2012.01.017. КОРНЕЕВ А.В. «БЫВАЮТ СТРАННЫЕ
СБЛИЖЕНИЯ...»: НИ. ТАРАСЕНКО-ОТРЕШКОВ В СУДЬБЕ АС. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. - М.: Моск. гор. организация СП России, 2010. - 178 с.
Слова А.С. Пушкина1, ставшие названием книги, начинают и завершают ее. Непостижимым образом ее «герой» (первой публикацией которого стало «Руководство к вывождению пятен из разного рода материй») ухитрился «составить себе репутацию серьезного ученого и литератора по салонам, гостиным и кабинетам влиятельных лиц, не имея никакого имени и авторитета ни в ученом, ни в литературном мире»2. Он оказался причастен к судьбе двух величайших поэтов России и сыграл в их жизни не до конца проясненную, но явно негативную роль. В чем она заключалась, и попытался выяснить А.В. Корнеев, член Союза писателей России. Его книга - итог архивных и библиографических разысканий.
Во вступительной статье «Вездесущий господин, или "Русский маркиз"» автор знакомит читателя со своим героем. Наркиз Иванович Отрешков (1803-1873) принадлежал к малороссийскому дворянскому роду Тарасенко-Атрешковых (подписывался: Атреш-ков, Тарасенко-Отрешков). Окончив Московский благородный университетский пансион, он успешно служил в Петербурге: в 38 лет был статским советником, кавалером ордена св. Владимира и камер-юнкером. Известен как третьестепенный литератор и журналист, чиновник и промышленник, светский человек и даже придворный; но главное - это типичный для второй трети XIX в. предприниматель. В литературе неоднократно высказывалось предположение, что он был тайным агентом III Отделения. Не исключая такой возможности, А.В. Корнеев документально устанавливает, что Отрешков общался с руководителями тайной полиции А.Х. Бенкендорфом, Л.В. Дубельтом и А.Ф. Орловым, считался своим в корпусе жандармов и продавал им акции.
Книга состоит из двух основных разделов - «Пушкин» и «Лермонтов».
1 См.: Пушкин А.С. Заметка о «Графе Нулине» // Пушкин А.С. Полн. собр.
соч.: В 10 т. - М., 1958. - Т. 7. - С. 226.
2
См.: Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. - СПб., 1881. -Т. 3. - С. 258.
Н.И. Тарасенко-Отрешков появился в жизни А. С. Пушкина в 1832 г. После продолжительной упорной борьбы поэт добился разрешения издавать политическую и литературную газету «Дневник» (с. 23). Подробности этих событий А.В. Корнеев воссоздает, дополняя единственную посвященную этой теме работу1.
Для подготовки издания Пушкину необходим был деятельный помощник. По рекомендации литератора Э.П. Перцова таковым и стал Отрешков. Под предлогом освобождения поэта от редакционных хлопот он стремился стать полным хозяином газеты, отводя тому лишь роль автора (с. 42). К будущему соиздателю Пушкин относился иронически, называл «Отрыжков», но все же надеялся на его помощь. Он писал жене (не позднее 10 сентября 1832 г.): «... голова моя кругом идет при мысли о газете. Как-то слажу с нею? Дай бог здоровья Отрыжкову, авось вывезет» (цит. по: с. 45)
Однако, как выясняет А.В. Корнеев, сопоставив факты, От-решков вел двойную игру. Во время подготовки к изданию он встречался с лицами, отнюдь не желавшими ее выпуска, - с А.Х. Бенкендорфом и Н.И. Гречем. В создании политической газеты под редакцией Пушкина равно не были заинтересованы ни шеф жандармов (не доверявший Пушкину), ни издатели «Северной пчелы» Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин (с их журналом пушкинской газете предстояло конкурировать) (с. 46).
Пробные номера газеты «Дневник» были переданы в III Отделение для утверждения Императором. Однако руководство политической полиции не торопилось представлять их на высочайшее рассмотрение. В результате дело затянулось до середины ноября; но тогда Пушкин вынужден был отказаться от издания газеты с будущего 1833 г., понимая, что времени на ее подготовку осталось слишком мало.
О решении Пушкина раньше его друзей узнали его противники. Н. Греч сообщал Ф. Булгарину 16 ноября 1832 г.: «Пушкин образумился и ни журнала, ни газеты издавать не будет»2. Чем же
1 Пиксанов Н.К. Несостоявшаяся газета Пушкина «Дневник» // Пушкин и
его современники. - СПб., 1908. - Т. 2, вып. 5. - С. 30-74.
2
См.: Пиксанов Н.К. Ук. соч. - С. 64.
следует объяснить подобную осведомленность? До сих пор этот вопрос остается без ответа. А. В. Корнеев приходит к выводу, что виновником стал Отрешков, который показал пробный номер газеты Гречу. Далее автор книги устанавливает, что пушкинские слова «двуличный О... ко» действительно относились к Отрешкову (см. об этом, в частности, письмо П. А. Плетнёва к Я.К. Гроту от 11 ноября 1844 г.)1. До сего времени этот вывод был только предположением2 (с. 71).
В пушкинской переписке имя Отрешкова вновь возникло в 1836 г. Редактируя «Современник», поэт ознакомился с предложенной В.Ф. Одоевским для публикации статьей М.С. Волкова, критиковавшей брошюру «Об устроении железных дорог в России» (СПб., 1835) Н. Атрешкова, выступавшего противником железных дорог. Профессор Института корпуса путей сообщения М.С. Волков высмеивал полнейшую некомпетентность автора брошюры в вопросах, о которых тот пытался судить. Статье был предпослан эпиграф: «Беда, коль пироги начнет печти сапожник». В письме Одоевскому (конец ноября - декабрь 1836 г.) Пушкин отметил достоинства стиля Волкова: «Статья. писана живо, остро. Отрешков отделан очень смешно.» (цит. по: с. 63). Статья предполагалась для публикации в первом номере «Современника» за 1837 г. (с. 64).
Однако Пушкин погиб, и статья в журнале не появилась. Причиной тому стало неожиданное для всех назначение Отрешкова в состав опеки, учрежденной над детьми Пушкина. Выражая общее изумление, П.А. Вяземский писал про «русского маркиза Отрешко-ва, который попал в эту опеку, как Отрепьев на русский престол»3. Столь странное назначение, предполагает А.В. Корнеев, произошло, видимо, не без влияния А.Х. Бенкендорфа, не доверявшего друзьям поэта (с. 75).
Деятельность Отрешкова в опеке была недобросовестной. Так, он присвоил несколько пушкинских автографов, которые в
1 Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. - СПб., 1896. - Т.2. - С. 356.
2
А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. - М., 1974. - Т. 2. -
С. 256.
3
См.: Литературное наследство. - М., 1934. - Т. 16-18: Александр Пушкин. - С. 811.
апреле 1855 г. передал Императорской Публичной библиотеке. Узнав об этом, вдова Пушкина Н.Н. Ланская в письме директору библиотеки барону М.А. Корфу (от 31 октября 1855 г.) выразила решительный протест: «Я совершенно уверена, что г. Тарасенко-Отреш-ков... не мог предъявить никаких надлежащих доказательств в том, что автографы ему завещаны или иным образом уступлены самим поэтом, или поступили в его владение законным путем. Этот дар Публичной библиотеке может быть принесен только Пушкиными -законными наследниками поэта, а не похитителем чужой собственности - Тарасенко-Отрешковым»1 (с. 91-92).
Далее А. В. Корнеев рассматривает эпизоды, связанные с М.Ю. Лермонтовым; в 1836-1841 гг. Отрешков неоднократно общался с поэтом. Дополняя известные работы2, автор подтверждает, что Отрешков послужил «прототипом отрицательного персонажа» незавершенного романа «Княгиня Лиговская» (с. 98). Имеется в виду чиновник и делец Горшенко, появившийся на званом обеде в доме Печорина (конец шестой главы). Как предполагают лермон-товеды, между аристократом Печориным и департаментским чиновником Красинским должен был возникнуть конфликт, усугубленный любовным соперничеством из-за княгини Веры Лиговской. По мнению А.В. Корнеева, именно Горшенко, знакомый с обоими будущими противниками, мог способствовать усугублению конфликта, который при его участии закончился бы поединком.
По мению автора книги, Н. Тарасенко-Отрешков (прототип дельца Горшенко) был возможным инспиратором реальной дуэли, оборвавшей жизнь Лермонтова. Исследователь документально установил, что в июле 1841 г. Отрешков действительно находился в Пятигорске (до сих пор факт его пребывания там основывался лишь на косвенных свидетельствах мемуаристов) (с. 120).
А.В. Корнеев полемизирует с Э.Г. Герштейн, утверждавшей на основании двух упоминаний фамилии «Атрешковы» в письмах родственников поэта, что «Лермонтов постоянно встречался с От-
1 См.: Русский библиофил. - СПб., 1913. - № 6. - С. 22.
2
См.: Лернер Н.О. Оригинал одного из героев Лермонтова // Нива. - СПб., 1913. - № 37. - С. 731-732; Герштейн Э.Г. Лермонтов и петербургский «свет» (гл. «Русский маркиз») // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. - Л., 1979. -С. 171-177.
решковым» и что Отрешков способствовал созданию лермонтовского стихотворения «Смерть поэта», сообщая его автору «обстоятельства последних недель жизни Пушкина»1 (с. 102).
Автор книги обосновывает необходимость передатировки четырех эпиграмм М.Ю. Лермонтова, написанных на одном листке, из которых две, начинающиеся строкой «Россию продает Фа-дей...», высмеивают Ф.В. Булгарина (с. 128), а вероятным адресатом двух других считается Отрешков: «Се Маккавей-водопийца кудрявые речи раскинул как сети.», «Остаться без носу наш Маккавей боялся.» (с. 124). Исследователь датирует их не 1837 г., как считалось до сих пор, а 1841 г. Поводом для создания эпиграмм на Булгарина были слова последнего: «.все гениальные иностранцы находят у нас отечество» - из его статьи, посвященной французскому маринисту Ж.А.Т. Гюдену, приезжавшему в Россию по приглашению Николая I2. Как установил автор книги, эпитет «водо-пийца» в эпиграмме Лермонтова действительно соответствует Отрешкову - на званых обедах тот демонстративно пил вместо вина воду. Подтверждением служат строки письма П.А. Плетнёва к П.А. Вяземскому (от 6/18 января 1855 г.) о юбилее Н.И. Греча: «Отрешков. сказал, что в доказательство, как он уважает Греча, отступает от обычая своего и вместо всегдашнего напитка своего -воды пьет его здоровье вином»3.
А. В. Корнеев считает, что некий «чиновничек из Петербурга Отрешков-Терещенко», упоминаемый в воспоминаниях бывшего офицера Тенгинского пехотного полка Н.П. Раевского - «Рассказ о дуэли Лермонтова»4 - не Наркиз Тарасенко-Отрешков, как полагали до сих пор, а его младший брат Любим. Введенный П.А. Висковатовым в состав лермонтовского окружения в Пятигорске летом 1841 г. некий Терещенко-Орехов - это Н.И. Тарасенко-Отрешков5 (с. 120).
1 См.: Герштейн Э.Г. Указ. соч. - С. 174-176.
2
См.: Северная пчела. - СПб., 1841. - 6 июня.
3
Плетнёв П.А. Статьи, стихотворения, письма. - М., 1988. - С. 347.
4 Нива. - СПб., 1885. - № 7. - С. 168.
5 Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 2004. -
С. 335.
Несмотря на призыв издателя «Русского архива» П.И. Бартенева к читателям поделиться воспоминаниями о Лермонтове1, крайне честолюбивый Отрешков, знавший поэта не менее пяти лет, бывший свидетелем последних дней его жизни и участником похорон, не попытался выступить с мемуарами о нем (хотя ранее написал воспоминания о Пушкине, где преувеличивал свою роль в организации пушкинской газеты) - вероятно, имея веские основания опасаться обвинений в причастности к интриге, приведшей к гибели автора «Героя нашего времени» (с. 128).
Реферируемая книга посвящена памяти старейшего преподавателя филологического факультета МГУ Николая Ивановича Ли-бана (1910-2007). О своем многолетнем знакомстве с ним А.В. Корнеев рассказывает в очерке «Слово об Учителе и друге».
А.А. Ревякина
2012.01.018. АН. ОСТРОВСКИЙ: МАТЕРИАЛЫ И
ИССЛЕДОВАНИЯ: Сб. науч. тр. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШПГУ», 2010. - Вып. 3 / Отв. ред., сост. Овчинина И. А. - 286 с.2
Сборник включает материалы международной конференции «А.Н. Островский в движении времени», состоявшейся в Шуе 2022 мая 2010 г. Первый раздел «А.Н. Островский и современное литературоведение» открывается статьей И.А. Овчининой (Шуя) «А.И. Журавлёва об Островском», в которой подводятся итоги работ ученого, ставших классикой отечественного островсковеде-ния3. К основным темам ее исследований автор статьи отнесит: жанровое новаторство драматурга, создавшего в 1850-е годы наряду с сатирическими пьесами «серьезные» комедии, где представлен «высокий герой "без фрака"» (с. 3); речь персонажей как средство и предмет изображения, что позволяет шире толковать действие пье-
1 Русский архив. - М., 1872. - № 9. - Стб. 1770.
2 Первый выпуск одноименного сборника вышел в том же издательстве в 2006 г., второй - в 2008 г. Рефераты см.: Литературоведение: РЖ / РАН ИНИОН. -М., 2008. - № 4. - С. 113-120 (автор Е.Е. Сергеева); М., 2009. - № 2. - С. 118-127 (автор О. М. Михайлова).
Анна Ивановна Журавлёва (1938-2009) - автор книг «Драматургия А.Н. Островского» (1974), «Островский-комедиограф» (1981), «Театр А.Н. Островского» (1986, в соавторстве с В.Н. Некрасовым) и др.