нии) и ученые, получившие степень доктора философии в зарубежных вузах, более склонны стать предпринимателями, чем немецкие ученые и ученые, получившие научную степень в немецких университетах. Авторы предполагают, что такая склонность - результат большего научного и культурного кругозора, который расширяет научные и социальные возможности ученого. Впрочем, как отмечают авторы, при имеющихся данных и инструментарии они не могут исключить возможность, что и трудовая мобильность, и склонность к предпринимательской деятельности являются следствием пока не выявленных индивидуальных характеристик ученых.
В.О. Тимченко
2011.04.032. РЕЗЕНДЕ М.С. БРАЗИЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ.
REZENDE M.S. Brazil challenges and achievements // Issues in science and technology online. - 2010. - Spring. - 12 p. - Mode of access: http://www.issues.Org/26.3/rezende.htlm
Ключевые слова: научно-исследовательская и учебная деятельность; научная и технологическая политика.
Автор - министр науки и техники Бразилии, доктор философии в Массачусетском технологическом институте.
Бразилия - страна, оперативно воспитавшая собственное поколение ученых в ХХ в., в ХХ1 в. «запуталась в сетях новых разработок и перспективных проектов экономического развития» (с. 1). К началу Второй мировой войны Бразилия не могла похвастаться наличием большого количества квалифицированных ученых и только начинала развивать основы научных исследований; промышленность находилась в зачаточном состоянии - развивались немногочисленные традиционные отрасли; до 1960-х годов в университетах не было учебных программ, предоставляющих возможность получить степень доктора наук, а университетские преподаватели не имели полной занятости. Только в 1970-х годах была заложена основа для развития науки и техники (science and technology - S&T).
Первые меры по формированию научной базы были предприняты федеральным правительством в 1951 г. - создание Национального исследовательского совета (National Research Council -
CNPq) и Комиссии по повышению квалификации персонала в системе высшего образования (Commission for the Improvement of Personnel in Higher Education - CAPES). Эти организации предоставляли возможность выпускникам высших учебных заведений продолжать обучение за границей, главным образом в США и Европе. До недавнего времени главной целью этих программ были подготовка научных кадров для исследовательской работы и расширение научно-технической системы за счет притока новых квалифицированных специалистов. Сегодня подобные нововведения стали частью повестки дня в сфере федеральной и государственной политики, что увеличивает интерес к проектам со стороны деловых кругов.
Создание общенациональной базы для S&T началось в 1960-х годах с основания Национальным банком экономического развития (BNDES) фонда (FUNTEC). Задачей FUNTEC стало поддержание разработки новых программ со специализацией в технических и естественных науках. В 1968 г. Министерство просвещения инициировало проведение реформы по усовершенствованию университетской системы страны. В университетах появились новые факультеты, призванные увеличить количество учебных мест для студентов и процент занятости преподавательского состава, занимающегося последипломными проектами.
В 1967 г. на основе FUNTEC было создано Агентство по финансированию исследовательских проектов (Financing Agency for Studies and Projects - FINEP), в 1969 г. принявшее на себя руководство Национальным фондом научного и технологического развития (National Fund for Scientific and Technological Development -FNDCT), который обеспечил FINEP, CNPq и CAPES финансовыми ресурсами для поддержки и расширения программ послевузовского образования и развития на их базе научных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, подъем в работе которых наблюдался в течение 1970-х и 1980-х годов.
В 1985 г. на волне интереса к развитию S&T в федеральном правительстве было создано Министерство науки и техники (Ministry of Science and Technology - MST), в структуру которого вошли FINEP и CNPq вместе со своими научно-исследовательскими институтами. Два десятилетия напряженной работы и множество инициативных программ позволили создать национальную научно-
техническую базу, которая включила различные исследовательские организации и тысячи ученых. MST удалось значительно увеличить бюджет FNDCT и CNPq. Результатом подобного пути развития науки в стране стало неравномерное расширение научной-исследовательской и учебной отраслей. В первую очередь внимание студентов и финансовую поддержку привлекали такие дисциплины, как инженерные науки, физика, математика, некоторые области биологических и медицинских наук. Подобный интерес заставил MST начать Программу поддержки научного и технологического развития (Support Program for Scientific and Technological Development - PADCT), частичное финансирование которой (например, развитие таких стратегически важных областей, как химия, биотехнологии, создание новых материалов и инструментов) осуществил Всемирный банк. Но были и исключения, например, создание в 1972 г. Бразильской аграрной исследовательской компании (Brazilian Agricultural Research Company - Embrapa) с научными центрами по всей стране стало решающим фактором в приобретении Бразилией статуса мирового лидера в тропическом сельском хозяйстве и главного производителя нескольких видов зерновых культур. Другим примером успеха работы S&T в Бразилии может служить федеральная нефтяная компания «Petrobras», разрабатывающая технологии бурения нефтяных скважин в глубоководных месторождениях. В области сельской авиации «Embraра» стала одним из крупнейших производителей авиационной техники в мире. И наконец, один из самых известных прорывов Бразилия сделала в области биотоплива. В 1970-х годах, когда Бразилия находилась в глубоком нефтяном кризисе, возобновились исследования 1920-х годов по созданию биотоплива. Была инициирована новая программа (Proalcool ethanol program), призванная поощрять автомобильную промышленность производить транспортные средства, которые использовали бы чистый этанол. Это привело к внушительному росту в производстве, способствовало усовершенствованию способов переработки этанола из сахарного тростника и разработке гибридных двигателей, которые могут работать на смешанном топливе.
В конце 1980-х и в начале 1990-х годов в результате политической и экономической нестабильности относительно новая программа S&T пошла на спад. MST было закрыто для последующего
обновления. Но, несмотря на неконтролируемый рост инфляции, разъедающей бюджет, и нестабильное финансирование, удалось сохранить базовые схемы финансовых операций FINEP и CNPq.
Экономическая реформа 1994 г., разработанная с целью регулирования уровня инфляции, сопровождалась, в том числе, и жесткой политикой налогообложения, которая привела S&T к урезанию бюджета и затормозила и без того скромный экономический рост. Дополнительным отрицательным фактором стала нехватка рабочих мест для ученых, исследователей и инженеров. Уменьшилось количество выделяемых CNPq стипендий, стабильный рост которых прослеживался на протяжении четырех десятилетий, а в 1997 г. CNPq и вовсе прекратил программу по выдаче грантов для малых исследовательских проектов; вследствие резкого сокращения финансирования FINEP расторг заключенные соглашения на предоставление исследовательских грантов. В 1999 г. под сокращение попала и PADCT, функционирующая за счет ссуд, предоставленных Всемирным банком. В итоге национальная система S&T вступила в тяжелейший кризис.
Общая картина изменилась при президенте Луисе Инансиу Лула да Силва. Новое правительство оказало беспрецедентную поддержку науке: за последние годы бюджет S&T значительно возрос за счет государственной поддержки, постоянно совершенствуется институциональная и правовая база. Закон об инновациях от 2004 г. (2004 Innovation Law) установил основные механизмы по продвижению инновационных технологий в Бразилии. В результате появились условия для создания и разработки связей между университетами, научно-исследовательскими институтами и фирмами, специализирующимися на развитии и улучшении исследовательской деятельности и разработке инновационных технологий (research, development, innovation - RD&I). С 2005 г. гарантию финансовой поддержки RD&I обеспечивает так называемый «Вспомогательный закон» (Helpful Law), задачей которого является стимулирование научно-исследовательской деятельности фирм. Согласно этому закону различные агентства S&T получили право выделять субсидии на зарплаты исследовательскому персоналу с учеными степенями магистра и доктора наук, занятому в инновационных компаниях, расположенных в Бразилии. Дополнительной законодательной страховкой является Закон об информационных
технологиях от 1991 г., измененный в декабре 2004 г., который выступает важным инструментом в сфере индустриальной и технологической политики в области средств цифровой связи.
В 2007 г. по инициативе правительства был разработан новый политический курс с целью поддержания научных разработок, дополненный некоторыми нововведениями в ракурсе экономической и социальной политики государства, благоприятно повлиявшей на развитие внутреннего рынка. В январе правительство Бразилии объявило о создании Программы ускоренного роста (Program for Accelerating Growth) в помощь группам, занимающимся инвестициями в инфраструктуру, за которой последовал План действий в области науки и технологий для национального развития (Action Plan for Science and Technology for National Development).
Решающим аспектом в области технического развития страны стало постоянное обсуждение данной проблемы в рамках научной и технологической политики государства, отраженной в реальном использовании действующих систем, например Бразильской технологической системы (Brazilian Technology System -SIBRATEC). Работа над SIBRATEC была инспирирована успешной деятельностью фирмы «Embrapa» в сфере сельского хозяйства и примером немецкого Общества Фраунгофера, объединившего 60 научно-технических исследовательских институтов, работающих над специализированными проектами. В рамках SIBRATEC уже действующие научно-исследовательские организации занимаются развитием различных инновационных проектов в области науки и техники. В 2009-2010 гг. они получили от FNDCT около 120 млн. бразильских реалов, часть из которых была получена от правительства и часть - от производственного сектора, в результате учреждение-получатель должно самостоятельно обеспечивать только 20% от полного финансирования.
В целом, отмечает автор в заключение, Бразилия с собственными разработками в технических областях и инвестициями в инновационные технологии занимает не последнее место в мире. Однако ее затраты на науку составляют лишь 1,3% от ВВП (по сравнению с 3% в промышленно развитых странах). Бизнес в настоящее время инвестирует в ИР не больше 0,5% от ВВП, при этом цель - достижение 0,65% уже к концу этого десятилетия. Большое
значение имеют усилия, направленные на разработку различных программ по подготовке квалифицированных кадров для научно-исследовательской деятельности во всех областях знания. Особое внимание следует уделить стратегически важным для страны направлениям. По подсчетам, Бразилии потребуется около 500 тыс. научных работников.
«Относясь к вопросам науки, технологии и развития инноваций как к проблемам государственной важности, Бразилия как игрок на мировой арене делает определенный шаг вперед» (с. 11).
В.М. Кулькина