ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2011.04.019. БЁРК П.Дж. ИДЕНТИЧНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЭМОЦИИ.
BURKE P.J. Identity, social status, and emotion // Social structure and emotion / Ed. by J. Clay-Warner, D.T. Robinson. - San Diego (CA): Elsevier, 2008. - P. 75-93.
В статье Питера Бёрка (Калифорнийский университет, г. Риверсайд, США) представлены результаты исследования, в котором рассматривается влияние социального статуса на эмоциональную реакцию, возникающую при недостаточном подтверждении идентичности. Исследование проведено в рамках концепции «структурного символического взаимодействия» и предложенной Питером Бёрком теории управления идентичностью1.
Автор исходит из того, что социальные позиции различаются объемом контролируемых в них ресурсов и предоставляемыми ими статусами. С помощью статуса и ресурсов индивиды подтверждают свою идентичность и справляются с проблемами, вызванными недостатком такого подтверждения. Сфера действия идентично-стей, которых у каждого может быть множество, - роли и группы внутри социальной структуры. Ролевые идентичности определяются культурными значениями и ожиданиями, связанными с ролевой позицией, социальные же идентичности - значениями и ожиданиями, связанными с группами и социальными категориями.
Согласно теории идентичности и проведенным исследовани-ям2, при недостаточном подтверждении идентичности (или его отсутствии) возникают негативные эмоции, и именно на этом эмо-
1 Blackwell encyclopedia of sociology / Ed. by G. Ritzer. - Oxford: Blackwell,
2007.
2 Burke P.J. Op.cit. - P. 76.
циональном аспекте, а также на влиянии на него различий в доступе к ресурсам Бёрк фокусирует внимание.
Идентичность включает набор значений (смыслов), определяющих, кем является индивид с точки зрения его ролей, групповых принадлежностей, личных качеств и т.д. Эти относящиеся к Я (self) значения конституируют стандарты для каждой его идентичности. Значения (смыслы) автор, вслед за Осгудом1, понимает как опосредующие реакции на знаки, воспринимаемые в непосредственном опыте, и на социально разделяемые общепринятые символы. Также в эти смыслы включаются социально значимые параметры (моральный-аморальный, маскулинный-феминный, пустой-полный, упорядоченный-неупорядоченный и т.п.). Стандарт идентичности задает для каждого из этих параметров некоторый уровень, который индивид должен поддерживать, чтобы оставаться тем, кто он есть.
Воспринимаемые в ситуации взаимодействия значения, релевантные для Я, сравниваются со значениями, входящими в стандарт идентичности; эти значения должны быть согласованы. Иногда происходит рассогласование смыслов. Обычно его источником бывают действия окружающих, вовлеченных в тот же процесс относительно самих себя. В процессе самоверификации индивиды действуют в ответ на рассогласования, пытаясь их устранить и тем самым удержать ситуационные смыслы под контролем. Благодаря этому индивид остается активным агентом, контролирующим группы ресурсов, доступные тем или иным его идентичностям, а управление ресурсами поддерживает интегрированность социальной структуры.
Автор делит ресурсы на активные - задействованные в текущей ситуации (например, свет в помещении, используемые столовые приборы или эмоции, выражаемые окружающими по отношению к нам) и потенциальные, которые не используются здесь и сейчас, но предназначены для использования в будущем (например, автомобиль, стоящий в гараже, или друг, с которым мы не взаимодействуем здесь и сейчас). Верификация идентичности производится путем манипуляции ситуативными значениями, которые,
1 Osgood C.E., William H.M., Murray S.M. Cross-cultural universals of affective meaning. - Urbana: Univ. of Illinois press, 1975.
в свою очередь, привязаны к потокам ресурсов (как активных, так и пассивных). Поскольку ресурсы имеют ключевое значение для подтверждения идентичности, целью действующего должно быть сохранение ресурсов на уровне, заданном стандартом идентичности, и индивиды, располагающие большим объемом ресурсов, будут более успешны в подтверждении идентичности.
Как уже было отмечено, каждая позиция в социальной структуре открывает доступ к определенному набору ресурсов, и осуществление индивидом контроля над этими ресурсами (через верификацию идентичности) поддерживает социальную структуру. Особенности ресурсов и доступа к ним различаются в зависимости от позиции. Информация о статусном положении позволяет делать предположения о доступных индивиду ресурсах, и наоборот.
В своем исследовании Бёрк использовал индекс достигнутого статуса (основанный на образовании и профессиональном положении) и индекс предписанного статуса (основанный на расовой категоризации). Бёрк выдвигает следующие гипотезы: 1) у индивидов с более низким уровнем образования и профессиональным статусом уровень расхождения между значениями идентичности и ситуативно воспринимаемыми значениями будет, как правило, выше; 2) у индивидов, не принадлежащих к группе белых и имеющих более низкий статус, уровень расхождения между значениями идентичности и ситуативно воспринимаемыми значениями будет более высоким (с. 80).
Предсказания эмоциональных реакций, в значительной мере направляющих процесс верификации идентичности, должны принимать в расчет элементы, привносящие в ситуацию дополнительные значения. Стетс и Бёрк1 указывают на ряд таких условий и их последствия. Если источником рассогласования (значений) является сам индивид, то он будет склонен испытывать смущение или стыд, при условии что стандарт идентичности задается другими, или разочарование и расстройство, если стандарт задается им самим. Если источником рассогласования является другой, то индивид будет, скорее всего, проявлять досаду или враждебность, но если образец задан им самим (затронуты его идеальные представ-
1 Stets J.E., Burke P.J. New directions in identity control theory // Advances in group processes. - Bingley, 2005. - Vol. 22. - P. 43-64.
ления), то он может отреагировать гневом, яростью и т.п. Бёрк подчеркивает, что проявляемые эмоции зависят и от соотношения статусов взаимодействующих.
Возникающие эмоции подсказывают нам, какое поведение в той или иной ситуации приемлемо для устранения несоответствия, помогая тем самым сохранять социально-структурные отношения, в которые вписана определенная идентичность.
Бёрк выделяет два уровня проблем, возникающих в группе, которые также влияют на эмоциональные реакции. Проблемы первого порядка - инфраструктурные; решение их создает основу для решения проблем второго порядка. Например, когда группа выбирает лидера, то она решает проблему второго порядка, проблема же первого порядка - решить, каким образом принимать решение о выборе. Согласно исследованию Бёрка1, если проблемы первого порядка предварительно не решены, то эмоциональная реакция на проблемы второго порядка гораздо острее.
В процессе верификации идентичности проблема первого порядка - обеспечить себя ресурсами, необходимыми для контроля над ситуационными значениями, а необходимость в таком контроле появляется с возникновением рассогласований - проблем второго порядка. При доступности ресурсов проблемы второго порядка оказываются несущественными и временными. Отсюда Бёрк выдвигает еще две гипотезы: 1) индивиды с более низким образовательным и профессиональным статусом будут более эмоционально переживать недостаточную верификацию идентичности; 2) индивиды, не принадлежащие к группе белых и обладающие более низким статусом, будут переживать недостаточную верификацию идентичности эмоциональнее, чем индивиды с более высоким статусом, принадлежащие к группе белых (с. 82).
Данные были получены в ходе лонгитюдного исследования динамики отношений в первые два года брака. Они были собраны с помощью полуторачасовых личных интервью, видеозаписей бесед, в ходе которых супруги обсуждали разногласия, и дневников, которые все респонденты вели неделю. Во всех 286 парах каждый из супругов был старше 18 лет, вступал в брак впервые и не имел де-
1 Burke P.J. Authority relations and disruptive behavior in small discussion groups // Sociometry. - Wash., 1966. - Vol. 29, N 3. - P. 237-50.
тей. Внимание было сосредоточено на идентичности, подразумеваемой ролью супруга / супруги. Смыслы, вкладываемые актором в образец его идентичности, и его ожидания, связанные с этой идентичностью, сравнивались с ожиданиями партнера. Бёрк исходил из следующих предпосылок: значения стандарта идентичности актора в основном совпадают со значениями исполняемой им роли; супруг негативно оценивает значения исполняемой актором роли, если они расходятся с его представлением о том, как тот должен себя вести; супруг старается донести свою оценку и свои ожидания до сведения актора; актор воспринимает поведение супруга и делает выводы относительно его оценки (с. 83).
Чтобы получить представление о стандартах супружеской ролевой идентичности, респондентам было предложено оценить 11 видов деятельности в рамках роли супруга по тому, насколько они чувствовали себя обязанными ими заниматься, и по тому, насколько они считали обязанным заниматься ими своего партнера. Такие вещи, как «отвечать за оплату счетов» или «отвечать за выполнение тяжелой работы» и т.п., оценивались по 5-балльной шкале от 4 («быть целиком вовлеченным в деятельность») до 0 («вообще не заниматься этим»). На основе этих данных рассчитывался уровень разногласий (между супругами) и рассогласования (значений). Для оценки статусной позиции были совмещены индекс уровня образования и индекс престижа профессии Данкена (SEI), модифицированный Стивенсом и Чоу1, а также учитывалась расовая принадлежность.
Измерялись три негативные эмоции (гнев, направленный вовне и помогающий актору сориентироваться на устранение внешних препятствий для верификации идентичности; подавленность, обращенная по большей части внутрь и помогающая изменить внутренний стандарт идентичности и тем самым реинтегрировать-ся в группу; тревога, сочетающая в себе страх и напряженное ожидание в ответ на выход важных вещей из-под контроля) и одна позитивная (любовь). Последняя была взята, поскольку несоответствие оценивалось через мнение супруга, и отношения между супругами были важны для понимания эмоциональных по-
1 Stevens G., Cho J.H. Socioeconomic indexes and the new 1980 census occupational classification scheme // Social science research. - Amsterdam, 1985. - Vol. 14, N 2. - P. 142-168.
следствий недостаточной верификации. Все эмоции брались в определениях, предложенных Кемпером1. Эмоции измерялись с помощью симптоматического опросника SCL-90, шкалы депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D scale) и шкалы любви Рубина. Исследование показало, что супружеская идентичность находит больше подтверждения в группе белых. Чем выше образовательный и профессиональный статус, тем меньше уровень рассогласования. Чем больше рассогласование, тем больше проявляются негативные эмоции. Для эмоции любви нулевая корреляция отсутствует. Таким образом, влияние рассогласования на появление негативных эмоций снижается с повышением статуса, связанного как с образованием и профессией, так и с расой. На эмоцию любви статус также оказывает сглаживающий эффект: в группе белых влияние рассогласования практически отсутствует, а среди обладающих высоким статусом негативные эффекты значительно смягчаются. Наиболее сильны негативные эффекты у людей, не принадлежащих к группе белых и обладающих низким статусом.
Эмоции сами по себе независимы друг от друга; какие именно эмоции будет испытывать тот или иной человек, зависит от многих обстоятельств. Если актор обнаружит, что рассогласование возникло по причине того, что другой покусился на контроль над определенными смыслами, то это вызовет гнев. Если он понимает, что не в состоянии манипулировать значениями так, как бы ему хотелось, то это может вызвать чувство подавленности. Если смыслы нарушены, но непонятно, как их восстановить, то это вызывает тревогу.
Эмоции не просто результат рассогласования, они во многом мотивируют и направляют процесс верификации. Чем больше рассогласование, тем больше позитивные эмоции уменьшаются, а негативные увеличиваются в силе и продолжительности. У акторов, контролирующих больший объем ресурсов, негативные эмоции менее сильны, а сами рассогласования меньше и короче.
Бёрк приходит к выводу, что для всех четырех эмоций увеличение рассогласования приводит к изменению эмоций в худшую сторону, а повышение статуса уменьшает этот эффект. Эмоцио-
1 Kemper T.D. Love and like and love and love // The sociology of emotions: A structural approach / Ed. by D. Franks and D. McCarthy. - Greenwich (CT): JAI press, 1989. - P. 249-268.
нальные реакции связаны с позициями, занимаемыми в социальной структуре. Наличие ресурсов позволяет не реагировать эмоционально на временные ситуативные рассогласования. Позиции, предоставляющие наибольший доступ к ресурсам, скорее всего, являются ключевыми в структуре; соответственно, идентичности, наиболее значимые для социальной структуры, лучше всего верифицируются и более остальных способны противостоять рассогласованию в структуре в целом. В конечном итоге, заключает автор, ключевые позиции лучше защищены, и этим оберегается социальная структура.
A.A. Модестова
2011.04.020. САНТОРЕ Д. РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗМ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНОСТИ: ИДЕИ ДЮРКГЕЙМА В ТЕОРИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНТИМНОСТИ.
SANTORE D. Romantic relationships, individualism and the possibility of togetherness: Seeing Dürkheim in theories of contemporary intimacy // Sociology. - L., 2008. - Vol. 42, N 6. - P. 1200-1217.
Дэниел Санторе (Нью-Йоркский государственный университет в г. Олбани, США) в своей статье проводит параллель между основными теоретическими подходами к проблемам современных романтических отношений и интимности / близости и взглядами Э. Дюркгейма на современность, индивидуализм и социальную солидарность. Автор рассматривает североамериканские и европейские теории интимности, появившиеся во второй половине XX в., и показывает их содержательную и риторическую общность с дюрк-геймовским пониманием личного интереса и социальных обязательств. Центральными элементами рассмотрения в современных теориях являются концепции саморазвития и коллективных связей. По мнению автора, эти теории позволяют исследовать личные отношения в ключе, согласующемся с ранними социологическими традициями, и при этом выйти за рамки строгих нормативистских суждений об индивидуализме и интимности.
В настоящее время как в научном дискурсе (в изучении интимности и межличностных отношений), так и в обыденном много внимания уделяется романтическим и сексуальным отношениям. Современный социальный смысл интимности автор считает заслу-