нению с ростом производительности. Эти расходы действительно снижались в 1999-2008 гг. в Германии, Ирландии и Скандинавии от высокого исходного уровня. А в Испании, Португалии, Италии и особенно в Греции расходы на зарплату в промышленности резко возрастали, но от низкого уровня. Таким образом, введение евро принесло Германии реальное снижение курса национальной валюты, что еще больше повысило конкурентоспособность немецкой промышленности в Европе.
С началом финансового кризиса ситуация драматически изменилась, что сопровождалось, с одной стороны, расширением государственных социальных выплат, а с другой - обременением государственного бюджета мерами по спасению банков и предприятий. Несмотря на обвал немецкого экспорта в 2009 г. и на рост нагрузки бюджета, дефицит в Германии остался значительно ниже среднего уровня по зоне евро. Опыт показывает, что неравновесия платежных балансов могут быть несколько уменьшены с помощью повышения цен в Германии и дефляционных тенденций в дефицитных странах. В первую очередь следует концентрировать экономическую политику на повышении производительности, а также больше, чем до сих пор, заботиться о том, чтобы инвестиции из стран с положительным балансом осуществлялись в проекты, повышающие производительность. Европространство должно становиться более стабильным и ориентироваться на серьезные вызовы грядущих десятилетий. Значительное расширение европейских структурных фондов и фонда сплочения могло бы ускорить это развитие.
В.И. Шабаева
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2011.04.022. ХАЛМАИ П., ВАСАРИ В. КРИЗИС РОСТА В ЕС -ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
HALMAI P., VASARY V. Growth crisis in the EU - challenges and prospects // Intereconomics. - Hamburg, 2010. - Vol. 45, N 5. - P. 329336.
Авторы анализируют долгосрочные тенденции экономического роста в странах ЕС с помощью производственной функции и
делают вывод о том, что в будущем вероятно значительное снижение потенциала этого роста.
Начиная с 1990-х годов темпы роста в старых странах - членах ЕС (ЕС-15) отставали от темпов их конкурентов, в первую очередь США. Кроме того, при наличии проблем структурного характера и недостаточно эффективной политике приспособления к условиям глобализирующейся мировой экономики неизбежно дальнейшее значительное снижение темпов роста. Так, среднегодовой темп роста в 2004-2020 гг. составит 2,4%, в 2021-2030 гг. -1,7%, а в 2031-2060 гг. - 1,3% (с. 329).
В перспективе снижение темпов роста в ЕС-15 будет значительнее, чем в новых странах - членах (ЕС-12), в которых на фоне конвергенции объемы производства будут увеличиваться быстрее до 2030 г. Затем конвергенция сменится дивергенцией, и в 20412060 гг. годовой прирост ВВП в ЕС-12 составит 0,6 против 1,5% в ЕС-15. Важным фактором снижения потенциала роста в ЕС-12 станет сокращение населения работоспособного возраста на 37% к 2060 г. (с. 330).
Финансовый кризис повлиял на страны ЕС по-разному, в зависимости от состояния их экономик, а именно - от уровня цен на рынке жилья, зависимости экономики от экспорта, состояния платежного баланса, размера финансового сектора и объема высокорисковых активов. Авторы разделили страны ЕС на пять групп, основываясь на тенденциях их роста, доле инвестиций в ВВП, особенностях экономической политики, успехах в достижении целей, намеченных в Лиссабонском договоре.
1. Континентальные страны - Бельгия, Германия, Франция, Люксембург. Их темпы роста значительно снизились еще до кризиса, сальдо платежного баланса положительно (кроме Франции) В этих странах активно осуществляются реформы, сформулированные в Лиссабонском договоре. В этой группе темпы значительно снизились во время кризиса, а затем восстановились. Среди определяющих факторов роста в данных странах можно отметить увеличение положительного влияния совокупной производительности факторов производства (total factor productivity, TFP).
2. Страны, осуществившие структурные реформы, - Австрия, Дания, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Великобритания, Швеция. В 2000-2005 гг. экономический рост в этих странах зна-
чительно превосходил рост в группе континентальных стран, но столь же значительным был и спад роста в результате кризиса. По мнению авторов, в период восстановления (2011-2012 гг.) в этой группе возрастет роль ТБР и капиталовложений как основных факторов роста.
3. Средиземноморские страны - Италия и Португалия, где на протяжении многих лет темпы роста были очень низкими, а также Греция, Испания, Кипр и Мальта, где темпы роста резко снизились в 2008-2009 гг. под влиянием кризиса и в 2009 г. в среднем по группе составили 0,2%. Для этих стран характерен дефицит платежного баланса и неэффективная структура экономики. Во время кризиса доля инвестиций в ВВП снизилась на 5%, уровень структурной безработицы вырос на 3% и продолжает расти, а ТБР демонстрирует очень низкую динамику. В целом процесс сближения уровня развития экономик средиземноморских стран с развитыми странами ЕС, остановившись в 2008 г., еще не возобновился (с. 333).
4. Догоняющие страны - Чехия, Словакия, Польша, Словения, вступившие в ЕС в 2004 г. Их экономики в докризисный период активно росли, демонстрируя сближение с уровнем развития развитых стран ЕС. Эффект догоняющего развития в этой группе снижается в процессе выхода данных стран из кризиса, и, соответственно, снижаются и темпы экономического роста. Структурная безработица, особенно в Польше, будет сокращаться, а вклад ТБР в экономический рост составит в ближайшем будущем 1,3%.
5. Уязвимые страны - Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Болгария, Румыния. В странах этой группы, за исключением Болгарии и Румынии, темпы роста сокращались еще до кризиса. Эти страны имеют значительный дефицит платежного баланса, а их зависимость от внешних финансовых вливаний делает уязвимым их развитие. В этой группе в ближайшие годы структурная безработица вырастет более чем на 2%, а рентабельность инвестиций снизится на 7%. Потенциальный уровень экономического роста в данных странах после 2012 г. будет постоянно ниже среднего по ЕС уровня.
Таблица
Потенциальный экономический рост и его факторы по группам стран
Потенци темп ильный роста Вклад факторов в потенциальный рост
2010 г. 2014 г. Трудовые ресурсы Капитал ТЕР
2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г.
Континентальные страны 1,1 1,6 0,1 0,2 0,5 0,5 0,5 0,8
Страны, осуществившие реформы 0,6 1,9 -0,3 0,2 0,3 0,7 0,7 1,0
Средиземноморские страны 0,3 1,8 -0,2 0,6 0,3 0,5 0,2 0,6
Догоняющие страны 3,0 2,2 0,2 -0,5 1,5 1,3 1,3 1,3
Уязвимые страны 1,2 1,5 -0,5 -0,3 1,6 1,6 0,1 0,3
ЕС-27 0,9 1,8 -0,1 0,2 0,4 0,6 0,5 1,0
США 1,4 2,1 0,0 0,2 0,5 0,9 0,9 1,0
Основываясь на основных показателях, вычисленных в результате исследования и приведенных в таблице, авторы делают следующие выводы:
1. Финансовый кризис может негативно повлиять на объемы производства и капиталовложений, структурную безработицу и ТБР.
2. В будущем более развитые страны ЕС, а также другие члены зоны евро смогут достичь докризисного уровня роста, тогда как в менее развитых странах ЕС темпы будут снижаться.
3. Влияние разных факторов роста будет меняться. Структурная безработица слегка снизится в догоняющих странах, останется неизменной в континентальной группе, увеличится примерно на 2% в странах, осуществивших реформы, и увеличится на 3% в средиземноморских и уязвимых странах. Уровень рентабельности инвестиций достигнет докризисных значений в континентальных странах и в странах, осуществивших реформы, сократится на 2% в догоняющих странах и на 4% в средиземноморских и уязвимых странах (с. 334).
4. Процесс догоняющего развития практически остановится в средиземноморских и уязвимых странах.
5. Темпы роста объемов производства в ближайшие годы в странах Балтии снизятся с 5-6% до 1-2% и в Венгрии - с 3-4% до 1%. Процесс конвергенции между новыми и старыми странами -членами ЕС может остановиться, и начнется процесс дивергенции.
О.Н. Пряжникова
2011.04.023. ЗЕМАНЕК Х. КРИЗИС В ЕВРОПЕ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ.
ZEMANEK H. The euro crisis is not over! // Econ. affairs. - L., 2011. -Vol. 31, N 1. - P. 2-3.
Сотрудник Института экономической политики Лейпцигско-го университета анализирует особенности экономического кризиса в ЕС. Толчком к развитию кризисных явлений, по его мнению, явилась неспособность правительства Греции обслуживать государственный долг. Кризис также стал следствием быстрого экономического роста в ряде стран - членов ЕС в течение последнего десятилетия, что привело к увеличению инвестиционных потоков из успешно развивающихся стран, например Германии, в государства Южной Европы, которые не смогли адекватно приспособиться к росту капиталовложений из-за неэффективной структуры своей экономики.
Расходы в Испании, Италии, Греции и Португалии росли на фоне снижения банковских ставок и их сближения с относительно низкими ставками, установленными в Германии в середине 1990-х годов. В результате в ряде стран рост заработной платы превосходил рост производительности, а инфляция была выше среднеевропейского уровня. Германия, в свою очередь, столкнулась с высокой безработицей, чему способствовало объединение государства и конкуренция дешевой рабочей силы из Центральной и Восточной Европы и Восточной Азии.
Мировой финансовый кризис положил конец росту цен на недвижимость в Южной Европе и вызвал в этих странах резкий рост безработицы, а также рост цен и сокращение реальной заработной платы. Теоретически в такой ситуации рабочая сила может мигрировать из стран с высокими ценами и стагнирующей экономикой в страны с более низкими потребительскими ценами и растущей экономикой. Такая миграция продолжается, пока уровень относительной заработной платы и относительных цен не сбалан-