в Азии. Администрация Оба-мы, похоже, следует этому курсу. Существующие державы часто склонны уступить часть своей мощи новым претендентам, если те готовы преобразиться по их подобию. Заявление администрации Буша отражает констатацию хрупкости мощи Запада. Растущий интерес США к Индии во многом связан с нестабильностью в Южной Азии и с подъемом Китая. «Для Запада Индия выступает контр-Китаем. Здесь демократия, англоязычная элита. Образованная, технологически развитая и предприимчивая, с недавних пор

экономически активная, Индия кажется партнером, которого легче убедить и примирить» (с. 61).

В первое десятилетие XXI в. США столкнулись с пределом классических критериев державности. Оказалось, что они переоценивают значение военной силы, а основания финансового могущества уязвимы. Вопрос мирового распределения силы, ее иерархии и полярности стал необычно сложным. Отсюда споры о том, живем ли мы в одно- или многополярном мире или вообще в мире без полюсов, а также споры о разных формах мощи - «твердой» или «мягкой», «холодной» или «горячей». В значительной степени эти споры переформулируют принятое различие между понятиями «могущество» и «легитимность». К этому добавляется то, что в эпоху исключительно легкой мобилизации общественного мнения малые государства и даже негосударственные акторы могут угрожать сильным государствам.

В отличие от Великобритании на вершине ее имперского могущества США в обеспечении своего экономического процветания зависят от других государств: импортируют блага и услуги, капиталы и людские ресурсы1. Современное могущество зиждется на взаимозависимости. Европа в настоящее время больше не находится в центре игры великих держав, ей хватает своих проблем. Смещение поля этой игры с Запада на Восток связано прежде всего с подъемом Китая. Его успех основан на глубокой экономической интеграции с остальным миром и особенно с США, но эта взаимозависимость осложняется военным соперничеством: КНР обладает самой многочисленной армией в мире, имеет второй в мире военный бюджет, а ее международные амбиции остаются неясными -возможно, и для нее самой. Отношения между двумя великими державами сегодня в корне отличаются от американо-советских отношений времен «холодной войны». США и СССР экономически почти не контактировали. Вопрос, решение которого определит международный порядок, заключается в том, найдут ли США и Китай равновесие в своей экономической взаимозависимости и стратегической конкуренции. Американская политика в отношении

1 Вопреки распространенному мнению экономическая система Британской империи в XIX в. вносила гораздо меньший вклад в гегемонию Великобритании, чем промышленное и финансовое могущество страны и ее роль в международной торговле. - Прим. реф.

Китая колеблется между сдерживанием и сотрудничеством, склоняясь к последнему. При стагнации Японии, которая, как и Европа, неспособна подкрепить свое богатство международным весом, повышается значение для США Индии.

Индия разделяет сомнения американцев в отношении Китая. После китайско-индийской войны 1962 г. контакты двух стран долгое время были минимальными; и сейчас их модели политического и экономического развития остаются совершенно разными. Вместе с тем за последние пять лет двусторонняя торговля выросла вчетверо, достигнув 60 млрд. долл. (с. 63). Китай потеснил США в качестве первого торгового партнера Индии. Однако в военной сфере северный сосед Индии усиливает присутствие в Индийском и Тихом океане, а инвестируя в Африке (и Латинской Америке), расширяет свое влияние на всех соседей Индии.

Хорошие отношения с США - необходимое условие развития страны, которая стремится играть более значительную международную роль. Торговля с США, зависимость от них в сфере технологий, образования и инвестиций - ключевые элементы для будущего развития Индии. Вместе с тем Индия не должна отказываться от права самой определять собственные интересы. Речь идет о поисках равновесия между выгодой сотрудничества и необходимостью оберегать свою самостоятельность в принятии политических решений. Как показывает пример Китая, найти такое равновесие возможно. В треугольнике США - Китай - Индия каждая страна держит определенную дистанцию и обладает определенной свободой маневра, что делает традиционный подход к политике держав устаревшим. Например, более десяти лет назад США и Китай объединились в санкциях против Индии в связи с ее ядерными испытаниями; позднее США и Индия были обеспокоены ролью Китая в распространении ядерных вооружений, а Индия и Китай объединились против США в переговорах по климату и торговле. Эта модель временных союзов с меняющимися интересами имеет все шансы сохраняться. Не в интересах Индии дать США вовлечь ее в антикитайскую политику.

Что касается Южной Азии, то здесь классическое значение военной силы по-прежнему занимает центральное место. Находясь в окружении нестабильных или авторитарных стран (Непал, Бангладеш, Мьянма, Шри-Ланка и Пакистан), Индия расположена в са-

мом опасном регионе мира. Внутренние конфликты этих стран угрожают ее внутренней безопасности, а следовательно, ее экономическим перспективам, политической и социальной стабильности. «Индия вынуждена считаться с тиранией географии» (с. 64).

Особенно крупные проблемы у Пакистана. Его население быстро растет (к 2050 г., по прогнозам, станет третьим в мире), а темпы экономического роста снижаются, в то время как общество уязвимо для пропаганды оскорбленной чести нации. По сути пакистанское государство находится в процессе распада. Политическая власть поделена между гражданской политической элитой, руководством армии, спецслужбами и экстремистскими группировками. Неясны и перспективы Афганистана. В XIX в. он выступал полем классической Большой Игры, а в ХХ в. - местом поражения имперского соперника США. Сегодня ставки менее определенны, но все, что там происходит, отразится на Индии, которая заинтересована в региональной стабильности.

«Какой бы подход Индия ни выбрала, проблемы региона будут препятствовать ее развитию, отвлекая ее внимание и ресурсы, налагая непредвиденные издержки и мешая экономической интеграции субконтинента. Кризис в этих обществах глубок, и Индия не в состоянии вмешаться, чтобы попытаться его решить. Однако не сможет она и держать этот кризис на расстоянии, как могла держаться в стороне от игры сверхдержав во время "холодной войны"... В лучшем случае она сумеет смягчить воздействие этого кризиса на собственную траекторию развития» (с. 65).

Внешнеполитический курс Неру принимал во внимание слабость Индии. Сейчас, с экономическим подъемом, у страны есть средства увеличить свой военный вес. В 2010 г. ее военный бюджет вырос более чем на треть, достигнув 30 млрд. долл. (с. 66). И все же в обозримом будущем Индия не сможет имитировать традиционную западную державу в военном или экономическом плане. В стране по-прежнему масштабная бедность, и даже если в ближайшие 40 лет темпы роста сохранятся на уровне 6%, доход на душу населения к 2050 г. не превысит 10 тыс. долл. (с. 66). Индия будет необычным глобальным актором - с относительно богатым государством и по большей части бедным населением. Как и в Китае, это породит напряженность, смягчать которую предстоит политическому руководству, если ему хватит способностей.

2012.01.044-052

Несмотря на это, в сфере международной торговли (особенно сельскохозяйственными товарами), доступа к природным ресурсам и воздействия экономического роста на природную среду Индия сегодня в состоянии требовать более справедливых условий по отношению к бедным странам и пытаться вести мир к более инклюзивной глобализации. Об этом свидетельствует, к примеру, позиция Индии на переговорах в Копенгагене о климатических изменениях. Легитимность Индии в глазах остального мира - тот факт, что ее демократически избранное правительство представляет 17% мирового населения, - сама по себе является видом могущества (uneformedepuissance). В отличие от Израиля Индия не удовлетворится ролью региональной державы, но если хочет влиять на международную систему, должна воспользоваться нынешней неопределенностью понятия державы и смешанным характером своего могущества, чтобы соединить силу и легитимность в новом понятии. Этим понятием может быть «способность наводить мосты». Примеров выполнения этой функции не существует, но Индия может ее изобрести. В современном мире для Индии было бы наивно сосредотачиваться на своих внутренних проблемах при перспективе фиксированных крепких союзов. «В конечном счете одна из черт великой державы - уметь не только приспосабливаться к существующим определениям, но и, как ранее делал Ганди, определять по-новому то, в чем состоит могущество и величие» (с. 68).

К.А. Фурсов

РЕЛИГИЯ

2012.01.044-052. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В КНР.

2012.01.044. SONG LIHONG, LU YUNFENG. Religion and society: Cross-cultural communications. Introduction // Social sciences in China. -Beijing, 2010. - Vol. 31, N 1. - P. 127-129.

2012.01.045. LU YUNFENG, LANG G. Beyond exclusive religions: Challenges for the sociology of religion in China // Ibid. - P. 198-216.

2012.01.046. HUNG CHANG-TAI. The anti-Unity sect cаmpaign and mass mobilization in the early People's Republic of China // China quart. - L., 2010. - N 202. - P. 400-420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.