Научная статья на тему '2011. 04. 004. Нольте Э. Третье радикальное движение сопротивления: исламизм. Nolte E. die dritte radikale Widerstandsbewegung: der Islamismus. - Berlin: Landt Verlag, 2009. - 414 S'

2011. 04. 004. Нольте Э. Третье радикальное движение сопротивления: исламизм. Nolte E. die dritte radikale Widerstandsbewegung: der Islamismus. - Berlin: Landt Verlag, 2009. - 414 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИЗМ / ФАШИЗМ / КОММУНИЗМ / РАДИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XX В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 004. Нольте Э. Третье радикальное движение сопротивления: исламизм. Nolte E. die dritte radikale Widerstandsbewegung: der Islamismus. - Berlin: Landt Verlag, 2009. - 414 S»

конца XIX - начала ХХ в.») показывает, как опыт иммиграционной политики прусских властей подтолкнул российские власти к переосмыслению собственных подходов к проблеме гражданства и регулирования иммиграции.

Ф.Б. Шенк («Imperial inter-rail: влияние межнационального и межимперского восприятия и соперничества на политику железнодорожного строительства в царской России») рассматривает историю железных дорог в России не только как пример трансфера технологии, но и как историю заимствования и адаптации представлений о функциях и институциональном обеспечении этого технологического новшества.

В целом статьи сборника дают примеры разнообразных ситуаций, ведущих к заимствованиям - от соревнования и прямой конфронтации до случайных наблюдений. Сами заимствования, или трансферы, охватывают самые различные, но при этом взаимосвязанные сферы: институты и администрация, наука, идеология, внешняя политика, технология.

Т.М. Фадеева

2011.04.004. НОЛЬТЕ Э. ТРЕТЬЕ РАДИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ: ИСЛАМИЗМ.

NOLTE E. Die dritte radikale Widerstandsbewegung: Der Islamismus. -Berlin: Landt Verlag, 2009. - 414 S.

Ключевые слова: исламизм, фашизм, коммунизм, радикальные движения XX в.

Темой книги известного немецкого историка Эрнста Нольте является история и современное состояние движения исламизма. Он называет его «третьим радикальным движением сопротивления», ставя его в ряд с такими феноменами истории ХХ в., как коммунизм и фашизм. Монография состоит из введения, семи глав, заключения и послесловия.

Если сегодня и существует «модная тема», пишет Нольте, то это исламизм. И высказываются по этой теме не только специалисты по исламу и ориенталисты, но еще больше политики и публицисты. Речь идет о реальности, которая актуальна для всего западного мира после беспрецедентного теракта 11 сентября 2000 г. и несет в себе новую угрозу. Наиболее распространенной среди спе-

циалистов является версия о «восстании против модерна». Однако, считает автор, следует сначала определить, что такое «модерн», чтобы выяснить, может ли против него выступать исламизм, являясь в таком случае «антимодерным» или по крайней мере «не модерным» феноменом.

Бывший президент США Дж.У. Буш не первый применил определение «исламфашизм». Конечно, и фашизм характеризовали как «антимодерную» идеологию. Но сомнительно, чтобы это определение подходило как к фашизму Б. Муссолини, так и к нацизму А. Гитлера. По крайней мере несомненно, что все виды фашизма являлись по-своему «модерными», когда они противостояли консервативным и реакционным тенденциям в своих странах. Чтобы правильно решить данный вопрос в применении к исламизму, необходимо привлечь экспертов по фашизму.

Еще чаще и более обоснованно исламизм сравнивают с коммунизмом. Утверждение о том, что коммунизм является исламизмом ХХ в. принадлежит не только Ж. Моннеро, данный тезис легко можно переиначить и употребить в обратном смысле по отношению к XXI в.

Во введении автор повторяет положения некоторых своих прежних книг: «Фашизм в его эпоху», «Германия и "холодная война"», «Европейская гражданская война, 1917-1945 гг.», а также появившихся после инициированного его статьей 1986 г. «спора историков»1 в Германии монографий о Ницше, Хайдеггере и книги «Историческое мышление в ХХ столетии» (с. 15-17)2.

1 Интересно, что газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung», опубликовавшая в 1986 г. выступление Э. Нольте, положившее начало знаменитому «спору историков», отметила 25-летие этого «спора» статьей историка из Ростока Э. Флайга, признающего правоту Нольте и резко критикующего его противников, в первую очередь известного философа Ю. Хабермаса, обвиненного Флайгом в передергивании и сознательном искажении цитат из работ его противников. См.: Flaig E. Historkerstreit. Die Habermas-Methode // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Frankfurt, 2011. - 17.07. В ответ на эту статью появилась резко критикующая позицию Флайга статья известного историка Х.-А. Винклера из Берлина в газете «Zeit», в которой тот снова осудил тезисы Нольте. См.: Winkler H.-A. Historikerstreit. Hellas statt Holocaust // Zeit. - Hamburg, 2011. - 21.07. Похоже, 25 лет спустя начинается новый виток «спора» немецких историков. - Прим. реф.

2 Подробнее об этих трудах и вкладе .Э. Нольте в историографию фашизма и национал-социализма см.: Любин В.П. Преодоление прошлого: Споры о тоталитаризме. (Аналитический обзор). - М.: ИНИОН РАН, 2004. - Прим. реф.

Коммунизм и фашизм, полагает автор, были европейскими феноменами, появившимися после Первой мировой войны, исламизм же развивался в отсталых странах «третьего мира». Поэтому между всеми этими явлениями должна быть проведена разделительная черта (с. 18).

Далее Э. Нольте кратко излагает историю ислама, основанного «волевой и харизматичной личностью, Мохаммедом ибн Абдал-лой», превратившего верования одного племени в религию сотен тысяч людей. Как монотеистическая религия, отвергающая положения других монотеистических верований - триединство в христианстве, партикуляристский универсализм иудаизма - ислам стремится стать религией всего человечества (с. 25). Хотя в исламе верующие разделились на суннитское большинство и шиитское меньшинство, догматические споры не играли в нем такой роли как в христианстве. Тем не менее и в исламском мире происходили кровавые междоусобицы и столкновения. Ислам не утерял позиций и после того, как пала обладавшая мощью на протяжении столетий Османская империя.

Нольте приводит наблюдение Л. Вайса (принявшего после обращения в ислам имя Мухаммада Асада и закончившего свои дни в качестве посла Пакистана) о том, что когда тот находился в 20-е годы ХХ в. в Берлине, ему бросилось в глаза, что все люди там хорошо одеты, не голодают, но все они выглядят несчастными. В противовес этому мусульмане, даже самые бедные, живут «прекрасной, простой жизнью от рождения до смерти», потому что они далеки от европейского образа жизни, по сути своей изнурительного, эксплуататорского, декадентского, ориентированного на потребление, но не приносящего счастья и удовлетворения (с. 27). Подобные рассуждения, считает автор, могли бы стать исходным пунктом для дальнейшего сравнительного анализа. Но поначалу следует выяснить, не было ли отношение других «движений сопротивления» к противникам и врагам таким же, как и в исламе (с. 28).

Этот вопрос автор исследует в первой главе «Первые радикальные движения сопротивления». Нольте находит в марксизме консервативные черты и пишет далее об «иррегулярной революции марксизма-ленинизма». Ленин и другие русские социалисты всех направлений после свержения Николая II и событий Февральской революции надеялись на быстрый и «ортодоксальный» переход к

социалистической революции. Решение совершить вооруженное восстание и в его результате привести к власти правительство Советов под руководством единственной партии было реализовано, после чего было объявлено о победе народного восстания (так же 60 лет спустя о победе народного восстания в исламском мире заявлял и аятолла Хомейни в Иране), замечает Нольте. Однако сразу же после этого в стране началась гражданская война, поставившая под угрозу существование России как государства. В 1918-1920 гг. «иррегулярная» революция русского ленинизма и марксистская «мировая революция», которая, по мысли ее теоретиков, должна была изменить мир к лучшему, спасти измученное человечество, шли параллельно. При этом подлежали устранению предприниматели, мелкие буржуа, а вслед за ними и крестьяне-кулаки. При этом Ленин, отмечает автор, ставил русскую революцию во взаимосвязь с революцией на Востоке.

Прежде чем говорить о «модернизации» и «секуляризации» в исламских странах, пишет далее Нольте, следует обратиться и к «немецкой революции», которая в действительности стала контрреволюцией радикал-фашистского национал-социализма. Гитлер считал, что большевизм, если его не остановить, через 300 лет станет такой же религией, как и христианство, а Ленин из революционера 1917 г. превратится в основателя новой мировой религии, которому, возможно, будут поклоняться как новому Будде. Хотя Гитлер так же, как и большевистский лидер, критиковал капитализм, физическое уничтожение идеологического противника играло для Гитлера меньшую роль, чем для Ленина. Он настаивал лишь на изгнании евреев, отсюда национал-социализм, считая себя революционной идеологией, обратился к радикальному антисемитизму.

В целях подготовки к войне, призванной покончить с «несправедливостью Версальского договора», Гитлер пытался изменить немецкое общество революционными методами. Кроме усиленного оснащения вермахта не последнюю роль играли меры по укреплению здоровья народа, борьба с наследственными заболеваниями. Новая наука евгеника, пришедшая из США, достигла в Германии необычайных масштабов. Что касается конечной цели этой войны, то, полагает Нольте, если бы войну выиграл Гитлер, мир не подвергся бы заметным преобразованиям, в случае же победы СССР следовало ждать общеевропейской социалистической революции (с. 54).

Германия при Гитлере проводила свою политику в отношении «отсталых стран». Без содействия национал-социалистской Германии было бы невозможно антибританское восстание Рашида Али аль-Гайлани в Ираке в 1940 г. В беседе с лидером арабской Палестины великим муфтием Хаджем Амином аль-Хуссейни Гитлер призвал к освобождению арабского мира от английского господства. Один из лидеров левого крыла партии Индийский национальный конгресс Субхаш Чандра Бозе (Бо8е) имел в Берлине бюро, откуда руководил своими сторонниками. Когда Роммель оказался перед своим наступлением в Каире, большое число мусульман скандировало хором «Мы - солдаты Роммеля» (с. 55).

В последующих главах «Запад как ранний вызов для ислама», «Крупное поражение Османской империи и малые успехи арабского ислама в Первой мировой войне», «Межвоенное время, Вторая мировая война и вызов исламу со стороны сионизма», «Израиль как единственная территория "модерности" в огромном пространстве ислама», «Исламистская революция в Иране и убиение египетского "фараона"», «Исламизм как защитно-агрессивная власть в новом мировом конфликте» автор обращается к истории исламских стран в Х1Х-ХХ вв., упадку Османской империи, противостоянию Израиля и окружающего его арабского мира, анализирует исламистские черты революции в Иране, особенности современного исламизма.

Освещая действия победившей в Иране революции, Нольте отмечает, что проводя аналогии между иранской, с одной стороны, и французской и русской революциями - с другой, деятели первой оставляют в стороне соображение о том, что подобное сравнение было бы корректным, если бы французскую революцию возглавил архиепископ Парижа, а русскую - патриарх. Поэтому остается вопрос, не следует ли обратить внимание на «традиционную силу» ислама в иранской революции, а предложенные аналогии скорее бы следовало искать в «псевдореволюциях» фашизма в Италии и национал-социализма в Германии (с. 269).

Касаясь противостояния арабов и евреев на Ближнем Востоке, автор замечает, что мир получил вражду между Израилем, движение за создание и укрепление которого воплощает в себе как позднее европейское колониальное предприятие, так и национально-освободительное движение, и слабым и разрозненным арабским

миром, который из-за своих поражений в борьбе против сионистского государства не только не преодолел собственную отсталость, но еще более ее усугубил (с. 329). Обращаясь к отношениям между Израилем и США, автор приводит высказывание израильского премьер-министра Шарона (2001): «Еврейский народ контролирует Америку и американцы это знают» (с. 329). В мировой истории не встретишь более высокомерного и уверенного высказывания руководителя малого государства в отношении значительно более мощной великой державы.

Израиль как представитель «Запада» на Востоке предпринял огромные шаги на пути к упрочению своих позиций, а в арабском мире возникла негосударственная мировая власть - исламизм. В ответ на его наступление американцы не нашли ничего другого, как объявить «войну против терроризма», которая, по мнению Нольте, фактически является продолжением израильского «государственного террора» против хаотического группового и индивидуального террора палестинцев и арабов. То, что из-за этого может разразиться мировая война, в большой степени маловероятно. Но радикальное сопротивление ислама против экспансионистского «декаденства» Запада содержит в себе возможность определять ход мировой истории ХХ1 в. более существенно, чем перемены в соотношении сил великих держав, заключает автор.

В.П. Любин

ДРЕВНИЙ МИР

2011.04.005. ДЖОНС А.Э. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ГАЛЛИИ: СТРАТЕГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ НЕЭЛИТЫ.

JONES A.E. Social mobility in late antique Gall: Strategies and opportunities for non-elite. - Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 2009. -XII, 379 p. - Bibliogr.: p. 345-368.

Ключевые слова: Галлия, конец III-VII в., социальная структура, социальная мобильность населения.

Монография Алена Э. Джонса, профессора Тройского университета (Алабама, США), посвящена изучению социальной структуры и вертикальной социальной мобильности населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.