Научная статья на тему '2012.01.009. МЕСА М.Л.К. О КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. MEZA M.L.C. A PROPóSITO DE LA CULTURA CONSTITUCIONAL // REVISTA DERECHO DEL ESTADO. - BOGOTá (COLOMBIA), 2010. - N 25. - P. 221-226'

2012.01.009. МЕСА М.Л.К. О КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. MEZA M.L.C. A PROPóSITO DE LA CULTURA CONSTITUCIONAL // REVISTA DERECHO DEL ESTADO. - BOGOTá (COLOMBIA), 2010. - N 25. - P. 221-226 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.01.009. МЕСА М.Л.К. О КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. MEZA M.L.C. A PROPóSITO DE LA CULTURA CONSTITUCIONAL // REVISTA DERECHO DEL ESTADO. - BOGOTá (COLOMBIA), 2010. - N 25. - P. 221-226»

конституционным законодательством, применяемым к особым законным интересам, во-вторых, в данный процесс вовлечены специальные органы, в том числе установленные Конституцией РФ. Среди них выделяются Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Способы защиты конституционно значимых законных интересов вполне традиционны: восстановление законных интересов; пресечение действия (бездействия) либо отмена решения, нарушающих законные интересы; привлечение субъекта, действия (бездействие) которого обусловили нарушение законных интересов, к юридической ответственности.

Не обходят в работе авторы и вопрос о приоритете интересов: какой интерес имеет наиболее важное значение - личности или государства. Несмотря на то что на современном этапе конституционно закреплен приоритет интересов личности, дискуссия продолжается. По мнению авторов, интересы личности невозможно обеспечить без защиты интересов общества и государства. Нельзя однозначно утверждать, что интересы личности всегда имеют приоритет над иными интересами (общественными и государственными). Как минимум, должен обеспечиваться не только баланс интересов личности и общества, но и баланс интересов государства и общественных и частных интересов (с. 156).

Е.В. Качан

2012.01.009. МЕСА М.Л.К. О КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. MEZA M.L.C. A propósito de la cultura constitucional // Revista derecho del estado. - Bogotá (Colombia), 2010. - N 25. - P. 221-226.

Исследовательница из публичного Университета Наварры (Испания) Мелба Лус Кайе Меса в своей статье подводит своеобразные итоги развития конституционной культуры - от элитарной ко все более открытой для социальных потребностей разных групп, с тем чтобы ярче оттенить особенности и проблемы конституционной культуры XXI в.

Конституционную культуру можно изучать в различных аспектах. В статье проводится разграничение феноменов, в отношении которых используется понятие «конституционная культура». Прежде всего это - конституционная культура в историческом измерении, формирование современной конституционной культуры, которое началось во второй половине XVII в. (Б. Клаверо). С появ-

лением соответствующих конституционных норм о культуре связывается использование понятия конституционной культуры во втором значении - как воплощения идеи культуры в конституции (П. Хэберле). Здесь существует несколько аспектов темы: сама конституция как продукт культуры и изучение идеи культуры в лоне конституций. Суть этих идей автор выражает с помощью афоризма: право как культура и культура как хорошее право. С этой точки зрения конституция представляет собой не только совокупность норм, предназначенных для толкования юристов, но и взаимное воздействие конституции и гражданского общества. В наше время эти исследования обращены прежде всего к вопросам культурной идентичности в связи с миграционными процессами XXI в., проблемам мультикультурализма, межнациональных отношений и социального плюрализма в конституционных текстах и социально-политическом контексте.

Первые источники современной конституционной культуры автор находит в Англии после восстания Кромвеля. Анализ работ Т. Гоббса приводит ее к выводу, что в них содержатся важнейшие элементы конституционной культуры Запада: государство, освобожденное от религиозного фанатизма, наделяется способностью обеспечить общественную безопасность, а индивидум выступает как носитель прав. Модель индивидума в раннем английском конституционализме (Д. Локк, У. Блэкстон) была адресована только части человечества - так называемым цивилизованным странам, - а категория субъекта прав распространялась только на белых мужчин-собственников. Женщина стала на некоторое время субъектом прав во Франции при подготовке проекта Гражданского кодекса 1793 г., в результате объявления Конвентом, что «супружеская власть - творение деспотичного правительства», что повлекло отмену отцовской власти, власти мужа над женой, родителей над детьми и запрет различий между законнорожденными и незаконнорожденными детьми. Однако в результате принятия Кодекса Наполеона женщина опять попадает в зависимость от мужа и явно невыгодное положение в сфере гражданского права, а развод, благодаря созданным сложностям, становится почти нереальным делом. Регрессивный груз Кодекса Наполеона по отношению к женщине сопровождал Европу и Латинскую Америку более века. В статье описывается сложный и неоднозначный путь Испании к

установлению равноправия мужчины и женщины в результате принятия Конституции 1978 г., а также нашла отражение эволюция регулирования трудовых прав от их «приватизации» в виде регулирования нормами Гражданского кодекса, длительного запрета профсоюзов во Франции, до формирования социального государства с включением соответствующих положений в конституции. В период между Первой и Второй мировыми войнами на конституционном уровне появляются положения о культуре, которые не только не исчезают после войны, но и получают дальнейшее развитие.

Обновляющиеся ценности гражданского общества подчас ведут к расширению предмета конституционного права и появлению новых норм конституций, отражающих новые конституционные ценности. Это произошло, например, в Латинской Америке в отношении афроамериканцев и индейцев, права которых получают признание в конституциях второй половины ХХ в. От Конституции Панамы 1972 г. до современных Конституции Венесуэлы 1999 г. или Конституции Боливии 2009 г. эти идеи получили более подробное и проработанное воплощение. Примером может служить ст. 7 Конституции Колумбии 1991 г., согласно которой государство признает и защищает культурное многообразие колумбийской нации, и ст. 70 той же Конституции, согласно которой государство содействует и поощряет доступ к культуре всех колумбийцев на основе равенства возможностей и посредством непрерывного процесса обучения, а также научного, технического, художественного и профессионального образования на всех этапах развития национальной идентичности. Конституционное закрепление прав коренных народов в Латинской Америке породило богатую практику решений судов по этим вопросам. Единства мнений по такому изменению конституционной культуры у ученых нет. Некоторые исследователи считают такое повышенное внимание к регулированию прав указанных этнических общностей «расизмом наоборот», другие полагают, что это - положительная дискриминация и историческая компенсация для тех, кто юридически не существовал в прежних конституциях.

Конституционная культура XXI в. должна учитывать расширение идеи индивида или субъекта, который является не только гражданином, но и личностью, как об этом говорится, например, в

ст. 10 Конституции Испании 1978 г.1. Вместе с тем современная конституционная культура должна впитывать реалии нашего времени, которые состоят в том, что формальные представления о государстве и его суверенитете меняются, и государство перестало быть «местным героем» (Г. Канотильо). Культуралистские тенденции ведут к смене формалистических интерпретаций конституционных текстов их толкованием в соответствии с этическими ценностями и политикой демократических обществ.

Г.Н. Андреева

2012.01.010. САГУЕС Н.П. КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ДЕКОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ.

SAGÜES N.P. Cultura constitucional y desconstitucionalización // Anuario de derecho constitucional Latinoamericano. - Montevideo, 2010. - A. 16. - P. 97-108.

В статье президента Ибероамериканского Института конституционного процессуального права Нестора Педро Сагуеса анализируются три уровня конституционной культуры: конституционного законодателя, правоприменителей и общества в целом.

Конституционная культура конституционного законодателя (или учредительной власти) исследуется в контексте вопроса о дефектах, возникающих в процессе создания конституции. Автор задается вопросом: когда конституционная норма корректна? Ответ на этот вопрос имеет идеологические и технические аспекты. Например, конституция может содержать невыполнимые обещания и, соответственно, является утопической. Автор различает сознательный (например, популистский) и неосознанный утопизм. Утопические конституции являются нагромождением обещаний, неисполнимых прав, что влечет огромную нагрузку на создаваемые на основе данной конституции органы власти и опасно для системы в целом. Декларируя невозможное, конституция является носительницей конституционного обмана. Следовательно, корректная конституция должна быть реалистичной и реализуемой.

1 Статья 10 Конституции Испании 1978 г. предусматривает: «Достоинство человека и неприкосновенность его прав, свободное развитие личности, уважение к закону и правам других людей являются основой политического строя и социального мира». Цит. по: Конституции стран Европы: В 3 т. - М., 2001. - Т. 2. -С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.