Научная статья на тему '2012. 01. 005. Ревербай С. М. «Нормальная экспозиция» и прививка сифилиса: доктор «Таскиги» из службы общественного здравоохранения в Гватемале, 1946-1948. Reverby S. M. «Normal exposure» and inoculation syphilis: a PhS «Tuskegee» Doctor in Guatemala, 1946-1948 // the Journal of policy history. - 2011 - Vol. 23, n 1. - p. 6-28. - doi:10. 1017/s08980306 10000291'

2012. 01. 005. Ревербай С. М. «Нормальная экспозиция» и прививка сифилиса: доктор «Таскиги» из службы общественного здравоохранения в Гватемале, 1946-1948. Reverby S. M. «Normal exposure» and inoculation syphilis: a PhS «Tuskegee» Doctor in Guatemala, 1946-1948 // the Journal of policy history. - 2011 - Vol. 23, n 1. - p. 6-28. - doi:10. 1017/s08980306 10000291 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВЕНЕРИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ИНФИЦИРОВАНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юдин Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 005. Ревербай С. М. «Нормальная экспозиция» и прививка сифилиса: доктор «Таскиги» из службы общественного здравоохранения в Гватемале, 1946-1948. Reverby S. M. «Normal exposure» and inoculation syphilis: a PhS «Tuskegee» Doctor in Guatemala, 1946-1948 // the Journal of policy history. - 2011 - Vol. 23, n 1. - p. 6-28. - doi:10. 1017/s08980306 10000291»

2012.01.005. РЕВЕРБАЙ СМ. «НОРМАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ» И ПРИВИВКА СИФИЛИСА: ДОКТОР «ТАСКИГИ» ИЗ СЛУЖБЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГВАТЕМАЛЕ, 1946-1948.

REVERBY S.M. «Normal exposure» and inoculation syphilis: a PHS «Tuskegee» doctor in Guatemala, 1946-1948 // The journal of policy history. - 2011 - Vol. 23, N 1. - P. 6-28. - D0I:10.1017/S08980306 10000291.

Ключевые слова: медицинские исследования; общественное здравоохранение; венерические заболевания; инфицирование испытуемых.

С.М. Ревербай - профессор Колледжа Уэллсли (Массачусетс, США) - занимается историей медицины. Реферируемая статья о жестоких медицинских исследованиях в Гватемале, проводившихся после Второй мировой войны, породила целую цепь событий. Так, 1 октября 2010 г. госсекретарь США Х. Клинтон и министр здравоохранения и социального обеспечения К. Себелиус принесли Гватемале официальные извинения за эти исследования, назвав их «мерзкими», «неэтичными» и «достойными осуждения». В свою очередь, президент США Б. Обама позвонил президенту Гватемалы А. Колому, выразив «свое глубокое сожаление». По требованию Б. Обамы Комиссией по изучению биоэтических проблем при президенте США было проведено расследование научно-медицинской и этической стороны гватемальских экспериментов.

История исследования, начавшегося в городе Таскиги (штат Алабама) в 1932 г., оказала беспрецедентное влияние на политику проведения экспериментов с участием человека. В его рамках проводилось изучение сифилиса у мужчин негритянского происхождения; при этом они не получали лечения. Когда в 1972 г. об этом стало широко известно, произошел взрыв негодования, который привел к политическим изменениям в сфере медицинских исследований, таких как требование информированного согласия испытуемых, защита уязвимых лиц, контроль исследования, осуществляемый этическим комитетом.

Впрочем, с течением времени эти события все больше мифологизировались. В действительности врачи Службы общественного здравоохранения (СОЗ) США, проводившие исследование, наблю-

дали за ходом уже приобретенного и нелеченного заболевания сотен мужчин - афроамериканцев на поздней скрытой стадии в округе Мейкон (Алабама). В первые месяцы 1932 г. некоторое лечение было проведено, затем, однако, не проводилось никакого лечения (ни тяжелыми металлами, ни пенициллином, хотя эти методы уже доказали свою эффективность). Между тем молва утверждает, что доктора скрыто инфицировали мужчин бактериями, вызывающими сифилис. Это верование почти ежедневно воспроизводится в тех или иных формах во множестве книг, статей, писем и т.д., нередко оно сопровождается фотографиями, на которых шприц, находящийся в белой руке, вонзается в черную руку.

Историки этого исследования сделали многое для того, чтобы исправить ошибочные толкования, распространенные как среди широкой общественности, так и в научной среде. Само по себе происходившее в Алабаме возмутительно даже без этих неверных деталей. Но что если СОЗ действительно проводила какие-то секретные исследования, в ходе которых испытуемых заражал сифилисом один из тех докторов СОЗ, который работал и в Таскиги?

Миф по поводу умышленного заражения в исследовании Таскиги в определенном смысле отражает реальные события. В расово разделенной стране мысль о том, что правительственные ученые, упиваясь своей властью над доверчивыми издольщиками, которые отчаянно нуждаются в медицинской помощи, могут намеренно и тайно заразить чернокожих мужчин изнурительной и даже смертельной болезнью, кажется вполне возможной.

Мысль о том, что мужчины были заражены, близка к укорененным в коллективном культурном сознании страхам перед экспериментами. Допустить, что испытуемых в Таскиги заражали, а не просто наблюдали за ними, - значит представить расизм в наихудшем свете, хотя больше должна пугать сама обыденность того, что им не предлагалось лечения.

Впрочем, горькая ирония заключается в том, что мифологизированная версия исследования в Таскиги может оказаться более точным изображением этики СОЗ середины ХХ в., чем самый строгий анализ. Ведь исследователи из СОЗ действительно проводили умышленное инфицирование сифилисом бедных и уязвимых мужчин и женщин с тем, чтобы изучать эту болезнь. Только происходило это не в Алабаме, а еще южнее - в Гватемале.

Гватемальскую историю раскрывают рабочие записи, сделанные доктором Джоном Катлером (John C. Cutler) из СОЗ в период между 1946 и 1948 г., которые хранятся в архивах Питтсбург-ского университета. Известный исследователь и администратор, эксперт по заболеваниям, передающимся половым путем, и репродуктивному здоровью, Дж. Катлер был помощником главного хирурга СОЗ и заместителем директора Панамериканского санитарного бюро - предшественника Панамериканской организации здравоохранения. Он работал в Гватемале, Индии, на Гаити и, как отмечалось в его некрологе (2003), закончил свою карьеру «горячо любимым профессором магистратуры по общественному здоровью и магистратуры по общественным и международным делам» в Питтсбурге (цит. по: с. 9). Дж. Катлер опубликовал более 50 статей по различным венерическим заболеваниям, профилактике заболеваний с помощью химических контрацептивов и т.д.

В 1960-е годы он был одним из исследователей, работавших в Таскиги. А почти за 20 лет до этого СОЗ назначила его руководителем двухлетнего проекта в Гватемале. От проекта в Таскиги это исследование отличалось в двух главных моментах: правительственные врачи действительно заражали людей сифилисом (а также гонореей), а затем действительно их лечили пенициллином. В этой исследовательской программе, включавшей ряд тщательно подготовленных экспериментов, доктора подвергали испытуемых воздействию с помощью инфицированных проституток или непосредственно, вводя им инокуляты из тканей, полученных из сифилитических гумм и шанкров животного или человеческого происхождения или вводя гной гонореи либо шанкра. Затем, изучив, что происходит с инфицированным испытуемым (если его удавалось заразить), ему назначали пенициллин и наблюдали, излечивается ли у него инфекция.

К концу Второй мировой войны пенициллин стал сравнительно доступным лекарством, которое продемонстрировало свою эффективность в лечении разных фаз сифилиса и многих других болезней. Но при этом недостаточно изученными оставались многие вопросы относительно дозировки и противопоказаний. В 1940-е годы сифилидологи начали осознавать, что, как позже жаловался Дж. Мур (J.E. Moore), «биологически мыслящий клиницист сожалеет ... что сифилис, видимо, исчезает, тогда как многие из его пле-

нительных и более фундаментальных загадок остаются нерешенными» (с. 10).

В 1944 г. СОЗ проводила эксперименты по профилактике гонореи в федеральной тюрьме Терре-Хот (Индиана). «Добровольцев» умышленно заражали гонореей, но исследователям было очень трудно найти людей, соглашавшихся на это, так что исследование было прекращено. Для продолжения этих изысканий и распространения их на сифилис взоры СОЗ обратились дальше на юг, за границы США.

Еще в XIX в. СОЗ вела активную международную деятельность, что выражалось в участии США в международных карантинах и конференциях, посвященных борьбе с инфекционными заболеваниями. Международное сотрудничество в первую очередь было направлено на страны Центральной и Южной Америки. В свою очередь, многие из стран этого региона искали помощи от СОЗ и фонда Рокфеллера, которая направлялась на развитие инфраструктуры общественного здравоохранения. В первой половине ХХ в. Гватемала, будучи типичнейшей «банановой республикой», в значительной мере контролировалась «United Fruit Company». Когда СОЗ обратила свой взор на Гватемалу, в стране был период относительной свободы, закончившийся в 1954 г. после того, как ЦРУ организовало заговор с целью свержения выбранных властей. Проект СОЗ предполагал, что после завершения исследований лабораторные материалы, полученные умения и знания будут переданы в распоряжение местных специалистов по общественному здоровью.

По целому ряду причин Гватемала представлялась отличным местом для проведения исследований. Подготовленный в СОЗ доктор Хуан Фунес (Juan Funes), ведущий гватемальский специалист по венерическим болезням, способствовал тесной кооперации в целях создания в стране инфраструктуры общественного здоровья. В отличие от Алабамы, где СОЗ находила множество субъектов на поздней скрытой фазе заболевания, Гватемала предлагала субъектов, еще не заболевших сифилисом. Предыдущие исследования позволяли считать, что сифилис в Гватемале распространен незначительно и чаще встречается у лиц латинского происхождения, чем у индейцев, у которых он если и встречается, то в мягких формах.

Расовые допущения, столь характерные для исследований в Алабаме, давали о себе знать и в Гватемале.

Грант на исследование был выдан Национальными институтами здоровья Панамериканскому санитарному бюро для исследовательской лаборатории венерических болезней СОЗ, которая сотрудничала с Министерством здравоохранения Гватемалы, Национальной революционной армией, Национальной больницей психического здоровья и Министерством юстиции в проведении того, что получило осторожное название «Серия экспериментальных исследований сифилиса у человека». В ходе экспериментов важно было получить ответы на следующие вопросы: могут ли различные соединения (поимо тех, что уже были доступны) использоваться для профилактики сифилиса при его передаче половым путем; почему серологические тесты часто дают ложнопозитивные результаты; какая дозировка пенициллина нужна для различных форм болезни?

Руководство проектом было возложено на Дж. Катлера, а Х. Фунес стал его заместителем. Перед ними стояли две цели: во-первых, использовать то, что они называли «сифилизация» для проверки реакции человека на «свежий инфицирующий материал с тем, чтобы усилить реакцию на болезнь»; во-вторых, найти средства, позволяющие предотвратить передачу инфекции сразу после экспозиции.

Исследователи из СОЗ хотели провести эксперименты, в которых было бы достаточно того, что они аккуратно именовали «нормальной экспозицией», вызывающей заболевание у людей. В качестве испытуемых был выбран обычный квартет тех, кто доступен и ограничен в возможностях: заключенные из национальной тюрьмы, пациенты единственной в стране психиатрической больницы, дети из национального приюта и солдаты из столичных казарм.

Проституция в стране была легализована, и проституткам было разрешено регулярно посещать мужчин, находящихся в карательных учреждениях. В данном случае проституткам, которые, как показывали результаты анализов, были заражены сифилисом или гонореей, было разрешено предлагать свои услуги заключенным центральной столичной тюрьмы. Эти услуги оплачивались налогоплательщиками США через фонды СОЗ. В другой серии

экспериментов неинфицированным проституткам перед их визитом в тюрьму на шейку матки прикреплялся инокулят болезни. Заключенных подвергали серологическим тестам перед и после контактов с проститутками, чтобы определить, произошло ли заражение. После этого на них проверялись различные методы профилактики. Если результат оказывался позитивным, они получали лечение пенициллином.

Хотя испытуемые находились в тюрьме, и не было никаких упоминаний об информированном согласии, исследователи встречали сопротивление. Заключенные были по большей части неграмотными и суеверными. Большинство из них считали, что частый забор крови ослабляет их здоровье. И хотя им обещали пенициллин и железные пилюли, «в их умах не было связи между потерей большой пробирки крови и возможной пользой от маленькой пилюли» (с. 13).

С помощью правительства Гватемалы исследователи привлекли из национального приюта 438 детей в возрасте от 6 до 16 лет для изучения анализов крови, но не для инфицирования. Троим детям, у которых обнаружился врожденный сифилис, после повторной проверки назначили пенициллин.

Всего в исследовании участвовали около 1500 испытуемых, некоторые - неоднократно. 696 из них были подвергнуты заражению сифилисом, 722 - гонореей, 142 - шанкром. 14% участников исследования по сифилису, видимо, не получили адекватного лечения, из зараженных гонореей было вылечено 99,5%, а шанкром -93% (с. 16).

Б.Г. Юдин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.