2012.01.040. КЛЕБАНОВ Л.Р. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / Под науч. ред. Наумова А.В.; Ин-т государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 351 с. -Библиогр.: с. 321-349.
В России, согласно проведенным исследованиям, ежегодно похищается произведений искусства на сумму около 4 млрд. долл. США. В розыске находятся более 45 тыс. произведений искусства (по другим данным эта цифра составляет сотни тысяч). Ежемесячно этот перечень пополняется на 2000 новых предметов. На сегодняшний день выявлено более 200 преступных организаций, занимающихся контрабандой культурных ценностей (с. 313).
Культурные ценности являются фундаментальной основой всякой культуры. Россия обладает несметными культурными богатствами, использование и преумножение этих богатств, их надежная защита невозможны без надлежащего правового регулирования, как международного, так и национального. В настоящее время сформирована огромная нормативно-правовая база, включающая акты различного уровня. Специалисты уже говорят о появлении такой отрасли права, как культурное право, а некоторые предрекают принятие в будущем особого кодифицированного акта, регулирующего вопросы культуры, - Кодекса культурного наследия РФ.
Вместе с тем обеспечение национальной безопасности в области культуры немыслимо без уголовно-правовой охраны культурных ценностей. Этому и посвящена данная работа, в которой не только проводится уголовно-правовой и криминологический анализ преступлений, посягающих на культурные ценности, но и рассматриваются историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты уголовно-правовой охраны культурных ценностей.
Впервые культурные ценности получили защиту в международных соглашениях, касающихся правил и обычаев войны. Современное российское уголовное законодательство содержит четыре статьи, которые специально призваны защитить культурные ценности: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); уничтожение
или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ), хотя преступления, посягающие на культурные ценности, могут квалифицироваться и по другим статьям УК РФ. По мнению автора, для совершенствования действующего уголовного законодательства в рассматриваемой области необходимо создать в рамках Уголовного кодекса РФ специальный раздел «Преступления против культурных ценностей», а также в целях единообразного толкования вышеуказанных норм УК РФ целесообразно принять соответствующее постановление Пленума Верховного суда РФ. Данный раздел УК РФ, по мнению автора, мог бы содержать следующие нормы, охраняющие культурные ценности: хищение культурных ценностей; непреднамеренное завладение культурными ценностями без цели хищения; вымогательство культурных ценностей; контрабанда культурных ценностей; невозвращение на территорию РФ временно вывезенных культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению; умышленное уничтожение или повреждение культурных ценностей; экспонирование культурных ценностей, заведомо добытых преступным путем (автор дает свою формулировку данной уголовно-правовой нормы); надругательство над культурными ценностями (с. 318).
Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства многих стран - Германии, Великобритании, Австрии, Италии, Испании, Франции, Китая, Болгарии, Португалии, Польши и других -позволил автору сделать следующие выводы:
1) уголовное законодательство практически всех изученных стран имеет возможность защитить культурные ценности от преступных посягательств. Исходя из особенностей национального уголовного законодательства, изученные страны можно подразделить на три группы. Это страны, уголовное законодательство которых:
- содержит отдельные главы (параграфы), специально сконструированные для охраны культурных ценностей (Китай, Испания);
- не имеет отдельных разделов и глав (подавляющее большинство стран);
- не предусматривает норм, где в качестве предмета посягательства указаны культурные ценности (например, Япония, Швеция). Тем не менее уголовно-правовая защита культурных ценностей осуществляется по статьям, устанавливающим ответственность за преступления против собственности;
2) зарубежное уголовное законодательство, защищающее культурные ценности, может быть как кодифицированным, так и не кодифицированным. В некоторых странах эти два вида сосуществуют, например в Германии и Польше;
3) во многих странах защищен вывоз ценностей культуры за рубеж без специального разрешения, что устанавливается на уровне отдельных нормативных актов (Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания). Некоторые государства, например Болгария и Украина, устанавливают уголовную ответственность за присвоение найденной культурной ценности;
4) для большинства стран обязанность охранять культурные ценности вытекает из предписаний конституций;
5) во многих уголовных кодексах государств ответственность за посягательства на культурные ценности приравнивается к ответственности за один из видов военных преступлений (Литва, Латвия, Польша, Испания, Армения).
Е.В. Алферова
2012.01.041. ПИСКУНОВА ЕВ. РАЗГРАБЛЕНИЕ МЕСТ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ И НЕЗАКОННАЯ ТОРГОВЛЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ. (Обзор).
Разграбление мест археологического значения и незаконная торговля культурными ценностями наносят непоправимый урон культурному наследию человечества. В погоне за прибылью преступники уничтожают бесценный археологический контекст, целые пласты культуры древних цивилизаций, извлекая одни культурные ценности, уничтожают другие, для упрощения перевозки расчленяют бесценные артефакты (5, с. 612-613).
Международно-правовые акты, регулирующие защиту культурных ценностей и их перемещение через государственные границы, принимались неоднократно. Среди них можно назвать Европейскую конвенцию об охране археологического наследия 1969 г., Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенцию УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г., Конвенцию об охране подводного культурного наследия 2001 г. и др.